урок русского языка в 7 классе "Роль частицы в предложении"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Роль частицы в предложении
Класс 7 «А»
Учитель Шелудченко Анна Викторовна
Тип урока: урок-исследование.
Цели урока:
- Формировать и развивать у обучающихся познавательные, исследовательские компетенции.
- Обобщить полученные ранее знания о частице как служебной части речи.
3. Закрепить умения видеть частицы в тексте, определять их разряды.
4. Рассмотреть роль частицы в предложении.
5. Воспитывать сознательное отношение к языку, способствовать развитию интереса к изучению предмета «Русский язык».
Задачи урока:
- Познакомить обучающихся с ролью частицы в предложении.
- Развивать познавательный интерес.
- Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.
- Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию.
- Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, т.е. совершенствовать свои коммуникативные умения.
- Развивать умение публично выступать.
- Вспомнить басни И.А.Крылова.
Планируемые результаты:
- Обучающиеся знают функции частицы как служебной части речи, определяют значимость частицы в предложении и тексте.
- Обучающиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.
- Обучающиеся осуществляют коммуникативные действия: участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.
- Обучающиеся используют приобретенные знания в творческой работе.
- Обучающиеся совместно с учителем проводят исследовательскую работу
- Обучающиеся проводят личностную рефлексию.
Формы и методы работы:
поэтапная исследовательская деятельность, основанная на создании учебных ситуаций и их решении, частично-поисковая деятельность, беседа, проблемные ситуации, диалог, работа с текстом, наглядность, информационно – коммуникативная технология.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, плакат «Разряды частиц», кроссворд «Роль частиц в предложении», портрет И.А.Крылова.
Ход урока
1.Организационный момент.
Добрый день, ребята! Все готовы к работе? Начиная урок, улыбнемся друг другу и пожелаем мысленно всем здоровья и чудесного настроения.
Сегодня на уроке вы будете исследовать, анализировать и делать соответствующие выводы.
Если вы постараетесь, то сами определите тему урока и цели нашего занятия.
2.Для того, чтобы вспомнить, какую часть речи вы изучали на предыдущих уроках, мы проведем с вами лексическую работу. К данным словам подберите антонимы и запишите их во 2 столбик.
Родной – чужой
неряшливый – аккуратный
горький – сладкий
светлый – темный
ложный – истинный
разбитый – целый
пассивный - активный
Слайд №1.
Прочитайте сверху вниз первые буквы слов второго столбика. У нас получилось слово «частица». Кстати, в литературоведении такой приём прочтения по первым буквам каждой стихотворной строки называется «акростих».
Теперь давайте вспомним
- Что же такое частица?
- Почему частица не является самостоятельной частью речи? («нельзя поставить вопрос», «не является членом предложения», «выполняет служебную функцию» и др.)
-Имеет ли частица грамматические признаки?
Слайд №2. (признаки частицы)
Этап целеполагания.
С чем же ещё предстоит познакомиться при изучении данной части речи?
Сегодня мы вспомним всё, что вы знаете о частице, научимся видеть частицы в тексте и определять их роль в предложении.
Слайд №3
Определение темы урока и её запись на доске и в тетради «Роль частицы в предложении»
Исследовательская работа
Для чего же всё-таки нужны частицы в нашей речи? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю провести исследовательскую работу.
Слайд №4
На листах, которые я вам раздала, напечатан текст Паустовского. Прочитайте его и на месте пропусков вставьте соответствующие смысловые частицы.
(Зачитать кому-то.)
Слайд №5.
А теперь давайте посмотрим, какие частицы употребил сам Паустовский.
Прочитайте текст и подумаете, как его можно озаглавить?
Что они вносят эти частицы в предложения?
Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне.
(По К. Паустовскому)
(ВОТ – выражает указание, ИМЕННО – выражает уточнение, НЕ – выражает отрицание, ЛИШЬ – выражает выделение, ограничение, ЖЕ - усиление)
Вывод: роль частиц в тексте велика. Частицы придают предложениям дополнительный смысловой оттенок, эмоциональность и выразительность.
Слайд №6.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова,
Давайте жить, во всем друг другу потакая, -
Тем более что жизнь короткая такая.
Прочитайте строки из песни Булата Шалвовича Окуджавы «Пожелание друзьям», найдите в них частицы и определите их значение. (Давайте – частица формообразующая, ставящая глаголы понимать, жить в форму повелительного наклонения.) Следовательно, предложение становится побудительным по цели высказывания.
Чему же учит это четверостишие?
Учит дружбе. Учит понимать друг друга, прощать, то есть призывает к толерантности.
Слайд №7.
Толерантность – способность человека слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, отличное от своего.
(Употребляется при присоединении придаточной части сложноподчиненного предложения, содержащей дополнительный и существенный довод; тем более… что…)
Работа с учебником.
Итак, мы уже какой раз убеждаемся в том, что частицы украшают нашу речь, дают возможность полно и точно выражать свои мысли. А в художественной литературе частицы вообще не заменимы.
Давайте прочитаем басню Ивана Андреевича Крылова «Лисица и виноград» и определим роль частиц в этом произведении.
Упр. 844 (стр.165 учебник Львова)
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь".
Лишь – выделительно-ограничительная частица акцентирует внимание на том, что для Лисы единственное препятствие – это высота расположения винограда; ни (зайдёт) – усиливает отрицание; хоть (это слово очень похоже на подчинительный союз, но в данном предложении при наличии сочинительного союза да в значении но, является усилительной частицей (можно заменить «и даже видит око» ; ну что ж – сочетание усилительных частиц выражает то, что Лиса вынуждена смириться с создавшимся положением и отказаться от лакомства; -то – выделяет слово «взгляд» и подчёркивает его значение для выражении мысли – «только с виду хорош».
Запись предложений на доске и в тетрадях с параллельным разгадыванием кроссворда «Смысловые частицы». Частицы обвести в рамочки.
Иван Андреевич Крылов писал свои произведения понятным, простым языком. И, наверное, нет у него ни одной басни, где не встречались бы частицы. Сейчас я вам предлагаю записать некоторые фразы из его басен и параллельно разгадать кроссворд «Роль частицы в предложении». Какой смысловой оттенок придают предложениям частицы? Запишите ответы в кроссворд в форме имён существительных в именительном падеже.
- Осёл увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!» («Осёл и Соловей») -Ка – смягчает требование повелительного глагола. (смягчение)
- Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры. («Квартет») Вот – частица указательная.
(указание)
3. «Соседка, слышала ль ты добрую молву?»-
Вбежавши, Крысе Мышь сказала. («Мышь и Крыса.») Ль – вопросительная частица. (вопрос)
- Если голова пуста,
То голове ума не придадут места. («Парнас») Не – отрицательная частица. (отрицание)
- А Васька всё-таки курчонка убирает. («Кот и повар») Всё-таки – усилительная частица. (усиление)
6. Что за уха! Да как жирна… («Демьянова уха») Что за – как – восклицательные частицы. Да – усилительная. (восклицание)
- Великий человек лишь громок на делах. («Две Бочки»). Лишь – ограничительная частица. (ограничение)
Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз.
Слайд №8.
Следующий этап урока – конструирование микротекстов по предложениям.
1. Я приглашаю вас сегодня в гости.
2. И я приглашаю вас сегодня в гости.
3. Я приглашаю и вас сегодня в гости.
4. Я приглашаю вас и сегодня в гости.
- Какой частью речи является И в этих предложениях? (усилительная частица). Аргументируйте свое мнение. (Частица, т.к. союз связывает однородные члены или части сложного предложения).
Я вам предлагаю написать микротексты, используя одно из этих предложений.
- Сравните 4 предложения. Одинаковую ли информацию они содержат? Как вы это установили?
Какие получились микротексты: одинаковые или разные? Почему?
(По второму: «Я слышала, что вас пригласили в гости сначала дедушка с бабушкой, а позднее – моя одноклассница Люда. И я приглашаю вас сегодня в гости».
По третьему: «У меня сегодня соберутся самые близкие мне люди. Я приглашаю и вас сегодня в гости».
По четвертому: «А приглашаю вас и сегодня в гости, хотя все последние дни мы так и не расставались»).
- Сделайте выводы:
1. Могут ли частицы «путешествовать» по предложению? Произвольна ли позиция частицы в высказывании?
2. Помогают ли частицы восстановить контекст, подсказать, о чем говорилось прежде, и предсказать продолжение текста?
(Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим перед тем словом, словосочетанием и даже предложением, которое важно, значительно для автора), то есть частицы логически выделяют слова в предложении.
А теперь давайте сделаем выводы по сегодняшнему уроку.
Слайд №9
Выводы: в предложении частица играет очень важную роль, так как она придаёт ему дополнительный смысловой оттенок. Частицы усиливают эмоциональность и выразительность речи, логически выделяют слова или словосочетания, могут выражать отношение говорящего к достоверности происходящего (как бы, едва ли, вряд ли). В основном частицы используются в разговорной речи, а также в художественной и публицистической. Частица – наиболее употребительная часть речи.
Слайд №10 (портрет Кривина) !!!!!!!!!!! если останется время
Знакомство с миниатюрой Феликса Давидовича Кривин
«Бы, Ли, Же».
Бы, Ли, Же... Это не просто служебные слова. Их нельзя смешивать с какими-то Кое или Нибудь, которые примазываются к членам предложения, держатся за них своей черточкой.
Частицы Бы, Ли, Же не таковы; несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов – это нужно всегда помнить.
Каждая из них занята своим делом – старается подчеркнуть главную мысль.
А в неслужебное время... О, о чем только не говорят служебные слова в неслужебное время!
– Если бы у меня было не две, а три буквы, – говорит частица Бы, – я бы такое сказала!
Ах, эта частица Бы, какая она мечтательница!
– Вряд ли, – возражает ей частица Ли, верная своей привычке во всем сомневаться. – Да нужна ли тебе лишняя буква?
– Это же пустой разговор, – останавливает их Же, привыкшая реально смотреть на вещи. – Тебе же вполне хватает двух букв – больше не положено по правописанию.
Так спорят в свободное время эти частицы. Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному:
Бы мечтает,
Ли сомневается,
Же утверждает.
И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживете!
Итог урока.
Оценка за сегодняшний урок всем одна: Молодцы! Спасибо! Но всё же некоторые из вас получают и обычные отметки:
Домашнее задание.
1группа. Выполнить упражнение 357.
2 группа. Написать сочинение – рассуждение на тему «Зачем нужны частицы в предложении?»
Перед вами находятся небольшие таблички, с помощью которых вы должны оценить свою работу на уроке.
Слайд №11
Рефлексия.
Оценочный лист
Дата проведения урока: 19 апреля 2012г. Класс: 7 А Предмет: русский язык
Тема урока: «Роль частиц в предложении»
Фамилия, имя обучающегося…………………………………………………………….
Сегодня на уроке
Что нового Я узнал | Чему Я научился | Где мне пригодятся полученные знания |
За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что…………………
……………………………………………………………………………………..
Литература.
1. Н.В.Егораева. Поурочное планирование по русскому языку в 7 классе по учебнику Н.Баранова.М, «Вако», 2006г
2.Учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. для 7 класса по русскому языку .М. «Просвещение» 2009г.
3.Учебник Львова для 7 класса по русскому языку.М,2010г
4. Русская словесность. Русская басня. Санкт-Петербург «Авалон», 2007г.
4. Н.В.Сиденко «Русский язык. Поурочные планы. 7 класс» Волгоград «Учитель», 2001г
5.Электронный курс «Активные методы обучения».
6.Электронный курс «Технология интерактивного обучения»
Этапы урока | Цели этапа | Приёмы и методы | Цели приёмов и методов |
Вызов | Активизация каждого ученика; Актуализация знаний; Развитие связанной речи; Развитие логического мышления. | Анализ заголовка по особым вопросам; Подобрать определение заголовку; Рассказ-предположение. | Активизация каждого ученика; Расширение словарного запаса, умения давать характеристику; Развитие мышления, устной и письменной речи |
Осмысление | Организация активного восприятия текста; Направление усилий на степень понимания текста | Чтение с остановками; Постановка вопросов разного типа; Открытый финал. | Организация активного чтения; Отслеживание уровня понимания текста; Развитие образного мышления. |
Рефлексия | Обобщение и систематизация приобретённого читательского опыта; Обобщение на уровне личностных впечатлений | Написание сочинения-размышления. | Развитие умения выделять главное; Обобщение на уровне личностных впечатлений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "частица как часть речи"
Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...
Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."
Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."
Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....
Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс
Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...
Урок русского языка "Раздельное написание частицы не и ни в отрицательных местоимениях"
Урок по УМК под редакцией Е.В.Бунеева. Тип урока - комбинированныйс мультимедийным сопровождением...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....