Правописание Е-И в чередующихся корнях глаголов
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Правописание Е-И в чередующихся корнях глаголов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_e-i_v_chereduyushchikhsya_kornyakh_glagolov.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Хайруллин Ф.А, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Дубъязская СОШ Высокогорского р-на РТ»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
УМК: учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой. А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева. Русский язык. Практика. 5 класс.
Тема урока: Правописание корней с чередованием гласных Е-И.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели: Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е – и в корнях слов».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне | Приветствие учащихся. Предлагает учащимся задание, написанное на доске:
| Выполняют задание, повторяют орфограммы, распределяют орфограммы в зависимости от условий выбора буквы, пользуясь справочником. Обучающиеся работают в группах. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Подготовленный ученик диктует фрагмент текста из учебника биологии, в котором встречается орфограмма «Чередование е – и в корне слова». Учитель выводит текст на доску. - Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему? | Учащиеся записывают текст, объясняют известные орфограммы и пунктограммы. Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися. Формулируют цель урока. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Целеполагание. |
3.Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. 4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | На интерактивной доске дать две колонки слов с чередованием е//и в корне.( Буквы Е и И выделены другим цветом.) Разбирать – разберу Отпирать – отпереть Задирать – задеру Вытирать – вытереть Замирать – замереть Блистать – блестеть Расстилать – расстелить Выжигать – выжег Учитель предлагает выявить условия написания е – и в корне слова. | Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.
Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм. | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
5.Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания. | Учитель предлагает учащимся составить словосочетания со словами на изученную орфограмму. | Учащиеся составляют словосочетания, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – части речи. Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания со словами, приведёнными выше, сильные - составляют предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой. | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: оценивание усваемого содержания. |
Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. | Игра «Хлопок». Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок. | Учащиеся выполняют упражнение. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Учитель предлагает выполнить упражнение учебника. | Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы. Работа в парах. Речевое проговаривание. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | Учитель предлагает учащимся выполнить задание, написанное на доске, с самопроверкой по эталону. | Учащиеся выполняют задание.
| Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий. |
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Учитель предлагает учащимся начертить кластер по изучаемой орфограмме «Чередование Е//И в корне слова». Рефлексия Приём « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова: Урок мне -------- понравился. Я _____ доволен своей работой на уроке. Или показывают смайлы с разным выражением настроения. | Учащиеся в группах выполняют задание. Учащиеся заканчивают предложения. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
Домашнее задание: Упр. учебника…. Для сильных учащихся дополнительно – варианты: 1.составить синквейн на изученную орфограмму. 2. написать лингвистическую сказку о чередовании гласных корне слова. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока " Правописание чередующихся корней"
Методическая разработка урока по теме " Правописание чередующихся корней". Урок построен по учебнику С.И. Львовой...
Методическая разработка урока " Правописание чередующихся корней"
Методическая разработка урока по теме " Правописание чередующихся корней". Урок построен по учебнику С.И. Львовой...
Методическая разработка урока " Правописание чередующихся корней"
Методическая разработка урока по теме " Правописание чередующихся корней". Урок построен по учебнику С.И. Львовой...
Разработка урока русского языка для 5 класса Тема: «Правописание чередующихся корней лаг-лож, кас-кос»
Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Правописание чередующихся корней лаг-лож, кас-кос» Образовательные цели:-формировать навык правопис...
Урок русского языка в 6 классе "Правописание гласных О-А в чередующихся корнях –ГОР- -ГАР-."
Конспект урока, прилагается презентация....
Урок русского языка "Правописание чередующихся корней кос-кас"
Тема урока: Правописание чередующихся корней -кас- и -кос-.Тип урока: урок «открытия» новых знаний....
Разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе Тема: «Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание буквы о-а в корне рос-раст- ращ ».
Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Цели:Предметные: закрепить правописание "Буквы о- а в корне лаг - лож"; формировать умение рассуждать при выборе ч...