Дифференцированный подход в обучении русскому языку
статья на тему

Отчёт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differencirovannyy_podhod_v_obuchenii_russkomu_yazyku.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход

в обучении русскому языку.

Учитель русского языка Конюшенко Л.В.

На мой взгляд, все сложности дифференцированного подхода в обучении связаны с классическим стереотипом нашего сознания, сложившимся не без основания: если не всех учат одинаково, значит, нарушается принцип справедливости и равенства, значит, тут что-то не так. И ведь действительно, бывает не всё так. Вспомним хотя бы страх и нежелание детей и родителей, чтобы ребёнок учился в классе выравнивания.

 Самое замечательное то, что и те, кто категорически отвергает всякие попытки дифференциации в процессе обучения, исповедывают личностно ориентированный подход в образовании и мечтают об индивидуальном подходе к своему ребёнку. Но такой подход требует специальных технологий, среди которых не последнее место занимает дифференциация. К сожалению, «равенства сил и способностей люди не имеют от природы». Так сказал человек, который всю свою жизнь боролся за справедливость, -К.Маркс. А если это так, то и учить необходимо, принимая во внимание эти силы и способности. Но есть и другая закономерность, выраженная в законе компенсации: слепой лучше слышит, а глухой лучше видит. Следовательно, у каждого есть шанс стать образованным человеком, использовать который и должен учитель.

 Мне кажется, что дело не столько в самом подходе, сколько в профессионализме при его реализации.

 Дифференциация в образовании – это создание различий между частями (например, школами, классами, группами, отдельными учениками) образовательной системы (подсистемы) (к примеру, общее образование, школа, класс, группа) с учётом одного или нескольких направлений (расписание образовательной цели, методы преподавания).

 Учителям удаётся решать самую гуманную задачу – учить хорошо всех детей (и одарённых, и талантливых, и тех, кого мы нередко называем «нормальными», и тех, к кому природа оказалась не совсем благосклонной) и при этом в рамках класса создать группы разного уровня, используя разные виды дифференциации, сохранив при этом атмосферу педагогики сотрудничества. То есть, надо учить всех хорошо, учитывая возможности каждого. Проблема дифференциации настолько сложна, что мнение относительно неё меняется постоянно. Неизменно только то, что дифференциация является залогом предоставления каждому ученику одинакового шанса достичь реальных результатов, быть «успешным», что позволяет максимально развиваться детям с самыми разными способностями и интересами.

 В обучении русскому языку дифференцированный подход имеет особое значение, так как эта дисциплина объективно является сложной и вызывает у многих учащихся трудности. В то же время имеется большое число детей с явно выраженными языковыми способностями. Разрыв в возможностях восприятия и усвоения курса учащимися, находящимися на «двух полюсах», велик. Именно поэтому важно при обучении учитывать возможности не только сильных, но и тех, кому этот предмет даётся с трудом или чьи интересы лежат в области других наук.

 Для успешного осуществления дифференциации необходимы следующие условия. Во-первых, чтобы выделенные уровни усвоения материала и, в первую очередь, результаты обучения были открыты учащимся, так как если цели известны ученику и выбраны им осознанно, достижение их поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремится к их реализации.

 Следующее важное условие – это наличие определённых «ножниц» между уровнем требований и уровнем обучения. Иными словами, учащимся предлагается одинаковый объём материала, но устанавливаются различные требования к его усвоению. Например, можно учить на уровне знания, понимания и применения изученного, а можно – на уровне развития способности анализировать, интегрировать, оценивать материал. Это особенно проявляется в характере заданий учащимся и в системе проверки изученного. Так, в сильных группах (высший уровень) преимущественно даются задания средней сложности с плавным переходом к заданиям с повышенной сложности. В группах первого уровня используются элементарные задания с переходом к заданиям средней сложности.

 Трудность работы кроется в том, что дифференциация обучения заключается не только в делении по группам разных уровней, но и в поэтапном дифференцировании внутри группы, в результате чего образуется ещё два-три уровня. Первый этап дифференцированная домашняя работа (практическая часть). Применяются различные формы проверки домашнего задания: самопроверка по образцу, взаимопроверка, проверка факта выполнения работы ассистентами учителя, выборочная и контрольная проверка. Всегда осуществляю проверку домашнего задания у слабых учащихся.  Второй этап – изучение нового материала. На первом уроке объяснения нового материала я часто ориентирую сильную группу на самостоятельную работу с текстами, учебником. Ребятам предлагается составить схемы, таблицы обобщающего характера. А более слабые учащиеся могут выписать тезисы статей учебника. Если на первом уроке объяснение для групп всех уровней одинаково и соответствует базовому, то на следующих уроках подход уже более дифференцирован. В группах первого уровня  предлагаются задания, которые возвращают учащихся к основным моментам объяснённой темы и требуют дополнительной работы по её осмыслению и пониманию; и только после усвоения её задания усложняются. В группах же базового уровня предлагаются задания, требующие хорошего понимания основных положений и закрепления их на практике. Часто в конце таких уроков я даю работу с перфокартами. Для более «продвинутых» детей, которые явно освоили материал, даются задания творческого характера. Сильные учащиеся быстро переходят от обязательных заданий к творческим, но и среди этих ребят есть те, которые задерживаются на обязательных упражнениях. Обязательной является работа над всеми допущенными ошибками.

  Третий этап – самостоятельные и контрольные уроки. Возможны три варианта: работа по образцу, работа в ситуации выбора нужного ответа из многих, работа с дополнительным материалом. Естественно, в группах первого уровня можно предложить первый и второй варианты, в базовых группах – все три по желанию, а для самых сильных учащихся – второй и третий. То же происходит и при проведении контрольных работ. В целях систематического контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся, кроме традиционных форм – диктантов, изложений, срезовых контрольных работ, использую тесты, которые позволяют, во-первых, быстро осуществить прямую и обратную связь в системе обучения и откорректировать знания и умения учащихся, во-вторых, осуществлять подготовку к ЕГЭ. Тесты также помогают осуществить дифференцированное обучение школьников. Результаты тестовой проверки фиксируют достижения учащихся на определённом этапе обучения, поэтому они могут носить характер тематический (проверка изученной темы), промежуточный (проверка фрагментов темы) и итоговый (проверка знаний, умений и навыков учащихся за определённый период обучения).

 В своей работе я использую пособие Ахременковой Л.А. «К пятёрке шаг за шагом». Эту книгу приобрели все учащиеся. Нетрадиционная методика показала высокую эффективность и доступность как для одарённыхдетей, так и для испытывающих определённые затруднения в обучении и позволяет учащимся быстро усвоить и закрепить правила русской пунктуации и орфографии.

 Много внимания уделяю комплексному анализу текста, т.к. для развития речи учащихся необходима работа с образцами правильной русской речи. Традиционными являются задания по обнаружению изучаемых или изученных грамматических явлений. Подобная работа формирует способность учеников свободно ориентироваться в текстах, видеть их грамматическую специфику, находить и объяснять языковые явления и факты.

 На своих уроках я часто использую региональный учебник «Русский язык. Литературная норма и кубанские говоры» под редакцией Р.М.Гриценко. для предупреждения и устранения произносительных и грамматических ошибок в речи учащихся, воспитания бережного отношения к  родному языку. Этот учебник приобретён всеми учащимися.

 Среди обычных уроков я использую много таких, которые построены в нетрадиционной форме: урок-путешествие, урок-конференция, урок-суд, урок-сказка, урок-исследование, урок-презентация, урок-игра и т.д. Использую и интегрированные уроки, которые помогают состыковать учебный материал русского языка и литературы. Такие уроки всегда вызывают интерес учеников, а потому являются средствами формирования познавательных интересов школьников.  Способствуют формированию языковых интересов школьников и нетрадиционные упражнения. Среди них можно назвать упражнения «путаница», «угадай-ка»,»добавь словечко», пропедевтические диктанты. И т.д.  Также на своих уроках я использую лингвистические сказки (информативные, сказки-игры, сказки-проблемы, сказки-упражнения). Но на всех этих уроках всегда присутствует дифференцированный подход, всегда применяются разноуровневые задания.

 Подготовку к ЕГЭ я начинаю вести с 5 класса. Систематически повторяю с учащимися изученные темы, много внимания уделяю работе над ошибками после проверки домашних, классных, самостоятельных и контрольных работ. Каждый ученик ведёт дополнительную тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях. Задания для работы в этих тетрадях я подбираю индивидуально для каждого ученика. Все задания дифференцированные, основаны на разноуровневых карточках. Также с 5 класса учащиеся пишут изложения с элементами сочинения, рецензии, аннотации, отзывы. Проводится словарная работа по усвоению лексики, комплексный анализ текста, тестирования. Организуется самостоятельная работа учащихся со справочной литературой. Проводятся индивидуальные и групповые консультации. На всех уроках я уделяю особое внимание соблюдению языковых норм.

 Также на своих уроках я применяю инновационные технологии. Всем учащимся, имеющим дома компьютер, я раздала  компьютерные программы по русскому языку. На уроках я использую мультимедийный комплекс по русскому языку для учеников 5-6 классов «Русский язык. Морфология. Орфография» под редакцией О.И.Руденко-Моргун,  «Уроки русского языка по учебнику М.М.Разумовской». При подготовке к урокам использую «Дидактический и раздаточный материал для уроков русского языка в 5-7 классах» издательства «Учитель». Этот диск содержит дифференцированные задания и разноуровневые карточки, многовариантные проверочные работы, диагностику. Также я готовлю свои презентации к некоторым урокам.

При дифференцированном обучении нельзя обойтись без диагностики предметной обученности. Начинается эта работа с анализа программных требований по предмету в части конкретных умений и навыков, которые должны приобрести учащиеся в результате обучения по следующей схеме:

 - итоговые умения и навыки по окончанию обучения;

 - по окончании каждого класса;

 - промежуточные по учебным полугодиям и четвертям;

- по окончании каждой отдельной темы.

 Оценивать можно лишь степень продвижения ученика в формирований предметных умений и навыков по отношению к его «вчерашним» достижениям, да и то с поправкой на его способности и индивидуальный темп обучения в соответствии с развитием основных психических функций.

 Если в диктанте ученик допускал 10-12 ошибок, то это отметка «2». Если же в результате собственного труда и целенаправленной деятельности учителя он стал делать 5-6 ошибок, то, по действующим нормам оценки, это опять-таки отметка «2». Такая оценка учебного труда ребёнка, безусловно, не способствует реализации воспитательного аспекта в его обучении.

Я считаю, что процедуре контроля с выставлением отметки ученику должны предшествовать диагностика обученности, а также целенаправленная развивающе-коррекционная работа по её итогам. Лишь после проведения такой совместной работы с учеником учитель может оценить его труд и достижения в части формированияконкретных умений и навыков, необходимых в реальной жизни. И в такой совместной деятельности учителя и ученика у последнего появляется мотивация к обучению, интерес к учебному предмету в частности и к приобретению знаний вообще.

Входная диагностическая карта (5 класс, сентябрь)

Типичные ошибки учащихся

Основные умения

Фамилия учащегося

Исправления (с указанием орфограмм)

При написании безударных гласных, проверяемых ударением

При написании словарных слов

При написании парных согласных в конце и середине слова

При написании и, у, а после шипящих

При написании слов

с разделительным ъ

с разделительным ь

Неразделение предлогов со словами

Графические ошибки

При написании безударных окончаний имён прилагательных

При обозначении мягкости согласных при помощи ь

При написании слов с непроизносимой согласной

Выполнять фонетический разбор слов

Правильно разбирать слова по составу

Выполнять синтаксический разбор предложения

Определять части речи в тексте

Степень предметной обученности

 Дифференцированное обучение даёт возможность работать гибко, учитывая особенности учащихся и их интересы, позволяет учить в атмосфере взаимного доверия учителя и учащихся и добиваться высокой обученности в группах разного уровня. А если учащимся не вполне понятны цели и конкретные результаты в обучении, то не может быть речи ни о мотивации, ни о воспитательном аспекте обучения, ни о развитии. Речь может идти лишь о колоссальной физической и психической перегрузке, о потере здоровья и утрате интереса к учебной деятельности, о состоянии неуспеха у большинства наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"

Статья: "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"...

Дифференцированный подход в обучении французскому языку

Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков является дифференцированный подход в обучении. Проблема старая, но далеко не полностью раскрыто все многообразие ее сторон...

Дифференцированный подход в обучении иностранным языкам

В дидактике  обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е. основные свойства личности учащегося. В п...

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе ому языку

Данная презентация поможет учителю организовать работу на уроках с учениками разного уровня подготовленности....

Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе как средство выявления и развития творческих способностей учащихся.

Рациональная организация учебной деятельности, нацеленная на достижение высоких результатов, а главное, на развитие способностей каждого ребенка, предполагает дифферецированный подход в обучении. Это...

Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе (из опыта работы)

Исходя из 34 лет опыта педагогической работы в обучении учащихся русскому языку и литературе считаю, что индивидуальным подходом  в работе мы занимаемся, не задумываясь, и постоянно. Как не...

Индивидуально - дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе через использование ИКТ

Сегодня существует огромное количество программ, методик, направлений, педагогических трудов, обобщающих опыт не одного поколения учителей, цель которых - помочь учителю в профессион...