Прграмма курса по выбору "Искусство общения". 9 класс.
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа второго вида элективного курса "Искусство общения" составлена на основе учебно-методической литературы по психологии и культуре речи. Программа рассчитана на 17 часов ( 1 час в неделю).
Общение - сложный . многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми , порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией , выработку единой стратегии взаимодействия . восприятия и понимания другого человека.
"Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом ", - утверждал английский писатель-моралист Джон Леббок.
Нравственные знания , представления о нормах поведения, приобретённые по мере взросления учащимися в ходе занятий, должны быть направлены не столько на развитие умений, сколько на преодоление дисгармонии с окружающим миром, конфликтных позиций, "комплексов", на вселение уверенности в себе и веры в других.
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов "Искусство общения" призвана помочь старшеклассникам на нелёгком переломном этапе возрастного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_obshcheniya.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Краснодар
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 32
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
11 вида
курса по выбору " Искусство общения"
Ступень обучения (класс) основное общее образование , 9 класс
Количество часов 17 Уровень предпрофильный
Учитель Чуйкина Ирина Борисовна
Программа разработана на основе
учебно-методической литературы
Искусство общения
1. Пояснительная записка
Рабочая программа второго вида элективного курса "Искусство общения" составлена на основе учебно-методической литературы по психологии и культуре речи. Программа рассчитана на 17 часов ( 1 час в неделю).
Общение - сложный . многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми , порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией , выработку единой стратегии взаимодействия . восприятия и понимания другого человека.
"Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом ", - утверждал английский писатель-моралист Джон Леббок.
Нравственные знания , представления о нормах поведения, приобретённые по мере взросления учащимися в ходе занятий, должны быть направлены не столько на развитие умений, сколько на преодоление дисгармонии с окружающим миром, конфликтных позиций, "комплексов", на вселение уверенности в себе и веры в других.
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов "Искусство общения" призвана помочь старшеклассникам на нелёгком переломном этапе возрастного развития.
Цели курса:
актуализация субъектной позиции и повышение уровня личностной и социальной компетентности учащихся благодаря получению знаний о себе, о других людях и новых формах и способах взаимодействия со сверстниками и взрослыми расширение границ восприятия самого себя и других людей.
Задачи курса:
помочь учащимся в определении своих интересов и склонностей;
помочь учащимся в выявлении особенностей своего характера и темперамента ;
знакомство старшеклассников с искусством общения;
развитие коммуникативных умений и позиции сотрудничества с учётом интересов обеих сторон и в ситуации решения совместных командных задач;
обучение способам построения конструктивно-партнёрских взаимоотношений с другими людьми.
Основная форма проведения занятий данного элективного курса - работа в группе, ролевые игры, ситуационные задачи, которые помогут учащимся приучиться к общекультурным поведенческим нормам, принять решение в той или иной жизненной ситуации.
Предполагаемый результат реализации программы : актуализация субъектной позиции и повышения уровня личностной и социальной компетентности учащихся благодаря получению знаний о себе, о других людях и новых формах и способах взаимодействия со сверстниками и взрослыми, расширение границ восприятия самого себя и других людей , развитие коммуникативных умений , формирование позитивного психологического климата в классе.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1. | РАЗДЕЛ 1. Введение | 2 | |
2. | РАЗДЕЛ 2. Содержание и средства общения | 6 | |
3. | РАЗДЕЛ 3. Культура речевого общения | 5 | |
4. | РАЗДЕЛ 4. Поведенческий этикет | 4 | |
ИТОГО : | 17 |
2. Содержание учебного материала элективного курса " Искусство общения". 17 часов.
Тема 1. Введение. 2 часа.
Этика и мораль.
Общение как знание, общение как искусство.
Тема 2.Содержание и средства общения . 6 часов.
Симпатия и антипатия .
Деловая игра " Письмо самому себе".
Тренинг " Комплекс и уверенность в себе".
Этикет одежды . Мода.
Стиль в одежде. Элегантность.
Создание собственного зрительного образа.
Тема 3. Культура речевого общения. 5 часов.
Паритетный диалог . Определение стратегии дискуссии.
Деловая беседа.
Умение отстаивать правоту и соглашаться с оппонентом.
Критика и критиканство. Избавление от агрессивности в беседе.
Искусство комплимента.
Тема 4. Поведенческий этикет. 4 часа.
Отношения с родителями. Христианское понимание терпимости. Прощение.
Этикет поведения на празднике. Этикет праздничного застолья.
Выражение соболезнований. Правила психологической поддержки.
Итоговое занятие.
3. Список рекомендуемой учебно - методической литературы
Литература для учащихся
1. Андреева Г.М.Социальная психология. - М.,2000.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М.,2002.
3 .Карнеги Д. Ваше преуспевание в Ваших руках. - М., 1993.
4. Карнеги Д. Как научиться находить друзей. - М., 2001.
5. Козакевич Р.В. Конфликтология , или Как научиться общаться: Пособие для старшеклассников. - М., 2005.
6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь. - М., 2004.
7. Львова С.И. "Позвольте пригласить Вас...", или Речевой этикет. - М., 2004
Литература для учителя
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2000.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 2002.
3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. - М., 2001.
4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М., 2001.
5. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб., 2000.
6. Твоя профессиональная карьера .Учебник для 8-11 классов. /Под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. - М., 1998.
7. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.
8. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М., 2001.
Календарно - тематическое планирование занятий элективного курса
" Искусство общения" в 9 классе
№ урока | Кол- во часов | Тематический материал | Дата | Оборудование урока , формы проведения | |
план | факт | ||||
2 | Тема 1. Введение | ||||
1 | 1 | Этика и мораль. | Урок - беседа. Анкетирование | ||
2 | 2 | Общение как знание , общение как искусство. | Дискуссия | ||
6 | Тема 2. Содержание и средства общения | ||||
3 | 1 | Условия зарождения симпатии к партнёру по общению . Антипатия. | Дискуссия. Игра "Симпатии и притяжения" | ||
4 | 1 | Деловая игра "Письмо самому себе" | Проективные рисунки, самопрезентация | ||
5 | 1 | Комплексы ; уверенность и неуверенность в себе. | Тренинг. Информационная таблица. | ||
6 | 1 | Исторический аспект моды. Молодёжная мода. | Мини- лекция, беседа. презентация, составление словаря терминов | ||
7 | 1 | Стиль в одежде. Элегантность. Подбор одежды к характеру и образу жизни. | Демонстрационный показ. презентация | ||
8 | 1 | Создание собственного зрительного образа с помощью запаха: духи и дезодоранты. | Тренинг , составление карты понятий. Презентация | ||
5 | Тема 3. Культура речевого общения. | ||||
9 | 1 | Обучение паритетному диалогу. Определение стратегии дискуссии. | Тренинг , самодиагностика, групповая дискуссия | ||
10 | 1 | Деловая беседа. | Тренинг , решение ситуаций | ||
11 | 1 | Умение отстаивать правоту и соглашаться с оппонентом. | Тренинг , анализ ситуаций | ||
12 | 1 | Критика и критиканство. Избавление от агрессивности в беседе. | Анализ ситуаций | ||
13 | 1 | Искусство комплимента. | Тренинг |
4 | Тема 4. Поведенческий этикет. | ||||
14 | 1 | Христианское понимание терпимости. Прощение. Бережность и терпимость в отношениях с родителями. | Беседа | ||
15 | 1 | Этикет поведения на празднике. Этикет праздничного застолья. | Тренинг, составление карты понятий | ||
16 | 1 | Выражение соболезнований. Правила психологической поддержки. | Беседа | ||
17 | 1 | Итоговое занятие. | Тестирование. Проективный рисунок " Моё будущее" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прграмма курса по выбору "Изделия из полимерной глины"
Программа расчитана для проведения занятий с учащимися, выбравших данный курс в рамкаи иновационной деятельность школы....
Рабочая прграмма по русскому языку 5 класс по прграмме С.И. Львовой
Рабочая программа....
прграмма курса по выбору "Физика вокруг нас"
Программа курса разработана для новой инновационной программы школы "Основная школа- пространство выбора"...
Рабочая прграмма по курсу "Родное Подмосковье", 8 класс.
РП и КТП.======================...
Рабочая прграмма по курсу "Родное Подмосковье", 8 класс (ФГОС).
==========================================...
Прграмма курса "Избранные вопросы по географии при подготовке к ГИА"
Курсы по выбору для 9 классов...
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРГРАММЫ КУРСА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"
У учителя физической культуры часто возникает конфликтная ситуация по поводу оценивания обучающихся. Проблема в том, что не понятно кому и за что ставить ту или иную оценку. ФГОС требует от учителя ко...