Конспект зачётного урока русского языка в 5 классе "Обращение. Прямая речь. Сложное предложение"
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме
Данная разработка может служить основой для зачётного урока . Урок может проходитьс использованием компьютерных технологий. (на базе игровой компьютерной программы для начальной школы , поставленной в наши ОУ, раздел "Русский язык", где многие задания высоких уровней соответствуют повышенному уровню 5 класса). Предлагается конспект урока и презентационные материалы к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka-zachyota_v_5b.doc | 39.5 КБ |
tekst_k_uroku_sp_pr.doc | 29 КБ |
obrashchenie_slozhnoe_predlozh_pryam._rech.ppt | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
урока Долговой О.В.
Тема урока: «Зачёт по темам «Обращение. Прямая речь. Сложное предложение»
Цели урока:
- Обобщение сведений об обращении, сложном предложении, прямой речи;
- Совершенствование пунктуационных навыков, навыков выделения основы предложения.
Задачи урока.
Образовательные: | Анализ принципов выделения обращения, прямой речи в предложении, определения количества основ предложения; закрепление умения расставлять знаки препинания в предложениях с указанными конструкциями. |
Развивающие: | Развитие навыков работы с компьютерными программами, развитие умения анализировать языковые факты, схемы. |
Воспитывающие: | Воспитание ответственности за себя и партнёра (при работе в парах), воспитание бережного, внимательного отношения к слову, к верному употреблению его в речи. |
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Сообщает тему, предлагает учащимся на основании темы сформулировать основные цели урока | Фиксируют тему урока в тетрадях; Формулируют цели:
|
Актуализация знаний | Что такое обращение? Как оно выделяется в речи, на письме? | Дают определение, приводят примеры, используя материалы презентации («Укажите обращения в предложениях») |
Тренировочные упражнения | Предлагает учащимся найти и выделить на письме обращения в предложениях (материалы презентации) Предлагает учащимся подобрать подходящие обращения для включения в предложение (материалы презентации), объяснить, почему невозможно употребление некоторых из предложенных обращений | Выполняют задание, объясняют знаки препинания. Осуществляют выбор, аргументируют его, делают вывод о необходимости соблюдения культуры речи (этика при обращении, избегание тавтологических и логических ошибок) |
Актуализация знаний | Какие предложения называются сложными? В чём особенность этих предложений? (предлагает работу с уровнем 2 по теме «Сложное предложение» - чем связываются и чем разделяются части СП) Предлагает найти в задании 3 уровня по теме «СП» сложное предложение, аргументировать выбор. | Дают определение понятия, выполняют и комментируют задание 2 уровня. Выполняют задание. |
Тренировочные упражнения | Обращает учащихся к выполнению заданий на листах по темам «СП», «Прямая речь» (тесты с заданиями с кратким ответом) Предлагает осуществить сверку своих результатом с презентационным образцом | Выполняют задания (5 мин. на выполнение 4 заданий: выделяют основы в предложениях, расставляют знаки и т.д.) Осуществляют сверку, исправляют и комментируют допущенные ошибки, дают определение понятия «прямая речь». |
Контроль и самопроверка знаний и навыков | Предлагает учащимся самостоятельное выполнение в парах упражнений компьютерной программы с отчётом о прохождении каждого уровня (уровни 4-6 темы «СП», уровень 2 по теме «Прямая речь»: «СП»: 4 уровень – установить соответствие между предложениями и их схемами; 5 уровень – составить из имеющихся частей 5 сложных предложений с союзами, расставить знаки препинания; 6 уровень (на «отлично») – расставить знаки препинания в тексте. «ПР» - 2 уровень – расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Выполняют задания, отчитываются о прохождении каждого уровня. |
Подведение итогов | Предлагает вспомнить основные цели урока. Можно ли сказать, что урок был для вас интересен, полезен, что цели его были достигнуты? Объявляет оценки за урок. | Формулируют цели. Выражают своё мнение об их достижении, о том, что было интересно на уроке. |
Постановка домашнего задания | Повторить материал урока, повторить типы речи, подготовиться к творческой работе-повествованию с использованием сложных предложений. | Записывают Д/З в дневник. |
Предварительный просмотр:
Фамилия ________________________ Класс ____________________
1. Прочитайте текст. Выделите основы в предложениях. Расставьте необходимые знаки препинания в предложениях текста:
1.Розовое утреннее солнце озарило небо над верхушками деревьев и лесная жизнь заметно оживилась.
2. Зиме конец! Весна пришла! на все голоса защебетали птицы.
3. Желторотые птенчики в гнёздах жадно щёлкали клювами мышки купались в прохладной утренней росе белочки высунулись из дупел и с интересом озирались по сторонам. 4. И даже старый филин расправил крылья после долгой зимы.
5. Все были рады весне! 6. Все думали Хорошо, что стало светлее и теплее!
2. Укажите номер предложения, соответствующего схеме:
[ ], [ ], [ ].
__________
3. Укажите номера предложений с прямой речью:
______________________
4. Установите соответствие между этими предложениями и схемами:
№ предложения | ||
Схема предложения | «П!» - а. | А: «П!» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Найдите обращения, расставьте знаки препинания: 1. За тебя моя черешня ссорюсь я с приятелем. 2. О Волга Колыбель моя Любил ли кто тебя, как я! 3. Я так скучаю по тебе друг мой милый!
Какие обращения можно использовать в предложении? Объясните свой выбор: И сказал кот Леопольд: « … ! Давайте жить дружно!» Слова для справок: мышата; паразиты; ребята, друзья
Знаки препинания, основы: 1.Розовое утреннее солнце озарило небо над верхушками деревьев , и лесная жизнь заметно оживилась . 2. « Зиме конец ! Весна пришла ! » - на все голоса защебетали птицы . 3. Желторотые птенчики в гнёздах жадно щёлкали клювами , мышки купались в прохладной утренней росе , белочки высунулись из дупел и с интересом озирались по сторонам. 4. И даже старый филин расправил крылья после долгой зимы. 5. Все были рады весне! 6. Все думали : « Хорошо , что стало светлее и теплее ! »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Виды сложного предложения"
Урок русского языка в 5 классе....
Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения"
На этом уроке применяю информационные, игровые технологии....
урок русского языка по теме "Простое и сложное предложение"
Цели и задачи данной презентации помогут учителю русского языка повторить ранее пройденный материал по синтаксису, изучить новый материал и отработать его при выполнении интересных упражнений ,которые...
Урок русского языка в 9 классе "Виды сложных предложений"
Урок русского языка, изучение нового в 9 классе....
Урок русского языка в 11 классе "Бессоюзные сложные предложения"
Урок обобщает и закрепляет знания по теме, содержит задания, способствующие подготовке к ЕГЭ....
План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
Урок-объяснение нового материала....
Конспект урока русского языка на тему «Простые и сложные предложения» 5 класс
Тип урока: применение и совершенствование знаний....