Урок в 5 классе на тему "Правописание приставок, оканчивающихся на з и с"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС ООО второго поколения. Материал содержит технологическую карту урока, презентацию и лист обратной связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_urok.docx | 32.16 КБ |
list_obratnoy_svyazi.docx | 18.14 КБ |
otkrytyy_urok.pptx | 803.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели деятельности учителя | Познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»; формировать умение определять условия выбора букв з–с на конце приставок; обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста | |||||
Тип урока | Урок объяснения нового материала | |||||
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать изменяемые и неизменяемые приставки, звонкость-глухость согласных, правило «Буквы з–с на конце приставок»; уметь применять правило «Буквы з–с на конце приставок», отличать слова с ложным чередованием. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта): умение находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования | |||||
методы и формы | Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций, работа с текстом; индивидуальная, групповая, фронтальная | |||||
Образовательные (цифровые) ресурсы | Интернет-ресурсы: http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1september.ru/subjects учебно-методические материалы издательства «Учитель» «Русский язык. Рабочая программа. Система уроков» | |||||
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор | |||||
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся | |||||
Основные понятия . | Чередование звуков, гипотеза, орфография, фонетика. | |||||
Организационная структура (сценарий) урока | ||||||
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность | Формы зации совзаимодействия | Формируемые умения | Контроль результатов учебной деятельности |
1. Мотивация (самоопределение) к учеб- ной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого | Вступительное слово. Вот книжки на столе, а вот – тетрадки, (слайд №1) Работаем с листом обратной связи, наклеиваем квадратик соответствующего настроению цвета.( к концу урока на листе обратной связи должна получиться радуга) | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах | Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний | Лингвистическая сказка. (группа ребят актёров разыгрывают сказку по ролям) В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери – Орфография и Фонетика. Орфография стала жаловаться: – Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Фонетика возьмет себе какие-нибудь обязанности. Что ей делать? Слушай да говори! Взяла Фонетика себе приставки, которые оканчивались на з и с. А они стали озорничать, никак ее не слушают! Присоединилась приставка раз- к глаголу править и стала приставкой рас-. Только Фонетика ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу дать и стала приставкой раз-. Устала Фонетика, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Фонетика просить помощи у сестры Орфографии. Пожалела та ее, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами и теперь подчиняются Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. – Начнем урок, тема которого… Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем говорилось в сказке? Выслушивает варианты ответов учащихся (слайд№2,3) гипотеза по первым двум примерам.(слайд №4) Работа с листом обр. связи. | Смотрят инсценировку, воспринимают на слух информацию; обдумывают ответы на вопросы | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
3. Выявление места и причины затруднения Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации по теме урока, ответы на вопросы, наблюдение и анализ языковых единиц, состав- ление алгоритма |
– Почему слова записаны в два столбика? расчертить раздать вспомнить взлететь – От каких условий зависит написание з и с? 2. Алгоритм – Расставьте шаги алгоритма в нужном порядке. • Выдели в слове приставку. Посмотри на букву согласного звука после приставки. • Если оканчивается на глухой согласный с, то… (закончи). • Если оканчивается на звонкий согласный з, то… (закончи). работа со слайдом №5- 6 Какие дополнительные сведения есть в слайде № 7с человечком) 3. Задание. – Вставьте пропущенные буквы, графически выделите условия написания орфограммы. И_полнить, и…_дать; бе…_порядок, бе…_брежный. Ключ на слайде. Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. (работа с листом обратной связи) | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога составляют план работы над заданием; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; составляют шаги алгоритма, делают вывод. | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах | Устные ответы, памятка |
Физкультминутка | – А теперь поднимите руки высоко-высоко вверх. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы должны делать один хлопок, если услышите слова с приставками, оканчивающимися на буквы з–с. Листья, листья листопад, Не расчистить школьный сад. У солнышка есть правило: оно лучи расправило, Раскинуло с утра – и на земле жара. Рассердилась бабушка: «Взрослых не учи. Разбираюсь правильно, как пинать мячи». Я Володины отметки узнаю без дневника. Если брат приходит с тройкой, Раздаются три звонка. Нет, в жизни мне не повезло, Однажды я разбил стекло. Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Выполнение упражнений | ||
4. твор- ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, взаимопроверка | – Продолжим нашу работу. На слайде вам (слайд №8) представлены три вида заданий. Прочитайте их внимательно и самостоятельно сделайте выбор: какое задание вы будете выполнять. А может быть, кто-то успеет сделать все три задания? Не забудьте графически обозначить орфограмму. 1. Выпишите из текста слова с приставкой, оканчивающейся на буквы з–с. Обозначьте графически орфограмму. (Ключи к заданиям на доске) Друзья, мы бездумно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зеленого друга! 2. От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные, включив их в состав словосочетаний. Обозначьте графически орфограмму. Без заботы, без края, без цели. 3. Найдите в словах приставки, оканчивающиеся на буквы з–с. Обозначьте графически орфограмму. Неисчерпаемый, происшествие, водоразборный. (Ключи к заданиям на слайдах.) Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий | Работают с заданием; подсчитывают баллы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой | Обобщение Эвристическая беседа, частичный анализ текста, письменная работа | Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. – Я надеюсь, что с орфограммой «Правописание з–с на конце приставок» вы подружились так же, как и герои этого отрывка между собой (на слайде 9, 10, 11) 1. Он сразу узнавал его шаги. 2. «Здравствуй, малыш», – слышалось в коридоре. 3. Генка бежал открывать отцу дверь. 4. Отец поднимался всегда не спеша, словно раздумывал, идти ему или нет. 5. Ему многое хотелось рассказать… 6. Вечером Генка с нетерпением ждал возвращения отца. – Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? – Найдите в тексте ключевые слова, которые говорят о том, что отец и сын были друзьями. – Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание з–с на конце приставок». – Вы согласны, что человеку нужны друзья? А зачем нужны друзья? Запишите ваши мысли по этому поводу | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; выполняют творческую работу | Индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают вознитрудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
6. Включение в систему знаний и повторение | Проверка и об- суждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Контролирует правильность выполнения заданий, дополняет ответы учащихся. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание учащихся за работу |
7.Дифференцированное домашнее задание. | Составить алгоритм правописания приставок в виде схемы, таблицы. Составить презентацию по теме, (ВД) найти в интернете слова на изучаемую орфограмму, составить словарный диктант, упр на выбор, правило знать. | |||||
Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе (заканчивают работу с листом обратной связи, сдают его учителю) | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Листы обратной связи |
Предварительный просмотр:
Лист обратной связи.
№ | Этап урока | Контролирую себя | Радуга-дуга |
1 | Настрой на урок. | Настроение отличное, работать готов!
Настроение не очень, но я буду стараться. | |
2 | Лингвистическая сказка | 1Сразу сформулировал тему урока 2. Догадался 3. Не догадался | |
3 | Формулировка орфограммы и выполнение первого задания | 1 Мне было легко это сделать 2 Я затруднился | |
4 | Дифференцированные задания | 1 Выбирал лёгкое 2 Выбирал трудное | |
5 | Работа с текстом | 1 Составил текст без труда 2 Затруднился | |
6 | Настроение в конце урока |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : усвоить орфограмму «Правописание приставок, оканчивающихся на з и с» Задачи : Познакомиться с приставками Выдвинуть гипотезу и доказать её Сформулировать орфограмму Построить алгоритм работы с орфограммой Отработать алгоритм на практике
Подумай! Рас п равить Раз д ать
Включи логику! Расставьте шаги алгоритма в нужном порядке. Определи, с согласной буквы, обозначающей глухой или звонкий звук начинается корень? Если оканчивается на звонкий согласный [ з ], то… (закончи ). Выдели в слове приставку. Если оканчивается на глухой согласный [с], то… (закончи).
Алгоритм 1 Выдели в слове приставку. 2Определи, с согласной буквы, обозначающей глухой или звонкий звук начинается корень? 3 Если начинается с глухого согласного [с], то… (закончи). 4 Если начинается со звонкого согласного [ з ], то… (закончи ).
Выбирай! 1. Выпишите из текста слова с приставкой, оканчивающейся на буквы з –с . Обозначьте графически орфограмму. Друзья, мы бездумно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зеленого друга! 2. От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные, включив их в состав словосочетаний. Обозначьте графически орфограмму. Без заботы, без края, без цели . 3.Приставки спрятались. Найдите в словах приставки, оканчивающиеся на буквы з –с . Обозначьте графически орфограмму. Неисчерпаемый, происшествие, водоразборный, произрастание.
Составь текст Вечером Генка с нетерпением ждал возвращения отца. Ему многое хотелось рассказать… Отец поднимался всегда не спеша, словно раздумывал, идти ему или нет. Он сразу узнавал его шаги. Генка бежал открывать отцу дверь. «Здравствуй, малыш», – слышалось в коридоре. .
Какая цель стояла перед нами на уроке? Достигли мы её? Что было интересным? В чём затруднился? Что нового открыл для себя? Над чем ещё нужно поработать? За что могу похвалить себя?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Правописание приставок, оканчивающихся на З (С).
Урок на тему: "Правописание приставок на З(С)"...
Урок русского языка на тему: «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».
Урок изучения нового материала. Целевая аудитория: 5 класс. Данный урок проводился в рамках городского конкурса «Молодой педагог-2009». Урок проводился на незнакомом учителю классе. В рамках данного у...
Разработка урока по русскому языку "Правописание приставок, оканчивающихся на С-З" по ФГОС
Урок по русскому языку в 5 классе по учебнику "Русский язык. Практика", авторы: А. Ю. Купалова, П.Е. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др. Урок разработан с требованиями ФГОС....
План-конспект урока по теме "Правописание приставок, оканчивающихся на з-с"
План-конспект урока по теме "Правописание приставок, оканчивающихся на з-с"...
Презентация к уроку русского языка "Правописание приставок, оканчивающихся на З-С"
ПРезентация содержит материал для изучения правила о написании приставок, оканчивающихся на З-, С-. В работе представлены разнообразные задания, направленные на активизацию познавательного интер...
Открытый урок русского языка в 5 классе на тему: «Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с »
Материал полезен для учителей, работающих по учебнику 5 класса под редакцией Баранова. Цель данного урока - путём наблюдения и анализа привести к выводу, что приставки , оканчивающиеся на –з, -с...