Факультативное занятие по курсу "Жизнь в слове и слово в жизни" для 7 класса
элективный курс по русскому языку (7 класс) по теме
Факультативное занятие по элективному курсу
«Жизнь в слове и слово в жизни»
Можно ли повторять не повторяясь?
Цели: закрепить умение подбирать синонимы к словам; ввести понятия: контекстуальные синонимы, стилистические синонимы, конверсивы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_fakultativnogo_zanyatiya_po_russkomu_yazyku.rar | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Факультативное занятие по элективному курсу
«Жизнь в слове и слово в жизни»
Можно ли повторять не повторяясь?
Цели: закрепить умение подбирать синонимы к словам; ввести понятия: контекстуальные синонимы, стилистические синонимы, конверсивы.
Ход занятия
- Организационный этап.
- Основная часть занятия.
- Введение в тему занятия. Создание проблемной ситуации. (слайд1)
Нам часто приходится создавать различные тексты: сочинения, размышления, рассуждения, письменные ответы на вопросы. И зачастую возникает затруднение: как написать об одном предмете или явлении, не повторяя одних и тех же слов? Предлагаю вам послушать стихотворение Валентина Берестова и ответить на вопрос, какой лингвистический термин мы будем сегодня рассматривать?(слайд)
В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:
- Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти –
Прочие сласти.
Для этой головки –
Перловки.
Для этой глотки –
Селёдки.
Для этой башки –
Пирожки.
Для этой рожи –
То же.
Для этого личика –
Два сдобных куличика.
Что ещё? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.
В.Берестов
Итак, какие слова здесь помогают создать комический эффект? Назовите их. Как называются слова с близким лексическим значением? Конечно, это синонимы. (слайд)
- Лексическая работа.
Занимательный словарь.
Слово «синоним» входит в ряд слов со второй частью –оним: омоним, пароним, антоним. Вы знаете, что по-гречески «онима» значит имя. Греческая приставка син- ( или сим-) означает совместность. Син-онимы – слова, сходные по смыслу, призванные все вместе выражать примерно одно и то же значение.
Приставка син- (сим-) активно живет во многих языках мира, в том числе и в русском. И везде она так или иначе выражает идею общности, совместности. Сим-фонией назовём большое музыкальное произведение для оркестра, как бы составленное из множества звуков. Сим-патия притягивает нас к другому человеку, а анти-патия, наоборот, отталкивает. Сим-метрия – это гармоничное, соразмерное расположение частей чего-либо. Слово «собрание» по-гречески звучало как сино-дос – отсюда в русском языке образовалось слово Син-од, обозначавшее высший орган управления церковью до революции 1917 года.(слайд) Погоду нам предсказывают син-оптики, как бы обозревающие всю планету целиком, охватывающие взглядом огромные пространства, следящие за перемещением атмосферных фронтов. Наука о правилах соединения слов и предложений называется син-таксисом. В качестве синонима к слову «соединение» может выступить слово син-тез. «Одновременный» по-другому будет син-хронный, слово «симпозиум» – научное совещание – исторически обозначает совместное пиршество. Конечно, во многих словах син- (сим-) уже не выступает как приставка, однако практически все слова с этой частью несут на себе оттенок древнего значения.
- Рассказ учителя о синонимах.
Для чего же люди придумали синонимы?(ответы учеников) Для того, чтобы повторять не повторяясь. Умение использовать в речи синонимы говорит о большом словарном запасе человека, достаточно высоком уровне интеллекта и хорошем развитии речи. Такого человека приятно слушать. Вот, например, как использовал синонимию Н.В.Гоголь в поэме «Мёртвые души» (слайд-2щелчка) : « О чём бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, он и здесь сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведённого казённою палатою, он показывал, что ему небезызвестны и судебные проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре – и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина – и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках – и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком».
Оцените разнообразие слов со значением «говорить».
- Практическая работа.
- Работа с понятием контекстуальные синонимы.
Теперь перейдём к практической части. Вам известно такое понятие как контекстуальные синонимы. Пример-объяснение. Итак, это такие слова, которые являются синонимами только в данном контексте. (слайд)
Упражнение 1.
Подберите синонимы к слову «свежий» в разных значениях: свежий ветер, свежая газета, свежая идея, свежая рубашка.
В рамках одного текста слова свежий и холодный будут являться синонимами, а в другом тексте – вовсе нет.
(слайд) Упражнение 2.
Угадайте слово, которое:
А) в одном значении синоним к словам «влечь», «манить», в другом – к «медлить»; (тянуть)
Б) в одном значении синоним к слову «прочный», в другом – к слову «здоровый», в третьем – к «насыщенный». (крепкий)
Как видите, между собой эти слова не являются синонимами, но в определённых ситуациях могут быть заменены одним и тем же словом.
(слайды) Упражнение 3.
Вы знаете, что одинаково возможны словосочетания «высокий дом» и «высотный дом», «близкие холмы» и «ближние холмы» и подобные, но в условиях контекста один из вариантов оказывается более предпочтительным, а порой и единственно возможным. Итак, выберите правильный вариант.( устно, быстро)
1.Самые (высокие – высотные) дома находятся в новых кварталах города. 2. Вкусный и (сытый – сытный) обед прибавил нам силы. 3. Любой (поступок – проступок) заслуживает осуждения. 4. Молодой рабочий быстро (усвоил – освоил) профессию токаря. 5. Всё вокруг привлекательно: и (близкие – ближние) озёра, и дальние холмы. 6. Мы с братом живём в одном доме, но на (разных – различных) этажах. 7. На вопросы мальчик отвечал с каким-то (виновным – виноватым) видом.
2) Работа с понятием стилистические синонимы.
Итак, мы разобрали такое понятие как контекстуальные синонимы, а теперь познакомимся с синонимами стилистическими. Сразу переходим к заданию, в процессе которого вы поймёте, о каких словах идёт речь.
Упражнение 1.(письменно)(слайд)
Найдите среди этих слов синонимы и распределите их по разным стилям. Сначала прочитайте все слова и назовите те из них, значение которых вам неясно.
Лицо, дрыхнуть, лгун, будущий, почивать, лик, долговязый, бить, обмануть, харя, спать, грядущий, внимать, лошадь, высокий, лупить, кляча, слушать, надуть, брехун.
Высокий: Нейтральный: Разговорный:
Проверим: лгун – врун – брехун
Лик – лицо – харя
Почивать – спать – дрыхнуть
Грядущий – будущий -
- высокий – долговязый
- бить – лупить
- обмануть – надуть
Внимать – слушать –
- лошадь – кляча.
Проверяем.(слайд)
Итак, сделаем вывод, что такое стилистические синонимы. Это слова-синонимы, принадлежащие к разным стилям. Понятно, что создавая текст, к примеру, делового стиля, нужно избегать слов разговорного стиля.
3)Работа с понятием конверсивы.
А теперь узнаем кое-что новенькое. Есть ещё такое понятие – конверсивы. Что это? Нам, как людям, желающим уметь изъясняться выразительно и правильно, не мешало бы познакомиться с этим понятием. (слайд)
Конверсивы – это слова-перевёртыши, они переворачивают всю фразу с ног на голову, но при этом чудесным образом сохраняют её общий смысл. Посмотрите, как это получается. Предложение Дом опирается на сваи можно сказать, начиная с конца – Сваи поддерживают дом. Опираться и поддерживать – слова-конверсивы. Если преподаватель принимает экзамен у ученика, то ученик этот экзамен преподавателю сдаёт. Можно сказать, что подготовка к экзамену заняла весь вечер, а можно – весь вечер ушёл на подготовку к экзамену. Принимать – сдавать, занять – уйти – всё это слова-конверсивы, помогающие переформулировать предложения без изменения смысла.
Попробуйте и вы, используя конверсивы, переформулировать фразы. Не забывайте, что ваши предложения должны начинаться с последнего слова исходных предложений! (слайд)
- Брезент не пропускает воду. 2. Иванов – муж Ивановой. 3. Николай – племянник Петра Ивановича. 4. Волк пугает зайца. 5. «Спартак» выигрывает у «Динамо».
Проверяем сначала устно нескольких, потом по слайду.
А теперь переделайте предложения, используя для глаголов конверсивы с –ся (умывать - умываться).(слайд)
- Ветер колеблет занавеску. 2. Тоска сжимает моё сердце. 3. Долгая прогулка утомила его. 4. Известная пианистка с блеском исполняла трудную сонату.
Проверяем сначала устно нескольких, потом по слайду.
Молодцы!
- Заключительный этап занятия. Подведение итогов. (слайд)
Итак, что мы можем сказать: зачем нам нужны синонимы? Позволяют выразить мысли более точно, более выразительно, не монотонно и не скучно. Однако, чтобы овладеть искусством использования синонимии, необходимо расширять свой словарный запас! Чем мы с вами и занимаемся на уроках русского языка, литературы, факультативе.В заключение нашего занятия (слайд) я попрошу вас написать на листочках своё отношение к этому занятию ( понравилось или нет), своё настроение от него или, например, что вы узнали на этом занятии. Но, главное – употребите в своём высказывании синонимы! Всем спасибо! (слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"
Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект был разработан с учетом индивидуальных особ...
Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом
Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...
Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви.
Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви....
Рабочая модульная метапредметная программа факультативных занятий по основам черчения с элементами оригами для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая модульная метапредметная программа факультативных занятий по основам черчения с элементами оригами для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКИЙ В КОМИКСАХ» для 2 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «АНГЛИЙСКИЙ В КОМИКСАХ» для 2 класса...
Рабочая программа по факультативному занятию «Общее физическое развитие» для обучающихся 8е/9г/10б класса с легкой умственной отсталостью на 2020-2021 учебный год
Содержание1.Паспорт рабочей программы2.Введение3.Пояснительная записка4.Требования ЗУН5.Содержание рабочей программы6.Учебно-тематическое планирование7.Перечень материально-технического обеспечения8.Л...