«Имя числительное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок "открытия новых знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka._bukalova_o.v.docx | 98.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор разработки: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 19 г. Балаково Саратовской области Букалова Ольга Владимировна
Тема программы: «Морфология. Имя числительное»
Тема урока: «Имя числительное как часть речи»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Содержательная цель урока: создать условия для формирования умения отличать имя числительное от других частей речи с числовым значением, количественные от порядковых числительных, находить их в тексте,
расширения понятийного аппарата, связанного с изучением самостоятельной речи числительного, формирования начального представления о роли имени числительного в речи.
Деятельностная цель урока: создать условия для формирования умения планировать действия в соответствии с поставленной задачей; способствовать развитию критического мышления через формирование умений прогнозировать; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, навыком смыслового чтения текста в соответствии с заданием, умением осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач, развивать умения переводить информацию из одной формы в другую, упорядочивать её;
уметь слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.
Межпредметные связи: УНТ, история
Материально-техническое обеспечение: учебники: Русский язык: Теория. 5-9 классы.: Учеб.для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа, 2009; Русский язык: Практика. 6 класс / Под ред. Г. К. Лидман-Орловой. – М.: Дрофа, 2009; презентация PowerPoint(2003) ; видесообщение «информационного агентства»; фрагменты мультфильма“38 попугаев”; компьютерное и мультимедийное оборудование; сигнальные карточки, карточки для дифференцированной и проверочной работы, тесты.
Технологическая карта урока
Этап | Форма работы | Действия учителя | Действия учащихся | Формируемые УУД |
I. Этап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, создание положительного эмоционального настроя. (1 минута) | Фронтальная | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Настраиваются на позитивную работу, делают «зарядку успешности». | Регулятивные УУД: целеполагание
Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
|
II. Этап актуализации опорных знаний Цель: актуализация полученных ранее знаний, подготовка мышления учащихся к формулированию темы, цели и задачей урока. (4 минуты) | Работа в парах Фронтальная | Демонстрирует видео сообщение. Организует погружение в проблему. Организует работу в парах - орфографическую разминку – с целью выяснения названия новой части речи. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока. | 1.Дети смотрят видео сообщение. 2.Записывают число и «классная работа». 3.Ожидаемый ответ: - Узнать, как зовут нового жителя. 4.Дети в группе по два человека вставляют на карточках с заданием нужную букву. 5.Формулируют тему и записывают в тетрадь Ожидаемый ответ: - Имя числительное. Формулируют цель. Ожидаемый ответ: – Познакомиться с именем числительным как частью речи. - Рассмотреть значение, морфологические и синтаксические признаки имени числительного и научиться отличать его от других частей речи. | Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД : • умение анализировать языковой материал;
|
III. Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения. Цель: обеспечение восприятия, осмысления учащимися знаний об имени числительном. осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний. (7 минут) | Фронтальная Индивидуальная. Фронтальная | Использует приемы создания проблемной ситуации. Предлагает обратиться к историческому эксперту. Организует беседу на основе ранее изученного материала с целью выделения слов с числовым значением. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний Постановка проблемы. | 1.Делают орфографический разбор. Ожидаемые ответы: - Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. – «Число». Дети вспоминают, где они слышали, видели, изучали числа, приводят примеры. 2.Ожидаемый ответ: -К историку. Слушают историческую справку. 3.Называют фразеологизмы, объясняют их значения, выделяют слова с числовым значением. 4.Выделяют сочетания с числительными, записывают в столбик примеры. Ожидаемый ответ: - Сколько? - преобразуют слова. Записывают во второй столбик. Ожидаемые ответы: - Обозначает число. - Сколько? Какой (который?) 5.- Нет. Мы еще не собрали сведения о морфологических и синтаксических признаках числительного. | Познавательные УУД :
Коммуникативные УУД:
|
IV.Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. (2 минуты) | Фронтальная | Предлагает выбрать пути решения возникшей проблемы, выслушивает мнения детей. | Выбирают и ранжируют шаги решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план реализации проекта задания. Гипотезы: - проанализировать языковой материал; - разобраться при помощи объяснения учителя; - обратиться к учебнику «Теория». | Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
|
V. Этап реализации построенного проекта. Цель: развитие умения переводить информацию из одной формы в другую. (5 минут) | Работа в парах | Организует реализацию построенного проекта в парах: предлагает с помощью теоретического материала заполнить «слепую» таблицу (или кластер). | Читают § 108, выписывают ключевые слова, заполняют предложенную учителем «слепую» таблицу или кластер, анализируют результаты, уточняют кластер. | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД :
|
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала. (4 минуты) | Фронтальная | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. | Составляют устный отчет по составленному кластеру. | Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
|
Физкультминутка (1 минута) | ||||
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: развитие умения отличать числительные от других частей речи с числовым значением, выявлять синтаксическую роль числительных, выполнять самопроверку по эталону. (13 минут) | Фронтальная Дифференци-рованная. | Организует деятельность по применению новых знаний. | Ожидаемые ответы: - Нужно правильно задать вопрос. Дети высказывают предположения, приводят примеры, делают вывод о невозможности заменить цифрами ни одну часть речи, кроме числительного. 2.Выполненяют задания в тетради. Проверка по образцу: 1 вариант выводится на экран; 2 вариант раздается на парты. 3.Производят синтаксический разбор предложений. Взаимопроверка по образцу с экрана. | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД :
|
VIII.Этап включения нового знания в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. (7 минут) | Фронтальная Индивидуальная | Организует выполнение учащимися самостоятель- ной работы на новое знание. | 1.Дети поднимают сигнальные карточки. 2.Прохождение теста на индивидуальном компьютере, если нет возможности – бумажный вариант распечатан на каждого ребенка. | Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
|
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. (2 минуты) | Фронтальная | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | 1.Высказывают свое мнение и отношение к уроку и полученным знаниям. 2.Поднимают руку согласно своей внутренней оценке. 3.Записывают задания в дневник. | Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Сценарий урока |
I. Этап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности. - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! А чтобы начать урок, нам надо зарядиться (успехом) успешностью. Скажите себе: «Я буду успешным! У меня все получится! Я буду думать! Я буду стараться! Я буду доброжелательным!» СЛАЙД 1 |
II. Этап актуализации опорных знаний 1. - Нам пришло видеосообщение. Давайте посмотрим: «Внимание! К вам обращаются сотрудники информационного агентства «Новости планеты «Лингвистика»». Срочно требуется помощь обучающихся 6А класса МБОУ СОШ №19! Необходимо за 45 минут собрать и обработать информацию о новом жителе страны Грамматика! Его имя вы узнаете, когда расшифруете код, показав себя при этом знатоками русской орфографии». СЛАЙД 2 2.-Ну что ж, ребята. Мы должны помочь! Собирать информацию мы будем в наши рабочие тетради. Каждый из вас становится супер-агентом. Ваши персональное данные уже занесены в базовый компьютер. -Итак, откроем тетради и запишем дату и место сбора информации. 3.-Приступаем к сбору информации. Что же нам нужно сделать в первую очередь? 4. - Начинаем работать. На каждом столе - задание. Чья же пара первая узнает имя нового жителя? (ПРИЛОЖЕНИЙ 1) 5. - Пожалуйста, скажите. Как зовут нового жителя страны «Грамматика»? Запишем в тетрадь имя изучаемого объекта. СЛАЙД 3 - Как вы думаете, какова же цель сегодняшнего урока? - Какие мы поставим перед собой задачи? |
III. Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения. 1. - Какая орфограмма встретилась в слове «числительное»? - От какого же слова образовано? - А где встречаются в нашей жизни числа? - Мы видим, что числа и цифры «знают» и «говорят» нам о многом, а вот имя числительное помогает словесно выразить эти данные. 2. – А мы начинаем сбор информации. Как вы думаете, к кому мы можем обратиться, чтобы узнать прошлое нашего жителя? - Слово нашему историческому эксперту. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) СЛАЙД 4-8 3. – Спасибо. Частотность употребления числительных подтверждается большим количеством фразеологизмов, в которых они встречаются. Давайте их вспомним и найдем слова со значением числа. (На сайдах изображения ПРИЛОЖЕНИЕ 3) СЛАЙД 9-15 4.- О том, что числительные часто употребляются в образной речи, говорят множество пословиц и поговорок. Выделите в данных примерах сочетания с числительными. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) СЛАЙД 16 - Запишем в столбик несколько примеров. - На какой вопрос они отвечают? - Измените сочетание так, чтобы числительное отвечало на вопрос который?, существительное можно изменить. - Итак, подведем предварительные итоги. Что обозначает числительное? - На какие вопросы отвечает? 5.- Достаточно ли собрано материала? Почему? |
IV.Этап построения проекта выхода из затруднения. - Как можно решить возникшую проблему? - Где же взять необходимое? Кто нам может помочь? |
- V. Этап реализации построенного проекта. И мы продолжаем сбор информации об имени числительном. Нам предстоит заполнить «слепую» таблицу (или кластер). Поработаем с § 108 («Русский язык: Теория») (ПРИЛОЖЕНИЕ № 5) СЛАЙД 17 |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. - Расскажите об имени числительном, используя кластер и приводя свои примеры. |
Физкультминутка Но чтобы продолжить нашу работу, надо отдохнуть и немного размяться. Сделаем зарядку. А помогут нам герои мультфильма “38 попугаев”. Уже в названии мультфильма нам встречается числительное? Какое оно порядковое или количественное? Мы делаем зарядку и запоминаем, какие числительные употребляют герои мультфильма. СЛАЙД 18 |
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 1. - Итак, кто запомнил, какие числительные встретились в мультфильме? - Хорошо, мы собрали необходимую информацию, теперь нам надо на практике показать, сможем ли отличить нового жителя страны «Грамматика» от других жителей страны с числовым значением. - Скажите, какой у нас универсальный инструмент по определению частеречной принадлежности? - Подумайте, какую часть речи мы можем заменить цифрой при записи текста, а какие нет? 2. - Начинаем обработку информации. Выберите, как вы будете это делать. Одни могут выполнить упр. № 460 из учебника (базовый уровень), другие - задание на карточке (повышенный уровень). (ПРИЛОЖЕНИЕ № 6) СЛАЙД 19 3. Следующий этап – синтаксический разбор предложения, в состав которых входят числительные. Кроме этого, нам необходимо определить их разряд. 1 предложение разбираем вместе, а 2,3,4 самостоятельно по вариантам. Девочки собрали две корзины грибов. Три да два – пять. Уроки в школе начинаются в восемь часов. Наше место в десятом ряду. СЛАЙД 20 |
VIII.Этап включения нового знания в систему знаний и повторение. - Необходимо закончить обработку информацию, для этого проверим, насколько каждый из нас хорошо знаком с новым жителем страны Грамматика. 1. Работа с сигнальными карточками. Количественные числительные - желтые Порядковые числительные – зеленые. Три, пятидесяти человек; первый день; семьсот, двенадцатого числа; сотый покупатель; шестьдесят деревьев; одиннадцать часов; пятьсот, тридцатый по счету. 2. А теперь оправляем отчет сотрудникам информационного агентства «Новости планеты «Лингвистика»». Тест из 5 заданий (Программа MyTestStudent) ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 |
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 1. Выразите ваши впечатления от урока, продолжив предложения: - Я узнал….. - Мне понравилось…. - Я открыл для себя…. - Было интересно - Полученные знания нам помогут…. - Я иногда испытывал затруднения при(в)……. СЛАЙД 21 2. А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам. Я работал быстро, самостоятельно Я работал хорошо, но с помощью других. Я работал медленно, много ошибался. 3. Домашнее задание. Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания: А) Составить синквейн по теме «Имя числительное»; Б) Подобрать ребусы, в которых зашифрованы слова, содержащие в себе числа; В) Упр. № 461. СЛАЙД 22 |
2.4. Дидактический материал к уроку.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Ч(и,е)стота в квартире.
Дра(м,мм)а.
Посв(я,е)тить стихи.
С(ч,щ)астливый.
Скр(и,е)пить дверью.
Иску(с,ст)ный.
Приви(лл,л)егия.
Зав(и,е)зировать документ.
Лес(т,т)ница
Прож(е,и)вать хлеб.
Ли(лл,л)ипут.
Б(ъ,ь)ющийся.
Ветре(н,нн)ый.
Позв(о,а)лять шалости.
Пос(и,е)деть от горя
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
В глубокой древности люди считали по пальцам рук. Было время, когда счет достигал только четырех – по числу протянутых четырех пальцев рук. Потом возник счет пятерками. С развитием хозяйственной и культурной жизни счет совершенствовался. Возник наконец и современный счет – десятками.
Наши русские числительные первоначально были существительными или прилагательными. Так, например, слово пять означало примерно то же, что и пятерка или пятерня, т.е. имело значение предмета. Впоследствии это значение у большинства счетных слов перестало осознаваться, и они утратили признаки числа и рода.
Так возникала новая часть речи.
Посмотрите, как в Древней Руси записывали числа.
По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Это самая немногочисленная часть речи, она насчитывает всего несколько десятков слов. Самые частотные 1,2,3,4,5,6,7,8,10. В русском языке есть всего 13 корней, от которых образовано множество числительных: один – десять, сорок, сто, тысяча. Употребление числительных делает высказывание более убедительным, аргументированным.
(По В.Добромыслову)
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
1)Идти на все четыре стороны
2) От горшка два вершка.
3) Как две капли воды.
4) За семью печатями.
5) Два сапога – пара.
6) Наговорить с три короба.
7)Заблудился в трех соснах;
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Один ум хорошо, а два ума лучше.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
Семьдесят одежек и все без застежек.
Без четырех углов изба не рубится.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Два брата бегут, а два догоняют.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ –
слова со значением____________________
Сколько? Какой? (Который?)
Изменяются
Синтаксическая роль
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ -
слова со значением числа
Сколько? Какой? (Который?)
Изменяются
Синтаксическая роль
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Выпишите слова с числовым значением. Поставьте к ним вопрос. Определите часть речи.
“Это все взрослые выдумали про счастливое детство. Чтобы им было не так стыдно. Есть только счастливая взрослость. А счастливого детства нет и не может быть. Спросите у любого ребенка.
Начнем с работы. У взрослых в нашей стране восьмичасовой рабочий день. У школьника – шесть уроков в школе, а потом еще, даже если учиться на тройки, как я, нужно дома готовить уроки не меньше трех часов. Значит, выходит девятичасовой рабочий день, как в самых отсталых колониальных странах. У взрослого – два выходных дня в неделю. У многих школьников – один.
Когда у взрослого что-нибудь не получается на работе, ему все сочувствуют, все его жалеют. Когда мамин отдел завалил первый проект, так все говорили: “Ах, Елена Павловна, как мы вас понимаем, не нужно ли вам какой-нибудь помощи, не поедете ли вы на курорт?” А мама в ответ делала жалкие губки и говорила, что она очень переживает.
Но когда я схватила двойку по алгебре, весь двор смеялся, и продавщица мороженого – ей-то какое дело! – сказала, что двоечницам мороженое вредит”. (По В. Киселеву)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
А1. Найдите числительное
- Двойной 2. Утроить 3.Семёрка 4.Пятый
А2. Какое из утверждений является неверным?
- Имя числительное обозначает число, количество предметов или их порядок при счёте.
- Имя числительное – служебная часть речи.
- Числительные отвечают на вопросы сколько?, который?
- Имя числительное изменяется по падежам.
А3. Укажите ряд, в котором все числительные количественные:
- Пятый, семьдесят, семисотый, десятый, четыре, тридцать седьмой.
- Семьдесят восемь, одиннадцать, семь, сто восемь, сто тысяч двести, восемьсот.
- Два, миллион, четвёртый, тридцать семь, восемьсот, четырнадцать.
- Третий, сто двадцатый, шесть, семнадцать, девяноста, тысяча девятьсот двадцать два.
А4. Укажите ряд, в котором все числительные порядковые.
- Четырёхсотый, первый, сто десятый, двенадцать.
- Пять, шесть, седьмой, одиннадцать, три.
- Седьмой, тысяча сорок пятый, семьсот пятьдесят девятый.
- Семьсот шестьдесят первый, сороковой, третий, восемь.
А5. Имена числительные в предложении выполняют синтаксическую роль:
- Подлежащего, сказуемого, определения, дополнения, обстоятельства;
- Подлежащего, сказуемого;
- Определения, дополнения, обстоятельства;
- Не являются членами предложения.
Список литературы (источников) педагогов.
- Русский язык: Теория. 5-9 классы.: Учеб.для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа, 2009;
- Русский язык: Практика. 6 класс / Под ред. Г. К. Лидман-Орловой. – М.: Дрофа, 2009;
- Иванова В.А, Потиха Э. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. – М.:Просвещение. 1990
Интернет ресурсы.
- http://festival.1september.ru/articles/419962/
- http://www.livelib.ru/book/1000311491
- bibliofond.ru/view.aspx?id=565095
- http://referat.yabotanik.ru/yazykovedenie/chislitelnye-v-shkole/149078/139192/page1.html
- http://fgos.isiorao.ru
Список литературы для учащихся.
- Русский язык: Теория. 5-9 классы.: Учеб.для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа, 2009;
- Русский язык: Практика. 6 класс / Под ред. Г. К. Лидман-Орловой. – М.: Дрофа, 2009;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"
Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...
Урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»в 6 классе
Урок с использованием ЭОР...
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"
Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...
Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые
Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные" представляет собой разработку перв...
Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"
Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...
Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.
Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....