Занимательный урок-игра "Слово - дело великое"
методическая разработка (6 класс) по теме
Методическая разработка включает вступительное слово библиотекаря о необходимости изучения родного языка, лингвистическую игру, высказывания о русском языке, пословицы и поговорки о слове. Цель мероприятия – показать богатство русского языка, воспитывать интерес и любовь к русскому языку, развивать речь и обогащать словарный запас обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_urok-igra_slovo_-_delo_velikoe.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Методическая разработка урока ……………………………… 3
- Приложение
- высказывания о русском языке ………………………………. 8
- пословицы и поговорки о слове ……………………………… 9
3. Литература ……………………………………………………… 10
«Слово – дело великое»
Занимательный урок-игра
Цель мероприятия – показать богатство русского языка, воспитывать интерес и любовь к русскому языку, развивать речь и обогащать словарный запас обучающихся.
1. Вступительное слово библиотекаря: Среди школьных предметов, без знания которых человеку не обойтись в любом возрасте, в любой профессии, ведущее место занимает Русский язык. Н.М. Карамзин любил повторять слова Вольтера: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному». Можем ли мы с уверенностью сказать, что в совершенстве владеем родным языком? Как научиться не только грамотно, но и хорошо писать и говорить?
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Так писал о своем родном языке известный писатель А.И.Куприн.
«Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
В подтверждение этому приведу исторический пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом философа Канта. Однажды Эзопу хозяин велел приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них блюда. На вопрос, почему он подает только языки. Раб ответил: « А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее, Эзоп опять пошел покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войны; язык несет зло, горе, оскорбление.
Слово – важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. Мир слов – многообразен, интересен, увлекателен и еще до конца не разгадан. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре В.И. Даль. В словаре С.И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире все чаще появляются новые слова и выражения. В разных странах люди сегодня говорят на 6000 языках. Международный день родного языка – 21 февраля, был провозглашен ЮНЕСКО в 1999 г.
3
Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Но, к сожалению, правильная речь стала редкостью. Почему уровень речевой культуры постоянно снижается, как впрочем, и уровень общей культуры? Неужели русский язык – такой великий и могучий – оскудеет, и мы должны довольствоваться жалким набором слов из лексикона Эллочки Щукиной, высмеянной Ильфом и Петровым? Её словарный запас составлял около 30 слов. Вот некоторые слова и выражения:
- хо-хо;
- хамите;
- жуть;
- парниша;
- ого;
- мрак.
Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч. А сейчас мы проверим ваш словарный запас, предлагаю вам придумать слова, фразы для описания красоты осеннего леса.
Наша речь подвержена разнообразным влияниям, в частности, засорению. В последнее время приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями. Сквернословие незаметно ставится болезнью. Особенно уродливо звучит матерная брань в устах молодежи. Некоторые оправдываются, что брань срывается с языка не по злому умыслу, а по привычке. Но дурная привычка никогда не была оправданием дурного поведения. Употребление бранных слов и выражений следует рассматривать не просто как речевой сор, но и как нарушение норм человеческого общения.
Наша повседневная жизнь снабжена и жаргонной лексикой. Каждый жаргон представляет собой небольшой набор слов и оборотов речи. Обычно жаргоны возникают из-за желания немногих людей как-то обособить или даже скрыть от общества некоторые стороны жизни и деятельности. Устная речь современной молодежи просто усыпана жаргонами: сечешь, потрясно, клево, видак, стремно, тачка и др. Вот как уродливо на языке жаргона прозвучало бы прекрасное стихотворение А.С. Пушкина:
Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
4
А на жаргонном языке:
Гадом буду, не забуду
Ко мне затусовалась ты,
Как эти чумовые зенки,
Как клеевые понты.
Я думаю, что комментарии излишни. Чтобы убедиться, что жаргоны засоряют нашу речь, посмотрим две сценки «После экзамена».
Сценка 1
Ученик 1: Привет!
Ученик 2: Привет!
Ученик 1: Все отстрелялся?
Ученик 2: Сдул. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил такую чепуху.
Ученик 1: А я тоже не могу врубиться в эту химию. Училка говорит: «Иди отвечать». А у меня, прикинь, глаза на лоб. Закатила мне училка «2».
Ученик 2: Ну, похиляли.
Сценка 2
Ученик 1: Здравствуй, Коля!
Ученик 2: Здравствуй, Антон!
Ученик 1: Экзамен сдал?
Ученик 2: Да, все хорошо. Я получил «5». А Ваське не повезло – ничего не мог ответить.
Ученик 1: И мне тоже трудно дается химия. Я получил «3», но это потому, что я не доучил.
Ученик 2: Ну, что пойдем домой.
Библиотекарь: Эти сценки достаточно выразительны: как мыслим – так и говорим. Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Поэтому, для повышения речевой грамотности больше читайте. Привыкайте пользоваться словарями, энциклопедиями. А сейчас мы проведем лингвистическую игру и по её результатам выясним знание русского языка среди ваших одноклассников. На нашей игре присутствуют две команды: «Книгочтеи» и «Полиглоты», а также зрители и уважаемое жюри.
5
Конкурсная программа
1 конкурс - «Приветствие команд»
2 конкурс – «Иностранные слова»
Объясни значение слов, используя словарь иностранных слов:
I команда - ностальгия, презентация, круиз.
II команда - бизнес, триумф, рэкет.
3 конкурс – «Составь пословицу»
I команда – Песня, не, слова, из, выкинешь.
II команда – Воробей, слово, не, поймаешь, вылетит, не.
4 конкурс – «Почему мы так говорим?»
I команда – Баклуши бить.
II команда – Бить челом.
5 конкурс – «Найди ошибки»
I команда – С крыши дамоф свесали сасульки.
II команда – На пиррон подошол пасажирный поист.
6 конкурс – «Отгадай кроссворд»
7 Б | ||||||
2 К | 4 П | Е | ||||
И | Е | 5 Б | 6 К | Р | ||
Р | 3 М | Р | У | И | Е | |
И | Е | Г | К | Р | С | |
1А | Л | Ф | А | В | И | Т |
З | Л | О | М | И | Л | А |
Б | Д | Е | Ц | Л | ||
У | И | Н | А | И | ||
К | Й | Т | Ц | |||
А | А |
По вертикали:
- Книга, по которой вы научились читать. (Азбука)
- Имя монаха, создавшего славянскую азбуку. (Кирилл)
- Имя его брата и помощника. (Мефодий)
- Материал, на котором писались древние книги до изобретения бумаги. (Пергамент)
- Название красивой заглавной буквы. (Буквица)
- Название русской азбуки (Кириллица)
- Материал, на котором писали люди в старину на Руси. (Береста)
По горизонтали:
- Буквы построились по порядку. Название этого порядка. (Алфавит)
6
(Пока команды отгадывают кроссворд, проводится игра со зрителями)
1.Произнеси слово во множественном числе.
Плот -
Крот -
Кот –
Дуга –
Рука –
Учитель –
Метро –
Стул –
2. Измени род имен существительных.
Повар –
Портной –
Купец –
Коза –
Оса –
3. Исправь ошибки
На прашлагодние ашипки
Сматреть мне трудно бес улыпки.
Вновь потиплело в дикабре.
Запахло сенам на дваре.
Пишу я лучше многих в классе.
Мне падарил падарок Вася.
Я изучала весь енварь
Арфаграфический славарь.
Жюри подводит итоги игры, заполняет грамоты. На сцену приглашаются команды для оглашения результатов и награждения.
7
ВЫСКАЗЫВАНИЯ О РУССКОЯ ЯЗЫКЕ
* «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, правдивый и свободный русский язык!»
И.С. Тургенев
* «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно»
А.Н. Толстой
* «Язык – это оружие литератора, как ружье – солдата! Чем лучше оружие – тем сильнее
воля»
М. Горький
* «Слово – одежда всех факторов, всех мыслей»
М. Горький
* «Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
навеки»
А. Ахматова
* «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»
К.Г. Паустовский
* «Русский язык очень мягок, благозвучен и так богат гласными, как вряд ли
итальянский»
И.К. Рюдигер
* «Дивишься драгоценности нашего языка; что ни звук, то и подарок; всё зернисто,
крупно, сам как жемчуг, и право, иное названье ещё драгоценнее самой вещи»
Н.В. Гоголь
8
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О СЛОВЕ
- Слово пуще стрелы разит.
- Язык до Киева доведет.
- Слово горы ворочает.
- Слово слово родит, третье само бежит.
- От доброго слова язык не отсохнет.
- Ласковым словом и камень растопишь.
- У всякого словца ожидай конца.
- На словах города берет, а на деле ни шагу вперед.
- Не спеши языком – торопись делом.
- Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
- Что написано пером, не вырубишь топором.
- Без языка и колокол нем.
- Не бросай слово на ветер.
- Не давши слово – крепись, а давши – держись.
- Хороша веревка длинная, а речь короткая.
- Слово – серебро, молчание – золото.
- Словами горю не поможешь.
- Из одних слов шубу не сшить.
- На словах густо, а в голове пусто.
- Для красного словца не пощадит ни матери, ни отца.
- Соловья баснями не кормят.
- И речисто, да не чисто.
- На словах и так и сяк, а на деле никак.
- Востер язык, да дурной голове достался.
- Пустые речи и слушать неча.
- Из пустого в порожнее переливает.
- Сорвалось словцо, не схватишь за кольцо.
- Выпустишь словечко – не догонишь на крылечке.
- В зубах слово не завязнет.
9
ЛИТЕРАТУРА
- Адекова, Т.И. Раз словечко, два словечко / Т.И. Адекова // Читаем, учимся, играем.
Журнал-сборник сценариев для библиотек. – 2004. - №6. - с.35-36.
- Араирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку / А.Т. Араирий.- М.: Просвещение, 1995. – 383 с.
- Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка / В.И. Даль. – М.: Астрель, 2006. – 348 с.
- Занимательное азбуковедение /сост. В.Волина. – М.: Просвещение, 1991. – 368с.
- Речь. Речь. Речь: книга для учителя / сост. Т.А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1990. – 336 с.
- Шкатова, Л.А. Подумай и ответь / Л.А. Шкатова. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слово - дело великое
Разработка внеклассного мероприятия...
Слово -дело великое!
Слово -дело великое! (Материал в классный уголок)...
Презентация "Вклад моей семьи в дело Великой Победы"
В презентации рассказывается о боевом пути ветеранов ВОВ Мухтырова В.М., Романова Н.А . Презентацию приготовили внуки ветеранов, учащиеся 5 класса....
Вклад ученых в дело Великой Победы
Для внеклассных мероприятий ко Дню Победы (в средних и старших классах)...
Проект на конкурс "Вахта памяти" «ВКЛАД МОЕЙ СЕМЬИ В ДЕЛО ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ"
Рассказ о прадеде ученицы 6 класса Измайловой Линары....
Сценарий "Дела великие Петра"
Сценарий интерактивного мероприятия "Дела великие Петра"...
СЛОВО –ДЕЛО ВЕЛИКОЕ
... Русский язык принадлежит к числу тех учебных дисциплин, где вопрос об осуществлении метапредметных связей особенно важен. Всем нам хорошо известно, что метапредметн...