Система контрольных заданий для выявления уровня обученности по русскому языку в 6 классе
учебно-методический материал (русский язык, 6 класс) по теме
Одним из критериев оценки качества образования является обученность учащихся. Обученность можно определить как совокупность фактического запаса знаний по предметам, сформированность предметных умений и умений учиться.
Если сформированность умений учиться можно выявить с помощью различных диагностических методик, то фактический запас знаний по предмету и сформированность предметных умений можно проверить с помощью диагностических контрольных работ, которые дают возможность измерить степень освоения образовательного стандарта.
Все контрольные работы проводятся в течение учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_kontrolnykh_rabot.docx | 39.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Система контрольных заданий для выявления уровня обученности по русскому языку в 6классе
Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение»
Вариант А
Пролив Магеллана
Магеллан из Испании на пяти кораблях отправился на поиски пролива между Южным полюсом и Америкой.
Корабли продвигались к югу вдоль берегов Америки. Чем дальше мореплаватели пробирались на юг, тем суровее становилась природа. Густые тропические леса сменились унылой степью. Теперь в подзорные трубы можно было разглядеть только неуклюжих пингвинов да тюленей, которые сливались с серыми утёсами.
Свирепые волны, шквальные ветры расщепляют, как спички, мачты кораблей, изматывают моряков. Лютый мороз окончательно преграждает им путь. Лица путешественников задубели, пальцы еле сгибались, а одежда изорвалась в клочья. Дальше двигаться было нельзя. Магеллан выбрал бухту для долгой зимовки.
Когда чуть потеплело, адмирал дал команду сниматься с якорей. И вскоре суда вошли в пролив, который соединял два океана. Новый водный путь потом назовут именем Магеллана.
Вариант В
Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти невозможно. Теперь через дорожку в ту или в другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершинка стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал опять к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примёрзла до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах. Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке и не сгибать спину. Я выламываю себе хорошую, увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склонённому дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. (По М. Пришвину)
Грамматические задания:
Вариант 1
- Выполнить синтаксический разбор первого предложения.
- Сделать фонетический разбор слова «медленно».
- Сделать морфологический разбор слова «примёрзла».
Вариант 2
- Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.
- Сделать фонетический разбор слова «деревья».
- Сделать морфологический разбор слова «волшебное».
Контрольный диктант № 2 по теме «Словообразование и орфография»
Она никому не принадлежала; у неё не было имени, и никто не мог сказать, где находилась она и чем кормилась.
Однажды ночью собака подкралась к заснувшей даче и бесшумно улеглась под террасой. Пахло людьми, и из открытых окон приносились тихие звуки короткого дыхания. Люди спали, были беспомощны, и собака ревниво сторожила их.
Приехавшие дачники были добрыми людьми. Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку, но потом привыкли к лаю по ночам и по утрам вспоминали: «А где наша Кусака?»
Кусака присмотрелась к лицам людей и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и преласково помаргивала, не зная, ударят её или приласкают. Её приласкали.
Маленькая тёплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и смело забегала по всему шерстистому телу.
Всею своей душой расцвела Кусака. У неё было имя, на которое она стремглав неслась из зелёной глубины сада. Она принадлежала людям и могла им служить. Разве не достаточно этого для счастья собаки?
(Л. Андреев)
Контрольный диктант № 3 по теме «Словообразование и орфография»
Вариант А
Обманная весна
Все кругом привыкло к зиме. Но вдруг солнце в декабре зажглось ярко, небо сделалось синим и большим, загорелись, засверкали на ветвях снежинки. Вороны подумали, что пришла весна. Ведь им весна нужна особенно, потому что другие птицы с холодами на юг улетают, а вороны зимуют дома. Но не поверили бы премудрые вороны обманной декабрьской погоде, если б однажды утром не услышали, что на поле вблизи деревни заработали трактора.
Ползают трактора по полю, оставляют за собой коричневые полосы. Так хочется воронам прикоснуться к тёплой земле, выхватить из рассыпчатого земляного кома свеженького червячка…
А механизаторам смешно. Они и не думали мёрзлую землю пахать. К тракторам прицеплены не плуги, а специальные тележки с минеральным удобрением. Весной вместе с растаявшим снегом удобрение уйдёт в землю. Выпьет поле этой волшебной воды, и дружно заколосятся хлеба.
Вариант В
Пирогов говорил негромко, слегка дребезжащим голосом, порою пришёптывая от волнения. Он никогда не был оратором в полном значении этого слова и не знал, что такое говорить красиво или трогательно. Говорил он всегда просто, очень коротко и только самое необходимое.
Но тут как-то так вышло, что говорил он совсем иначе. Косые глаза его вдруг заблистали. Тонкая кожа покрылась красными пятнами. Бледное лицо приняло выражение одержимости. Щёку дёргало. Несколько раз он пустил петуха. Но удивительное дело, это только усилило впечатление от его речи.
Левую руку держал он за спиною, правой облокачивался на изножье кровати улана и говорил он будто бы ему, а не студентам. Только иногда рывком вздёргивал голову и обводил горящими глазами лица своих слушателей. (110 слов)
Грамматические задания
- Определите тему и основную мысль текста;
- определите тип и стиль речи. Докажите;
- докажите, что этот текст является не повествованием, а описанием;
- найдите фразеологический оборот и подберите к нему синоним.
Определите его стилистическую окраску. Какие ещё стилистически окрашенные слова употреблены?
- определите значение выделенного слова путём подбора однокоренных слов.
2. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
- выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический)
Контрольный диктант № 4 по теме «Имя существительное»
Вариант А
Русская зима
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (По И. Соколову-Микитову.)
Вариант В
Беляк и куница
Проходили по лесу лоси, нашумели.
Услыхал зайчишка-беляк, как шумят близко лоси, выскочил из-под ёлки, прижал уши к спине и помчался со всех заячьих быстрых ног куда глаза глядят, куда ноги несут. Бежит по лесу зайчишка и не оглядывается, ничего не видит. Кажется ему, вот-вот догонят, затопчут его огромные лоси.
А на сосне злая куница сидит. Нацелилась куница, оскалила острые зубы, хочет прыгнуть вниз – поймать зайчишку.
Не видит зайчишка куницы. Прижал к спине уши, мчится со всех ног мимо сосны. Нет, не поймать кунице быстрого зайчишку. Прыгнет с дерева, промахнётся – и прости-прошай!
Далеко-далеко умчится от неё на своих быстрых ногах длинноухий заяц. (И. Соколов-Микитов)
Грамматические задания
- Подчеркните существительные как члены предложения, определите их склонение, род, число и падеж.
- Выполните морфологический разбор (по вариантам) выделенных существительных.
Контрольная работа (тест) № 5 по теме «Имя прилагательное».
- Имена прилагательные отвечают на вопросы:
А) какой? чей?
Б) кто? что?
В) когда? Как скоро?
- Укажите верное утверждение:
Имя прилагательное обозначает
А) признак предмета
Б) предмет
В) действие предмета
- Закончите предложение:
Имя прилагательное изменяется по падежам, родам и…
- Укажите ряд, в котором все имена прилагательные качественные:
А) золотой, кожаный, хороший
Б) светлый, лисий, мамин
В) красный, тяжёлая, душистая
- Укажите ряд, в котором все прилагательные относительные:
А) детские, меховой, золотой
Б) Серёжина (книга), бережливый, добросовестный.
В) послушный, температурный, спортивный.
- Укажите ряд, в котором все прилагательные притяжательные:
А) волчьи (следы), папин (доклад), бабушкина (шаль)
Б) малиновое (варенье), малиновое (платье), меховой (тулуп)
В) красивая (девочка), учительский (журнал), деревянный (шкаф)
- Краткую форму имеют:
А) все прилагательные
Б) только качественные прилагательные
В) только относительные прилагательные
- Укажите прилагательное в простой сравнительной степени:
А) более снежная
Б) сильнее всех
В) дороже (золота)
- Укажите прилагательное в составной превосходной степени:
А) страшнее
Б) страшнейший
В) наименее страшный
- Укажите прилагательное в составной форме сравнительной степени:
А) более глубокий
Б) самый светлый
В) наиболее светлый
Контрольный диктант № 6 по теме «Имя числительное»
Вариант А
Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.
Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.
Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.
Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.
Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.
(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)
Вариант В
Новый город России Санкт-Петербург стремительно рос. В первые 15 лет население его увеличивалось за счёт присылаемых на строительство из разных губерний людей. Указом от 18 августа 1710 года предписывалось переселить в Петербург около 4720 мастеровых с жёнами и детьми. В том числе: 1900 каменщиков, 48 пильщиков, 41 бочкаря, 10 слесарей, 1174 подростков для выучки разным ремеслам.
Перенос столицы государства на берега Невы повлиял на рост населения. По данным переписи, в 1717 году в Петербурге имелось до 2553 дворов, а в 1722 году их численность доходила до 4163. И это не считая Васильевского острова, где уже было построено 400 домов.
К концу царствования Петра 1 Петербург был одним из крупнейших городов Российской империи. Он занимал площадь 20 квадратных вёрст, и жило в нём свыше 40000 человек, что составляло одну восьмую часть всего городского населения России.
Грамматические задания
- Обозначить простые и составные числительные.
- Произвести морфологический разбор числительного (по выбору учащихся).
- Сделать синтаксический разбор предложения
К концу царствования Петра 1 Петербург был одним из крупнейших городов Российской империи.
Контрольный диктант № 7 по теме «Местоимение»
Вариант А
Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.
(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)
Вариант В
Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.
Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.
В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.
(По В. Арсеньеву)
Грамматические задания
- Над каждым местоимением написать его разряд и падеж.
- Выполнить морфологический разбор выделенных местоимений (по вариантам).
Контрольный диктант № 8 по теме «Глагол»
Вариант А
Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.
Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.
Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.
(По И. Соколову-Микитову)
Вариант В
Страшила
Элли шла уже несколько часов и устала. Она присела отдохнуть у голубой изгороди, за которой расстилалось поле спелой пшеницы.
Около изгороди стоял длинный шест, на нём торчало соломенное чучело. Голова чучела была сделана из мешочка с соломой, на котором были нарисованы глаза и рот. Получилось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потёртая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах – старые голубые ботфорты, какие носили мужчины в этой стране. Чучело имело забавный и добродушный вид.
Элли внимательно разглядывала смешное разрисованное лицо чучела и удивилась, потому что оно вдруг подмигнуло ей правым глазом. Она решила, что ей почудилось. В Канзасе, откуда она родом, чучела никогда не мигают. Но фигура закивала головой с самым дружеским видом.
(По А. Волкову)
Грамматические задания
- Произвести морфологический разбор глагола устала.
- Во втором абзаце определить спряжение глаголов.
- В третьем абзаце указать вид глаголов.
Контрольная работа (тест)
Часть 1
Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1 – А4 |
А. Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца.
Б. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев, словно двенадцать разных стран.
В. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете.
Г. Проплывают мимо зелёное лето, золотая осень, белая зима, и лазоревая весна.
А1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
- А, Г, Б, В
- А, В, Б, Г
- А, Г, Б, В
А2. Найдите предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, с однородными членами.
- А
- Б
- В
- Г
А3. У какого слова неправильно определены морфологические признаки?
1)Земле – существительное, собственное, 1-го склонения.
2) Летим – глагол, несовершенного вида, 1-го спряжения.
3) Мы – личное местоимение, 1-го лица, множественного числа.
4) (На) огромной – прилагательное, в полной форме, относительное.
А4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
- А
- Б
- В
- Г
А5. В каком ряду во всех словах пишется буква о?
- к…саться, на…р, Р…стов
- неприк…сновенность, сг…ранние, р…стовщик
- разг…реться, подр…стающий. к…сательная
- дог…рать, к…снуться, р…стение
А6. Найдите слово с орфографической ошибкой.
- благословить
- безоблачный
- предистория
- исчезнуть
А7. В каком ряду пропущена одна и та же буква?
- пр…балтика, пр…тензия, пр…чуда
- пр…лестный, пр…града, пр…одолевать
- пр…вычка, пр…рода, пр…людия
- пр…кратить, пр…вязать, пр…готовить
А8. В каком слове пишется буква е?
- посв…щение
- неув…дающий
- увл…кательный
- вы…снять
А9. Выберите фразеологизм, имеющий значение «человек с очень плохой памятью».
- ветреная голова
- голова садовая
- дырявая голова
- голова соломой набита
А10. Укажите слово с нулевым окончанием.
- всегда
- дисциплина
- байдарка
- учился
А11. В каком ряду все слова профессионализмы?
- художник, пилотирование, ангар
- кризис, финансы, декларация
- ландшафт, рельеф, равнина
- этимология, лингвистика. Слово
А12. В каком ряду все слова однокоренные?
- беседа, бес, беседовать
- гора, горевать, гористый
- вода, водяной, водянистый
- знаменитый, знамя, знаменитость
А13. В каком слове пишется непроизносимая согласная буква?
- древес…ный
- словес…ный
- извес…ный
- телес…ный
А14. В каком словосочетании слово употреблено в прямом значении?
- широкий кругозор
- широкая общественность
- широкая улица
- широкая известность
А15. В какой строчке во всех словах пишется буква е?
- в ярост…, о времен…, завис…шь, узна…шь
- в ине…, к свобод…, тян…т, расцвета…т
- по тревог…, на машин…, гуля…т, пен…тся
- о нежност…, в семен…, обгон…шь, тревож…т
А16. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
- Около санатория есть озеро, и из него вытекает ручей.
- Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна.
- Сплеча, да сгоряча ничего не делай.
- Солнце тёплое ходит высоко и душистого ландыша ждёт.
А17. Укажите предложение, в котором нужно поставить тире (знаки препинания не расставлены).
- Ночь тиха и безлунна.
- Хороший вкус это прежде всего чувство меры.
- Правда в огне не горит и в воде не тонет.
- Кузнец Архип сказал теперь всё ладно, хорошо горит.
А18. Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).
- Я говорил вам что нынче будет непогода.
- Вы переведены сюда из города.
- Казбич нетерпеливо прервал его где тебе ездить на моём коне.
- Паустовский утверждал что в русском языке есть великое множество хороших слов.
Прочитайте текст и выполните задания А19-А21, В1 – В5 |
(1)Я сидел на террасе и смотрел вниз на голубое море, расстилавшееся до горизонта живой пеленой.
(2) Пышное летнее солнце садилось за горами, но тени ложились только внизу.
(3) Безлюдное море, на котором только изредка медленно проходил чёрный морской пароход, казалось мне безжизненным и пустынным, вечные вздохи прибоя отзывались в сердце надрывной, тоскливой болью.
(4) Над головой высились скалистые, серые, лишённые растительности горы, давили душу каменной тяжестью своей. (5) Мне казалось, что судьба загнала меня на край земли, на котором сижу я, свесив ноги в море, и вот-вот брошусь туда в необъяснимой тоске.
(6) Блёкло золото солнечных красок. (7) Быстрее расползались тени под горой, падая на мерно вздыхающее, опечаленное море, темнела его яркая лазурь. (8) Весь берег охватила мягкими объятиями своими предвечерняя тонкая печаль.
А19. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
- Море казалось безжизненным.
- Над головой высились чёрные уступы.
- Золото красок меркло.
- Море мерно вздыхало.
А20. Укажите, чем является словосочетание тонкая печаль (предложение 8).
- олицетворение
- гипербола
- метафора
- эпитет
Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словом (-ами) |
А21. Определите стиль и тип речи.
- публицистический, рассуждение
- художественный, рассуждение
- художественный, описание
- публицистический, описание
Часть 2
Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словом (-ами) |
В1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово блёкло (предложение 6).
В2. Из предложения 5 выпишите относительное местоимение.
В3. Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.
Ответы к заданиям В4 – В5 запишите цифрами |
В4. Укажите номера простых предложений с однородными сказуемыми
В5. Сколько грамматических основ в предложении 3?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий для проведения письменного экзамена по русскому языку
Экзаменационные материалы в виде набора контрольных заданий для проведения письменного экзамена по русскому языку по результатам освоения образовательной программы среднего (полного)...
Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс
Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...
Сборник дифференцированных и тестовых заданий к разделу «Причастие» по предмету «Русский язык, 7 класс
В сборнике представлены дифференцированные задания и тесты для контроля знаний к разделу «Причастие», составленные в соответствии с рабочей учебной программой по дисциплине «Русский язык» для учащихся...
система контроля по теме ПРИЧАСТИЕ и ДЕЕПРИЧАСТИЕ по русскому языку 7 класс
система контроля по русскому языку по теме ПРИЧАСТИЕ : ДИКТАНТ сграмматическими заданиями; по теме ДЕЕПРИЧАСТИЕ тестовая форма проверки знаний по модели ЕГЭ в двух вариантах....
система контроля по теме СОЮЗЫ и ПРЕДЛОГИ по русскому языку 7 класс
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ союзы И предлоги 7 класс...
Контрольно-оценочное средство (контрольное задание) для проведения экзамена по дисциплине "Русский язык и литература.Русский язык".
Контрольно-оценочное средство (контрольное задание) для проведения экзамена по дисциплине "Русский язык и литература. Русский язык" для всех специальностей....
Диагностика уровня обученности по русскому языку 6-9 классы
Разноуровневые задания для диагностики уровня обученности по русскому языку для учащихся 6-9 классов....