Открытый урок русского языка в 5 классе на тему: «Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с »
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Материал полезен для учителей, работающих по учебнику 5 класса под редакцией Баранова. Цель данного урока - путём наблюдения и анализа привести к выводу, что приставки , оканчивающиеся на –з, -с противоречат основному правилу правописания приставок;  в форме модели вывести способ действия работы с приставками(-з пишется перед звонким согласным, -с – перед глухим);

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 5 классе  на тему: «Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с »

Цели:

путём наблюдения и анализа привести к выводу, что приставки , оканчивающиеся на –з, -с противоречат основному правилу правописания приставок;

 в форме модели вывести способ действия работы с приставками(-з пишется перед звонким согласным, -с – перед глухим);

Задачи:

учить работать в парах;

высказывать свою точку зрения, уметь слушать другого ученика;

производить самоанализ и самооценку;

использовать знания, полученные ранее;

применять выведенный способ действия.

Актуализация знаний (работа с карточками): безударные гласные и парные согласные в приставках, таблица приставок.

У вас на столах лежат карточки с группой слов. Прочитайте слова про себя и назовите общую орфограмму (Правописание приставок. Подвиды: правописание безударного гласного и парного согласного).

По. писать, о. блеск, о . водить, о . катать, на . строить, з . скочить,           пр . родители, пр . ветрить, с . страдание, д . полнение, на . земный, п . любить, п.р.мирие, пре . стоящий, н . слаждение.

На доске модель:

Ваша задача сейчас? (Решить орфограмму и графически объяснить решение).

Что значит «графически объяснить»? (Подчеркнуть и отметить морфему, в которой находится орфограмма)

После выполнения работы дети сами оценивают себя по таблице приставок, сделанной в теоретическом справочнике на предыдущих уроках.

А теперь достаньте таблицу приставок и проверьте себя. Оценим себя по шкалам( вижу орфограмму, называю, решаю). Сколько шкал будет? Почему? (две, т. К. орфограмма пропущена, мы её уже видим).

Почему мы проверяли приставки по таблице? (Трудно подобрать слово, где звук будет в сильной позиции).

На доске модель:

Как бы вы дополнили эти модели? (приставки раз-/рас-, роз-/рос- нельзя проверять сильной позицией, они противоречат основному закону русского письма).

Постановка учебной задачи (ПУЗ)

На доске записаны предложения. Прочитаем. Текст ли это?

Гроза началась утром. Молния з… прыгала по ч… рным тучам и ра…к…лола их на мгновение. Гром бил по м…кушкам дерев...ев. Те скр…пели и тр…щали. Лист...я и…пуганно тр…петали, а ветер бе...пощадно срывал их зелень.

(Тема-гроза. Предложения связаны по смыслу и грамматически. Но это фрагмент текста, т.к. нет названия, не выделены композиционные части текста.)

Задание: списать фрагмент текста, вставить пропущенные буквы и графически объяснить орфограммы.

Один ученик работает у доски, выписывая только слова с пропущенными буквами и объясняет их.

Проверим. Сравните свою работу с выполненной у доски. Есть ли замечания? Вопросы? (в результате анализа остаются нерешёнными орфограммы в словах рас/зколола, ис/зпуганно, бес/зпощадно.

Варианты решения: проверить известным способом действия. Посмотреть в таблицу приставок. Но в таблице приставок ест приставки и на –з и на –с.

Наша задача сегодня? (выяснить, от чего зависит правописание приставок на –з, -с)

На доске модель:

Решение учебной задачи (РУЗ):

Я раздам вам материал для наблюдения на карточках. Вы работаете в парах над орфограммой. Делаете вывод и представляете его в виде модели с примерами.

Развернуть, безлюдный, известный, низвергнуть, чрезмерный, взглянуть, возделывать.

Расцвести, бесшумный, испариться, нисходить, чересчур, вступить, воскликнуть.

Выступления учащихся:

Что вы можете сказать? Давайте проверим? Есть другие мнения?

Сравним с записями в учебнике теории (п. 53). Так какие приставки напишем в словах?

раСколола     иСпуганно       беСпощадно

Запишем выводы в теоретический справочник: красным цветом те, кто решил орфограмму самостоятельно, зелёным – все остальные.

Итак, посмотрим на общую орфограмму: «Правописание приставок». Что вы можете сказать? (приставки на –з, -с противоречат общему правилу, действуют законы фонетики: происходит оглушение и озвончение).

Но! Приставка С- не относится к этой орфограмме!

Применение способа действия.

Учебник. Русский язык 5 класс. под ред. Баранова.

Упражнение 626. Запишем пары слов, проговаривая орфограмму и объясняя написание приставки.

Итог.

Какова была задача урока?

Справились ли мы с ней?

Что узнали на уроке?

За что можете себя похвалить?

Домашнее задание.

Подготовить карточку для товарища с пропуском орфограммы «правописание приставок на –з, -с» (15 слов).  Записать приставки в таблицу приставок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Конспект урока русского языка с использованием ЭОР "Правописание приставок пре - при"

Конспект урока русского языка с использованием  ЭОР "Правописание приставок пре - при" 6 класс....

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...

Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.

Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...

Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"

Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...