«Обращение. Сложное предложение. Прямая речь.»
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Урок-зачёт
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Фамилия ________________________ Класс ____________________
1. Прочитайте текст. Выделите основы в предложениях. Расставьте необходимые знаки препинания в предложениях текста:
1.Розовое утреннее солнце озарило небо над верхушками деревьев и лесная жизнь заметно оживилась.
2. Зиме конец! Весна пришла! на все голоса защебетали птицы.
3. Желторотые птенчики в гнёздах жадно щёлкали клювами мышки купались в прохладной утренней росе белочки высунулись из дупел и с интересом озирались по сторонам. 4. И даже старый филин расправил крылья после долгой зимы.
5. Все были рады весне! 6. Все думали Хорошо, что стало светлее и теплее!
2. Укажите номер предложения, соответствующего схеме:
[ ], [ ], [ ].
__________
3. Укажите номера предложений с прямой речью:
______________________
4. Установите соответствие между этими предложениями и схемами:
№ предложения | ||
Схема предложения | «П!» - а. | А: «П!» |
Предварительный просмотр:
Конспект урока:
«Обращение. Сложное предложение. Прямая речь.»
ЗАЧЁТ.
Цели урока:
- Обобщение сведений об обращении, сложном предложении, прямой речи;
- Совершенствование пунктуационных навыков, навыков выделения основы предложения.
Задачи урока.
Образовательные: | Анализ принципов выделения обращения, прямой речи в предложении, определения количества основ предложения; закрепление умения расставлять знаки препинания в предложениях с указанными конструкциями. |
Развивающие: | Развитие навыков работы с компьютерными программами, развитие умения анализировать языковые факты, схемы. |
Воспитывающие: | Воспитание ответственности за себя и партнёра (при работе в парах), воспитание бережного, внимательного отношения к слову, к верному употреблению его в речи. |
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Сообщает тему, предлагает учащимся на основании темы сформулировать основные цели урока | Фиксируют тему урока в тетрадях; Формулируют цели:
|
Актуализация знаний | Что такое обращение? Как оно выделяется в речи, на письме? | Дают определение, приводят примеры, используя материалы презентации («Укажите обращения в предложениях») |
Тренировочные упражнения | Предлагает учащимся найти и выделить на письме обращения в предложениях (материалы презентации) Предлагает учащимся подобрать подходящие обращения для включения в предложение (материалы презентации), объяснить, почему невозможно употребление некоторых из предложенных обращений | Выполняют задание, объясняют знаки препинания. Осуществляют выбор, аргументируют его, делают вывод о необходимости соблюдения культуры речи (этика при обращении, избегание тавтологических и логических ошибок) |
Актуализация знаний | Какие предложения называются сложными? В чём особенность этих предложений? (предлагает работу с уровнем 2 по теме «Сложное предложение» - чем связываются и чем разделяются части СП) Предлагает найти в задании 3 уровня по теме «СП» сложное предложение, аргументировать выбор. | Дают определение понятия, выполняют и комментируют задание 2 уровня. Выполняют задание. |
Тренировочные упражнения | Обращает учащихся к выполнению заданий на листах по темам «СП», «Прямая речь» (тесты с заданиями с кратким ответом) Предлагает осуществить сверку своих результатом с презентационным образцом | Выполняют задания (5 мин. на выполнение 4 заданий: выделяют основы в предложениях, расставляют знаки и т.д.) Осуществляют сверку, исправляют и комментируют допущенные ошибки, дают определение понятия «прямая речь». |
Контроль и самопроверка знаний и навыков | Предлагает учащимся самостоятельное выполнение в парах упражнений компьютерной программы с отчётом о прохождении каждого уровня (уровни 4-6 темы «СП», уровень 2 по теме «Прямая речь»: «СП»: 4 уровень – установить соответствие между предложениями и их схемами; 5 уровень – составить из имеющихся частей 5 сложных предложений с союзами, расставить знаки препинания; 6 уровень (на «отлично») – расставить знаки препинания в тексте. «ПР» - 2 уровень – расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Выполняют задания, отчитываются о прохождении каждого уровня. |
Подведение итогов | Предлагает вспомнить основные цели урока. Можно ли сказать, что урок был для вас интересен, полезен, что цели его были достигнуты? Объявляет оценки за урок. | Формулируют цели. Выражают своё мнение об их достижении, о том, что было интересно на уроке. |
Постановка домашнего задания | Повторить материал урока, повторить типы речи, подготовиться к творческой работе-повествованию с использованием сложных предложений. | Записывают Д/З в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект зачётного урока русского языка в 5 классе "Обращение. Прямая речь. Сложное предложение"
Данная разработка может служить основой для зачётного урока . Урок может проходитьс использованием компьютерных технологий. (на базе игровой компьютерной программы для начальной школы , поставлен...
Уроки № 40-43 на тему "Сложное предложение. Прямая и косвенная речь" по А.И. Власенкову 10 класс
Конспект урока рассчитан на 4 часа по теме "Сложное предложение. Прямая и косвенная речь"...
Конспект урока по СБО в 5 классе для детей со сложным дефектом развития в коррекционной школе VIII вида по теме: «Обращение в поликлинику».
Урок объяснения нового материала и формирования практических умений и навыков учащихся обращения в регистратуру поликлиники для получения талона к врачу-специалисту с использованием ИКТ....
Простые и сложные предложения. Прямая речь.
Проверочная работа по русскому языку в 5 классе....
Презентация "Фонетическая транскрипция", презентации "Знаки препинания при обращении и при прямой речи"
Данный материал представляет собой презентации к урокам русского языка для учащихся 5 классов. Материла подобран с учетом возратсных особенностей цяащихся....
Урок в 5 классе по теме "Обращения. Выделение обращений в устной и письменной речи"
Сценарий урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Тема урока: Обращение.Выделение обращения в устной и письменной речи.Метапредметная тема: определение и понятие.Ти...
Контрольный диктант по теме «Сложное предложение. Культура речи»
Контрольный диктант...