Рабочая прграмма по курсу "Родное Подмосковье", 8 класс (ФГОС).
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
==========================================
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rodnoe_podmoskove_8aklass_2017.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
.Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» _______________ / Гафурова Л.Н./ приказ от 31 августа 2017 г. № ___
|
Рабочая программа
учебного курса «Родное Подмосковье»
(базовый уровень)
для 8-А класса
Составитель
Поликарпова Елена Евгеньевна,
учитель географии
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2017 год
Рабочая программа учебного курса «Родное Подмосковье» для 8 класса составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
- Образовательной программой основного общего образования в соответствии с ФГОС МОУ «СОШ №9» на 2017-2018 учебный год;
- Авторской программой: Греханкина Л.Ф. «Родное Подмосковье» 7, 8-9 класс. Методическое пособие для учителя. - М., Издательство Селадо, 2012 - 208 с.
Региональный учебный курс «Родное Подмосковье» является самостоятельным учебным курсом, основанным на комплексном изучении региона, то есть вычленении существенных черт природы, специфики исторического развития, особенностей расселения, традиций, быта, культуры населения, экономики, проблем взаимодействия природы и общества, комплексных проблем территории Подмосковья.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий:
Базовый учебник | Греханкина Л.Ф. «Родное Подмосковье» учебное пособие для учащихся 7-8-9 классов общеобразовательных учреждений Московской области М., Издательство «Перо», 2012.- 288 с. |
Методическое пособие для ученика |
|
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ №9» на изучение учебного курса «Родное Подмосковье» в 8 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Уровень и направленность рабочей программы: основная общеобразовательная программа, базовый уровень.
Планируемые предметные результаты освоения учебного курса «Родное Подмосковье»
Личностные результаты освоения курса
Обучающийся должен:
- воспитывать в себе российскую гражданскую идентичность;
- формировать ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и учитывать многообразие современного мира;
- формировать ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формировать основы экологической культуры;
- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и своего региона в частности;
- формировать чувство патриотизма при изучении достижений отечественной науки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметным результатом освоения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его на практике;
- умение формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.
Познавательные УУД
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирать критерии для указанных логических операций;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной деятельности;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимать позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
- умение вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные результаты обучения. Обучающийся должен:
называть и показывать:
- время образования Московской области;
- исторические этапы становления;
- крайние точки области, ее площадь, пограничные территории;
- геологическое строение, основные виды и месторождения полезных ископаемых;
- основные формы рельефа;
- факторы, влияющие на формирование климата и микроклимата;
- основные реки, озера, водохранилища;
- основные виды и распространение почв, лесов;
- особо охраняемые природные территории;
- города и районы области;
- отрасли специализации хозяйства и основные центры;
- основные транспортные пути;
- рекреационные районы;
- примеры рационального и нерационального использования ресурсов;
- культурно-исторические центры.
определять (по карте):
- координаты географических объектов (населенных пунктов);
- основные геологические структуры (по тектонической карте);
- количество осадков, годовую амплитуду температур, господствующие ветры;
- абсолютную высоту над уровнем моря (по топографическим картам своей местности);
- функции городов;
- расстояние между географическими объектами.
наносить на контурную карту:
- границы области, географические объекты;
- природные и социальные явления основными картографическими способами (методы: значков, ареалов, картограммы и картодиаграммы).
Планируемые предметные результаты освоения учебного курса «Родное Подмосковье»
Ученик научиться:
- разбираться в исторических этапах формирования Московской области, в этапах ее исторического становления;
- определять крайние точки области, ее площадь, пограничные территории;
- выявлять особенности геологического строения, основные виды и месторождений полезных ископаемых, приводить примеры рационального и нерационального использования ресурсов
- разбираться в основных формах рельефа Московской области;
- определять факторы, влияющие на формирование климата и микроклимата;
- составлять описания отдельных географических объектов Московской области (рек, озер, водохранилища;
- определять основные виды и распространение почв, лесов и особо охраняемых природных территорий Подмосковья;
- проводить связь городов и районов области с основными отраслями специализации хозяйства и основные центры промышленности;
- описывать основные транспортные пути;
- использовать различные источники информации для определения рекреационные районов и культурно-исторических центров Подмосковья.
Ученик получит возможность научиться:
- описывать (составлять характеристики) ландшафты своей местности, местное предприятие;
- объяснять (на примере области, района, города) развитие форм рельефа;
- определять взаимосвязь компонентов природы на примере природных комплексов Московской области;
- выявлять влияние природных, исторических факторов на развитие хозяйства;
- определять специализацию хозяйства отдельных территорий и городов области;
- выявлять изменение ландшафтов в результате деятельности человека;
- объяснять уникальность природных и историко – культурных объектов;
- объяснять особенности в условиях работы, быта, жизни людей в регионе;
- прогнозировать изменение отдельных природных объектов в результате деятельности человека;
- объяснять изменение численности населения в результате действия различных факторов;
- определять тенденции развития области, города, района, своего населенного пункта.
Основное содержание учебного курса «Родное Подмосковье»
(34 часа)
Программа включает 12 содержательных модулей.
1 блок - модуль. Визитная карточка региона. Географическое положение. (3 ч)
Понятие край, область, регион. Географическое положение Московской области. Историческое изменение географического положения, площадь, протяженность границ. Московская губерния- область, изменение границ во времени. Формирование границ Подмосковья. Территория Подмосковья в 12-13 веках во владении ростово- суздальских князей. Выделение Московского удела в 13 веке. Границы Московских владений в 14 веке. Изменение географического положения городов Подмосковья. В.О. Ключевский о роли центрального положения Москвы. Учреждение Московской губернии в 19- начале 20 веков.
Современное положение области в центре Восточно - Европейской равнины и Центральной России. Столичность положения. Административное деление. Районы, города областного и районного значения. Современные границы Московской области характеризуются в историко- пространственном аспекте. Изменение границ области в 2012 г. Связи с расширением границ Москвы.
Изображение территории Подмосковья на рисунках, схемах, гравюрах, картах (картографическое изображение региона). Топографические карты, планы местности своего населенного пункта, города, района.
Практическая работа №1 (итоговая). ФГП и административное деление Московской области.
2 блок-модуль. История исследования и освоения Подмосковья. Историко-краеведческий и социокультурный аспект. (2 ч)
Наши предки в далеком прошлом. Археология – наука познания жизни. Археологические раскопки – памятники материальной культуры. Первые поселенцы каменного века на территории Подмосковья: стоянки древнего человека в Зарайске ( 25 тыс. лет назад), на берегах р. Клязьмы (Льяловская), на берегах Москвы- реки (Щукинская). Могильники бронзового века на берегу р. Сетунь ( район Кунцева) – фатьяновская культура. Железный век. Раскопки на берегу Москва - реки у с. Дьяково (близ Коломенское). Древнейшие городища: Сетунское, Кунцевское, Гольевское (Павшино).
Курганы и селища. Древнеславянские племена: вятичи, кривичи. Виды поселений. Особенности расселения, быта и культуры на территории современного Подмосковья. Русские. В.О.Ключевский о сложении народа в условиях освоения новых земель и взаимоотношениях с другим населением. Освоение русскими Волго - Окского междуречья. Первые города. Возникновение Москвы: детинец, посад, Кремль. Возникновение древних городов Подмосковья. Выдвижение Москвы, развитие ремёсел и торговли в городе и близлежащих территориях Московии.
Возникновение, развитие и выдвижение Москвы – возникновение древних городов Подмосковья.
3 блок - модуль. Природа Подмосковья. (12 ч)
Неживая природа.
Компоненты природы. Факторы, обусловившие их проявление на территории области. Геологическое строение и рельеф. Формирование рельефа под действием внутренних и внешних сил. Рельефообразующая роль ледника. Конечная морена и водно- ледниковые отложения. Полезные ископаемые.
Факторы, определяющие климат, изменение микроклимата. Микроклимат большого города (Москва). Климат и погоды, сезоны года в Подмосковье.
Речная сеть области, террасы Москва - реки. Озера, их происхождение- ледниковые, карстовые. Система водохранилищ: Клязьминская, Москворецкая. Их роль в водоснабжении региона. Канал им. Москвы.
Живая природа Подмосковья.
Почвы, растительный и животный мир Подмосковья. Растительный мир, видовой и возрастной состав. Типичные ландшафты. Животный мир, его многообразие: виды, образ жизни, условия обитания. Разведение птиц, рыб на территории Московской области. Взаимодействие компонентов природы. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу Подмосковья.
Практическая работа №2 (итоговая). Рельеф и полезные ископаемые Московского региона.
Практическая работа №3 (итоговая). Гидросеть Московской области.
Физико - географические районы Подмосковья:
-ландшафты моренных возвышенностей (Можайско- Волоколамской, Клинско- Дмитровской)
-вторично- моренные равнины ( Москворецко- Окская моренно- эрозионная равнина);
-низменности Верхней Волги (Верхневолжского и Волго- Окского междуречья- Мещерская низменность, Заочье);
Практическая работа №4 (итоговая). Составление характеристики природных комплексов Московской области и своего края.
Рекреационный потенциал территорий. Рекреационные ландшафты: лечебно- оздоровительный, спортивный, познавательно- эстетический, заповедный. Изменение рекреационных ландшафтов в процессе использования. Особенности охраны и восстановления.
Ландшафт как источник эстетического восприятия и объект творчества. Красота и гармония ландшафта. Значение привлекательного и полноценного ландшафта для человека. Знакомство с произведениями искусства и литературы местных художников, композиторов, писателей, поэтов, отражающих неповторимость окружающей природы, традиционные занятия населения.
4 блок - модуль. Особо охраняемые природные территории Московской области. (ООПТ) (1ч)
Особо охраняемые природные территории Подмосковья: заповедники, национальные парки, заказники, парки, памятники природы. Природно - климатические условия, растительный и животный мир заповедных территорий Подмосковья. Приокско- Террасный государственный заповедник, Национальный парк «Лосиный остров», республиканские заказники (оз. Сосна в Луховицком районе, оз. Киёво в Мытищинском районе, оз. Глубокое в Рузском районе, «Журавлиная родина» в Талдомском районе), заказники, имеющие статус областных ( 34) и местных.
История создания особо охраняемых территорий, природные комплексы и основные объекты охраны. Виды, занесенные в Красную книгу России и Московской области. Объекты историко- культурного наследия. Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении биоразнообразия региона. Ресурсосберегающий, научный , рекреационный, туристический потенциал ООПТ. Вклад ООПТ в социально- экономическое развитие региона.
Экологическая этика как элемент экологической культуры, как партнёрское отношение человека к живой природе на конкретной территории региона. Характеристику охраняемых природных территорий предлагается раскрыть с естественнонаучных, гуманистических позиций. Красота и гармония природы, историко- культурные и нравственные ценности природы. Культура общения с природой. Отражение красоты и гармонии природы Подмосковья в живописи, скульптуре, литературе, музыке. Отрывки из художественной литературы, стихи о природе призваны создать эмоционально насыщенный образ природы различных уголков Московской области. Изображение картин природы, художественных образов, навеянных природой, историческими событиями того или иного края Московии позволяет острее, зорче ощутить красоту, почувствовать неповторимость, очарование родного края.
5 блок-модуль. Население Подмосковья (3 ч)
Изменение численности населения за исторический период. Демографические проблемы: снижение естественного прироста, рост численности населения за счет миграций. Социальные проблемы, связанные с миграционными процессами. Этнография, этнический состав, конфессиональное разнообразие. Демографические перспективы территории. Многонациональность как специфический фактор формирования и исторического развития региона. Трудовые ресурсы региона.
Практическая работа №5 (итоговая). Анализ статистических и картографических материалов, составление диаграмм и картосхем особенностей размещения, соотношения городского и сельского населения.
6 блок-модуль. Хозяйство Подмосковья и своего края. (3 ч)
Развитие производственно- хозяйственной деятельности на территории Подмосковья в прошлом и настоящем, факторы развития и размещения хозяйственных комплексов за историческое время( географическая и историческая предопределенность). Историко–географические особенности формирования хозяйства региона, старопромышленный характер экономики.
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов территории. Условия для развития сельского хозяйства, транспортного строительства. Относительная бедность природных ресурсов: подмосковный уголь, торф, строительные материалы.
Промышленность. Современная специализация на наукоемких и трудоёмких отраслях, факторы ее определяющие. Научно- производственный комплекс Москвы и научные центры Московской области (наукограды: Пущино, Дубна, Королев, Троицк, Фрязино и другие – всего более 20)
Проблемы энерго- и водоснабжения региона. Сельское хозяйство. Возможности и география АПК. Пригородное хозяйство. Транспорт. Сфера обслуживания.
Проблемы и задачи преобразований основных производств. Современные производства раскрываются с учётом возможностей профессиональной привлекательности и самоопределения личности в сфере профессиональной деятельности. Место региона в географическом разделении труда, планы развития. Место своего района, города в областном и республиканском разделении труда.
7 блок - модуль. Районы и города Подмосковья. (5 ч)
Москва- «собирательница земли русской», Москва - историко- географический, историко- культурный центр страны. Москва- столица России, Москва- областной центр Московии.
Города Подмосковья. Их история, территориальное размещение «портретный облик». Историко- культурные особенности и традиции малых городов региона. Роль в развитии Российского государства.
Специфика городов ближнего, северного, восточного, южного и западного Подмосковья. Изучение взаимодействий городов Подмосковья друг с другом, с другими регионами России, зарубежными странами как бы расширяет границы, разворачивает ареал возможностей жителей региона, не позволяет замкнуть их жизненное пространство только рамками своего близлежащего окружения.
Характеристика своего района, города, сельского населенного пункта. Географическое положение, исторические сведения, особенности географической среды. Выделение специфических особенностей своего города, района помогает увидеть роль «малой родины» на фоне всей Московской области.
8 блок-модуль. Культурное наследие региона и достопримечательности. (1 ч)
Культурное наследие региона и достопримечательности. Архитектурные памятники Московской области и своего края. Сельская и городская архитектура, архитектурные находки. Архитектура и архитектурные стили городов. « Золотое кольцо» городов Подмосковья. (Волоколамск, Дмитров, Зарайск, Звенигород, Истра, Кашира, Коломна, Можайск, Ногинск, Серпухов, Сергиев Посад и др.). Характеристика древних городов Подмосковья. Историко- культурное значение культовых построек Кремля: Московского, Коломенского, Зарайского и др. Монастыри и храмы как памятники материальной и духовной культуры. Возрожденные памятники региона и своей местности.
Практическая работа №6 (итоговая). Экскурсии по памятным местам Московской области и своего края, работа с краеведческой литературой.
9 блок - модуль. Искусство Подмосковья и родного края. (1 ч)
Искусство Подмосковья и родного края. Характеристика социальной сферы, памятники культуры и архитектуры связываются с именами известных художников, музыкантов. Имена известных писателей, поэтов, связанных с Подмосковной землей: Пушкин и Захарово, Лермонтов и Середниково, Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово, Тютчев и Мураново и т.д.
Искусство родного края. Памятные места, история памятников природы и культуры, природа Подмосковья в поэзии, музыке, живописи- эти страницы расскажут школьникам о творчестве своих земляков. Поэтические рассказы о красоте природы в разные времена года становятся более выразительными, когда они сопровождаются звуками музыки (Чайковский), демонстрацией полотен известных пейзажистов, запечатлевших природу Подмосковья.(Левитан, Поленов) Языком поэзии, сказаний, истории края, возникшей на этой земле музыки, художественных полотен, ребята могут узнавать о своей малой Родине, проникаться переживаниями поэтической красоты подмосковного пейзажа.
Отражение любви к семье, жилищу, окружающей природе, своему краю в творчестве писателей, поэтов видится как основа любви ко всей стране, Отечеству. В процессе знакомства учащихся с творчеством писателей- земляков, чтения и анализа их произведений, осмысление их гражданской позиции происходит становление патриотически - ориентированной личности школьников.
10 блок - модуль. Народные промыслы Подмосковья. (1 ч)
Народные промыслы Подмосковья, их художественная и культурная ценность. Подносы Жостова, лаковая миниатюра Федоскина, Сергиев –Посадская матрешка, Павлово- Посадские платки, керамика Гжели, Богородская резьба по дереву, Абрамцево- кудринская резьба, производство художественного фарфора и фаянса и др. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность.
Практическая работа №7 (итоговая). Составление характеристики народных промыслов Подмосковья на основе краеведческой литературы и по материалам экскурсий.
11 блок - модуль. Топонимы. (1 ч)
Понятие о топонимике и антропонимике. Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Способы образования топонимов, происхождения названий природных объектов (рек, водоёмов), городов, населённых пунктов Московской области. Названия местных рек, городов, поселков.
Творческая работа: Изучение топонимов своей местности (на основе исторической и краеведческой литературы, опросов местного населения).
12 блок - модуль. Экология Подмосковья. (1 ч)
Экологические проблемы региона и своего края. Природа и территория Подмосковья в прошлом и настоящем. Изменения, вызванные человеком. Современные экологические проблемы в регионе и пути их решения.
Учебный процесс по изучению Родного Подмосковья организуется в классно - урочной системе. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом основного содержания курса.
Формы организации образовательного процесса:
- Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
- Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
- Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
- Самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Основные виды деятельности: слушание объяснений учителя; работа с текстом учебника и статистическими данными; работа с научно-популярной литературой; выполнение практикумов; выполнение заданий на контурной карте; выявление географических зависимостей; объяснение наблюдаемых явлений; анализ проблемных ситуаций; проведение обобщающих семинаров; сравнительная характеристика объектов; анализ и сопоставление карт атласа; просмотр учебных фильмов и видеофрагментов; работа с Интернет-ресурсами; выполнение тестовых заданий, подготовка сообщений, докладов, презентаций, а также обязательное выявление личностного отношения детей к процессу обучения и его результатам.
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование модуля | Всего часов |
Визитная карточка региона. Географическое положение. | 3 | |
История исследования и освоения Подмосковья. Историко-краеведческий и социокультурный аспект. | 2 | |
Природа Подмосковья. | 12 | |
Особо охраняемые природные территории Московской области. | 1 | |
Население Подмосковья | 3 | |
Хозяйство Подмосковья и своего края. | 3 | |
Районы и города Подмосковья. | 5 | |
Культурное наследие региона и достопримечательности. | 1 | |
Искусство Подмосковья и родного края. | 1 | |
Народные промыслы Подмосковья. | 1 | |
Топонимы. | 1 | |
Экология Подмосковья. | 1 | |
ИТОГО | 34 |
Практических работ (итоговых) – 7.
Календарно - тематический план
учебного курса «Родное Подмосковье»
для 8-А класса
на 2017 - 2018 учебный год.
34 урока (1 ч/н)
№ урока по поряд-ку | № урока в раз-деле, теме | Тема урока Практическая работа | Плановые сроки изучения учебного материала | Фактичес- кие сроки (и/или коррекция) | Д/З § | |
1 блок - модуль. Визитная карточка региона. Географическое положение. (3 ч) | ||||||
1. | 1 | Визитная карточка Подмосковья. Где мы живем. | 01.09-08.09 | 1 | ||
2. | 2 | Формирование границ Подмосковья. | 11.09-15.09 | 2, к/к | ||
3. | 3 | Административное деление Московской области. №1(итоговая): ФГП и административное деление Московской области. РТ с. 6 | 18.09-22.09 | 3, к/к | ||
2 блок - модуль. История исследования и освоения Подмосковья. Историко-краеведческий и социокультурный аспект. (2 ч) | ||||||
4. | 1 | История освоения и заселения Подмосковья. | 25.09-29.09 | 1,2 | ||
5. | 2 | Возникновение, развитие и выдвижение Москвы – возникновение древних городов Подмосковья | 02.10-06.10 | 3 | ||
3 блок-модуль. Природа Подмосковья. (12 ч) | ||||||
6. | 1 | Геологическое строение и рельеф. | 09.10-11.10 | 1 | ||
7. | 2 | Полезные ископаемые. №2 (итоговая): Рельеф и полезные ископаемые Московского региона. РТ с.7 | 16.10-20.10 | 1, к/к | ||
8. | 3 | Особенности климата. | 23.10-27.10 | 2 | ||
9. | 4 | Сезонные изменения погоды в Подмосковье. | 30.10-03.11 | 2 | ||
10. | 5 | Гидрографическая сеть. Реки | 06.11-10.11 | 3 | ||
11. | 6 | Озера, канал им. Москвы. №3 (итоговая): Гидросеть Московской области. РТ с. 8 | 13.11-17.11 | 3, к/к | ||
12. | 7 | Почвы. | 27.11-01.12 | 4 | ||
13. | 8 | Растительность и животный мир. | 04.12-08.12 | 4, докл. | ||
14. | 9 | Природные районы Подмосковья. | 11.12-15.12 | 5 | ||
15. | 10 | Смоленско-Московская возвышенность, Верхневолжская низменность. | 18.12-22.12 | 5 | ||
16. | 11 | Москворецко - Окская равнина. | 25.12-29.12 | 5 | ||
17. | 12 | Заокская равнина. Мещерская низменность. № 4(итоговая): Составление характеристики природных комплексов Московской области и своего края. РТ с. 9 | 09.01-12.01 | 5 | ||
4 блок - модуль. Особо охраняемые природные территории Московской области. (ООПТ) (1 ч) | ||||||
18. | 1 | Охраняемые объекты природы Московской области | 15.01-19.01 | 6 | ||
5 блок-модуль. Население Подмосковья (3 ч) | ||||||
19. | 1 | Численность, естественный прирост и миграции. | 22.01-26.01 | 1 | ||
20. | 2 | Городское и сельское население. | 29.01-02.02 | 2 | ||
21. | 3 | Трудовые ресурсы. №5 (итоговая): Анализ статистических и картографических материалов, составление диаграмм и картосхем особенностей размещения, соотношения городского и сельского населения. РТ с.10 | 05.02-09.02 | 3, к/к | ||
6 блок-модуль. Хозяйство Подмосковья и своего края. (3 ч) | ||||||
22. | 1 | Хозяйство региона. Промышленность Московской области. | 12.02-21.02 | 1-6, РТ с.11 | ||
23. | 2 | Сельское хозяйство. | 26.02-02.03 | 7, РТ с. 12 | ||
24. | 3 | Транспорт. Сфера обслуживания. | 05.03-09.03 | 8, 9, РТ с.14 | ||
7 блок-модуль. Районы и города Подмосковья. (5 ч) | ||||||
25. | 1 | Районы и города Подмосковья. | 12.03-16.03 | гл.8, 1,3 | ||
26. | 2 | Характеристика своего края. Природа Воскресенского района. | 19.03-23.03 | гл.8, 2 | ||
27. | 3 | Характеристика своего края. Природа Воскресенского района. | 26.03-30.03 | |||
28. | 4 | Характеристика своего края. Население Воскресенского района. | 02.04-06.04 | |||
29. | 5 | Характеристика своего края. Хозяйство Воскресенского района. | 16.04-20.04 | |||
8 блок - модуль. Культурное наследие региона и достопримечательности. (1 ч) | ||||||
30. | 1 | Культурное наследие региона и достопримечательности. №6(итоговая): Экскурсии по памятным местам Московской области и своего края, работа с краеведческой литературой. РТ с.17 | 23.04-27.04 | гл.9, 1 | ||
9 блок - модуль. Искусство Подмосковья и родного края. (1 ч) | ||||||
31. | 1 | Искусство Подмосковья и родного края. | 30.04-04.05 | гл.9, 2 | ||
10 блок-модуль. Народные промыслы Подмосковья. (1 ч) | ||||||
32. | 1 | Народные промыслы Подмосковья. №7 (итоговая): Составление характеристики народных промыслов Подмосковья на основе краеведческой литературы и материалов экскурсий. | 07.05-11.05 | гл.5, 3, презентация | ||
11 блок - модуль. Топонимы. (1 ч) | ||||||
33. | 1 | Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. | 14.05-18.05 | с.236 | ||
12 блок-модуль. Экология Подмосковья. (1 ч) | ||||||
34. | 1 | Экологические проблемы региона и своего края. | 21.05-25.05 | гл.7, РТ с. 16 | ||
Итого | часов | В том числе: | ||||
уроков повторения | итоговых практических работ | |||||
По программе | 34 | 7 | ||||
Выполнено |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _____ /Андреева М.М./
__ августа 2017 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № 1 от __ августа 2017 г.
Руководитель ШМО ______ / Содонова О.А./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая прграмма по биологии 7 класс
Рабочая прграмма по биологии 7 класс по линии Пасечника...
рабочая прграмма по биологии 9 класс
рабочая прграмма по биологии 9 класс по линии Пасечника...
рабочая прграмма по биологии 10 класс (68 часов)
рабочая прграмма по биологии 10 класс (68 часов) по линии Понамаревой...
рабочая прграмма по биологии 11 класс
рабочая прграмма по биологии 11 класс по линии Понамаревой...
Рабочая прграмма по кубановедению, 11 класс
Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.В соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края №47.01 – 1766/07 – 05 от 22.05.2007 г. ...
рабочая прграмма по биологии 6 класс
программа предназначена для преподавания биологии в 6-х классах 2 часа в неделю 70 часов в год...
Прграмма по обществознанию 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа для 5 - х классов по предмету обществознание под редакцией Л.Н. Боголюбова...