Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Поурочно-тематическое планирование по русскому языку (учебник М.Разумовской 9 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_russk_9_kl.docx | 79.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
- Пояснительная записка.
- Литература и средства обучения
- Учебно-тематический план.
- Календарно-тематический план.
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 9 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.) и Примерной программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В.Львова. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку (2004г.)
2. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы. М., Просвещение, 2008.
3.Разумовская М.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов /М.М.Разумовская и др.// Программно-методические материалы. Русский язык, 5-9 классы/составитель Л.М.Рыбченкова.-М.:Дрофа, 2009
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для работы в 9 классе по учебнику М.М.Разумовской (М., Дрофа, 2005г.) и рассчитана на 2 часа в неделю, т.е. 68 часов в год.
Программа состоит из пояснительной записки, требованиий к уровню подготовки выпускников за курс основной школы, обусловленности выбора учебника, учебно-тематического плана, календарно-тематического планирования на учебный год.
В программе учитывается, что преподавание русского языка имеет специальные и общепредметные задачи.
1. Специальные задачи преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Изучение русского языка направлено на формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение обучающимися всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах, овладение основными нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения.
2. Общепредметные задачи: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование умения работать с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Дидактическая модель обучения и педагогического средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о языке будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения (КСО), межпредметных интегрированных уроков.
Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 5-9 классах дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари, Интернет, ресурсы ИКТ.
Важнейшими условиями реализации разработанного стандарта являются:
- деятельностный характер процесса преподавания русского языка в основной и средней школе;
- синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения русского языка;
- формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
- развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
- сбалансированное развитие устной и письменной речи, интерес к произведениям, книгам;
- формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
- усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;
- формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;
- формирование представления о русском языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.
Цели обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
- обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи обучения:
- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
- формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать:
-изученные разделы науки о языке;
-смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения;
- функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, -
- орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
- уметьобъяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
- по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слов по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т.п.); пользоваться этимологическими и словообразовательными словарями;
по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическими словарями;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
- по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Литература
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся:
- Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Т.Ю.Угроватова – Москва, Просвещение, 2009
- Тесты по грамматике русского языка. Н.Г.Ткаченко, Москва «Айрис»- 2007
- ГИА. Русский язык Типовые экзаменационные варианты. И.П.Цыбулько «Москва» Национальное образование» -2014
- Русский язык-9 класс. ГИА. Типовые тестовые задания, Ю.Н.Гостева, И.П.Васильевых, Г.Т.Егораева –«Экзамен» Москва-2014
- М.М.Разумовская и др. Учебник «Русский язык. 9 класс». М., Дрофа, 2012.
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
- Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
- Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
- Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
- Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.»* М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской.- 2-е изд.. –М,: дрофа, 2011
Литература для учителя:
1. М.М.Разумовская и др. Русский язык. 9 класс. М., Дрофа, 2012.
2. Е.А.Влодавская. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику русского языка М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 9 класс». М., 2007.
3. Воителева Т.М. Русский язык 8-9 класс. Дидактические материалы. М., 2009
4. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 2011
5. Капинос В.И. Русский язык 8-9 классы. Тесты. М., 2011
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- Примерные программы и государственные стандарты
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok
Филология в Сети. Поиск по лингвистическим сайтам
http://ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html
- Русская грамматика. Академия наук СССР, Институт русского языка
http://www.slovari.ru/default.aspx?p=2572
- Малый академический словарь (МАС)
- Машинный фонд русского языка
- Национальный корпус русского языка
- Орфография и пунктуация
http://www.hi_edu.ru/e_books/xbook142/01/index.html
- Правила русской орфографии и пунктуации
http://www.spravka.gramota.ru/pravila.html
- Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник
http://www.natahaus.ru/index.php?newsid=1146086920
- Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя
http://ihtik.lib.ru/lib_ru_edu_21dec2006.html
- Собрание словарей на сайте Института русского языка им. В.В. Виноградова
http://www.ruslang.ru и www.slovari.ru
- Собрание словарей портала "ГРАМОТА.РУ"
- Частотный словарь русского языка С.А. Шарова
http://www.artint.ru/projects/frqlist.asp
- Этимологический словарь М.Р. Фасмера
- Автоматическая обработка текста (АОТ)
http://www.aot.ru/onlinedemo.html
- Бесплатная справочная служба портала "Грамота.ру"
http://www.spravka.gramota.ru/buro.html
- "Вавилонская Башня" (морфологический анализ)
http://starling.rinet.ru/cgi_bin/morphque.cgi?encoding=win
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
- Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
- Говорим и пишем правильно
http://community.livejournal.com/pishu_pravilno
- Еженедельная газета "Русский язык" Издательского дома "Первое сентября"
- Журнал "Язык человека"
http://www.philol.msu.ru/~humlang
- Коллекция интерактивных диктантов
http://learning_russian.gramota.ru/idictation.html
- Конкурс "Русский Медвежонок - языкознание для всех"
- Крупнейший мировой ресурс по лингвистике
- Лингвомания
- Методические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках русского языка
http://it_n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com
- НП "Телешкола"
- Открытая Международная олимпиада школьников по русскому языку "СВЕТОЗАР"
- Письмовник (правила и примеры оформления деловых бумаг)
http://www.spravka.gramota.ru/blang.html
- Портал "Культура письменной речи"
- Русский язык: краткий теоретический курс для школьников
http://learning_russian.gramota.ru
- Синтаксис современного русского языка
http://www.hi_edu.ru/e_books/xbook089/01/index.html?part_029.htm
- Слова_палиндромы
http://tramvision.ru/words/pal.htm
- Современный русский язык: Учебник под редакцией Н.С. Валгиной
http://www.hi_edu.ru/e_books/xbook107/01/index.html
http://zipsites.ru/human/rus_lang
35.Справочно_информационный портал "Грамота.ру"
36.СТЕНГАЗЕТА.NET (лингвистические задачи)
37.Стилистика русского языка: Учебное пособие
http://www.hi_edu.ru/e_books/xbook028/01/index.html
38.Теория текста
http://evartist.narod.ru/text14/01.htm
39.Учебник грамоты
http://learning_russian.gramota.ru
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Уроков развития речи |
Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира | 1 | |
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах | 6 | 1 |
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение | 7 | 4 |
Сложноподчиненное предложение | 14 | 6 |
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными | 4 | 1 |
Бессоюзное сложное предложение | 6 | 1 |
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи | 6 | 4 |
Итоговое повторение и систематизация изученного | 3 | 3 |
Итого | 51 | 17 |
Контроль (из общего числа часов) | 10 |
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку
9 класс (68 часов).
№ урока | Тема | кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Планируемые результаты обучения | Формы и виды контроля | Домашнее задание | Дата | |
Освоение предметных знаний | Виды учебной деятельности. | ||||||||
Введение (1 час). | |||||||||
1 | Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык среди языков мира. | 1 | Комбинированный | Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориаль-ные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. | Иметь представление об особенностях национального языка, о его значении, образовании и развитии Уметь читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Анализ текстов о языке; собственное высказывание на лингвистическую тему | Комплексный анализ текста | |
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах (6+1 р.р.) | |||||||||
2 | Фонетика. Орфография. Графика. | 1 | Урок систематизации ЗУН | Повторение раздела «Фонетика. Орфография. Графика». Литературные нормы русского языка.Орфоэпи-ческие нормы русского литературного языка. Орфография и графика. | Знать: звуки речи, соотношения звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией; основные орфоэпические нормы. Иметь представление о литературной норме и ее разновидностях | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Фонетический разбор слов: | упражнения по выбору учителя | |
3 | Лексика. Лексическое значение слова. | 1 | Урок систематизации ЗУН | Словарный состав русского языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски | Знать правила лексического разбора слов; стили речи закрепить навыки лексического разбора слова и работы с толковым словарем | Составление схемы «Лексический состав русского языка» с примерами | упражнения по выбору учителя | ||
4 | Морфемика и словообразование. | 1 | Урок систематизации ЗУН | Морфемика. Способы словообразования | Знать виды морфем,; чередование звуком в морфемах, основные способы образования слов. закрепить навыки морфемного и словообразовательного разбора слова и работы со словообразовательным словариком | Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Тренинг, практикум | упражнения по выбору учителя | |
5 | Обобщение изученного о тексте: тема и основная мысль текста. Стили речи речи. | 1 | Урок развития речи | Текст и его признаки. Стили речи и сфера их употребления, стилевые задачи, типы речи | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов; Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; проводить стилистический и типологический анализ текста | Организация совместной учебной деятельности | Творческая работа | ||
6 | Морфология и синтаксис. Части речи, их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. | 1 | Урок систематизации ЗУН | Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание разных частей речи с НЕ | Знать критерии распределения слов по частям речи; специфичные (постоянные) признаки частей речи; особенности изменения самост. частей речи (изменяемых). Уметь производить морфологический разбор разных частей речи, выделять в тексте словосочетания, производить синтаксический разбор простого предложения | Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Тематический диктант . Комментируемое письмо | упражнения по выбору учителя | |
7 | Систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии Трудные случаи правописания. | 1 | Урок систематизации ЗУН | Морфология и орфография. Знаки препинания при однородных членах предложения, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения. | Знать понятия: знаки отделяющие и выделяющие. Уметь ставить знаки препинания в простом предложении. Знать и уметь применять правила орфографии: правописание личных окончаний глагола; гласных в корнях слов; приставок (неизменяемых на письме, на з—с, пре- и при-); букв н—нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, а также правописание не и ни в составе разных частей речи и словоформ, в составе предложений в качестве частиц | Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Тематический диктант . Комментируемое письмо | упражнения по выбору учителя | |
8 | Контрольная работа тест: материалы итоговой аттестации | 1 | Урок контроля ЗУН по теме | тест: материалы итоговой аттестации | Проверить уровень владения ранее изученным материалом, выделенным для повторения и закрепления в 9 классе | Репродуктивная: осознание своих трудностей и стремление их преодоления; самооценка своих действий. Продуктивная, творческая: выполнение грамматического задания. Поисковая деятельность: самостоятельный анализ заданий проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Самостоятельная работа | упражнения по выбору учителя | |
Синтаксис сложного предложения. Пунктуация (35 часов). Понятие о сложном предложении (2часа + 2 часа р/р). | |||||||||
9 | Сложное предложение и его признаки. | 1 | Урок объяснения нового материала | Понятие о сложном предложении как единицы синтаксиса. Признаки сложного предложения. | Знать признаки разграничения простых и сложных предложений, понятие сложного предложения, иметь представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания. Знать классификацию сложных предложений. Уметь на уровне первичных навыков разграничивать сложные предложения разных типов, ставить знаки препинания между частями на письме. | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: осознание своих трудностей и стремление их преодоления; самооценка своих действий. Продуктивная, творческая: выполнение грамматического задания. Поисковая деятельность: самостоятельный анализ заданий проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Беседа, проблемные задания | упражнения по выбору учителя пректы-презентации | |
10 | Типы сложных предложения и средства связи между его частями. | 1 | Урок объяснения нового материала | Понятие о сложном предложении как единицы синтаксиса. Признаки сложного предложения. Основные виды сложных предложений. | Знать основные типы СП по значениям и союзам; Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте сложные предложения и выполнять их пунктуационный разбор | Беседа, проблемные задания | упражнения по выбору учителя пректы-презентации | ||
11-12 | Типы речи. Составление собственного речевого высказывания публицистического стиля. | 2 | Урок развития речи | Текст публицистиче-ского стиля В.М.Пескова «Святые места»: УМК, с.62. Составление небольших высказываний | Знать признаки публицистического стиля. Уметь выделять в тексте тему, осн. мысль, проблему, определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней,наблююдать за использованием ССП в текстах разных стилей и жанров | Продуктивная, творческая: обучение созданию собственного текста заданного типа. Поисковая деятельность: самостоятельный анализ заданий проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Высказывание публицистического стиля (обучающего характера | Творческая работа | |
Союзные предложения. Сложносочиненное предложение ( 5ч. +2 ч.р/р)) | |||||||||
13-14 | Понятие сложносочиненного предложения. Строение сложносочиненного предложения (ССП) и средства связи в них. | 2 | Урок объяснения нового материала | Понятие о сложносочиненном предложении (ССП), средства связи смысловые отношения между частями ССП. | Знать основные группы СПП по значению и союзам; Уметь вычленять из текста СПП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи, анализировать текст; правильно расставлять знаки препинания в ССП при письме. | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Беседа, проблемные задания | упражнения по выбору учителя | |
15-17 | Смысловые отношения между частями СПП. Виды сложносочиненных предложения и знаки препинания в них. | 3 | Урок объяснения нового материала | Сочинительные союзы. Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражени Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. | Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений; понимать основные значения сложносочиненных предложений: соединительные (с их оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разделительные (со значением чередования событий или их взаимоисключения). Уметь правильно расставлять знаки препинания в ССП при письме. | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Тематический диктант. Комментируемое письмо | упражнения по выбору учителя | |
18 | Контрольная работа по теме «Сложносочиненные предложения» | 1 | Урок контроля ЗУН по теме | Тестовые задания. Проверка уровня усвоения темы «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение» | Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии | Репродуктивная: осознание своих трудностей и стремление их преодоления; самооценка своих действий. Продуктивная, творческая: выполнение грамматического задания. Поисковая деятельность: самостоятельный анализ заданий проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Тренинг, практикум | Комплексный анализ текста | |
19-20 | Сжатое изложение с элементами сочинения | 2 | Урок развития речи | Изложение с элементами сочинения. Текст, заголовок, тема, микротема, основная мысль, авторская позиция, проблема. План. Средства выразительности текста. | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; Уметь строить микротекст в соответствии с заданной темой ; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; совершенствовать и редактировать собственный текст | Продуктивная, творческая: обучение созданию собственного текста заданного типа. Поисковая деятельность: самостоятельный анализ заданий проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Организация совместной учебной деятельности | Творческая работа | |
Сложноподчиненное предложение (14 часов+ 6 ч.р/р ). | |||||||||
21 | Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП). | 1 | Урок объяснения нового материала | Понятие о сложноподчиненном предложении (СПП).Подчинительные союзы и союзные слова. Строение СПП, средства связи его частей. | Знать, чем отличаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения. Понимать, чем отличаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Беседа, проблемные задания | Проекты-презентации с применением ИКТ |
|
22-23 | Виды сложноподчинённых предложений. | 2 | Урок объяснения нового материала | Виды придаточных предложений, способы их различения | Знать классификацию сложноподчиненных предложений. Уметь определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчиненного предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов. Уметь конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам. Владеть навыками синтаксического разбора сложноподчиненного предложения | Беседа, проблемные задания | упражнения по выбору учителя | ||
24-25 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | 2 | Урок объяснения нового материала | Придаточные определительные, отличительные особенности; их синтаксические синонимы | Знать особенности СПП с придаточным определительным. Уметь пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчиненное предложение с придаточным определительным — простое предложение с обособленным определением). Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным определительным в художественных текстах; использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Беседа, проблемные задания | упражнения по выбору учителя | |
26-27 | Строение текста . Изложение текста художественного стиля | 2 | Урок развития речи | Изложение с элементами сочинения. Текст, заголовок, тема, основная мысль, авторская позиция, проблема. План. Средства выразительности текста. | Знать отличительные черты художественного стиля как одного из основных видов информационной переработки текста; Уметь создавать и редактировать текст художественного стиля | Продуктивная, творческая: обучение созданию собственного текста заданного типа. Поисковая деятельность: самостоятельный анализ заданий проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Беседа, проблемные задания | Творческая работа | |
28-29 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | 2 | Урок объяснения нового материала | Придаточные изъяснительные; отличительные особенности; использование в речи; синтаксические синонимы | Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. Уметь употреблять синтаксические синонимы (сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным — предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т. п.). Уметь находить СПП с придаточным изъяснительным в художественных текстах. | Беседа, проблемные задания | упражнения по выбору учителя | ||
30 | Углубление знаний о стилях и жанрах речи. Использование различных стилей в художественных произведениях. | 1 | Урок развития речи | Повторение сведений о стилях речи. Особенности художественного стиля речи. Отличительные черты языка речи и языка художественной литературы. | Знать отличительные черты различных стилей речи; Уметь создавать и редактировать текст художественного стиля | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Беседа, проблемные задания | Творческая работа | |
31 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | 1 | Урок объяснения нового материала | Придаточные обстоятельственные, их классификация. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным предложением | Знать особенности структуры ЗСП с придаточными обстоятельственными Уметь различать СПП с придаточными обстоятельственными времени и места с использованием таблицы, давать характеристику такому типу предложений. | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Тренинг, практикум | упражнения по выбору учителя | |
32 | Сложноподчиненные предложения с придаточными места | 1 | Урок систематизации ЗУН | Отличительные особенности придаточных места; умение использовать в речи; роль синтаксических синонимов. | Знать особенности структуры ЗСП с придаточными места; Уметь выполнять пунктуационный разбор, использовать в речи СПП с придаточными места | Тренинг, практикум | упражнения по выбору учителя | ||
33 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени. | 1 | Урок систематизации ЗУН | Отличительные особенности придаточных времени; совершенствование пунктуационных навыков; умение использовать в речи; роль синтаксических синонимов. | Знать особенности структуры ЗСП с придаточными времени; Уметь выполнять пунктуационный разбор, использовать в речи СПП с придаточными времени | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Тренинг, практикум | упражнения по выбору учителя | |
34 | Сложнопо дчинённые предложения с придаточными сравнительными. | 1 | Урок систематизации ЗУН | Придаточные сравнительные | Знать способы выражения в языке значения сравнения (сравнительный оборот, творительный сравнения, сочетание сравнительной формы прилагательного и существительного, придаточное сравнения); уметь пользоваться приемом синонимической замены. Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения. Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах; употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Тренинг, практикум | упражнения по выбору учителя | |
35-36 | Использование различных стилей в художественных произведениях. Сжатое изложение с элементами рассуждения. | 2 | Урок развития речи | Способы сжатия текста. Отличие языка художественной литературы от художественного стиля речи. | Знать текствы различных стилей, их использование в художественных произведениях; Уметь применять приемы сжатия текста. Знать и уметь использовать все способы сжатия текста с сохранением его стилевых особенностей, правильно строить рассуждение с точки зрения композиции, коммуникативных намерений, языковых норм, редактировать собственный текст | Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Творческая работа | Упр 148 | |
37 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. | 1 | Урок систематизации ЗУН | Отличительные особенности придаточных образа действия и степени; совершенствование пунктуационных навыков; умение использовать в речи; роль синтаксических синонимов. | Знать грамматические особенности сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени. Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. Уметь находить сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Тренинг, практикум | упражнения по выбору учителя | |
38 | Сложноподчинённое предложение с придаточным цели и условия. | 1 | Урок систематизации ЗУН | Отличительные особенности придаточных цели и условия; совершенствование пунктуационных навыков; умение использовать в речи; роль синтаксических синонимов. | Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным цели и условия. Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным цели и условия. Уметь находить СПП с придаточным цели и условия в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Тренинг, практикум | упражнения по выбору учителя | |
39 | Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия | 2 | Урок систематизации ЗУН | Отличительные особенности придаточных причины и следствия; совершенствование пунктуационных навыков; умение использовать в речи; роль синтаксических синонимов. | Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным причины и следствия. Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным причины и следствия. Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным причины и следствия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Тренинг, практикум | упражнения по выбору учителя | |
40 | Сложноподчинённое предложение с придаточными уступительными. | 1 | Урок систематизации ЗУН | Отличительные особенности придаточных уступительных; совершенствование пунктуационных навыков; умение использовать в речи; роль синтаксических синонимов. | Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным уступительным. Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным . Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Тренинг, практикум | упражнения по выбору учителя | |
41 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение». | 1 | Урок систематизации и обобщения изученного материала | Строение сложноподчиненных предложений разных видов. | Знать признаки СПП разных видов. Уметь оценивать правильность построения СПП разных видов, исправлять нарушения построения СПП. Знать особенности использования СПП в текстах разных стилей и жанров. Уметь моделировать по заданным схемам и использовать в своей речи синтаксические синонимы СПП. | Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | проблемные задания Тренинг, практикум | упражнения по выбору учителя | |
42 | Публицистический стиль. Изложение текста данного стиля. | 1 | Урок развития речи | Принципы построения текста. Анализ текста, определение его идеи, темы, нахождение ключевых слов. | Знать: основные признаки публицистического стиля, основные нормы русского литературного языка; Уметь анализировать структуру и языковые особенности текста, воспроизводить текст | Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Организация совместной учебной деятельности Творческая работа | Работа над ошибками | |
43 | Зачетная работа по теме «Сложноподчиненное предложение» | 1 | Урок контроля | Проверка, оценка и коррекция знаний учащихся | Проверка уровня усвоения учебного материала по теме «Сложноподчиненное предложение» | Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Организация совместной учебной деятельности | Повторить изученное по теме | |
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными ( 4 часа + 1 час р/р). | |||||||||
44-45 | Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. | 2 | Урок объяснения нового материала | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. Виды подчинения. | Знать особенности СПП с несколькими придаточными; виды подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение; опознавать эти виды связи в СПП с несколькими придаточными Уметь анализировать и характеризовать синтаксическую структуру СПП с одной и несколькими придаточными частями, правильно ставить знаки препинания; составлять схемы таких конструкций и конструировать предложения такого вида по схемам | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Беседа; проблемные задания | упражнения по выбору учителя | |
46-47 | Контрольный диктант. | 2 | Урок контроля ЗУН по теме | Проверка, оценка и коррекция знаний учащихся | Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации. | Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Тренинг, практикум | упражнения по выбору учителя | |
48 | Эссе. Понятие о жанре. | 1 | Урок развития речи | Теоретические сведения об особенностях жанра эссе. Анализ предложенных образцов. Подготовка к написанию эссе. | Знать признаки жанра эссе. Уметь определять жанр эссе (на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста); создавать текст в жанре эссе. | Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Организация совместной учебной деятельности | Эссе «О времени и о себе» (№287, с.196) | |
Бессоюзное сложное предложение (6 часов + 1 час р/р). | |||||||||
49 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. | 1 | Урок объяснения нового материала | Основные признаки сложных бессоюзных предложений; условия постановки знаков препинания в БСП. Интонация БСП. | Знать понятие о БСП как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов. Понимать особенности БСП (по сравнению предложений с союзной связью). Уметь произносить БСП в соответствии со знаками препинания. | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Беседа; проблемные задания | упражнения по выбору учителя | |
50 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. | 1 | Комбинированный урок | Условия постановки запятой и точки с запятой в БСП; прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП. | Знать правило: запятая и точка с запятой в БСП. Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов(со значением перечисления) и выражать их с помощью интонации | Тренинг, практикум | упражнения по выбору учителя | ||
51 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения | 1 | Комбинированный урок | Правило постановки двоеточие в БСП. Сопоставление синонимичных конструкций, работа над особенностями интонации СБП, их ролью в речи | Знать правило: постановка двоеточия в БСП и способы проверки. Уметь определять смысловые отношения меду частями БСП разных видов (со значением причины, пояснения, дополнения) и выражать их с помощью интонации | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Тренинг, практикум | упражнения по выбору учителя | |
52 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. | 1 | Комбинированный урок | Правило постановки тире в БСП. Сопоставление синонимичных конструкций, работа над особенностями интонации СБП, их ролью в речи | Знать правило: постановка тире в БСП и способы проверки. Уметь определять смысловые отношения между частями БСП разных видов (со значением противопоставления или времени, условия и следствия) и выражать их с помощью интонации | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Тренинг, практикум | упражнения по выбору учителя | |
53 | Путевые заметки. | 1 | Урок развития речи | Теоретические сведения об особенностях жанра путевых заметок. Анализ предложенных образцов. Подготовка к написанию сочинения в жанре путевых заметок. | Владеть монологической и диалогической речью, Уметь приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы; Опознавать жанр на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста. | Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Организация совместной учебной деятельности | Творческая работа | |
54 | Обобщающее повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение» | 1 | Урок систематизации ЗУН | Систематизация ЗУН по теме «Бессоюзное сложное предложение» | Знать правила постановки знаков препинания в БСП; Уметь соблюдать основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи | Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Организация совместной учебной деятельности | Проекты-презентации с применением ИКТ | |
55 | Контрольный диктант | 1 | Урок контроля ЗУН по теме | Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации. | Тренинг, практикум | упражнения по выбору учителя | ||
Сложные предложения с различными видами связи ( 6 часов+4 ч. р/р. ) | |||||||||
56-57 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи | 2 | Урок объяснения нового материала | Структурные особенности сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Синтаксический разбор сложного предложения. | Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связи; Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Беседа; проблемные задания | упражнения по выбору учителя | |
58 | Понятие о жанре рецензии. Рецензия на книгу и газетную статью | 1 | Урок развития речи | Повторение сведений о композиционных формах сочинения. Обучение написанию рецензии | Знать признаки жанра рецензии. Уметь отбирать литературный материал в соответствии с учебной задачей, создавать текст в жанре рецензии; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Организация совместной учебной деятельности | Творческая работа | |
59-60 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи | 2 | Комбинированный урок | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи. | Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связи; Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, проводить синтаксический анализ предложений; правильно строить сложные предложения с разными видами связи и употреблять в речи. | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Тренинг, практикум | упражнения по выбору учителя | |
61-62 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля ЗУН по теме | Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Знать основные нормы русского литературного языка; Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации. | Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Тренинг, практикум | Проекты-презентации с применением ИКТ | |
Повторение ( 3 часа + 3 часа р/р). | |||||||||
63 | Повторение и систематизация изученного | 1 | Урок систематизации ЗУН | Синтаксис сложного предложения: языковые явления, пунктуационные правила, речеведческие понятия. Тексты различных стилей | Знать отличие языка и речи, использования языка как инструмента в речи. Языковые явления, речеведческие понятия при систематизации и обобщении по разделу «Синтаксис сложного предложения». Повторение пунктуационных правил. Уметь анализировать простые и сложные предложения, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания | Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Организация совместной учебной деятельности | упражнения по выбору учителя | |
64 | Деловая речь. Написание деловых бумаг по образцу | 1 | Урок развития речи | Повторение сведений о книжных стилях, о средствах языка, характерных для деловой речи | Знать образцы написания деловых бумаг (заявления, доверенности, расписки, автобиографии), уметь писать их по образцу | Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Организация совместной учебной деятельности | Проекты-презентации с применением ИКТ | |
65-66 | Итоговое контрольное изложение | 2 | Урок развития речи | Контроль навыков сжатого изложения текста и рассуждения на заданную тему. | Знать типы и стили речи, приемы сжатого изложения текста; Уметь писать изложения с элементами сочинения и редактировать, совершенствовать написанное, Уметь применять все способы сжатия текста, сохранять микротемы, | Изложение | Комплексный анализ текста | ||
67-68 | Повторение и систематизация изученного | 2 | Урок систематизации ЗУН | Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Морфология и орфография. Стили и типы речи | Знать отличие языка и речи, использования языка как инструмента вречи. Языковые явления, речеведческие понятия при ситематизации и обобщении по разделу «Синтаксис сложного предложения». Повторение пунктуационных правил. Развитие умения анализировать простые и сложные предложения, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания | Рецептивная: чтение параграфа учебника. Репродуктивная: работа с учебниками, со словарями. Продуктивная, творческая: устные монологические ответы по теме урока. Поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; комплексный анализ текста; нахождение ответов по заданной теме в источниках различного типа с извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки. Исследовательская: индивидуальная работа по теме учебного исследования | Комплексный анализ текстов в формате ГОЭ. | Комплексный анализ текстов в формате ГОЭ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....