Имя числительное как часть речи.
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
Урок русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи" с использованием технологии развития критиеского мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме "Имя числительное" по технологии РКМЧП | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Имя числительное как часть речи
(технология развития критического мышления через чтение и письмо)
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №115 г.Волгограда
Колесникова Тамара Анатольевна,
Тема урока: «Имя числительное как часть речи»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: таблицы, дидактический материал,проектор,экран
Цели урока:
- формирование у учащихся представления об имени числительном как о части речи, его грамматических признаках, синтаксической роли;
- развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией;
- формирование умений находить числительные в тексте и отличать их от других слов со значением числа;
- развитие у учащихся логики, умения систематизировать, делать общие выводы;
- развитие умений полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами русского языка в своей речевой практике;
- воспитание у учащихся любви к русскому языку и бережного отношения к нему.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Стадия вызова.
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации; постановка собственных целей обучения.
Прием «Мозговой штурм»
(Слайд №1)
По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда – то
Петухи и поросята.
Сколько хвостов упоминается в стихотворении?
А сколько « шагало» ног?
Что придает точность этому тексту?
Везде и во всем человека окружают числа, огромную роль играют числа первого десятка.
Слова какой части речи вы употребили? Сделайте морфемный разбор слова числительное, назовите однокоренные слова.
(Учитель записывает на доске, а дети в тетрадях тему урока «Имя числительное как часть речи», просит поставить каждого свои цели к уроку, исходя из того, что известно.)
Раздает учащимся графическую таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал(а)».
Заполните первый столбец таблицы (Что вам известно об имени числительном?), затем обсудите информацию в паре. Учащиеся заполняют, затем обсуждают в парах.
После этого учитель опрашивает учащихся, выслушивает и заполняет ту же графу на доске, опираясь на высказывания учащихся. Учащиеся заносят в свои таблицы то, что на их взгляд заслуживает внимание. На доске появляется примерно следующая запись.
Знаю | Хочу узнать | Узнал(а) |
Числительные – это слова. Числительное от слова число. |
Теперь заполним второй столбец «Хочу узнать», для этого зададим вопросы. Что бы вы хотели теперь узнать об имени числительном до работы с текстом? Поставьте вопросы к нашей теме. Запишем их во второй столбец верхней части таблицы.
Знаю | Хочу знать | Узнал(а) |
1.Какова роль числительных в речи? 2.Каковы грамматические признаки числительных? 3.Какова синтаксическая роль числительных? 4.Как отличить числительные от других частей речи? |
Теперь главным источником информации будет текст учебника на стр.143 – 145 .
2.Стадия осмысления.
Цели: поддержать активное восприятие новой информации, ее осмысление, соотнести полученную информацию с полученными знаниями.
Познакомьтесь с теоретическим материалом учебника на стр.143 -145. После прочтения вернемся к таблице.
Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами поставили перед чтением?
Заполните таблицу, перед этим всю новую информацию обсудите в парах.
3.Стадия рефлексии.
Цели: выведение знания на уровень понимания и осмысления; постановка учениками новых целей обучения.
Учитель опрашивает учеников и на основе их ответов заполняет третью графу таблицы.
Знаю | Хочу узнать | Узнал(а) |
1.Обозначают количество, число, порядок предметов при счете. 2.Числительные делятся на две группы: количественные и порядковые. 3.Склоняются. 4.Числительные бывают разными членами предложения. 5..Числовое значение могут иметь и другие части речи, числительные можно записать и словами, и числами, а другие части речи - только словами 5.Числительные, обозначающие количество, в сочетании с существительными являются одним членом предложения |
Что вы еще хотели бы узнать о числительных? Дополните графу «Хочу узнать», заполните нижнюю часть таблицы, в которой две графы: категории информации и источники информации. Как вы думаете, из каких источников можете получить ответы на вопросы?
Хочу узнать | ||
В каких фразеологизмах употребляются числительные? Какие числительные употребляются в сказках чаще всего? | ||
Категории информации | Источники информации | |
Употребление числительных во фразеологизмах. Употребление числительных в сказках. | Энциклопедии Книги |
Действительно, вы можете получить информацию о числительных из энциклопедий, из книг, заполните дома графу «Узнал(а), а на следующем уроке поделитесь интересными сведениями.
Вернемся к началу урока.
Достигли ли вы поставленной перед собой цели?
Какая информация об имени числительном отложилась у вас в памяти?
Теперь составьте синквейн на тему «Имя числительное». Напоминаю, что синквейн - это стихотворение, представляющее синтез информации в лаконичной форме. Состоит из пяти строк: в первой строке заявляется тема ил предмет(одно существительное); во второй дается описание предмета(два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза, обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету, в пятой строке - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета(одно слово). На выполнение вам дается 3- 4 минуты (каждый работает самостоятельно).
Учащиеся зачитывают синквейны. Учитель комментирует и затем знакомит учащихся со своим вариантом синквейна.
(Слайд №2)
Числительные
Количественные и порядковые.
Перечисляют, отвечают и обозначают (число).
Можно записать цифрами и словами.
Точность.
Домашнее задание.
1. Заполнить таблицу.
2. Написать сочинение – миниатюру «Эта важная часть речи».
Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал(а). (раздается каждому ученику)
Знаю | Хочу узнать | Узнал(а) |
Категории информации | Источники информации | |
Дидактический материал к уроку (материал учебника стр. 143 -145)
Имя числительное как часть речи
В какой колонке выделенные слова обозначают:
А) количество предметов и отвечают на вопрос сколько?
Б) число и тоже отвечают на вопрос сколько?
В)порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой?
Определите падеж выделенных слов.
Трем комнатам. Три и семь будет десять. Третью комнату.
Одиннадцати окон. Сложите одиннадцать и Одиннадцатым окном.
три.
Семью стульями. К семи прибавьте Седьмого стула.
одиннадцать
Выделенные слова – имена числительные. Числительные, отвечающие на вопрос сколько?, - количественные.
Числительные, отвечающие на вопрос какой?(какая? какое? какие?), - порядковые.
Имена числительные бывают разными членами предложения:
Два да два – четыре.
Разделите шесть на три.
Мы живем на втором этаже.
Имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительными является одним членом предложения:
Два мальчика подошли к школе.
Занятия начинаются в девять часов.
Что обозначают и на какие вопросы отвечают имена числительные?
Какими членами предложения могут быть имена числительные?
1.Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? и какой?
2.Имена числительные делятся на количественные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам.
3.Имена числительные могут быть разными членами предложения.
Применяя данное определение, рассуждайте так: Четыре книги лежат на столе. Сколько книг? Четыре. Это количественное числительное. С существительным книга оно образует словосочетание, которое является одним членом предложения – подлежащим. Рассмотрите рисунок на восьмой странице. На какой странице? На восьмой. Слово восьмой – порядковое числительное. В предложении является определением.
Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"
Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...
Урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»в 6 классе
Урок с использованием ЭОР...
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"
Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...
Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые
Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные" представляет собой разработку перв...
Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"
Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...
Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.
Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....