Мотивация к учебной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Обсуждение выполнения домашнего задания.
Актуализация знаний.
Формулировка целей урока. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Выявление места и причины затруднений. Цель: Осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Построение проекта выхода из затруднения. В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения.
Этап реализации построенного проекта. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умения его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так при решении задач такого класса или типа вообще.
Этап первичного закрепления. Цель: усвоение учащимися нового способа действий.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой. Исполнительская рефлексия индивидуальная.
Этап включения в систему знаний и повторения.
| Здравствуйте! Присаживайтесь на места! Проверьте свою готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся знания прошлых уроков, ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже имеющиеся знания и приобрести новые знания и умения! Итак, начнем!
Ребята, насколько качественно вы выполнили домашнее задание? Кто может смело поставить себе пять? Прокомментируйте свое решение, обоснуйте его. Почему? Какие орфографические задачи вам пришлось решать, выполняя задание? Какие пунктограммы встретились вам в заданиях? Оценка 4. Почему? Что ты не доделал? Кто испытывал трудности при выполнении заданий? Как вы думаете, почему? Поставьте себе оценку и сдайте тетради на проверку.
Когда я смотрю на вас, красивых, жизнерадостных, полных творческих сил, мне хочется воскликнуть «Друзья мои, прекрасен наш союз». Я не случайно произнесла эту фразу их стихотворения А.С. Пушкина. Почему я это сделала? Вернемся к этому вопросу в конце урока. Я желаю, чтобы каждый из вас сделал сегодня маленькое открытие, и не одно. А для этого нам необходимо провести лингвистическую разминку – разгадать кроссворд. Результатом нашего первого открытия будет тема урока. Желаю вам удачи.
Задания к кроссворду. Лингвистическая разминка (кроссворд) 1Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание) 2Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство) 3 Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные) 4 Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое) 5 Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее) 6 Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимение. (Дополнение) 7 Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные) 8 Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире) 9. Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение)
- Получилось слово обращение.
-Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Тема урока – «Обращение. «Выделение обращения в устной и письменной речи».
Формулировка целей урока. - Прочитайте внимательно формулировку темы.
2Давайте проверим, все ли понятно в названии темы. Какие слова и словосочетания вы встретили впервые?
- Может ли кто-нибудь сказать, что такое обращение, дать точное определение?
4. Значит, какие же новые знания нам нужно освоить?
- А знаете ли вы, как отличить обращение от других слов и словосочетаний?
Следовательно, какое еще знание необходимо?
- А если такие знания у вас появятся, какое умение необходимо выработать в связи с этим знанием?
Ребята, давайте еще раз обратимся к теме урока. Что еще мы там увидели?
А сумеете ли вы, пользуясь этими знаниями и умениями, правильно выделять обращения в устной и письменной речи.
А каких знаний вам недостает?
Что нужно для этого усвоить?
Как называется такая последовательность действий.
Значит, вам нужно усвоить какое знание?
А если я вам дам такой алгоритм, вы сможете по нему действовать? Кроме знаний самого алгоритма, нужно знать, как по нему действовать. Значит, какое знание нужно усвоить? Какое умение у вас появится?
А теперь давайте единое целое цели нашего урока. Какие знания и умения вы сможете приобрести?
Если мы все это узнаем, то будем уметь.
Ребята, а как вы сможете проверит, какие знания и умения вы приобрели.
Как проверить, что знание алгоритм?
А как проверить, что понимаете алгоритм?
А как проверить, что знаете способ действия по алгоритму?
А как проверить, что теперь умеете действовать по алгоритму?
Приступим к реализации наших целей. Будем делать открытия, а для этого нам необходимо провести исследование, а результатом нашего исследования будет создание Таблицы-помощника, которой вы впоследствии будете пользоваться.
Исследование первое. Запишем предложения на доске и в тетрадях. - Помоги мне, мамочка, пожалуйста!
- Ребята, через неделю мы отправляемся в поход.
- Ты пойдешь гулять, Настя?
- Уважаемые телезрители, мы ждем ваших отзывав о передаче.
Назовите и выпишите слова, называющих тех, к кому обращаются с речью. мамочка ребята Настя уважаемые телезрители. Можно ли эти слова назвать обращениями? Если да, то почему?
Давайте над словами поставим букву О (обращение) И запишем определение обращения в Таблицу под цифрой 1.
Исследование второе. Ребята, посмотрите внимательно на примеры и скажите, какова структура обращения. ( одно слово или словосочетание).
Запишем вывод в Таблице под цифрой 2.
А теперь давайте откроем учебник и посмотрим, как авторы учебника, ученые, сформулировали определение обращения. Стр 98, параграф 42. Прочитайте первую строчку определения. В правильном направлении мы свами работаем. Продолжаем работу.
Исследование третье. Посмотрите на примеры и скажите, какой частью речи выражено обращение?
Правильно. А конкретнее, какими существительными Правильно. Давайте запишем вывод в Таблицу. Какая графа? Графа №3
Исследование четвертое. Определите грамматические признаки этих имен существительных? Запишем открытие в четвертую графу.
Продолжаем, исследование пятое. Ребята, посмотрите на примеры и скажите, где в предложении может стоять обращение? Запишем вывод в Таблицу. Т. Е. место обращения в предложении строго не закреплено.
А теперь, для подтверждения своего открытия, давайте обратимся к учебнику.
Упражнение 214. Прочитайте предложения, в которых обращения стоят в начале (предложения 2 и 5). В середине предложения (№ 4). В конце предложения (1 и 3).
А теперь, прежде чем провести следующее исследование, послушайте небольшую сказку. Может быть, она вам поможет ответить на вопрос № 6. Прочитайте его про себя. Подлежащее возмущается. Мы как две капли воды похожи с Обращением. Поэтому нас часто путают. Но по характеру мы совершенно разные. Я работаю в фирме под названием Предложение и занимаю со своим другом Сказуемым важный пост. Вместе мы составляем грамматическую основу предложения. А вот Обращение не занимает никакого ответственного поста в предложении. Оно лишь изредка появляется в Предложении и все осложняет.
Что вы узнали об отличии Обращения от Подлежащего? Можете ли вы сказать, каким членом предложения является обращение?
Давайте запишем предложения и сравним: - Мама помогла мне.
- Ребята через неделю отправились в поход.
- Настя пошла гулять.
- Телезрители прислали отзывы о передаче.
Выделите грамматические основы предложений? Какой можно сделать вывод:
Как можно отличит обращение от подлежащего?
Запишем вывод: не являются членами предложения, оно лишь осложняет его.
А теперь поговори о знаках препинания? Какой раздел науки о языке изучает систему знаков препинания и правила их постановки? Пунктуация. Итак, исследование седьмое. Как же мы выделяем обращение в письменной речи? Какие же знаки препинания ставятся в предложениях с обращениями?
В этом нам поможет учебник стр 99 пунктограмма № 3. Почитайте правило и ответьте на вопрос, какой пример есть в правиле, но нет на доске. Исправьте ошибки, начертите схемы предложений.
И последнее исследование, восьмое. А как же мы выделяем обращения в устной речи. С какой интонацией мы их произносим. Прочитайте предложения. Запишем это открытие в графе № 8.
А сейчас Ксюша поделится с нами своим открытием. Пожалуйста, Ксюша.
Историческая справка. Мама, мамочка, бабуля, дядя Петя, девочка, молодой человек, господин, дедушка – эти слова адресуют вашу просьбу или вопрос конкретному человеку. Эти обращения вам давно знакомы и понятны, но речевой этикет разных времён и народов предусматривал очень странные, на наш взгляд, формы обращений. Петровские “Приклады или како пишутся комплименты разные или образцы как писать письма к разным особам” узаконят как обращение к одному лицуМилостливый государь, Господин мой, Высокочтимый приятель, Дражайший друг, Приятно любезный сродственник, а указом 1701 года Пётр I запретит подписываться “полуименами”, то есть уменьшительными именами, бывшими до этого в ходу. Так исчезнут из письменной речи Васьки, Варьки, Петрушки, Варварки. Понаблюдайте за своей речью. Не сохранились ли в ней запрещённые более трех веков назад обидные клички – “полуимена”?
Давайте выполним упражнение № 213. Прочитайте отрывок из русской народной сказки. Понаблюдаем за интонацией. Особая, звательная интонация По тому, как обращается человек к собеседникам, можно судить и о собеседниках, и о самом человеке? В обращении могут проявляться чувства говорящего. Упражнение 214. Прокомментируйте предложения и скажите, к кому можно принято так обращаться.
3 принципа хорошей речи: точность, богатство, выразительность. Русский речевой этикет требует от говорящего уважения к собеседнику, поэтому не рекомендуется начинать диалог с эй, ты! и даже эй, вы! Русская грамматика объясняет нам это этикетное правило следующим образом: Чтобы установить речевой контакт, говорящий должен привлечь к себе внимание. Адресовать свою речь, т.е. назвать конкретного собеседника. И если нам для привлечения внимания достаточно просто голоса, крика, то для того, чтобы выделить собеседника, нам нужно имя существительное, точно указывающее на того, к кому мы обращаемся. Наиболее подходящим для такой цели является имя собственное.
Важную роль обращения играют в текстах художественной литературы, особенно поэтической речи. Обращение – один из способов олицетворения. Вспомните «Сказку о мертвой царевне…» А.С. Пушкина . Королевич Елисей обращается к солнцу, месяцу, ветру, как к живым существам. Вспомните примеры. Месяц, месяц, мой дружок. Позолоченный рожок! Как в обращениях проявляются характеры героев: царицы, царевны, Елисея?
2. Как царица обращалась к волшебному зеркальцу? 3. Вспомните отрывки из сказки “ О царе Салтане …” с обращениями. 4. Как старик обращался к золотой рыбке? Как старуха обращалась к старику? А как рыбка обращалась к старику? Чего тебе надобно, старче?
Мы с вами провели все лингвистические исследования и результат нашей работы – Таблица-помощник.
А теперь давайте попробуем применить наши знания на практике.
Составление предложения. а) Из предложения «Ты открой свою душу друзьям.» возьмите сказуемое. б) В предложении «Опять мне вспомнилась весна» вам понадобится дополнение. в) Подлежащее из предложения «Россия – родина моя!» будет в вашем предложении обращением. г) Добавьте подлежащее из предложения «Бесконечны просторы твои, Россия!» д) Возьмите определение из предложения «Свои герои у России есть!». – Какое получится у вас предложение?
Расскажите про обращение,РОССИЯ, используя Таблицу.
Выполнение теста, используя таблицу.
Самоопроверка. Объяснение затруднений.
Скажите, а кто сейчас сможет составить Игру «Верю-не верю» на тему Обращение. Давайте попробуем. По одному вопросу.
Проверка:
Ребята, скажите а какой строчкой я начала наш урок. «Друзья мои, прекрасен наш союз». Пушкин, как и все дворянские дети того времени, учился сначала дома, а затем в Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели. А рядом во дворце жил Александр I. Дворец окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Дружбе этой поэт остался верен всю жизнь Это были самые счастливые годы учёбы (г.Пушкин) под Санкт- Петербургом. Лицеисты учились, жили дружной, братской семьёй. И мне очень хочется, чтобы и мы с вами стали настоящими друзьями.
Домашнее задание. 1. Творческое задание. Вспомните, как вас называют разные люди, когда к вам обращаются. Закончите предложение так, чтобы получился небольшой рассказ. Как вы думаете, почему у одного человека столько “имён”? Обычно мама меня называет … Когда я сделаю что-то хорошее, она говорит мне … А когда сердится, то может сказать … У папы я бываю и … и … и… . Для друзей во дворе я - … Для учительницы в школе - … Незнакомые люди обращаются ко мне … . А кроме этого … .
2. Выписать обращения из басен И.А. Крылова? Ответить на вопрос, какова роль обращений в поэтической речи? 3Упражнение 215. Выставление оценок. Друзья мои, я благодарю вас за урок.
| Ученики готовят себя к занятию.
Ученики отвечают, комментируют свои оценки.
Ученики разгадывают кроссворд. Работают в парах
Записывают, читают. Слышал, но не знаю, что это такое? Не знаю, не слышал.
Нет, не можем, затрудняемся.
Освоить знание, что такое обращение? Нет.
Надо освоить знание о том, как отличать обращение от других слов? Умение отличать обращение от других слов. Выделение обращения в устной и письменной речи.
Нет. Не знаем, как выделять обращение в устной и письменной речи.
Нужно усвоить, как действовать, когда требуется выделить обращение. Алгоритм. Знание алгоритма выделения обращения в устной и письменной речи Нет. Способ действия по алгоритму. Умение действовать по алгоритму при выделении обращений в устной и письменной речи.
Знания:
- Усвоить знание о том, что такое обращение.
- О том, как отличать обращение от других слов и выражений.
- Алгоритм и способ действия по нему.
Умения: 1 Умение отличать обращение от других слов. - Умение выделять обращение при помощи алгоритма.
Если смогу воспроизвести определение обращения.
Смогу назвать отличительные признаки обращения. Смогу воспроизвести его. Если отвечу, почему нельзя менять шаги алгоритма. Если повторю сам алгоритм. Выполню задания правильно.
Записывают предложения.
Заполняют таблицу по ходу урока. Формулируют выводы исследований.
Озвучивают понятие обращения. ДА. Это обращения, потому что они называют того, к кому обращаются с речью.
Обращение может состоять из одного слова или словосочетания т.е . иметь при себе пояснительные слова. ( Например, уважаемые телезрители). Находят в учебнике информацию.
Читают правило в учебнике. Сравнивают. Делают вывод. Да.
Существительными.
Собственными и нарицательными.
Существительные стоят в И.п.
В середине, в начале, в конце предложения.
Работают с учебником. Выбирают предложения.
Читают вопрос про себя.
Слушают сказку, делятся впечатлениями.
Не является предложения.
Записывают предложения.
Объясняют свое решение.
В этих предложениях эти же самые слова являются членами предложений – подлежащими.
-От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть). А в первых обращения, т. е членами предложения не являются.
Знаками препинания. Запятая, восклицательный знак.
Вера! Иди сюда.
Особой, звательной интонацией.
Слушают сообщение, делятся впечатлениями. Индивидуальное задание. В русском языке когда-то был особый звательный падеж. Он использовался при обращениях. Сейчас слова в этом падеже сохранились только в поэтической речи. Кстати, о сказках Пушкина. Вы не задумывались, что значат слова золотой рыбки: « Чего тебе надобно, старче?» Старче – это форма звательного падежа слова старик. Наверное, многие знают если не слова, то хоты бы начало молитвы «Отче наш». Отче – форма звательного падежа слова отец. В разговорной речи мы часто сокращаем конечные гласные обращений: Саш, иди сюда! Посмотри, мам! Тань, ты скоро? Это следы звательного падежа.
Работа с учебником. Наблюдение над материалом. Выводы.
Ответы на вопросы.
Открой мне, Россия, просторы свои.
Учащиеся рассказывают про обращение с помощью таблицы. Выполняют тест . Самопроверка. Выявление затруднений.
Усвоили знание о том, что такое обращение? Можем отличать обращение от других слов?
Узнали ли мы как выделять обращение в письменной речи. Обращение необходимо выделять запятыми, если оно находится в середине предложения, или одной запятой, если оно стоит в начале или в конце предложения. Если обращение стоит в начале предложения, то после него ставится восклицательный знак.
«Друзья мои, прекрасен наш союз». | Мотивация учеников на работу. УУД личностные.
Познавательные (строить логическую цепь рассуждений). Коммуникативные (соблюдать в процессе ответа норму устной и письменной речи)
УУД. Познавательные, регулятивные, личностные.
УУД. Познавательные, регулятивные, личностные. Регулятивные Ставить и адекватно формулировать цель деятельности
Познавательные: Находить доказательства, строить логическую цепь рассуждений.
Познавательные: Выдвигают аргументы.
Познавательные: Находят доказательства, подтверждающие их точку зрения.
Личностные: Стремление к речевому самосовершенствованию.
Регулятивные Осуществлять самоконтроль, самооценку, коррекцию.
Личностные: Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Развитие интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Регулятивные Осуществление контроля и самооценки.
Личностные: Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Развитие интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
|