Правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему
Конспект урока на тему: "Правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_pristavok_na_z-s.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 5 классе
ТЕМА. Правописание приставок,
оканчивающихся на з-, с-.
Цель:
- познакомить учащихся с правилом написания букв з-, с- на конце приставок, изменяющихся на письме;
- развивать умение применять правило на практике;
- развивать орфографическую зоркость.
Оборудование: карточки, тесты, бочонки, запись-схема, кроссворд, учебники, тетради.
Эпиграф:
Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.
К. И. Чуковский
Учитель: Л. А. Максимова.
- Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Проверка домашнего задания. ( Два ученика работают по карточкам).
– Урок начнём с проверки домашнего задания. Вы выполняли упражнение 644. Назовите слова с пропущенными буквами.
Вы должны были произвести орфографический и пунктуационный разборы.
- Запишите число, классная работа, тему урока
- Синтаксическая пятиминутка.(Слайд № 1)
- Проведём синтаксическую пятиминутку. Разберите предложение, начертите схему.
Я чувствовал, что город оставался у нас справа.
- Найдите в этом предложении слово самостоятельной части речи, у которого нет окончания.
- Словарный диктант.
– Ребята, словарный диктант, который сейчас будет, не совсем обычен. Вы сами выберете одну из трёх орфограмм, над которой и будете работать. Предлагаю открыть один из трёх бочонков.
1 бочонок. О-Ё после шипящих в корне. (Самостоятельно у доски)
Отрастить ч…лку, спелый крыж…вник, тяж…лый человек, ш..лковый костюм, красивый капюш..н.
2 бочонок. Буквы И, У, А после шипящих.(Самостоятельно у доски)
Ш..рокая полоса, белые кувш..нки, природа ож..вала, большой параш..т, строгое ж..ри.
3 бочонок. Буквы Ы-И после Ц. (Коллективно)
Заменить развёрнутое определение одним словом.
Основной закон государства (конституция); точная выдержка из какого-либо текста (цитата); прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть); инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах (циркуль); систематическое собрание каких-нибудь предметов (коллекция); бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон).
- Сформулируйте правило.
- Игра «Составь слово». (Используется интерактивная доска: из коллекции вытаскивают морфемы).(Слайд № 2)
Поговорить, страда, писать, читал, пели – по-страд-а-л-и.
- Какая приставка в этом слове? (По-)
- Изменяется ли данная приставка на письме? (Нет)
- Сообщение темы и целей урока. (Слайды № 3, 4, 5)
– А на сегодняшнем уроке мы начинаем изучать изменяющиеся приставки, которые заканчиваются на з-(с-).
Цель нашего урока: узнать, когда писать букву З в приставке, а когда С; уметь применять правило на практике, формировать орфографическую зоркость.
В качестве эпиграфа я взяла слова К. Чуковского. К нему мы вернёмся в конце урока.
- Знакомство с новым материалом. (Слайд № 6)
– Посмотрите на запись-схему:
Возносить
Безрассудный
Разберётся
Измерить
Восхитить
Беспокойный
Расфасовать
Исследовать
- Приставки бес-(без-), рас- (раз-), ис-(из-), вос-(воз-) произносятся одинаково, но пишется на конце или З, или С. Внимательно посмотрите на схему и скажите, от чего это зависит? (От следующего звука)
- Перед глухими согласными какая буква в приставке? (С) А перед звонкими? (З)
- Откройте учебник «Теория». Прочитайте правило на стр. 75 (II). Подготовьтесь его рассказать.
- Откройте учебник «Практика» на стр. 212. Расскажите, как обозначается орфограмма «Буквы з-с в приставках».
- Закрепление.
- Упражнение 664 (у доски).
Разносчик (носить), раскладчик (класть), раздатчик (дать), размётчик (мести).
- Физкультминутка. (На мелодию «Изгиб гитары жёлтой…)(Слайд № 7).
Склонениям, спряжениям
И всем местоимениям,
И знакам препинания
Ты низко поклонись.
Замучились с приставками,
Зачем они в грамматике
На наше зло, несчастие
Так густо собрались?
- Закрепление.
- Упражнение 662.
- Вспомним, как определить З или С писать на конце приставки?
- Задание на дом: параграф 53, упражнение 663, повторить пар. 39
- Самостоятельная работа.(Используется интерактивная доска, из коллекции вставляются буквы). (Слайд № 8).
- Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
Ласковым словом и камень ра..топишь. Бе..порядочный человек не проживёт в добре век. Бе…донную бочку водой не наполнишь.
- Взаимопроверка (работа в парах).
- как определить, какую букву писать в приставке?
- А что это за предложения? (Пословицы) Объясните смысл последней пословицы. (Не надо делать бесполезную работу)
- Тестирование.
- Вот и мы сейчас займёмся ещё одним полезным делом.
Ребята, вы знаете, что в 11 классе выпускники сдают единый государственный экзамен. И пусть вы ещё малы, но тем не менее вы должны уметь работать с тестами, чтобы в старших классах это не стало для вас неожиданностью.
К сегодняшнему уроку вы должны были повторить правописание всех корней с чередованием. Вот и проверим, как вы справитесь с тестированием на эту тему.
Перед вами лежат тесты и листочки. Напишите свою фамилию и вариант, а дальше только цифры.
- Подведение итогов.(Слайд № 9).
- – Достигнута ли цель урока?
- Как же определить, какую букву писать в приставке на з-(с-)
2. Разгадывание кроссворда.
- Раздел науки о языке, в котором изучаются ССЧ, предложения, текст. (Синтаксис)
- Главная единица синтаксиса. (Предложение)
- Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. (Фонетика)
-Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова. (Морфемика)
- Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица. (Окончание)
- Часть слова без окончания. (Основа)
- Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. (Корень)
- Значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов. (Суффикс)
- Как называется процесс смены одного гласного (согласного) другим? (Чередование)
П | р | е | д | л | о | ж | е | н | и | е | ||||||
м | о | Р | ф | е | м | и | к | а | ||||||||
о | к | о | н | ч | а | н | И | е | ||||||||
С | у | ф | ф | и | к | с | ||||||||||
с | и | н | Т | а | к | с | и | с | ||||||||
ф | о | н | е | т | и | к | А | |||||||||
ч | е | р | е | д | о | В | а | н | и | е | ||||||
К | о | р | е | н | ь | |||||||||||
о | с | н | о | в | А |
- Какое слово появилось в выделенных клеточках? Как вы думаете, почему именно оно? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся снова к эпиграфу. Как вы понимаете слова К. И. Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.» ( Приставка – одна из важнейших морфем слова. Она придаёт выразительность речи. От неё во многом зависит смысл слова. Приставок великое множество, как и слов. Русский язык богат и красив, и не последнюю роль играют в этом приставки.)
- Выставление оценок.
- Все работали на уроке, но оценки получают…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Правописание приставок, оканчивающихся на З (С).
Урок на тему: "Правописание приставок на З(С)"...
Проверочная работа по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание приставок, оканчивающихся на з-с»
Проверочная работа по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание приставок, оканчивающихся на з-с»...
Урок в 5 классе на тему "Правописание приставок, оканчивающихся на з и с"
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС ООО второго поколения. Материал содержит технологическую карту урока, презентацию и лист обратной связи....
Разработка урока по русскому языку "Правописание приставок, оканчивающихся на С-З" по ФГОС
Урок по русскому языку в 5 классе по учебнику "Русский язык. Практика", авторы: А. Ю. Купалова, П.Е. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др. Урок разработан с требованиями ФГОС....
План-конспект урока по теме "Правописание приставок, оканчивающихся на з-с"
План-конспект урока по теме "Правописание приставок, оканчивающихся на з-с"...
Презентация к уроку русского языка "Правописание приставок, оканчивающихся на З-С"
ПРезентация содержит материал для изучения правила о написании приставок, оканчивающихся на З-, С-. В работе представлены разнообразные задания, направленные на активизацию познавательного интер...
Открытый урок русского языка в 5 классе на тему: «Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с »
Материал полезен для учителей, работающих по учебнику 5 класса под редакцией Баранова. Цель данного урока - путём наблюдения и анализа привести к выводу, что приставки , оканчивающиеся на –з, -с...