Конспект зачётного урока русского языка в 5 классе "Обращение. Прямая речь. Сложное предложение"
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

Долгова Ольга Владимировна

Данная разработка может служить основой для зачётного урока . Урок может проходитьс использованием компьютерных технологий. (на базе игровой компьютерной программы для начальной школы , поставленной в наши ОУ, раздел "Русский язык", где многие задания высоких уровней соответствуют повышенному уровню 5 класса). Предлагается конспект урока и презентационные материалы к нему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

 урока Долговой О.В.

Тема урока: «Зачёт по темам «Обращение. Прямая речь. Сложное предложение»

Цели урока:

  1. Обобщение сведений об обращении, сложном предложении, прямой речи;
  2. Совершенствование пунктуационных навыков, навыков выделения основы предложения.

Задачи урока.

Образовательные:

Анализ принципов выделения обращения, прямой речи в предложении, определения количества основ предложения; закрепление умения расставлять знаки препинания в предложениях с указанными конструкциями.

Развивающие:

Развитие навыков работы с компьютерными программами, развитие умения анализировать языковые факты, схемы.

Воспитывающие:

Воспитание ответственности за себя и партнёра (при работе в парах), воспитание бережного, внимательного отношения к слову, к верному употреблению его в речи.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Сообщает тему, предлагает учащимся на основании темы сформулировать основные цели урока

Фиксируют тему урока в тетрадях;

Формулируют цели:

  1. Повторить и обобщить нужные темы.
  2. Совершенствовать умение расставлять знаки препинания

Актуализация знаний

Что такое обращение? Как оно выделяется в речи, на письме?

Дают определение, приводят примеры, используя материалы презентации («Укажите обращения в предложениях»)

Тренировочные упражнения

Предлагает учащимся найти и выделить на письме обращения в предложениях (материалы презентации)

Предлагает учащимся подобрать подходящие обращения для включения в предложение (материалы презентации), объяснить, почему невозможно употребление некоторых из предложенных обращений

Выполняют задание, объясняют знаки препинания.

Осуществляют выбор, аргументируют его, делают вывод о необходимости соблюдения культуры речи (этика при обращении, избегание тавтологических и логических ошибок)

Актуализация знаний

Какие предложения называются сложными? В чём особенность этих предложений? (предлагает работу с уровнем 2 по теме «Сложное предложение» - чем связываются и чем разделяются части СП)

Предлагает найти в задании 3 уровня по теме «СП» сложное предложение, аргументировать выбор.

Дают определение понятия, выполняют и комментируют задание 2 уровня.

Выполняют задание.

Тренировочные упражнения

Обращает учащихся к выполнению заданий на листах по темам «СП», «Прямая речь» (тесты с заданиями с кратким ответом)

Предлагает осуществить сверку своих результатом с презентационным образцом

Выполняют задания (5 мин. на выполнение 4 заданий: выделяют основы в предложениях, расставляют знаки и т.д.)

Осуществляют сверку, исправляют и комментируют допущенные ошибки, дают определение понятия «прямая речь».

Контроль и самопроверка знаний и навыков

Предлагает учащимся самостоятельное выполнение в парах упражнений компьютерной программы с отчётом о прохождении каждого уровня (уровни 4-6 темы «СП», уровень 2 по теме «Прямая речь»: «СП»: 4 уровень – установить соответствие между предложениями и их схемами; 5 уровень – составить из имеющихся частей 5 сложных предложений с союзами, расставить знаки препинания; 6 уровень (на «отлично») – расставить знаки препинания в тексте.

«ПР» - 2 уровень – расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Выполняют задания, отчитываются  о прохождении каждого уровня.

Подведение итогов

Предлагает вспомнить основные цели урока.

Можно ли сказать, что урок был для вас интересен, полезен, что цели его были достигнуты?

Объявляет оценки за урок.

Формулируют цели.

Выражают своё мнение об их достижении, о том, что было интересно на уроке.

Постановка домашнего задания

Повторить материал урока, повторить типы речи, подготовиться к творческой работе-повествованию с использованием сложных предложений.

Записывают Д/З в дневник.



Предварительный просмотр:

Фамилия ________________________  Класс ____________________

1. Прочитайте текст. Выделите основы в предложениях. Расставьте необходимые знаки препинания в предложениях текста:

     

 1.Розовое утреннее солнце озарило небо над верхушками деревьев и лесная жизнь заметно оживилась.

    2.  Зиме конец! Весна пришла!   на все голоса защебетали птицы.

     3. Желторотые птенчики в гнёздах жадно щёлкали клювами мышки купались в прохладной утренней росе  белочки высунулись из дупел и с интересом озирались по сторонам. 4. И даже старый филин расправил крылья после долгой зимы.

5. Все были рады весне! 6. Все думали  Хорошо, что стало светлее и теплее!

2. Укажите номер предложения, соответствующего схеме:

[   ],  [    ],  [   ].

__________

3. Укажите номера предложений с прямой речью:

______________________

4. Установите соответствие между этими предложениями и схемами:

№ предложения

Схема предложения

«П!» - а.

А: «П!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Укажите предложения с обращениями: 1. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? 2. Шуми, шуми с крутой вершины, не умолкай, поток седой! 3. Иван Петрович рассказал нам много разных историй. 4. Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю! 5. Рожь – это злаковое растение. 6. Не шуми ты, рожь, спелым колосом!

Слайд 2

Найдите обращения, расставьте знаки препинания: 1. За тебя моя черешня ссорюсь я с приятелем. 2. О Волга Колыбель моя Любил ли кто тебя, как я! 3. Я так скучаю по тебе друг мой милый!

Слайд 3

Какие обращения можно использовать в предложении? Объясните свой выбор: И сказал кот Леопольд: « … ! Давайте жить дружно!» Слова для справок: мышата; паразиты; ребята, друзья

Слайд 4

Знаки препинания, основы: 1.Розовое утреннее солнце озарило небо над верхушками деревьев , и лесная жизнь заметно оживилась . 2. « Зиме конец ! Весна пришла ! » - на все голоса защебетали птицы . 3. Желторотые птенчики в гнёздах жадно щёлкали клювами , мышки купались в прохладной утренней росе , белочки высунулись из дупел и с интересом озирались по сторонам. 4. И даже старый филин расправил крылья после долгой зимы. 5. Все были рады весне! 6. Все думали : « Хорошо , что стало светлее и теплее ! »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения"

На этом уроке применяю информационные, игровые  технологии....

урок русского языка по теме "Простое и сложное предложение"

Цели и задачи данной презентации помогут учителю русского языка повторить ранее пройденный материал по синтаксису, изучить новый материал и отработать его при выполнении интересных упражнений ,которые...

Урок русского языка в 9 классе "Виды сложных предложений"

Урок русского языка, изучение нового в 9 классе....

Урок русского языка в 11 классе "Бессоюзные сложные предложения"

Урок обобщает и закрепляет знания по теме, содержит задания, способствующие подготовке к ЕГЭ....