Методическая разработка урока " Правописание чередующихся корней"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Леонтьева Елена Геннадьевна

Методическая разработка урока по теме " Правописание чередующихся корней". Урок построен по учебнику С.И. Львовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание букв о – а в корнях с чередованием.

 

Цель: повторить сведения о корнях с чередованием ; отработать умение выбрать правила написания наиболее употребления слов с корнями – лаг-//  - лож - , - раст - // - рос - , - касс - // - кос- ; прививать интерес к русскому языку.

                                                       

                                         Ход урока.

  1. Оргмомент 1- 2 минуты.
  2.  Словарно – лексическая работа.

Игра « Слова замаскировались»

Корень – как в слове грибной.

Суффикс – как в слове дворник.

Окончание – как в слове заколки.

                       (Грибники)

 - Ребята, какие части слова или морфемы  были использованы для составления данного слова?

 - Какие способы словообразования вы знаете?

Подготовленный ученик читает стихотворение.

                             

                              Как растут слова.

Как – то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он просто словом.

Это слово, слово – корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идёт.

  ( демонстрируется иллюстрация дерева)

 - Ребята, вы поняли стихотворение?

 - При помощи каких морфем растут новые слова?

-   Какая морфема самая главная в слове? Почему?

 - О каких корнях мы сегодня будем говорить?

 - Почему они называются чередующимися?

А теперь представьте себе, что вы все садовники, которые выращивают дерево – слово. И вдруг неожиданно в ваш сад заглянула Снежная королева и заморозила некоторые листья слов. Посмотрите, что осталось. Ваша  задача – при помощи приставок вырастить новые деревья – слова.

**ЛАГать                          *ЛОЖить                * КОС ить

**ЛАГать                        ** ЛОЖить             ** КОСить      

*  ЛАГать                       *** ЛОЖить          *** КОСнуться      

   **** ЛАГать                         * ЛОЖить          *****КАСаются                

*** ЛАГать                   ****   ЛОЖить           ***КАСаться

Выделите корни в составленных словах и подчеркните в них орфограммы.

Работа с презентацией « Корни  - лаг - // - лож,  - кас -//  -кос – « и чтение правила на стр. 11 (1, 2)

Работа с презентацией « перфокарта» Н – р: 1- а, 2 – о и взаимопроверка.

Физкультминутка « Встанем, дети»

Встанем, дети.

( Встали)

Скажем тихо:

Раз, два, три, четыре, пять.

( Шагаем)

Приподнялись.

( Встали на Цыпочки)

Чуть присели.

( Приседаем)

И соседа не задели.

( Садимся)

Работа с раздаточным материалом( этимологическая справка)

- Прочитайте выразительно текст, кратко его перескажите, выпишите слова с изучаемой орфограммой.

- Можем ли мы сказать, что записанные слова – однокоренные? А могут ли они расти на нашем чудо – дереве?

Чтение правила и работа с презентацией на закрепление изученного материала.

Упражнение 593( По фотографии составьте предложения, используя чередующиеся корни.)

Итоги урока:

 - Что нового вы узнали на уроке?

 - Что больше всего понравилось?

 Домашнее задание: 592 или 594 на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока " Правописание чередующихся корней"

Методическая разработка урока по теме " Правописание чередующихся корней". Урок построен по учебнику С.И. Львовой...

Методическая разработка урока " Правописание чередующихся корней"

Методическая разработка урока по теме " Правописание чередующихся корней". Урок построен по учебнику С.И. Львовой...

Методическая разработка урока "Правописание союзов"

Урок направлен на формирование универсальных учебных действий у школьников...

Методическая разработка. Урок-презентация-Чередующиеся гласные в корне слова.

Презентация предназначена для уроков русского языка в 5  классе по УМК под редакцией М.М.Разумовской. Материал презентации полностью соответствует федеральному государственному образовательному с...

Методическая разработка урока по теме: "Корни, степени, логарифмы".

Цель урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений.Задачи:— обучающие: закрепить умение работы с корнями, степеням...

Презентация к уроку "Правописание чередующихся корней ЛАГ и ЛОЖ; РАСТ, РАЩ, РОС""

Данная презентация поможет провести урок русского языка...