Дифференцированный подход на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Два мира есть у человека: Один, который нас творил. Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. |
Н.Заболоцкий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_urok.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка»»
(из опыта работы)
Выполнена: Локотош
Ксенией Владимировной,
учителем русского языка и литературы
МБОУ СОШ №17 пос. Шаумянского, Георгиевского района, Ставропольского края
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает центральное место. Его ведущая роль определяется социальными функциями русского языка – государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и консолидации народов России, родного языка более 80 % граждан России.
В федеральном компоненте государственного образовательного стандарта цели обучения русскому языку сориентированы в первую очередь на развитие личности ученика. Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным.
Образовательный процесс, в основе которого лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценки каждого ребёнка, его развития и саморазвития, обретение им социального опыта в процессе его активной, сознательной, самостоятельной продуктивной деятельности, называется личностно-ориентированным.
Построение такой системы организации образовательного процесса возможно на основе его дифференциации, когда учитывается склонности, интересы и проявившиеся способности учащихся, а затем на основании учёта создаются благоприятные условия для их дальнейшего развития.
Уровневая дифференциация – это технология обучения в одном классе детей разных способностей на основе планирования результатов обучения. Существенный её признак заключается в том, что задаётся не только система требований к «идеальному образцу усвоения» («Ученик может»), но и система обязательных требований («Ученик должен»). Уровневую дифференциацию часто связываю с внедрением общеобразовательных учебных стандартов.
Дифференцированным походом в обучении называют систему классной, групповой и индивидуальной работы с учащимися. Учитель должен различать детей по типу их нервной деятельности, так как темперамент сказывается на динамике протекания мыслительных, волевых процессов, он влияет на ход учебной деятельности.
Чтобы добиться каких-то результатов, прежде всего необходимо выяснить насколько сформированы навыки самоконтроля, умение выделять главное, сравнивать, уровень развития произвольного и непроизвольного внимания, критичности мышления, определить тип памяти каждого ученика. Только учитывая реальные учебные возможности всех учащихся, можно организовать продуктивную деятельность всего класса, осуществлять дифференцированное обучение на уроке.
Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся.
Кроме учебных задач сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся позволяет решать и воспитательные задачи, средствами нашего предмета. Совершенствование различных форм групповой и коллективной деятельности учащихся формирует у ребят навыки взаимо- и самоконтроля, взаимопомощи, воспитание ответственности за результат собственных усилий и за работу товарища.
Уровневая дифференциация, сохраняя многие черты традиционных технологий обучения, содержит в себе ряд принципиально новых подходов.
Чтобы определить учебные возможности класса, необходимо знать уровень его работоспособности и обучаемости.
Уровень работоспособности своих учеников я могу проверить с первых уроков 5 класса по объёму выполненной работы, её качеству и т.п.
Уровень обучаемости при повторении в начале года в 5 классе проверить сложнее. Лучше его проверять, когда приступаем к изучению основного курса. Уровень обучаемости связан с понимаем детьми изложенного учителем материала.Например: на первом уроке в течение 15 минут объясняю тему «правописание НЕ с существительными». Затем задаю вопрос классу: понятно ли? Ответ обычно положительный. На этом же уроке даю письменную проверочную работу. При проверке, как правило, выясняется, что большинство не справилось с заданием. На следующем уроке в доброжелательной форме сообщаю ученикам результаты проверки их работ, предлагаю этот же материал прослушать ещё раз и снова даю повторное письменное задание. теперь с заданием справились почти все, но остались те, кому нужен сугубо индивидуальный подход.
Таким образом, я определила учебные возможности класса, уровень обучаемости и работоспособности. Теперь без особого психологического ущерба для учащихся можно разделить их на группы, тем более что дети психологически уже подготовлены к этому. Движение вперёд на основе возврата к изученному, усиленного закрепления на большом количестве примеров и упражнений. Каждый работает в меру своих сил и возможностей, овладевает знаниям и навыками, предусмотренными программой и не теряет интереса к предмету.
Современный комбинированный урок сочетает в себе и опрос, и изучение нового материала и закрепление. Не менее важен и контроль знаний, умений и навыков при дифференцированном обучении русскому языку.
В своей работе я использую формы экспресс-контроля, которые позволяют достичь высоких показателей в обучении при минимальной затрате усилия учащихся и времени.
Этими формами являются индивидуальные карточки, орфографические и синтаксические пятиминутки, тесты, опрос – контроль, матрицы, линокарты.
Теперь подробнее остановимся на каждой форме контроля. Посредством карточек удобно осуществлять принцип индивидуального подхода к ученикам при опросе. Карточки для слабых учащихся могут содержать образец рассуждения, алгоритм, опорную схему, которые помогут провести анализ и сделать правильные выводы, снимут стресс и помогут усвоить способ действия.
В карточках для средних учащихся подсказка убирается. Наряду с обычными упражнениями они могут включать в себя задания типа «исправьте ошибки», «сделайте выборку», «произведите классификацию», «найдите общее и различное», «переконструируйте предложения», которые рассчитаны на развитие мыслительных способностей школьников.
Сильным ученикам предлагаются карточки с творческими заданиями, предусматривающими большой объём самостоятельных мыслительных операций, например:
- Приведите примеры слов:
а) с разделительными Ъ и Ь;
б) с Ь после шипящих в глаголах и существительных;
в) в сочетании ЧТ, ЧН, НЧ, НЩ.
2. Письменно покажите, что данная словообразовательная модель образует две группы слов, отмечающихся значением: аптека, голова (глава), ворота (врата), слова, виноград, дикий, буква, сухой, пахать.
арь <
3. Придумайте предложения, в которых сочетания умывать руки, прикусить язык, воды в рот набрал были употреблены в прямом и переносном значении.
Формы проверки заданий, выполненных по карточкам, разнообразны. Если задание выполняется на доске, то проверкой занимается весь класс под руководством учителя. Если карточка даётся сидящему за партой, то результаты можно проверить следующими способами:
- проверка работы учителем после урока или на уроке в момент, когда все ученики заняты письменной работой;
- проверка ассистентами и консультантами из числа сильных учеников, которые сами выставляют оценку;
- самопроверка при помощи карточки – информатора (ученик сравнивает с ней свой ответ и выставляет себе оценку); - обмен учащимися работами и взаимная проверка.
Орфографические и синтаксические пятиминутки как формы контроля на уроках русского языка занимают немного времени, дают возможность учителю получить быструю информацию о степени овладения умениями.
Учитывая возрастные особенности учащихся, можно использовать отрывки из художественных произведений, стихотворений. Это оживляет урок, активизирует внимание, развивает память, повышает общую языковую культуру учеников.
Задания пятиминуток могут быть разными:
а) определите, в каких словах есть орфограмма, в каких её нет; в выделенных словах обозначьте орфограмму и ту часть слова, в которой она находилась; выделите словосочетания из предложения – для слабых учащихся;
б) вставьте пропущенные орфограммы и подберите проверочные слова; найдите грамматическую основу предложения, определите, чем она выражена – для средних учащихся;
в) подберите свои примеры слов с данной орфограммой; составьте словосочетания по схемам; вставьте пропущенные пунктограммы, объясните их постановку и т.д. – для сильных учащихся.
Одним из наиболее часто используемых в настоящее время средств контроля тестирование. Тесты могут быть тематическими и итоговыми. Учитель затрачивает на проведение тестирования 7 – 10 минут и ещё 10 минут на получение результатов определение наиболее трудных для учащихся заданий, которые можно обсудить на текущем или следующем уроке.
Результаты тестирования дают возможность определить индивидуальные уровни овладения материалом и на основе, дифференцированного подхода к обучению целенаправленно работать над преодолением своевременно выявленного отставания школьников.
Опрос с использованием таблиц делает усвоение знаний школьниками более осознанным, системным, учит классифицировать языковые явления, например:
- Заполните таблицу своими примерами.
Подготовьте сообщение – объяснение роли существительного в предложении (Vкласс).
Роль имени существительного в предложении | Примеры | |
Члены предложения | подлежащее дополнения обстоятельства (места, времени) Сказуемые | |
обращение |
2. Заполните таблицу, указать номер предложений
Определённо – личные Безличные Назывные Двусоставные |
Экспресс-контроль помогает осуществить перфокарта. Незначительные затраты времени на выполнение задания и проверку перфокарт позволяют при проведении работы над определёнными орфограммами в течение нескольких уроков свести до минимума количество ошибок в их написании. Этот вид работы желательно применять для слабоуспевающих учащихся, так как он осуществляет не только контролирующую, но и обучающую функцию. Принцип отбора материала ля перфокарт – составление трудноразличимых и смешиваемых орфограмм: правописание приставок нс –З/-С; разделительный Ъ и Ь; -Н- и –НН- в суффиксах прилагательных и причастий и т.д.
Экспресс-контроль можно осуществлять с помощью линокарт и матриц. Линокарты – это карточки, разлинованные в соответствии с интересами проверки. Например, правописание гласной буквы в суффиксах действительных причастий настоящего времени: первая графа обозначает I спряжение, вторая графа - II спряжение, третья – суффиксы, которые употребляются при образовании причастий от глаголов I спряжения, четвёртая – суффиксы, употребляемые при образовании причастий глаголов II спряжения. Учитель читает первое слово: строящий – ученик ставит точку во вторую графу и точку с суффиксом –ЯЩ-.
Матрица – разлинованный на клетки листок, каждая клетка пронумерована.Номер в матрице соответствует порядковому номеру примера, ученики заштриховывают цифру, соответствующую предложению с необособленным определением или написанию Ы после Ц и т.д.
Дифференцированный подход используется на уроках развития речи, например при подготовке к изложению учащимися, имеющим слабую подготовку к предмету и неразвитую зрительную память, предлагается дома заранее познакомиться с текстом изложения по учебнику, на уроке им даётся больше времени на восприятие материала. Когда сильные и средние учащиеся уже приступили к работе, со слабыми работа ещё продолжается. Домашнее задание является одним из наиболее трудных структурных элементов урока. Особое значение домашняя работа имеет при организации учебного процесса в системе развивающего обучения, который предполагает подготовку к изучению нового материала. Учитель предусматривает такие задания, при выполнении которых дети восполняют проблемы в занятиях, что создаёт благоприятные условия для изучения нового. А это, в свою очередь, установит прочную связь известного с вновь изучаемым материалом. Поскольку современный урок – это совместная деятельность учителя и учащихся, то ученики дома должны подготовиться не только к тому, чтобы отчитаться в своих знаниях и умениях за прошлый урок, но и к активному творческому поиску по «добыванию» знаний и выработке новых навыков и умений.
Укажем самые общие требования к организации домашней работы:
- назвать тему очередного урока, установив его связь с данными;
- сформулировать цель и познавательно-воспитательные задачи предстоящего урока и домашнего задания;
- проинструктировать учащихся, как им рационально подготовиться к предстоящему уроку (ученикам рекомендуется вспомнить, на какие знания и умения, при изучении русского языка и других предметов, можно опереться);
- обратить внимание школьников на возможные связи изучаемого с личным опытом, практикой жизни.
Всё это позволит учащимся в процессе подготовки домашнего задания максимально использовать внутри- и межпредметные связи, различную справочную литературу, а также привлечь материалы печати, Интернета, телевидения.
В процессе домашней работы осуществляется перевод школьников на уровень самообразования: для успевающих учеников это возможно к середине пятого класса, ля средних – к концу пятого класса, а для отстающих – к середине шестого класса.
Приведём пример домашнего задания по группам:
III группа (слабые) 1. Подготовить вопросы по материалу § . в классе тебе придётся задавать эти вопросы и оценивать ответы на низ. 2. Выполни упражнение сборника (№ ).
II группа (средние) 1. Составь таблицу по учебнику. «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных».
-Н- | -НН- | ||
Правила | Примеры | Правила | Примеры |
Подбери текст по детским книжкам, зашифруй его для взаимодиктанта (б_пр_пятств_ый и т.п.). придумай грамматические задания по тексту.
I группа (сильные). 1. Подготовь взаимозадания по образцу классных упражнений. Проверьте выполнение его у товарища. 2. Попытайся сформулировать правила для большинства слов с суффиксом –ЕНН-. Для этого следует воспользоваться «Грамматическим словарём». Выпиши все имена прилагательные, образованные от существительных, с суффиксом –ЕНН-. Какая закономерность наблюдается? Поделись своими результатами с классом.
Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй или третьей группы работает в полную силу, справляется с заданием, он может перейти из одной группы в другую. Ущемления личности нет. Каждый получает задания в объёме своих возможностей и справедливо заработанную оценку.
В маленькой сельской школе, где нет параллелей, учителю приходится работать в классах, в которых учатся и сильные, и среднеуспевающие, и слабые учащиеся. Постоянно увеличивая долю индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся и усложняя эту деятельность, преподаватель готовит учеников к самообразованию: к самостоятельному анализу учебного материала, формулировке цели своей работы (что я должен уметь?), планирование своего труда. Происходит постоянное вытеснение модели обучения (учитель – ученик – ученик – учитель), используется модель взаимообучения (ученик – ученик + необходимая помощь и коррекция со стороны учителя) и реализуется модель самообучения (ученик + возможная помощь и коррекция со стороны товарищей или учителя).
Дифференцированный подход даёт ученику:
- осознание включённости в общую работу;
- коммуникативную готовность к работе в группе на всех предметах гуманитарного цикла;
- развитие личностной рефлексии;
- становление активной субъективной позиции в учебной (и иной) деятельности (учебной микрогруппе);
- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- формирование ценностно-ориентационного единства группы;
- поощрение гибкой смены социальных ролей в зависимости от ситуации;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности (классу);
- формирование класса как групповой общности;
- систему оценки процесса и результата совместной деятельности;
- повышение познавательной активности класса;
- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.
Хочется верить, что у уровневого обучения и дифференцированного подхода впереди будущее.
ЛИТЕРАТУРА
1. Л.С.Выготский. Диагностика умственного развития в связи с обучением
// Педагогическая психология. – М., 1991
2. Т.М.Пахнова. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре // Русский язык в школе 2003, № 4
3. Е.Л.Парфёнова. Дифференцированнное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка // Русский язык в школе 2005, № 5
4. Н.Г.Сорокина. Формирования практической грамотности // Русская словесность 2001, № 3
5. И.Ф.Степанов, И.Ф.Горелик, М.Б.Ильина и др. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся. – Псков. 1998
6. Л.С.Славина. Трудные дети. – Москва – Воронеж 2002
7. О.В.Соловьёва. Развитие познавательных способностей школьников, - Москва, 2002
8. И.М.Чередов. О дифференцированном обучении на уроках. Пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках. – Омск, 1973
9. И.С.Якиманская. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – Москва, 1996.
10. И.С.Якиманская. Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы.// Директор школы, 1995, № 6
11. Е.А.Ямбург. Школа для всех. – Москва, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе ому языку
Данная презентация поможет учителю организовать работу на уроках с учениками разного уровня подготовленности....
«Дифференцированный подход в преподавании русского языка и литературы для обучающихся в СКОУ VI вида. Использование ИКТ».
Введение. Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей, имеющих...
Доклад "Дифференцированный подход на уроках русского языка в основной школе"
Обобщение педагогического опыта по применямой технологии дифференцированного подхода...
«Дифференцированный подход на уроках русского языка».
в помощь учителю...
Дифференцированный подход на уроках русского языка с учетом психологических особенностей учащихся.
Я надеюсь, что эта статья поможет Вам в работе!...
Статья "Дифференцированный подход на уроках русского языка и литературы"
Данная статья содержит информацию о дифференцированном обучении на уроках русского языка и литературы. Дифференцированный подход является актуальной проблемой современной школы....