Подготовка к сочинению в 11 классе. Поэтапная работа над составными частями сочинения ЕГЭ.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Поэтапная работа над составными частями сочинения ЕГЭ на примере текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_sochineniem_po_zadannomu_tekstu.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над сочинением по заданному тексту.
«Моя «она».
(1) Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2) Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3) Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная…
(4) Но не завидуйте, юная читательница! (5) Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6) Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заняться делом. (7) Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9) Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10) За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11) По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12) Всё, всё пожирает она, ненасытная!
(13) Я ненавижу её, презираю… (14) Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи…
(15) Детей у нас пока нет…
(16) Хотите знать её имя? (17) Извольте. (18) Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли…
(19) Её зовут – Лень.
План.
Проблема – основной вопрос, который рассматривает автор, который автор ставит и решает; та сторона действительности, которая особенно интересует автора.
Виды проблем:
Философские
Социальные
Политические
Научные
Экологические
Нравственно-этические.
Сформулировать проблему текста: «формулировать» - кратко и точно выражать мысль.
Значит, в тексте мы должны уметь кратко и точно назвать вопросы, которые особенно интересовали автора при написании конкретного текста.
Варианты:
Вариант №1 Формулировка проблемы в виде вопроса.
Какое влияние оказывает лень на человека, если он не противится ей? Именно эта проблема – в центре внимания А.П.Чехова в рассказе «Она «моя»».
Или: Как влияет лень на чеховского героя, который, понимая её «губительность», не желает расстаться с ней? Каковы последствия этого? Именно эти вопросы волновали А.П. Чехова при написании рассказа «Она «моя»».
Или: Как влияют человеческие «слабости» на формирование личности? Именно над этой проблемой заставляет задуматься читателя А.П.Чехов в своём рассказе «Моя «она»».
Вариант №2 Формулировка проблем текста с использованием типовых конструкций.
Запомни: проблема чего? Вопрос о чём?
- В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) – (какая?) актуальная проблема (чего?)
- В анализируемом тексте автор рассматривает проблему (чего?) или (ряд важных проблем), наиболее значимой из которых является проблема (чего?)
- Одним из самых существенных вопросов, думается, является вопрос (о чём?)
Типовые конструкции.
Проблема (какая?) | Проблема (чего?) | Автор заставляет читателя (что делать?) |
Злободневная Актуальная Острая Серьёзная Основная Научная Назревшая Наболевшая Главная До боли знакомая Общественно значимая Межнациональная Спорная неразрешимая | -лени -совести -экологии -нравственного выбора -наследственности и воспитания -интеллигентности -назначения искусства -нравственной прочности человека -добра и зла - понимания национальных традиций и обычаев -духовного совершенствования человека -приобщения людей к чтению | -глубоко задуматься (о чём? над чем?) -серьёзнее относиться (к чему?) -по–иному посмотреть (на что?) -оценить собственную позицию -переосмыслить своё отношение (к чему?) -лучше понять себя и окружающих (красоту и хрупкость мира, природы) -поделиться мыслями (с кем о чём?) -с горечью понять, что… -оценить истинный масштаб (чего?) |
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ сформулированную нами проблему.
«переходные предложения», такие как:
- Проблему (чего; какую) автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев.
- Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть…)
- Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на…
- Проблема, поднятая автором, несомненно, вызывает интерес, потому что…
- Проблема, заявленная автором, заставляет нас глубоко задуматься о…
- В чём заключается сущность этой проблемы?
- Кто из нас не сталкивался с этой проблемой?
- Остановимся на этой проблеме подробнее. Как ни странно (как ни удивительно), но эта проблема касается каждого из нас…
Например:
Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную «связь» жизни героя с ленью. Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем, превращая его в своего пленника, заложника. Чехов подчёркивает, что его персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий; с другой стороны, указывает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку.
СФОРМУЛИРОВАТЬ авторскую позицию-
это значит самим понять:
Что хотел сказать автор?
Какова цель его высказывания?
Ради чего он всё это написал?
Как он сам относится к поставленной проблеме?
Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?
Чему учит текст?
Например:
Авторская позиция скрыта за иронией. Чехов не назидателен. Он, казалось бы, просто рассказывает. Читая текст, в котором лень ассоциируется с женщиной, мы даже ощущаем мягкую, беззлобную улыбку автора. Но мягкость чеховской иронии вовсе не означает оправдание автором поведения своего героя. Напротив, мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя: герой рассказа жалок и смешон. Более того, чеховская ирония активно формирует и наше читательское восприятие, приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на свою собственную каждодневную жизнь; задумайтесь над ней; нельзя становиться заложником собственной лени. Никто, кроме нас, нам в этом не поможет. И если мы не сделаем усилие над собой, мы будем глубоко несчастны. Мы разрушим себя как личность.
Типовые конструкции:
-автор считает (полагает, утверждает), что…
-автор подводит читателя к выводу о том, что…
- - отстаивает
- - критикует
- - обвиняет (кого в чём?)
- - разоблачает, отстаивает, доказывает, убеждает
- - призывает к…, так как убеждён в том, что
- -открыто заявляет о своей гражданской позиции
- отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно
- основная цель автора заключается в том
- автор, ссылаясь на…(приведи примеры), утверждает, что
- рассуждая о …, автор сожалеет о том, что и др.
АРГУМЕНТАЦИЯ. Типовые конструкции:
- С мнением автора трудно (не) согласиться
- Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения (не может не вызвать сочувствия у читателя…)
-Вызывают возражения лишь некоторые положения авторской позиции. Во-первых,…
- Я (не) разделяю позицию автора(точку зрения автора), потому что, во-первых,…
- Я (не) согласен с позицией (точкой зрения) автора, так как…
- Я полагаю (считаю), что…
- Безусловно, …
-Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать…
- Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…
- Приведём пример..
- Возьмём в качестве примера…
- Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…
- Никто из нас не будет отрицать, что…
- Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…
- Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа как составная часть курса географии средней школы
Практическая работа как составная часть курса географии средней школы...
План-конспект урока ОБЖ в 5 классе "Дорога и ее составные части"
Урок ОБЖ по теме «Дорога и ее составные части» изучается в 5-ом классе в разделе «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде» в блоке тем «Правила безопасного поведения на улицах ...
Конспект урока " Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над тестовой частью.
Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над тестовой частью.Представленный конспект урока может быть полезным материалом для подготовки к выполнению т...
Внеклассная работа, как составная часть воспитательного процесса глухих детей
Внеклассная работа, как составная часть воспитательного процесса глухих детей @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: #00000a; line-height: 120...
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Урок подготовки к решению тестовой части Огэ призван помочь учащимся обобщить изученное. Материал дан в доступной форме, присутствует элемент игры. При подготовке к уроку было дано опережающее з...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...