Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс, Баранов
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование 7 класс русский язык
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baranov_7_kl.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку
7 класс
Пояснительная записка
Программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, 2009 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
К программе прилагается учебник «Русский язык» для 7 класса под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, а также методические пособия: «Обучение русскому языку в 7 классе», М., «Просвещение» 2009г., авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, И.А. Шеховцева; «Уроки русского языка в 7 классе», М., Просвещение, 2008г. под редакцией Г.А. Богдановой; журнал «Русский язык в школе» 2008-2009-2010-2011г. и другие методические пособия.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VII классе – 140 часов.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Развитие речи |
Русский язык как развивающееся явление | 1 | ||
Повторение пройденного в 5-6 классах | 7 | 2 | |
Причастие | 40 | 6 | 5 |
Деепричастие | 14 | 1 | 4 |
Наречие | 28 | 3 | 2 |
Предлог | 12 | 1 | 1 |
Союз | 14 | 2 | 2 |
Частица | 14 | 1 | |
Повторение о обобщение изученного в 5-7 классах | 10 | 2 | 1 |
ИТОГО: | 140 | 18 | 15 |
Содержание тем учебного курса
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (5 ч + 2 ч)
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (97+22 ч)
Причастие (29 ч + 11 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (9 ч + 5 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (23 ч + 5 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Предлог (10 ч + 2 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (10 ч + 4 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (13 ч + 1 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VII КЛАССЕ (7 ч + 3 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во час.1 | Освоение предметных знаний (формирование базовых понятий, умений, навыков) | Характеристика основных видов деятельности учащихся по теме | Плановые сроки проведения урока | Скорректированные сроки проведения |
1 |
| 1 | Знать основные особенности славянских языков, отличие словосочетаний от предложений; уметь отличать простые предложения от сложных | Вступать в учебное общение, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества. | ||
| ||||||
2 | Синтаксис. Словосочетание и предложение. | 1 | Классифицировать материал, умение планировать свою работу | |||
3 | Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор. | 1 | Классифицировать материал, умение планировать свою работу | |||
4 | Лексика и фразеология | 1 | Знать основные определения по теме; уметь подбирать к словам синонимы, антонимы, отличать фразеологические обороты от словосочетаний | Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии. | ||
5 | Фонетика и орфография | 1 | Уметь находить в словах орфограммы-буквы; совершенствовать навык выбора орфограмм-букв | Классифицировать материал, планировать свою работу | ||
6 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 1 | Классифицировать материал, планировать свою работу | |||
7 | Словообразование и орфография | 1 | Знать способы образования слов | Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами | ||
8 | Морфемный и словообразовательный разбор | 1 | Уметь выделять морфемы в словах | Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | ||
9 | Морфология и орфография. | Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | ||||
10 | Морфология и орфография. Морфологический разбор. | Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | ||||
11 | Морфология и орфография. Морфологический разбор. | 1 | Классифицировать материал, планировать свою работу | |||
12 | Подготовка к контрольному диктанту | Классифицировать материал, планировать свою работу | ||||
13 | Контрольный диктант по итогам повторения. | 1 | Знать орфограммы, уметь правильно писать слова на изученные орфограммы, верно расставлять знаки препинания | Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | ||
14 | Анализ ошибок в контрольном диктанте. | Анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе | ||||
15 | р\р Текст, его особенности. Стили литературного языка | 1 | Знать основные признаки текста; уметь различать тексты разных стилей | Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | ||
Морфология. Культура речи. Причастие. (30+9) | ||||||
16 | Повторение и обобщение изученного о глаголе | 1 | Знать признаки глагола | Сравнивать полученные результаты с учебной задачей. | ||
17,18 | Понятие о причастии | 2 | Знать основные признаки причастия, знать признаки глагола. Уметь отличать причастия от прилагательных | Систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. | ||
19 | р\р Описание общего вида местности | 1 | Классифицировать материал, умение планировать свою работу | |||
20 | Склонение причастий. Правописание падежных окончаний причастий | 1 | Анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе | |||
21 | Склонение причастий | 1 | Уметь склонять действительные причастия с помощью склонения имен прилагательных | Ставить учебную задачу, участвовать в учебном диалоге | ||
22,23 | Понятие о причастном обороте. Знаки препинания при причастном обороте | 2 | Знать основные признаки причастного оборота; уметь обособлять их на письме | Оценивать свою деятельность и деятельность других, задавать уточняющие вопросы, аргументировать, доказывать | ||
24 | Описание внешности человека. Портрет в живописи | 1 | Классифицировать материал, умение планировать свою работу | |||
25 | Действительные и страдательные причастия | 1 | Знать особенности залогов; уметь различать залоги по суффиксам причастий | Выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально или совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по её решению; доводить начатую работу до конца | ||
26 27 28 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени | 3 | Знать суффиксы причастий настоящего времени; совершенствовать навык выбора гласной при написании суффикса | Пользоваться исследовательскими умениями | ||
29 | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | Знать суффиксы причастий прошедшего времени | Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии | ||
30, 31 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий | 2 | Знать суффиксы причастий настоящего времени; совершенствовать навык выбора гласной при написании суффикса | Вступать в учебное общение, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества | ||
32 | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | Знать суффиксы причастий прошедшего времени | Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их | ||
33 | Краткие страдательные причастия | 1 | Знать формы кратких страдательных причастий; уметь различать их в тексте и определять роль в предложении | Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | ||
34 | Морфологический разбор причастий | 1 | Знать порядок разбора; уметь определять функцию причастий в тексте | Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии | ||
35 | Практикум : «Действительные и страдательные причастия» | 1 | Уметь подбирать правила к орфограммам, в которых допущены ошибки | Классифицировать материал, умение планировать свою работу | ||
3637 | р\р Выборочное изложение | 2 | Классифицировать материал, умение планировать свою работу | |||
38 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | 4 | Знать условия слитного и раздельного написания частицы не | Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | ||
39 | ||||||
40 | ||||||
41 | р\р Анализ изложений | 1 | Уметь писать сочинение-описание | Анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе | ||
42, 43 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | 1 | Знать условия выбора Н или НН и уметь применять правило на письме | Вступать в учебное общение, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества | ||
44 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения | ||||
45 | Морфологический разбор причастий | Умение грамотно писать, анализировать | ||||
46 | Гласные перед Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов | 2 | Знать условия выбора гласной перед Н или НН и уметь применять правило на письме | Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии | ||
47 | ||||||
48 | Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Знать условия выбора написания гласных е-ё после шипящих | Ставить учебную задачу, участвовать в учебном диалоге | ||
49 | р\р Характеристика литературного героя | Вступать в учебное общение, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества | ||||
50 | Повторение темы "Причастие" | 2 | Уметь применять правила в рамках темы на письме; совершенствовать навык написания причастий и прилагательных | Вступать в учебное общение, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества | ||
51 | ||||||
52 | Контрольный диктант | 1 | Классифицировать материал, умение планировать свою работу | |||
53 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | 1 | Уметь подбирать правила к орфограммам, в которых допущены ошибки | Ставить учебную задачу, участвовать в учебном диалогеАнализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе | ||
Деепричастие (10+2) | ||||||
55 | Деепричастие как особая форма глагола. Деепричастный оборот | 2 | Знать правило и уметь применять его на письме | Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами | ||
56 | ||||||
57 | р\р Сочинение-описание по картине | 2 | Уметь писать сочинение-описание | Участвовать в учебном диалоге | ||
58 | ||||||
59 | Написание не с деепричастиями | 1 | Уметь обособлять деепричастные обороты на письме | Сравнивать, классифицировать, обобщать. | ||
60 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 2 | Уметь определять вид причастий по виду глагола в инфинитиве | Анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе | ||
61 | ||||||
62 | Морфологический разбор деепричастий | 1 | Знать порядок морфологического разбора причастий | Классифицировать материал, умение планировать свою работу | ||
63 | Обобщение и систематизация материала по теме "Деепричастие" | 1 | Знать основные понятия раздела, уметь применять правила на письме | Вступать в учебное общение, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества | ||
64 | р\р Анализ сочинений | 1 | Анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе | |||
65 | Контрольное тестирование и его анализировать | 2 | Умение писать сочинение | Анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе | ||
66 | ||||||
Наречие (24+2) | ||||||
67 | Наречие как часть речи | Знать особенности наречий, уметь находить их в тексте | Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами | |||
68 | Смысловые группы наречий | 1 | Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | |||
69, 70 | Степени сравнения наречий | 2 | Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным | Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами | ||
71 | Морфологический разбор наречий | 1 | Классифицировать материал, умение планировать свою работу | |||
72 | Степени сравнения наречий | 2 | Уметь образовывать наречия сравнительной и превосходной степеней | Анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале, выявлять причины отклонений | ||
73 | ||||||
74 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е | 2 | Формирование навыка написания НЕ с наречиями | Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами | ||
75 | ||||||
76 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий | 2 | Уметь различать на письме буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий | Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии | ||
77 | ||||||
78 | Н и НН в наречиях на –О(-Е) | 1 | Формирование навыка написания Н и НН в наречиях на О и Е | Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами | ||
79 | р\р Описание действий | Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии | ||||
80 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | 1 | Формирование навыка написания букв О и Е на конце наречий | Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать | ||
81 | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С- | 1 | Формирование навыка написания букв О и А на конце наречий | Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии | ||
82 | Дефис между частями слова в наречиях | 3 | Уметь определять дефисное написание наречий | Уметь задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами | ||
83, 84 | ||||||
85 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 2 | Формирование навыка слитного и раздельного написания приставок в наречиях | Классифицировать материал, умение планировать свою работу | ||
86 | ||||||
87 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | Знать исключения и уметь правильно писать наречия с мягким знаком | Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии | ||
88 | р\р Рассказ на основе услышанного | Анализировать общие итоги работы | ||||
89 | Обобщение и систематизация материала по теме "Наречие" | 1 | Систематизация и обобщение ЗУН по теме «Наречия» | Вступать в учебное общение, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества | ||
90 | Контрольный диктант | 1 | Проверка полученных знаний | Анализировать общие итоги работы | ||
91 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Анализ допущенных ошибок, повторение правил | Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать | ||
Слова категории состояния (3+2) | ||||||
92 | Слова категории состояния | 1 | Уметь находить слова категории состояния в тексте | Ставить учебную задачу, участвовать в учебном диалоге | ||
93 | Слова категории состояния и другие части речи | Отработка навыка морфологического разбора | Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии | |||
94 | Морфологический разбор слов категории состояния | Участвовать в учебном диалоге | ||||
95, 96 | р\р Отзыв о книге | 1 | Определять роли наречий и слов категории состояния в текстах-описаниях | Классифицировать материал, умение планировать свою работу | ||
Служебные части речи | ||||||
97 | Самостоятельны и служебные части речи | Классифицировать материал, умение планировать свою работу | ||||
Предлог (11+2) | ||||||
98 | Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи | 1 | Уметь находить предлоги в текстах | Участвовать в учебном диалоге | ||
99 | Употребление предлогов | 1 | Уметь употреблять предлоги с существительными и числительными | Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать | ||
100 | Непроизводные и производные предлоги | 2 | Уметь отличать производные предлоги от непроизводных | Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами | ||
101 | ||||||
102 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога | 1 | Отличать простые предлоги от составных. Формировать навык морфологического разбора | Анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе | ||
103
| р\р Анализ отзывов | 1 | Уметь писать сочинение повествовательного характера | Анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе | ||
104 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 2 | Формирование навыка написания предлогов | Ставить учебную задачу, участвовать в учебном диалоге. | ||
105 | ||||||
106 | Предлог (повторение) | 2 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Предлог» | Вступать в учебное общение, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества. | ||
107 | ||||||
108 | Практическая работа | 1 | Проверка ЗУН по данной теме | Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать | ||
109 | Анализ практической работы | 1 | Анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе | |||
Союз (17+2) | ||||||
110 | Союз как часть речи | 1 | Понятие о союзе как о части речи; умение составлять блок-схемы | Анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе | ||
111 | Простые и составные союзы | 1 | Уметь отличать простые союзы от составных | Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | ||
112 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | Уметь отличать сочинительные союзы от подчинительных; отрабатывать навык постановки запятой в сложном предложении | Вступать в учебное общение, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества | ||
113, 114 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 1 | Уметь отличать сочинительные союзы от подчинительных; отрабатывать навык постановки запятой в сложном предложении | Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | ||
115 116 | Сочинительные союзы | 2 | Участвовать в учебном диалоге | |||
117 118 | Подчинительные союзы | 2 | Умение находить сочинительные союзы в тексте, знать их значение | Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества | ||
119 | Союзы и союзные слова | 1 | Участвовать в учебном диалоге | |||
120 | Морфологический разбор союзов | 1 | Формировать навык морфологического разбора | Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии | ||
121 122 | р\р Стили речи. Публицистический стиль. Интервью | 2 | Уметь составлять план; знать особенности сочинения-рассуждения | Ставить учебную задачу, участвовать в учебном диалоге. | ||
123 124 125 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато | 3 | Уметь отличать союзы от сочетаний; формировать навыки слитного и раздельного написания союзов | Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами | ||
126 | Обобщение и систематизация материала по теме «Союзы» | 1 | Систематизация и обобщение знаний по данной теме | Классифицировать материал, умение планировать свою работу | ||
127 128 | Контрольный диктант. Анализ диктанта | 2 | Проверка ЗУН по данной теме; ликвидация пробелов | Анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе | ||
129 | р\р Интервью — жанр публицистики | 1 | Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами | |||
Частица (16+4) | ||||||
130 | Частица как часть речи | 1 | Получить представление о частице как служебной части речи; уметь отличать частицы от других частей речи | Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | ||
131 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | Уметь находить частицы в тексте, определять формообразующие частицы | Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества | ||
132 | Правописание формообразующих частиц | 1 | Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества | |||
133 134 | Смысловые частицы | 2 | Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества | |||
135 136 | Раздельное и дефисное написание частиц | 2 | Уметь определять раздельное и дефисное написание частиц | Участвовать в учебном диалоге | ||
137 | Морфологический разбор частиц | 1 | Формирование навыка написания отрицательных частиц | Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | ||
138 139 | Отрицательные частицы не,ни | 2 | Уметь различать частицы НЕ и НИ | Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами | ||
140 | Различие частицы не и приставки не- | 1 | Знать написание частиц, уметь определять их значение | Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества | ||
141 142 | Приставка не и частица не с различными частями речи | 1 | Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами | |||
143 | р\р Символизм в живописи | 1 | Участвовать в учебном диалоге | |||
144 | Различение частицы ни, союза ни-ни и приставки ни | 1 | Классифицировать материал, умение планировать свою работу | |||
145 | Повторение | 1 | Систематизация и обобщение знаний по данной теме | Классифицировать материал, умение планировать свою работу | ||
146 147 | Контрольный диктант и его анализ | 1 | Анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе | |||
Междометие (6) | ||||||
148 | Междометие как часть речи | 1 | Знать значение и написание междометий, особенности их употребления | Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать | ||
149 150 | Р/р Описание картины (символизм) | 2 | Классифицировать материал, умение планировать свою работу | |||
151 | Дефис в междометиях. Знаки препинания в междометиях | 1 | Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами | |||
152 | Междометия и другие части речи. Производные междометия | 1 | Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами | |||
153 | Звукоподражательные слова | 1 | Участвовать в учебном диалоге | |||
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | ||||||
154 | Фонетика. Графика | 1 | Систематизация и обобщение полученных знаний | Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами | ||
155 156 | р\р Сочинение на свободную тему | 2 | Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества | |||
157 | Лексика и фразеология | 1 | Участвовать в учебном диалоге | |||
158 | Словообразование | 1 | Систематизация и обобщение полученных знаний | Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества | ||
159 160 161 | Морфология. | 3 | Систематизация и обобщение полученных знаний | Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | ||
162 | Синтаксис и пунктуация | 2 | Систематизация и обобщение полученных знаний | Владеть приемами и навыками учебного сотрудничества | ||
163 | ||||||
164 165 | Орфография и пунктуация | 2 | Систематизация и обобщение полученных знаний | Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать | ||
166 | р\р Анализ сочинений | 1 | Анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе | |||
167 168 | Переводная контрольная работа | 2 | Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать | |||
169 | Анализ контрольной работы | 1 | Анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе | |||
170 | Подведение итогов года | 1 | Систематизация и обобщение полученных знаний | Участвовать в учебном диалоге | ||
Итого: | 170 часов |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс VII класса
- Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Львова С.И. «Этимология на службе орфографии». М., «Просвещение», 2009г.
- Успенский Л.В. «Слово о словах» М., 1999г.
- Шанский Н.М. «Русский язык на отлично» Ростов-на-Дону, 2010г.
- Шанский Н.М., Боброва Т,А. «Снова в мире слова» М., 2001г.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку» М., 2000г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Бройде М. «Русский язык в упражнениях и играх» М., Айрис-Пресс, 2009г.
- Валгина Н.С., Светлышева В.Н. «Орфография и пунктуация» Справочник М., 2000г.
- Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации М., 2009г.
- Граник Г.Г. Бондаренко С.М. Знаки препинания. М., 2001г.
- Львова С.И. Там, где кончается слово…М., 2000г.
- Иванова В,Ф. Трудные вопросы орфографии М., 2002г.
- Трудные случаи орфографии. «Златоуст» 2001г.
- Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей
от ________2014 г. № ____
СОГЛАСОВАНО
Замдиректора по УВР
______________________________(ФИО)
(подпись) (расшифровка подписи)
«___»________2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)...
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО, специальность - "Документационное обеспечение управления и архивоведение")
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык"...
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе
Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык"
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык" для студентов специальности "Ремонтник горного оборудования", рассчитанный на три семестра.Общее количество часов - 154, и...
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" (ОПИ)
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" специальности 21.02.18 "Обогатитель полезных ископаемых" (1 курс)Общее количество часов - 48, из них: 20 ч...
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОУД.01 Русский язык
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2021 – 2022 учебный годУД/МДК/ ОУД 01. Русский языкгруппа ТА-121...