Урок-игра в 8 классе по теме "Вводные слова"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Мы – альпинисты»
Урок – игра по теме: «Вводные слова».
Цели урока: 1. проверить знания учащихся по данной теме; 2. совершенствовать умения учащихся в пунктуационном оформлении предложений с обращениями, вводными словами»)
Оборудование: мультимедийный проектор (приложение 1); песня В. Высоцкого «Вершина»; рисунок контур гор.
Ход урока:
I. Организация класса.
II. Сообщение задач и тем урока.
- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успехов.
Сегодня у нас интересный урок. Мы пойдем в «горы» штурмовать высоту за высотой, пока не покорим вершину.
Покорение вершин – дело трудное. Альпинисты готовятся к нему месяцами: тренируются, изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением. Слабых и торопливых горы не любят. (звучит песня В.Высоцкого «Вершина»)
Мы с вами тоже готовились к предстоящему штурму, говорили о вводных словах, словосочетаниях и предложениях, проводили пунктуационный анализ предложений с вводными словами, сравнивали, анализировали, делали выводы. Теперь мы должны показать свои знания по теме: «Вводные слова».
III. Начало штурма.
- Ребята, как вы думаете: с чего начинается восхождение к вершине?
- Конечно, с медосмотра: горы больных не любят. Предлагаю перед штурмом первой вершины пройти «медкомиссию» и проверить «здорова» ли память наших альпинистов. Это и будет наш старт. (Учитель задает вопросы)
1. Какие слова называются вводными? Приведите примеры.
2. Чем отличаются вводные слова от вводных словосочетаний и предложений?
3. Назовите группы вводных слов по значению.
4. Как вводные слова выделяются в устной и письменной речи?
- Итак, все здоровы, класс получает право на штурм.
IV. Штурм первой вершины.
- Альпинисты на пути к вершине, но чтобы её покорить, следует взять промежуточную высоту. На ней вас ждут следующие задания.
1. Выписать из текста «А что для меня счастье?» вводные слова.
Конечно, много я слышал разных споров о счастье. Счастье, говорили некоторые, - это богатство, деньги. Но ведь, по-моему, настоящего счастья, верной дружбы не купить. Если, скажем, человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему, разумеется, немного не по себе. Совесть, несомненно, точит. А от совести, я думаю, никакими деньгами не откупишься. Счастье, наверное, это не только иметь, брать, получать. Счастье, бесспорно, в том, чтобы отдавать, получать, делиться радостью.
2. Словарный диктант.
Конечно, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, очевидно, к счастью, к сожалению, по сообщению кого-либо, по словам кого-либо, во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, например, итак, напротив, одним словом, иначе говоря, таким образом.
3. Начертить схемы расстановки знаков препинания. Знаки препинания расставить самостоятельно:
Образец: К счастью, небо стало проясняться. [в.сл., …].
- Он говорят большой оригинал.
- Я ошибаюсь по-твоему?
- Не откладывай дел на конец дня. Во-первых дождь во-вторых дорога плохая в-третьих скоро стемнеет наконец все устали.
- Видно его предположение оказалось пророческим.
- Мы мало-помалу кажется приближаемся к разгадке этой тайны.
(Взаимопроверка)
- Итак, мы с вами на вершине, молодцы альпинисты. Упорно и настойчиво идем к цели.
V. Штурм второй вершины.
- Достигнув первой вершины, альпинисты останавливаются, чтобы снять утомление, освежить память, потренироваться перед штурмом второй вершины.
Синтаксический разбор:
В нашем классе, безусловно, учатся самые артистичные ученики и ученицы.
(Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено вводным словом и однородными подл.)
Цифровой диктант, который позволит каждому проверить свое умение различать вводные слова и омонимичные им члены предложения.
Учитель диктует предложения, учащиеся должны указать номера предложений с вводными словами.
1. Недалеко в прохладной мгле, казалось, приросли к скале две сакли дружною четой.
2. По предсказанию синоптиков, дождей в течение недели не ожидается.
3. Темное небо над освещенной улицей казалось черным, тяжелым пологом.
4. Солнце, чувствуется, уже садится за вершины далеких строений.
5. По синему небу и обилию света чувствуется приближение весны.
- Товарищи альпинисты! Вы почти у цели, приближается вершина и конец штурма. Остались последние испытания: выпишите предложения с вводными словами, расставьте запятые.
1. Поезд мчит меня к счастью.
2. К счастью на всём протяжении река имеет большую глубину.
3. Всё казалось ему родным и близким.
4. Должно быть в самом деле он ничем не мог помочь.
- Итак, мы на вершине. Нам следует отдохнуть перед спуском с горы.
Выборочно – распределительный диктант:
Задание: распределить вводные слова по значению в 4 столбика
1. Степень уверенности
2. Различные чувства
3. Порядок мыслей и их связь
4. Источник сообщения
На слайде слова: конечно, к счастью, по словам, наконец, к сожалению, по моему, таким образом, бесспорно, во вторых, по слухам, на беду, надо полагать, к общей радости, следовательно, пожалуй, говорят.
Ключ: 1234234134212314
VI. Итог урока.
- О чём мы с вами успели вспомнить сегодня на уроке?
- Какие моменты в данной теме оказались для вас сложными?
Мы с вами хорошо потрудились, показали свои знания по теме: «Вводные слова». Все молодцы!
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»
Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...
Урок - игра "Хозяюшка". 5 класс. Итоговый урок в разделе "Кулинария"
Урок - игра "Хозяюшка" является итоговым уроком в 5 классе по теме "Кулинария".Класс делится на 2 группы.Ученицы должны в игровой форме выполнить 10 заданий.Цель: закрепление пройденного материала....
Урок-игра в 5 классе « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок –закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
Материал разработан на основе деятельностного подхода к обучению...
Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".
Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки для снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...
Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".
Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки для снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...
Итоговый урок по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование» 6 класс.
Итоговый урок по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование» 6 класс.Задачи: обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать водные бассейны на карте...