Рабочая программа по русскому языку, 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Программа для детей с нарушениями интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_9_klass_russkiy.docx79.18 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ « РУССКИЙ ЯЗЫК»

9 класс

                                                                                                                                                                 

Пояснительная записка.        

Рабочая  программа по русскому языку в 8 классе разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего  образования с учетом психических и физических возможностей учащихся коррекционной школы 8 вида. Конституция РФ (ст.43 Конституции РФ ) гарантирует реализацию права каждого ребенка на образование соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения, закона об образовании, программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под ред. К.н.п. И.М. Бгажноковой.

Основной задачей обучения русскому языку является задача социальной адаптации учащихся , с целью  дальнейшей интеграции в общество в той  мере и степени, которая доступна  каждому индивидуально. Для реализации  задачи социальной  адаптации содержание программы             по обучению русскому   языку  максимально связывается  с жизненным опытом учащихся. Оно должно соответствовать условиям конкретного ближайшего социума ,в котором      проживают дети. При обучении русскому языку задача социальной адаптации решается   в первую очередь через расширение уточнение и активизацию социальной и бытовой лексики, развитие коммуникативных возможностей у данной категории детей. Одна из задач уроков русского языка - научить детей узнавать  в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках знания.

Целью программы является научить детей общаться на родном языке устно и письменно.

В программе по русскому языку  для 8 класса структурно выделяют

Два раздела: 1. Грамматика, правописание, развитие речи.

                          2.Чтение и развитие речи.

Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу года обучения.
Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников.

1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований,

2-й уровень предусматривает уменьшенный объем знаний

Названные  разделы включают учебные темы:

Предложение. Текст  8 часов.

Слово. Текст. 62 часа

   1.Состав слова 8 часов.

   2.Части речи  54часа

       а) имя существительное

        б) имя прилагательное

       в) местоимение

       г) глагол.

      д) наречие

      е) имя числительное

Предложение. Текст.  12 часов

Повторение  10 часов

Связная речь  :9 часов.

В течение года будет проведено 4 диктанта за четверти, 4 диктанта по темам, 4 изложения и 4 сочинения.

При организации учебного процесса применяются новейшие технологии.

Комбинированные уроки, урок изучения нового материала, игра, экскурсии и т. д.

Для формирования ключевых компетенций у учащихся на уроке должны быть созданы комфортные условия обучения.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

        Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимосвязаны. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение  приобрели не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил(как называется, как изменяется ), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.

При изучении русского языка учащиеся должны уметь:

1 уровень:

  • Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70-80 слов).
  • Писать изложения по данному плану с предварительной отработкой лексического материала(80 слов).
  • Составление простых и сложных предложений для последующего составления рассказа, описания, рассуждения.

     Составление предложений для оформления деловых бумаг.

  •  Писать сочинения  с опорой на картинку, на материале уроков чтения.    
  •   Находить орфограммы и решать орфографическую задачу.
  • Пользоваться школьным орфографическим словарем.  

Определять части речи, используя сложные предложения     для доказательства.      

2 уровень

Писать под диктовку с предварительным разбором.

  Составлять простые предложения  и записывать их.

Списывать с печатного текста.

Учащиеся  должны знать

1-й уровень

  • Гласные и согласные звуки и буквы
  • Ударные и безударные гласные
  • Парные звонкие и глухие согласные  
  • Названия членов предложения .их графическое обозначение.
  • Названия частей речи и как их различить .
  • Названия частей слова. их графическое обозначение
  • Названия падежей и их вопросы
  • Время .число и неопределенную форму глагола
  • Лицо и число местоимений
  • Отличие простого предложения от сложного  

2-й уровень  

учащиеся должны писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором,

принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста,

исправлять текст,

составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт.

решать орфографические   задачи с помощью учителя.

Приобретенные знания и умения учащиеся используют в практической деятельности и повседневной жизни. При изучении программы организуется контроль индивидуального усвоения знаний, умений и навыков каждым учеником. Для этого проводятся диктанты в конце каждой четверти с заданием.

                                                           1 четверть

ОСЕНЬЮ В ЛЕСУ.

     Наступили холодные осенние дни, но жизнь в лесу продолжается. Желтые листья тихо падают на землю, и она похожа на огромный цветной ковер. В оврагах еще сохранилась  зелень, а в зелени пестреют последние цветы. А вот и пенек. На нем дружной семейкой растут опята. В лесу очень тихо, но иногда   лесную тишину  нарушает легкий шорох.  Это падают, падают золотые листья. Постепенно лес оголяется, но украшают его красные гроздья рябины. К рябине  слетаются дрозды, и до позднего вечера   продолжается здесь пир.                    

1 задание

Выписать 5 слов с безударной гласной, подобрать к ним проверочные слова.

 2 задание

 Определить грамматические признаки существительных: в лесу, к рябине, до вечера, дрозды.

                                                                 2 ЧЕТВЕРТЬ.

ПОДЗЕМНАЯ ПЕЩЕРА.

    Интересно побывать в подземных  пещерах. Узкий вход. Там темно и сыро. Скоро привыкнешь к свету свечи. Ходы тянутся, ветвятся, спускаются вниз.  Вдруг подземный ход обрывается. Дальше справа идет пропасть. До глубины пещеры трудно добраться.  Нужны веревки, веревочные лестницы, чтобы пройти   в глубину пещеры. В пещерах слышатся разные звуки. Вот шелест летучих мышей. А вот шум капель, которые падают с высоты.  Слышатся   раскаты камней, что обрываются под ногами. Долго, долго катятся вниз камни. Но вот послышался плеск воды. Камни упали в воду. Стараешься угадать, что там такое: озеро, река или водопад.

1 задание:

Выписать все имена прилагательные, определить их грамматические признаки.          

2 задание:

Разбери слова по составу:  подземных, обрываются, водопад.  

3 задание:                

К предложениям  составить схемы:

В пещерах слышатся разные звуки.  Ходы тянутся, ветвятся, спускаются вниз.

             

                                                               3 ЧЕТВЕРТЬ.

                                                              В ЗИМНЕМ ЛАГЕРЕ.

           В лагере после учебы. Наступили зимние каникулы. Женя  Милюков   едет в зимний лагерь. У него радостное настроение. Дружба с ребятами началась  сразу после приезда в лагерь. Женя первым из мальчиков отправился бродить по окрестностям. Он радостно сообщил, что нашел ледяную дорожку. Ребята проворно надели коньки и побежали туда кататься. Девочка Валя первый раз приехала в лагерь. Другие девочки объяснили ей порядки лагеря. Они рассказали ей, как будут гулять, кататься на санках, гать на коньках. Будут они и помогать старшим в работе. Хорошо отдохнуть  после учебы в лагере.  

                 

1 задание

Выписать слова с непроизносимой согласной.              

2 задание

Разобрать по составу слова: кататься, надели, приехала.          

3 задание

Разобрать предложение по членам. Женя первым из мальчиков отправился бродить по окрестностям.

                                                               4 ЧЕТВЕРТЬ.

ВЕСНОЙ.

Хорошо весной в лесу.     Березы распускают  свои клейкие листочки. Среди берез темнеют зеленые ели. Воздух     чистый, легкий. Пахнет молодым листом, прелой землей. Белые пушистые      цветы издают  аромат. Расцвела черемуха. В прудах и озерах  раскрываются  крупные желтые цветы. Набирает бутоны бузина,скоро она зацветет. На полях зеленеют всходы. По берегам рек и болот поднялась осока. НА воде появились жуки, полетели голубые стрекозы. Приятно  отправиться на рыбную ловлю. Придешь к реке с удочками. Расположишься на берегу    чудесной речки. Закинешь удочку и ждешь. Но рыба съела приманку и уплыла.

1 задание.

Подчеркнуть  глаголы.

2 задание

Разобрать по составу: чудесная, появились, раскрываются.

3 задание

Разобрать  по членам предложение: На воде появились жуки, полетели голубые стрекозы.

и изучении русского языка на уроке используется учебник для специальных (коррекционных ) образовательных учреж дений 8 вида  « Русский язык» 9  класс под редакцией

  • Э.В. Якубовская  Н.Г. Галунчикова  Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство Москва «Просвещение» 2011г.

На учебник получены положительные заключения Российской академии образования (№01-5/7д-183 от 20.10.2010 г.), Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (№ 496 от 23.09.2010 г.).    

Сетка рабочей программы по русскому языку (8  класс)

Раздел в предмете

Содержание и примерное кол-во часов

Задачи

Цели (характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

1 уровень

2 уровень

Речь. Речевая деятельность.

Углубление и расширение знаний о видах и значении речи в жизни человека. (1 ч)

Дать понятия о видах речи. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков учащихся.

Систематизировать знания учащихся об устной и письменной речи и культуре общения.

Расширить знания о возможностях коммуникативной стороны речи. Тренироваться в правильности и культуре общения.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, словарная работа.

Вести диалог в соответствии с задачами речевого общения. Выявлять принадлежность высказывания к определенному типу речи.

Принимать посильное участие в составлении диалога.

Виды устной речи (говорю, слушаю) (1 ч)

Виды письменной речи (читаю, пишу) (1 ч)

Партнёры по общению (один, много; знакомы, незнакомые; сверстники взрослые) (1 ч)

Задачи общения (спросить, попросить, отказаться, согласиться и т.п.) (1 ч) С.р.

Высказывание. Текст.

Диалог и монолог-  основные формы речевого высказывания. (1ч)

Расширить знания учащихся о понятиях высказывание и текст. Дифференцировать диалог и монолог. Ознакомить с правилами написания текста-рассказа и текста-описания.  Тренировать в написании сочинений и изложений.

 

Тренироваться в написании в различении различных типов текстов.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные работы 1 раз в месяц.

Писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (не более 90 слов). Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (до 90 слов).

Изложение части текста по данному плану с предварительной отработкой лексического материала с учётом психофизических возможностей учащихся. Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом (до 50 слов)

Диалог – разговор в быту, семейный разговор, учебный диалог. (3 ч)

Монлог. Типы монологических высказываний: повествование, описание, рассуждение. Структура текстов повествования и описания. Особенности композиционной структуры текстов разных типов: повествование (сказка, рассказ), описание (предмета, места, пейзажа), рассуждение.

(5 ч)

Разговорный, деловой и художественный стиль речи: сфера применения; задача общения; участники общения. Анализ текста деловых бумаг, художественных произведений или отрывков. (5 ч)

Деловое повествование речи: памятки, инструкции, рецепты. Связь предложений в деловых повествованиях. (3 ч)

Деловые бумаги (расписка, доверенность, заявление) (3 ч)

Деловое описание – объявление (о пропаже находке животного)

(1 ч)

Художественное повествование – сказки и рассказы на основе увиденного или услышанного. Связь предложений и частей текста в художественных повествованиях.  (2 ч)

Художественное описание – загадки. Письмо другу с включением описания предмета или животного. (1 ч)

Слово - текст.

Слово и его значение. Умение находить в тесте художественных произведений окрашенные слова, сравнивать их по значению с нейтральной лексикой.

(1 ч)

Повторить и расширить знания учащихся о составе слова. Тренировать учащихся в нахождении частей слова, однокоренных слов и способов проверки орфограммы в слове. Расширить знания учащихся по теме текст.

Тренироваться в нахождении частей слова, однокоренных слов и способов проверки орфограммы в слове.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные работы 1 раз в месяц.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (до 90 слов). Подбирать однокоренные слова используя приставки и суффиксы. Пользоваться школьным орфографическим словарём. Находить орфограммы и решать орфографические задачи.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом (до 50 слов). Подбирать однокоренные слова с помощью учителя. Решать орфографические задачи опираясь на таблицу или с помощью учителя.

Прямое и переносное значение слов (золотые руки, каменное сердце). Нахождение в тексте эпитетов, метафор без введения терминов.

(1 ч)

Состав слова. Работа над нормами словообразования. (2 ч)

Упражнения в образовании существительных и прилагательных с помощью суффиксов: очк, ик, к, оньк, еньк, оват. (2 ч)

Повторить и расширить знания учащихся о составе слова. Тренировать учащихся в нахождении частей слова, однокоренных слов и способов проверки орфограммы в слове. Расширить знания учащихся по теме текст.

Тренироваться в образовании существительных и прилагательных с помощью суффиксов, в выборе слов из ряда предложенных.

Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов: ени, ани, ость, ств. (2 ч)

Разбор эмоционально-экспрессивных слов образованных с помощью приставок и суффиксов. Формирование выразительности речи. (1 ч)

Нейтральное значение слов деловых бумаг. Формирование точности речи. (1 ч)

Выбор слова из ряда предложенных с точки зрения его употребления в художественном или деловом стиле. (1 ч)

Имя существительное. (3 ч)

Систематизировать знания учащихся о части речи Существительное. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм в окончании существительных. Расширить словарный запас учащихся за счёт слов близких и противоположных по значению и слов обозначающих различное состояние окружающей действительности.

Тренироваться в определении грамматических признаков существительного, написании падежных окончаний, работе с деформированным текстом.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (до 90 слов). Образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять в речи. определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом (до 50 слов). Различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя.

Имя прилагательное.

(3 ч)

Систематизировать знания учащихся о части речи Прилагательное. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм в окончании прилагательных. Расширить словарный запас учащихся.

Тренироваться в определении грамматических признаков прилагательного, написании падежных окончаний, работе с деформированным текстом.

Глагол. (3 ч)

Систематизировать знания учащихся о части речи Глагол. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм в окончании глаголов. Расширить словарный запас учащихся.

Тренироваться в определении грамматических признаков глаголов, написании окончаний, работе с деформированным текстом.

Местоимение. (3 ч)

Систематизировать знания учащихся о части речи Местоимение. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм. Расширить словарный запас учащихся.

Тренироваться в определении грамматических признаков местоимений, работе с деформированным текстом.

Наречие. (3 ч)

Систематизировать знания учащихся о части речи Наречие. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм. Расширить словарный запас учащихся.

Тренироваться в определении грамматических признаков наречий, работе с деформированным текстом.

Числительное. (3 ч)

Систематизировать знания учащихся о части речи Числительное. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм. Расширить словарный запас учащихся.

Тренироваться в определении грамматических признаков числительных, работе с деформированным текстом.

Предлог. Частица. Союз. (3 ч)

Систематизировать знания учащихся о частях речи Предлоге, Частице, Союзе. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм. Расширить словарный запас учащихся.

Тренироваться в определении грамматических признаков предлогов, частиц, союзов, работе с деформированным текстом.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (до 90 слов). Образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять в речи. определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу.

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом (до 50 слов). Различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя.

Предложение – текст.

Простое, сложное предложение. (1 ч)

Закрепить знания учащихся о простом предложении с однородными членами.  Расширить знания учащихся о понятиях предложение и текст.  Ознакомить с правилами написания текста-рассказа и текста-описания.  Тренировать в написании различных предложений.

Тренироваться в нахождении в предложении с союзами и бессоюзных и правильно расстановке знаков препинания.

Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные работы 1 раз в месяц.

В предварительно отработанном лексическом материале самостоятельно находят в предложении однородных членов с союзами  и бессоюзных предложениях  и правильно расставляют знаки препинания в нём.

В предварительно отработанном лексическом материале, с помощью учителя и таблиц находят в предложении однородных членов с союзами  и бессоюзных предложениях  и правильно расставляют знаки препинания в нём.

Однородные члены предложения с союзами А, НО, И;  бессоюзные. Знаки препинания в них. (1 ч)

Использование вопросительных частиц (неужели, разве, ли, ль), восклицательных частиц (что за, как) (1 ч)

Сложные предложения с союзами А, И, НО. Знаки препинания в них. (1 ч)

Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО. Знаки препинания в них. (1 ч)

Сложные предложения со словами ДЕЛО В ТОМ ЧТО, ОБЪЯСНЯЕТСЯ ЭТО ТЕМ ЧТО. Знаки препинания в них. (1 ч)

Редактирование предложений с различными видами нарушения орфографического, лексического и грамматического режимов. (1 ч)  

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Кол-во

часов

теория

диктант

1

Повторение

2

Предложение.

3

Предложение. Простое и сложное.

4

Однородные члены предложения.

5

Состав слова.

6

Правописание приставок  и предлогов.

7

Сложные слова.

8

Части речи. Текст

9

Имя существительное

10

Три склонения существительных в единственном числе

11

Правописание падежных окончаний существительных во мн. числе.

12

Существительные с шипящей на конце.

13.

Имя прилагательное . Безударные окончания прилагательных.

14.

Склонение прилагательных мужского и среднего рода

15

Склонение прилагательных женского рода

16

Личные местоимения.

17

Склонение местоимений.

18

Личные местоимения  с предлогами.

19

Правописание личных местоимений 3 лица.

20

Глагол.

21

Грамматические признаки глагола.

22

Изменение глагола по лицам и числам.

23

Спряжение глаголов.

24

Наречие.

25

Наречия,которые обозначают          время, место и способ действий.

26

Правописание наречий с а и о    на конце.

27

Имя числительное.

28.

Правописание числительных.

29.

Предложение.

30.

Простое предложение.

31.

Сложное предложение.

32

Прямая речь.

33.

Повторение.

Литература:

Н.Н. Бебешина, В.П. Свириденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы»

Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин « Конкурс грамотеев»

Л.А. Виноградова «Система работы по русскому языку»

Н.С. Рождественский  «Методика грамматики и орфографии в старших классах»

Ю.И. Зволинская «Дидактический материал по русскому языку»

                                                     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                ПО ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ »   8 класс  

                                                Пояснительная записка.

 

           Рабочая программа по чтению в 8 классе  реализуется  на основании следующих нормативных документов: закон об образовании, положение о специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений 8вида под ред. К.п.н. И.М.  Бгажноковой  и программы обучения умственно отсталых детей ( НИИ дефектологии АПН СССР,1984г.).

        В  8 классе продолжается работа по развитию полноценного  восприятия доступных по содержанию художественных произведений, научно- популярных статей правильному установлению   смысловых связей. Для формирования навыка сознательного чтения предусматривается последовательное  углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждения по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора. Важным является дальнейшее совершенствование техники чтения. По мнению методистов,   чтение  как вид речевой деятельности является     одним из значимых способов     коммуникации. В связи с этим   придается большое значение   работе с авторским словом, развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, читать по ролям, пересказывать текст кратко, полно, выборочно. К основным положениям уроков литературного чтения рекомендуется знакомить  с биографическими данными об авторе, сообщать некоторые литературоведческие  понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества ( сказка, былина, песня, пословица, поговорка,  загадка); виды сказок ( волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки ( присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворения, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладеть средствами выразительности чтения.

      Литература- это особый мир искусства, в котором писатель через художественный образ оказывает воздействие на нравственную и эмоциональную сферу читателя.

      Цель литературного чтения - обогащение интеллектуального и эмоционального опыта ученика, посредством приобщения к сокровищницам мировой художественной литературы, отечественной и зарубежной.

       Рекомендуется использовать на уроках чтения сочетание различных видов анализа: стилистического, проблемного, анализ развития действия и художественных образов.

      Работа над словом должна быть направлена на то, чтобы помогать детям проникнуть в образный  смысл произведения, мысли и чувства писателя.

       Постановка вопросов проблемного характера целесообразна при чтении литературы.

 Основной задачей обучения является формирование способности понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры писателя в рамках анализа одного произведения. Изучение художественной  литературы сопровождается обращением к другим видам искусства (живописи, графике, скульптуре, музыке). Это способствует более целостному восприятию художественного образа произведения.

 
Программа по чтению в 8 классе состоит из 4 разделов:
               

 Устное народное творчество.

 Литературные сказки.

 Из произведений русской литературы 19 века

 Из произведений русской литературы  ХХ века

             

        На уроки чтения в 8-ом классе отводится 4 часа в неделю . На уроке ведущая роль принадлежит учителю. Учитель самостоятельно определяет количество , отводимое на изучение творчества того или иного писателя.  Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя  возможную самостоятельность.

При  обучении учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса.

В программу по чтению в 9 классе включены часы внеклассного чтения  и носит рекомендательный характер.

На уроках чтения проводятся устные сочинения, отзывы по прочитанному, а также сочинения творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, рисунки.

         

   

Уровень знаний и умений учащихся по чтению: 

1-й уровень

Учащиеся должны уметь:

  • Читать вслух правильно, выразительно, бегло ( словосочетанием, в трудных случаях-целым словом);
  • Читать про себя с предварительным заданием легкие  по содержанию тексты
  • Выделять тему и идею произведения
  • Делить текст на части или озаглавливать данные части , в простейших случаях- самостоятельно;
  • Характеризовать главных действующих лиц , давать оценку их поступкам
  • Выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять
  • Соотносить читаемые произведения с определенным жанром
  • Учить наизусть не менее 10 стихов
  • Читать внеклассную литературу, участвовать в ее обсуждении. Составлять отзывы.

2-й уровень

Учащиеся второго уровня должны уметь

        Читать вслух правильно  целыми словами.                        

        Читать  короткие тексты  самостоятельно.

        Пересказывать  отдельные части произведения.

        Выражать свое отношение  к поступкам героев и событиям с помощью учителя

Учащиеся должны знать/ понимать:

1-й уровень.

  • Фамилии имена отчества писателей, их биографию
  • Несколько произведений писателя
  • Назвать писателя по портрету
  • Устное народное творчество

Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической жизни:  

2-й уровень

Прочитать различные надписи.

Самостоятельно читать рекомендуемую литературу учителем и родителями.

Знать изученные произведения, прослушивать их на аудиозаписи, смотреть на DVD.

     При изучении программы по чтению в 8 классе организуется контроль индивидуального усвоения знаний, умений и навыков каждым учеником. Для этого проводится проверка техники чтения 1 раз в конце  четверти с заданием:

1-я четверть

Еж.

      Раз я шел по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тут-тук. Я прикоснулся к нему кончиком сапога - он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

- А, ты так со мной!- сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей. Мгновенно еж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине иголки. Я  взял палочку, скатил ею ежа  в свою шляпу и понес  домой. Мышей у меня было много. Я слышал - ежик их ловит, и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей. (100 слов)

  1. Расскажи о встрече писателя с ежиком.
  2. Что ты узнал о еже?
  3. С какой целью ежика взяли жить в дом?

2 четверть.

О дельфинах.

 

      Когда рассказывали о дельфинах, которые помогали тонущим морякам, люди не верили, что дельфины такие «умные», и считали это баснями. Но вот стали изучать дельфинов и убедились, что это правда. Дельфины «разговаривают» между собой. Дельфины очень дружны. Они помогают не только друг другу. Дельфины выносили на берег тонущих моряков. В Австралии дельфин-лоцман плыл впереди корабля и указывал путь между опасными рифами. А один дельфин каждый день ждал у берега мальчика и перевозил его на спине в школу. Люди решили никогда не охотиться в море на дельфинов.

  1. Что узнали люди, когда стали наблюдать за дельфинами?
  2. Как изменилось их отношение к ним?

3четверть.

.Отважный пингвиненок.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.    Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птицы стояли у нагретых солнцем камней.     Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился  и подошел к краю скалы.  Маленький голый пингвиненок стоял  на высоте  трехэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвиненок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.  Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.        

Каким был пингвиненок?

За что пингвиненка назвали отважным ,

4 четверть.

Весна.

     Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, А мы сели и стали слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.

    Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся … А я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Эта музыка называется «Весна». А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок…»

    Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стили смеяться.

   А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!

    (153 слов)

  1. Что напомнила музыка детям?
  2. Как ты думаешь, как надо слушать музыку, чтобы тебе что-нибудь представилось, напомнило?

Сетка рабочей программы по чтению (8 класс)

(134ч в год, 4 ч в неделю)

Раздел в предмете

Содержание и примерное кол-во часов

Задачи

Цели (характеристика деятельности учащихся)

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Устное народное творчество

Русские народные песни, сказки, представление народа о единстве красоты внешней и внутренней. Общие законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное повторение событий, концовка. Нравственные ценности заложенные в пословицах и поговорках. Былина как отражение исторического прошлого народа. Язык произведений устного народного творчества. (12 ч)

Развивать умения устанавливать смысловые части в тексте. познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества. систематизировать знания о пословицах, загадках, песнях и поговорках.

Продолжить знакомство с произведениями русского народного творчества.

Устное чтение, драматизация, пересказ, ответы на вопросы, чтение пословиц, поговорок, песен наизусть.

Соотносить читаемые произведения с определённым жанром с помощью учителя. Выучить наизусть 2 пословицы и 1 песню.

Читать про себя проанализированные ранее тексты. Выучить наизусть 1 пословицу и 1 поговорку. Отвечать на вопросы учителя.

Читать вслух доступные тексты. Выучить одну пословицу. Участвовать в обсуждении произведений с учётом психофизических особенностей учащихся.

Русская литература

XIX  века

Биографии и творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова И.А., Крылова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого,  А.П. Чехова;  Майкова, Тютчева.

Познакомить учащихся с произведениями писателей XIX  века и их краткой биографией.  Расширить знания учащихся о произведениях русской литературы XIX  века.

Познакомиться с произведениями писателей XIX  века и их краткой биографией.

Устное чтение, драматизация, пересказ, ответы на вопросы, чтение стихотворений наизусть

Читать в слух правильно, выразительно, бегло. Выделять тему и идею произведения с помощью учителя. Формулировать вопросы к тексту с помощью учителя. Делить текст на части и озаглавливать их. Учить стихотворения наизусть. Читать внеклассную литературу.

Читать вслух правильно, выразительно доступные тексты. Отвечать на вопросы учителя. Пересказывать близко к тексту отдельные произведения. Высказывать своё отношение к поступкам героев. Выделять в тексте незнакомые слова. Учить стихотворения наизусть. Участвовать в уроках внеклассного чтения, выполнять доступные задания.

Читать вслух и про себя проанализированные ранее тексты. Отвечать на вопросы учителя. Учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников). Пассивно участвовать в уроках внеклассного чтения.

Русская литература

XX  века

Биографии и творчество А.М. Горького,

В.П. Катаева,

В..В Маяковского

С. А. Есенина,

М. А. Шолохова.

А.А. Фадеева.

Б. П. Полевого.

.А. А Суркова

Ю. М. Нагибин.

А. Г. Алексин.

Познакомить учащихся с произведениями писателей XX  века и их краткой биографией.  Расширить знания учащихся о произведениях русской литературы XX  века.

Познакомиться с произведениями писателей XX  века и их краткой биографией.

Устное чтение, драматизация, пересказ, ответы на вопросы, чтение стихотворений наизусть. внеклассное чтение 1 раз в месяц.

Читать вслух  правильно, выразительно, бегло. Выделять тему и идею произведения с помощью учителя. Формулировать вопросы к тексту с помощью учителя. Делить текст на части и озаглавливать их. Учить стихотворения наизусть. Читать внеклассную литературу.

Читать вслух правильно, выразительно доступные тексты. Отвечать на вопросы учителя. Пересказывать близко к тексту отдельные произведения. Высказывать своё отношение к поступкам героев. Выделять в тексте незнакомые слова. Учить стихотворения наизусть. Участвовать в уроках внеклассного чтения, выполнять доступные задания.

Читать вслух и про себя проанализированные ранее тексты. Отвечать на вопросы учителя. Учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников). Пассивно участвовать в уроках внеклассного чтения.

Учебно-тематический  план

Раздел, тема.

       Кол-во час.

1

Устное народное творчество.

2

Русские народные песни.  

3

Былины.

4

Сказка «Сказка про Василису Премудрую»

5

Сказка «Лиса  и тетерев»

6

Жуковский « Три  пояса»

7

Крылов «Кот и повар»

8

Пушкин  «Руслан и Людмила»

9

Пушкин. «Барышня –крестьянка»

10

Лермонтов. «Тучи»

11                                

Лермонтов. «Баллада».

12

Лермонтов. « Морская царевна»

13

Проверка техники чтения.

14

Гоголь «Майская ночь или Утопленница»

15                                

Некрасов. «Рыцарь на час»

16

 Некрасов. «Саша»                            

17

Внеклассное чтение.

17

Фет. Стихи.

18    

Чехов.»Злоумышленник»

19

Чехов.»Пересолил»

20

Горький. «Песня о Соколе»

21

Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Маяковским летом на даче»

22

Цветаева. Стихи.

23

Паустовский. «Стекольный мастер»

24

.Есенин. Стихи.

25

Шолохов. «Судьба  человека»

26

Носов «Трудный хлеб»

27

Рубцов. Стихи.

28

Коваль. «Приключения Васи Куролесова».

30

Внеклассное чтение. Из произведений зарубежной литературы.

31

Стивенсон.»Вересковый мед»

32

Сетон__-Томпсон  «Снап»

33

Даррелл «Живописный жираф»

31

Контрольные вопросы и задания.

32

.

33

34

35

.

36

 

37

38

39

40

41

.

42

43

44

Литература:

В.Н. Зайцев Резервы обучения чтению

Т.П. Сальникова Методика обучения чтению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....