План-конспект урока по теме "Правописание приставок, оканчивающихся на з-с"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
План-конспект урока по теме "Правописание приставок, оканчивающихся на з-с"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_pristavok_na_z-s.odt | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Правописание приставок, оканчивающихся на з-с»
Цели:
1. Закрепить правила написания приставок на з-с; формировать умения находить слова с данными приставками и употреблять их в речи.
2. Развивать наблюдательность, внимание , умения анализировать и обобщать.
3. Вызвать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Ход урока.
I. Организационный этап.
Вступительное слово учителя.
II. Стадия « Вызов"
Ребята, сегодня мы с вами повторим и обобщим все известные сведения о правописании приставок, оканчивающихся на з-с, полученные в 5 классе. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучали по данной теме.
Итак, составляем КЛАСТЕР (созвездие, пучок) о правописании приставок., оканчивающихся на з-с в тетради. ( Работа 2 мин)
(Сначала пишем словосочетание «правописание приставок» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это словосочетание с другими.)
ПРИЁМ «КОРЗИНА ИДЕЙ»
Работа в парах.
- Время уже истекло. Теперь обсудите с соседом по парте информацию, которую вы записали в тетрадь. Но ничего не зачеркивайте, даже если это неправильно. Выясните, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
- Теперь назовите по очереди какое-нибудь правило по данной теме, при этом не повторяя ранее сказанного. Соберем в корзине идей все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель (прикрепляет листочки с ответами к корзине) записывает все идеи в виде тезиса без комментариев).
- Давайте проверим, все ли правильно вы сказали.
III. Реализация смысла
Работа с текстом. ПРИЁМ «ИНСЕРТ».
Ребята, вы вспомнили правило правописания приставок, оканчивающихся на з-с, которое было изучено в 5 классе. Сейчас вы прочитаете текст и составите таблицу ИНСЕРТ.
“V” – эта информация мне уже известна.
«+» - новые факты для меня.
«-» - у меня было другое представление об этом, я думал по-другому.
«?» - в этом материале есть что-то непонятное для меня. Нужны объяснения, уточнения.
Приставка -с, состоящая из одного согласного звука, пишется единообразно. Например: сделать, сгореть, сжать. НЕ ПУТАЙ слова с приставкой с- со словами, корень которых начинается с буквы з. Например: здесь, здание, здоровье, не видно ни зги.
В приставках на з- - с- (раз-рас, воз-вос, чрез-чрес, вз-вс, низ-нис) перед звонкой согласной или гласной пишется з, перед глухой — с. Например: изучить, избрать, разговор, беззаветно.
НЕ ПУТАЙ приставки на з — с- с корнями, которые оканчиваются на -з и пишутся единообразно, независимо от того, следует ли за ними звонкие или глухие согласные звуки. Например: низкий, резкий, низший, дерзкий (проверяется по общему правилу: низкий — низок.
ЗАПОМНИ!
1. В словах с корнем чёт- (расчёт, расчётный, расчётливый) пишется одна с, приставка прибавляется к корню чёт- (учёт). Но в прилагательном бессчётный пишется два с, так как оно образовано прибавлением приставки бес- к корю счёт — (такой, которому нет счёта).
2. В словах с корнем счит (рассчитать, рассчитывать) пишется два с, так как приставка рас- прибавляется к корню счит- (обсчитать, просчитаться).
3. Не поддаются правилам написания фамилии (Безчетнов).
4. Слова разевать, разорить, разориться в современном русском языке считаются бесприставочными и пишутся поэтому с одной букой з.
- какие из ваших первоначальных представлений о правописании приставок, оканчивающихся на з-с , подтвердились, а какие оказались ошибочными;
- какие тезисы оказались для новыми, может быть даже неожиданными;
- какие идеи представляют для вас дальнейших интерес с точки зрения проектного исследования.
Вернёмся к «Корзине идей» и кластеру. Какие утверждения являются верными, а какие неверными. Дополните сведения кластера.
IV. Стадия «Рефлексия»
Выполнение упражнения на закрепление.
1. Работа в парах. У вас на столах лежат карточки со словами. Вам необходимо распределить слова на три группы: а) с приставкой на –З, -С; б) с приставкой –С; в) без приставки.
Здание, избрать, разгадать, свадьба, спросить, здесь, исцарапать, злой, спеть, распахать, безвольный, сводить, здоровье, сдать, здравствуй, сложить, распустить, беспредельная, безработный, сгибать, безлошадные, безземельные.
(После выполнения группы обмениваются листами, проводят взаимопроверку)
2. Подготовка к ОГЭ. Работа в парах. Взаимопроверка.
1. Из предложений 12—17 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом «Если после приставки следует звонкий согласный, на конце её пишется буква 3».
(12)А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. (13)Этот лёд, зеркальный и тонкий, манит к себе, и тогда радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно. (14)Но не все ребята слушаются радио...
(15)Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. (16)Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.(17)Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал:
2. Из предложений 32-34 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от следующего за ней согласного
(32)Он, проваливаясь в снег, пошёл к кабинке, открыл ящик со своими инструментами, и они показались ему орудиями пыток. (ЗЗ)Металл был как раскалённый. (34)Но он храбро взял зубило, молоток, кусок мыла, похожего на камень, и влез на борт.
3. Из предложений 24—33 выпишите слово(-а), в котором(-ых) написание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
(24)Стоят солдаты над обрывом реки, шумящей по камням, вспоминают былое время. (25)Витебский бой, бои под Смоленском, жуткий день Бородинской сечи, пожар Москвы... (26)Больше месяца пробыл Наполеон в Москве: ждал император от русских посыльных с миром, однако не явились к нему посыльные. (27)Да, нелёгок оказался путь к победе. (28)Будут ли помнить дела потомки?.. (29)Немало пролито русской крови. (З0)Многих не счесть в живых.
(31)Взгрустнулось чуть-чуть солдатам. (32)Поминают своих товарищей. (33)И радостен день, и печален.
3. Тест «Правописание приставок на з/с». Каждый ученик выполняет данный тест индивидуально.
В каком слове пишется буква З?
1) и…пуганный
2) не…гораемый
3) и...рыхлить
4) …двинуть
В каком слове пишется буква З?
1) чере…чур
2) …гореть
3) и…тратить
4) и…гнание
В каком слове пишется буква С?
1) во…делывать
2) не…давленный
3) бе…вкусно
4) бе…злобный
В каком слове пишется буква С?
1) не…доровится
2) в…дремнуть
3) и…чезнуть
4) во…любить
В каком слове пишется буква С?
1) и…черпать
2) и…ношенный
3) бе…участный
4) ра…бежаться
V. Подведение итогов. Рефлексия.
В чем состояла задача сегодняшнего урока? (возвращается к «Корзине идей» и кластеру).
От чего зависит написание З, С в конце приставок?
С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока?
Какой вид деятельности вам показался наиболее интересным?
VI. Задание на дом.
1. Выучить правило о правописании приставок на З/С
2. Выполните задание, данное на карточке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...