Открытый урок по русскому языку 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Открытый урок по русскому языку 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_s_sushchestvit.doc | 52.5 КБ |
ne_s_sushchestvitelnymi.ppt | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа
Урок русского языка в 6-ом классе
«НЕ с существительными»
Подготовила
учитель русского языка
Миненкова О.И.
2012-2013 учебный год
Тема урока: Не с существительными
Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу; повторить сведения об однородных членах.
Оборудование: мультимедийная система, слайды, таблицы, карточки для устного диктанта.
Рекомендации по работе со слайдами: в конспекте будут указаны номера слайдов, смена слайдов производится по щелчку, но некоторые объекты на слайде появляются не сразу: в конспекте появление данных объектов будет обозначаться + щелчок.
Ход урока
I Оргмомент
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с правописанием имён существительных. Слайд № 2. Нам предстоит познакомиться с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными; (+ щелчок) учиться различать НЕ как часть слова, приставку, частицу; (+ щелчок) повторить сведения об однородных членах предложения.
Откройте тетради и запишите дату. Пропустите строчку для написания темы урока, которую вы мне назовёте чуть позже. А сейчас повторение.
II Повторение
- Устный диктант. Слайд № 3.
Учитель называет слово, учащиеся показывают карточку с буквой, потом по щелчку это слово появляется на экране.
Соберу, постелить, разбираю, блестеть, заблистали, уберу, вытер, выберет, расстилаю, натирает, приберёт, замер, замирает, избирает, растереть.
- Как называется орфограмма, которую мы только что повторили?
В корнях с чередованием бер-бир, тер-тир, блест-блист, мер-мир, стел-стил, дер-дир в безударном положении пишется буква и, если после корня стоит суффикс а, и буква е, если этого суффикса нет.
2. Синтаксическая пятиминутка.
Записать предложение под диктовку.
Солнце блистало и звенело победной песней на голубых незабудках.
- Самопроверка по образцу. Слайд № 4.
- ( + щелчок ) Определите вид предложения: простое с однородными членами или сложное?
- Составьте схему предложения. ( + щелчок ).
Запись на доске 1 учеником- Вяликова Е.
III Новый материал. Слайд № 5.
1. - Есть ли в записанном вами предложении слово с НЕ?
- Какой частью речи оно является?
- Что называется именем существительным?
Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что? Имена сущ. относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду; являются собственными или нарицательными; одушевлёнными или неодушевлёнными. Большинство имён существительных изменяется по падежам и числам. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.
- Как будет называться тема нашего урока, если мы говорим о НЕ и существительных?
- Запись темы урока.
- – Откроем учебники на странице 33 и прочитаем орфограмму № 32.
Слайд № 6.
- Что вы узнали о правописании НЕ с именами существительными?
4. Работа по таблице. Слайд № 7.
- Когда НЕ с существительными пишется слитно ( + щелчок ), а когда раздельно ( + щелчок ).
5. Слово учителя.
- Что значит, слово не употребляется без НЕ? Это значит, что без НЕ слово теряет своё самостоятельное лексическое значение. Если у слова небрежность отнять НЕ-, получится брежность. Такого слова в русском языке нет. Поэтому мы говорим: слово небрежность не употребляется без НЕ, т.е. НЕ является частью корня. То же самое можно сказать о словах ненастье, недуг. Слайд № 8. Запишите их.
( + щелчок ) Дайте лексическое значение этих слов. В случае затруднения обратитесь к словарю.
IV. Закрепление.
1. Слайд № 9. Из данных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ.
Невнимание, невежа, небылицы, недомогание, несчастье, независимость.
- Чем является НЕ в данных словах?
2. Слово учителя.
Этимологически НЕ в этих словах было приставкой, но в современном языке является частью корня.
- Запись предложений под диктовку.
- Выполнение упр 241 устно
Невежа – враг самому себе.(грубый, невоспитанный, неучтивый человек. Тот, кто позволяет себе грубость.)
Видно неряху по грязной рубахе.(неопрятный, неаккуратный человек, иметь неряшливый вид, грязный, беззаботный))
Недостатки перенимать легко, а достоинства – трудно.
Слайд № 10. Проверьте написанное. Объясните постановку тире в первом предложении.
- ( + щелчок ) Объясните, как вы понимаете значение поговорок.
4. Интересное стихотворение написал Б. Заходер. Но поэт допустил одну неточность. Познакомимся со стихотворением и, может быть сумеем назвать её.
Слайд № 11.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
- О чём данное стихотворение?
- В каких строчках выражено мнение автора?
- Кто заметил неточность, допущенную поэтом? ( НЕ бывает не только частицей, но и частью корня и приставкой. )
- Выпишите все слова, которые должны употребляться с НЕ. Проверка по Слайду № 12.
- Обозначьте, в каких из этих из этих слов НЕ является частью корня, а в каких - приставкой.
- Скажите, все ли слова, записанные вами, являются существительными? Не записали ли мы слова других частей речи? Найдите и обозначьте их.( + щелчок )
V. Итоги урока. Слайд № 13.
- Что новое узнали на уроке?
- Как пишется НЕ с существительными?
- От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?
- Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?
- Оценка работы учащихся.
VI. Домашнее задание: слайд № 14.
1. Выучить орфограмму № 32
- Упражнение № 243 или выписать из художественной литературы 6 предложений со словами на изучаемую орфограмму.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
Открытый урок по русскому языку в 11Б классе на тему:"Работа с текстом. Отличие художественно-изобразительных средств языка от фигур речи."
Подготовка к ЕГЭ. Умение работать с текстом. Определять проблему и авторскую позицию. Овладеть навыками написания сочинения....
Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014
Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и ...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...
Комментарии
спасибо
спасибо