Занимательный урок-игра "Слово - дело великое"
методическая разработка (6 класс) по теме

Методическая разработка включает  вступительное слово библиотекаря о необходимости изучения родного языка, лингвистическую игру, высказывания о русском языке, пословицы и поговорки о слове.  Цель мероприятия  – показать богатство русского языка, воспитывать интерес и любовь к русскому языку, развивать речь и обогащать словарный запас обучающихся.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnyy_urok-igra_slovo_-_delo_velikoe.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Методическая разработка урока ………………………………                 3
  2. Приложение

- высказывания о русском языке ……………………………….               8

- пословицы и поговорки о слове ………………………………               9

      3.   Литература ………………………………………………………              10

«Слово – дело великое»

 Занимательный урок-игра

Цель мероприятия  – показать богатство русского языка, воспитывать интерес и любовь к русскому языку, развивать речь и обогащать словарный запас обучающихся.  

1. Вступительное слово библиотекаря: Среди школьных предметов, без знания которых человеку не обойтись в любом возрасте, в любой профессии, ведущее место занимает Русский язык. Н.М. Карамзин любил повторять слова Вольтера: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному». Можем ли мы с уверенностью сказать, что в совершенстве владеем родным языком? Как научиться не только грамотно, но и хорошо писать и говорить?

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Так писал о своем родном языке известный писатель А.И.Куприн.

«Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

        В подтверждение этому приведу исторический пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом философа Канта. Однажды Эзопу хозяин велел приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них блюда. На вопрос, почему он подает только языки. Раб ответил: « А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее, Эзоп опять пошел покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войны; язык несет зло, горе, оскорбление.

        Слово – важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. Мир слов – многообразен, интересен, увлекателен и еще до конца не разгадан. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом  словаре В.И. Даль. В словаре С.И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире все чаще появляются новые слова и выражения. В разных странах люди сегодня говорят на 6000 языках. Международный день родного языка – 21 февраля, был провозглашен ЮНЕСКО в 1999 г.

3

        Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Но, к сожалению, правильная речь стала редкостью. Почему уровень речевой культуры постоянно снижается, как впрочем, и уровень общей культуры? Неужели русский язык – такой великий и могучий – оскудеет, и мы должны довольствоваться жалким набором слов из лексикона Эллочки Щукиной, высмеянной Ильфом  и   Петровым? Её словарный запас составлял около 30 слов. Вот некоторые слова и выражения:

  1. хо-хо;
  2. хамите;
  3. жуть;
  4. парниша;
  5. ого;
  6. мрак.

Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч. А сейчас мы проверим ваш словарный запас,  предлагаю вам придумать слова, фразы для описания красоты осеннего леса.

        Наша речь подвержена разнообразным влияниям, в частности, засорению. В последнее время приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями. Сквернословие незаметно ставится болезнью. Особенно уродливо звучит матерная брань в устах молодежи. Некоторые оправдываются, что брань  срывается с языка не по злому умыслу, а по привычке. Но дурная привычка  никогда не была оправданием дурного поведения. Употребление бранных слов и выражений следует рассматривать не просто как речевой сор, но и как нарушение норм человеческого общения.

        Наша повседневная жизнь снабжена и жаргонной лексикой. Каждый жаргон представляет собой  небольшой набор слов и оборотов речи. Обычно жаргоны возникают из-за желания немногих людей как-то обособить или даже скрыть от общества некоторые стороны жизни и деятельности. Устная речь современной молодежи просто усыпана жаргонами: сечешь, потрясно, клево, видак, стремно, тачка и др. Вот как уродливо на языке жаргона прозвучало бы прекрасное стихотворение А.С. Пушкина:

Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

4

А на жаргонном языке:

Гадом буду, не забуду

Ко мне затусовалась ты,

Как эти чумовые зенки,

Как клеевые понты.

        Я думаю, что комментарии излишни. Чтобы убедиться, что жаргоны засоряют нашу речь, посмотрим две сценки «После экзамена».

Сценка 1

Ученик 1: Привет!

Ученик 2: Привет!

Ученик 1: Все отстрелялся?

Ученик 2: Сдул. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил такую чепуху.

Ученик 1: А я тоже не могу врубиться в эту химию. Училка говорит: «Иди отвечать». А у меня, прикинь, глаза на лоб. Закатила мне училка «2».

Ученик 2: Ну, похиляли.

Сценка 2

Ученик 1: Здравствуй, Коля!

Ученик 2: Здравствуй, Антон!

Ученик 1: Экзамен сдал?

Ученик 2: Да, все хорошо. Я получил «5». А Ваське не повезло – ничего не мог ответить.

Ученик 1: И мне тоже трудно дается химия. Я получил «3», но это потому, что я не доучил.

Ученик 2: Ну, что пойдем домой.

Библиотекарь: Эти сценки достаточно выразительны: как мыслим – так и говорим. Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Поэтому, для повышения речевой грамотности больше читайте. Привыкайте пользоваться словарями, энциклопедиями.  А сейчас мы проведем лингвистическую игру и по её результатам выясним знание русского языка среди ваших одноклассников. На нашей игре присутствуют две команды: «Книгочтеи» и «Полиглоты», а также зрители и уважаемое жюри.

5

Конкурсная программа

1 конкурс - «Приветствие команд»

2 конкурс – «Иностранные слова»

Объясни значение слов, используя словарь иностранных слов:

I команда - ностальгия, презентация, круиз.

II команда -  бизнес, триумф, рэкет.

3 конкурс  – «Составь пословицу»

I команда – Песня, не, слова, из, выкинешь.

II команда – Воробей, слово, не, поймаешь, вылетит, не.

4 конкурс – «Почему мы так говорим?»

I команда – Баклуши бить.

II команда – Бить челом.

5 конкурс – «Найди ошибки»

I команда – С крыши дамоф свесали сасульки.

II команда – На пиррон подошол пасажирный поист.

6 конкурс – «Отгадай кроссворд»

7  Б

2 К

4  П

    Е

   И

    Е

5  Б

6  К

    Р

   Р

3  М

    Р

    У

    И

    Е

   И

    Е

    Г

    К

    Р

    С

   Л

    Ф

    А

    В

    И

    Т

  З

   Л

    О

    М

    И

    Л

    А

  Б

    Д

    Е

    Ц

    Л

  У

    И

    Н

    А

    И

  К

    Й

    Т

    Ц

  А

    А

По вертикали:

  1. Книга, по которой вы научились читать. (Азбука)
  2. Имя монаха, создавшего славянскую азбуку. (Кирилл)
  3. Имя его брата и помощника. (Мефодий)
  4. Материал, на котором писались древние книги до изобретения бумаги. (Пергамент)
  5. Название красивой заглавной буквы. (Буквица)
  6. Название русской азбуки (Кириллица)
  7. Материал, на котором писали люди в старину на Руси. (Береста)

По горизонтали:

  1. Буквы построились по порядку. Название этого порядка. (Алфавит)

6

(Пока команды отгадывают кроссворд, проводится игра со зрителями)

1.Произнеси слово во множественном числе.

Плот -

Крот -

Кот –

Дуга –

Рука –

Учитель –

Метро –

Стул –

        2. Измени род имен существительных.

Повар –

Портной –

Купец –

Коза –

Оса –

        3. Исправь ошибки

На прашлагодние ашипки

Сматреть мне трудно бес улыпки.

Вновь потиплело в дикабре.

Запахло сенам на дваре.

Пишу я лучше многих в классе.

Мне падарил падарок Вася.

Я изучала весь енварь

Арфаграфический славарь.

Жюри подводит итоги  игры, заполняет грамоты. На сцену приглашаются команды для оглашения результатов и награждения.

7

ВЫСКАЗЫВАНИЯ О РУССКОЯ ЯЗЫКЕ

*   «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне     поддержка и опора, о великий, правдивый и свободный русский язык!»

                                                                                                                   И.С. Тургенев

*   «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно»

                                                                                                             А.Н. Толстой

*   «Язык – это оружие литератора, как ружье – солдата! Чем лучше оружие – тем  сильнее  

       воля»

                                                                                                             М. Горький            

*   «Слово – одежда всех факторов, всех мыслей»

                                                                                                             М. Горький

*    «Не страшно под пулями мертвыми лечь,

        Не горько остаться без крова, -

        И мы сохраним тебя, русская речь,

        Великое русское слово

        Свободным и чистым тебя пронесем,

       И внукам дадим, и от плена спасем

                                                                     навеки»

                                                                                                   А. Ахматова

*   «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»

                                                                                                                   К.Г. Паустовский

   *   «Русский язык очень мягок, благозвучен и так богат гласными, как вряд ли

          итальянский»

                                                                                                                    И.К. Рюдигер

*   «Дивишься драгоценности нашего языка; что ни звук, то и подарок; всё зернисто,

       крупно, сам как жемчуг, и право, иное названье ещё драгоценнее самой вещи»

                                                                                                                    Н.В. Гоголь

8

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О СЛОВЕ

  1. Слово пуще стрелы разит.
  2. Язык до Киева доведет.
  3. Слово горы ворочает.
  4. Слово слово родит, третье само бежит.
  5. От доброго слова язык не отсохнет.
  6. Ласковым словом и камень растопишь.
  7. У всякого словца ожидай конца.
  8. На словах города берет, а на деле ни шагу вперед.
  9. Не спеши языком – торопись делом.
  10. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
  11. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
  12. Что написано пером, не вырубишь топором.
  13. Без языка и колокол нем.
  14. Не бросай слово на ветер.
  15. Не давши слово – крепись, а давши – держись.
  16. Хороша веревка длинная, а речь короткая.
  17. Слово – серебро, молчание – золото.
  18. Словами горю не поможешь.
  19. Из одних слов шубу не сшить.
  20. На словах густо,  а в голове пусто.
  21. Для красного словца не пощадит ни матери, ни отца.
  22. Соловья баснями не кормят.
  23. И речисто, да не чисто.
  24. На словах и так и сяк, а на деле никак.
  25. Востер язык, да дурной голове достался.
  26. Пустые речи и слушать неча.
  27. Из пустого в порожнее переливает.
  28. Сорвалось словцо, не схватишь за кольцо.
  29. Выпустишь словечко – не догонишь на крылечке.
  30. В зубах слово не завязнет.

9

ЛИТЕРАТУРА

  1. Адекова, Т.И. Раз словечко, два словечко / Т.И. Адекова // Читаем, учимся, играем.

Журнал-сборник сценариев для библиотек. – 2004. - №6. - с.35-36.

  1. Араирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку / А.Т. Араирий.- М.: Просвещение, 1995. – 383 с.
  2. Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка / В.И. Даль. – М.: Астрель, 2006. – 348 с.
  3. Занимательное азбуковедение /сост. В.Волина. – М.: Просвещение, 1991. – 368с.
  4. Речь. Речь. Речь: книга для учителя / сост. Т.А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1990. – 336 с.
  5. Шкатова, Л.А. Подумай и ответь / Л.А. Шкатова. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слово - дело великое

Разработка внеклассного мероприятия...

Слово -дело великое!

Слово -дело великое! (Материал в классный уголок)...

Презентация "Вклад моей семьи в дело Великой Победы"

В презентации  рассказывается о боевом пути ветеранов  ВОВ Мухтырова В.М.,  Романова Н.А . Презентацию приготовили внуки ветеранов, учащиеся 5 класса....

Вклад ученых в дело Великой Победы

Для внеклассных мероприятий ко Дню Победы (в средних и старших классах)...

Проект на конкурс "Вахта памяти" «ВКЛАД МОЕЙ СЕМЬИ В ДЕЛО ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ"

Рассказ о прадеде ученицы 6 класса Измайловой Линары....

Сценарий "Дела великие Петра"

Сценарий интерактивного мероприятия "Дела великие Петра"...

СЛОВО –ДЕЛО ВЕЛИКОЕ

   ...   Русский язык принадлежит к числу тех учебных дисциплин, где вопрос об осуществлении метапредметных связей особенно важен. Всем нам хорошо известно, что метапредметн...