Система обучения сочинению.
статья по русскому языку (9 класс) по теме
В статье даны словарно-стилистические упражнения,которые расширяют словарный запас языка школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_obucheniya_sochineniyu.docx | 34.18 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ
ВВЕДЕНИЕ
Что такое школьное сочинение?
Это итоговый вид работы, литературное творчество, результат того, чего достиг школьник, изучая литературу.
Что должно отражать сочинение?
- Знание текста
- Умение анализировать
- Зрелость суждений, логику мышления
- Умение воплощать мысли и чувства в словесную форму
- Личность ученика
Что мы видим, проверяя сочинения?
Чаще прочих встречаются следующие ошибки и недочеты:
- элементарный пересказ вместо анализа
- неправильное ( поверхностное ) раскрытие темы, проявляющееся в следующем:
-сужении или расширении ее границ
-оперировании фактами, не имеющих отношения к теме
-непонимании темы
-неумении определить главную мысль и т.д.
- незнании или непонимание текста произведения
- неумении анализировать прочитанное
- бедности словарного запаса, штампах, обилии речевых и грамматических ошибок
О чем говорят перечисленные недостатки?
Прежде всего - об отсутствии умений и навыков, связанных с созданием текста.
В своей работе я поведу речь о том, как можно научить писать сочинение обычного ученика (работа с особо одаренными детьми - тема отдельного разговора). Я попыталась привести в систему различные упражнения, чтобы облегчить работу и свою, и своих учеников. Убеждена, что мы можем помочь нашим ученикам!
В чем я вижу беду (вину, ошибку) учителя?
Прежде всего - в отсутствии системы работы: чуть-чуть развития речи в 5-6-х классах; в преобладании функций контроля над функциями обучения; в непонимании самим учителем того, что надо делать ученику и как; в отсутствии четких критериев оценки сочинений разных жанров.
Что надо знать и учителю, и ученику ?
Сочинение должно быть цельным с точки зрения формы и содержания. Нельзя писать о героях художественного произведения, как о соседях, так как художественный, поэтический мир произведения условен. Следует оценивать не просто человека (Андрея Болконского, например), а литературного героя, персонаж романа Толстого, художественный образ, его место и роль в романе. Следует научить школьников видеть художественный образ как часть целого, плод воображения автора; понять определенную идею, которую писатель доносит до нас с помощью картин природы, действующих лиц и т.п.; уловить связь этой идеи с творчеством писателя и его эпохой. Какую бы тему сочинения ни выбрал ученик, ему следует знать и понимать все произведение: композицию, проблематику, центральный конфликт, систему образов, особенности стиля писателя и т.п. Сочинение - это письменное высказывание на определенную ТЕМУ, пишется автором самостоятельно, в процессе работы создается ТЕКСТ.
Замечательный русский психолог Выгодский писал, что литературное творчество становится доступным для ребенка «только на очень высокой ступени развития личного внутреннего мира».
Именно поэтому далее и пойдет речь о СИСТЕМЕ РАБОТЫ, на финише которой - сочинение.
Что дает учителю планирование работы?
- Учитель видит перспективу, идет от простого к сложному.
- Исключается перегрузка учеников.
- Возможна координация письменных работ, проводимых по русскому языку и литературе.
- Становится возможным расположение заданий по нарастающей сложности.
- Ученики постигают азы, алгоритм работы не визуально, а глубоко, поняв последовательность действий.
- Учащиеся усваивают правила построения сочинения, законы его ком позиции, особенности жанров.
Научить школьника писать сочинение - значит, научить его самостоятельно мыслить, отстаивать свою точку зрения, аргументировать, научить его пользоваться богатейшими возможностями русского языка. Следовательно, учитель-словесник должен понимать, что, обучая работе над сочинением, он развивает ум, мышление, интеллект школьника, способствует его самореализации.
Что представляет собой система работы по обучению сочинению?
Это разные типы работ, расположенные в порядке нарастающей трудности. Основные принципы: преемственность и усложнение.
Все виды упражнений и заданий я разделила на этапы. Начинать эту работу следует как можно раньше (учителю - словеснику - с 5 класса). Если же реалии жизни не позволяют сделать это (менялись учителя, состав класса и т.п.) - важно понять: многого можно добиться даже за два года ( 10 - 11 классы).
ПЕРВЫЙ ЭТАП.
Учим пользоваться словом.
Это разнообразные словарно-стилистические упражнения. В идеале их следует проводить постоянно на уроках как русского языка, так и литературы с целью речевого развития учащихся, обогащения их словаря и обучения умению пользоваться словом.
Речевая неразвитость - это не только бедный словарь. Это и ориентированность на единственное прочтение книги, неспособность увидеть, услышать, прочувствовать в слове палитру оттенков, гамму смыслов и чувств.
Чтобы избежать этого, чтобы воспитать ЧИТАТЕЛЯ и АВТОРА, необходимо помочь нашим ученикам погрузиться в слово, т.е. понять его корни, истоки, связи. Следует чаще задавать детям вопросы типа: почему дождь называется дождем? Почему радуга - это радуга, а цветок - это цветок? Какие «родственники» есть у родника?
Словарно-стилистические упражнения, расширяя словарный запас, способствуют осмыслению слова, правильному введению его в устную и письменную речь. Учат облекать мысль в словесную форму. Но для достижения цели необходимо писать, писать на каждом уроке!
Возможны следующие упражнения:
Подбор однокоренных слов.
Эту работу возможно проводить сначала индивидуально, по принципу «Кто больше?». Затем - обмен словами в парах, работа с целым классом. Главное - не упустить ни одного словечка, поддержать на пути поиска каждого ученика, вместе порадоваться находкам.
Какие слова брать? Во-первых, омонимы: брак, глава, свет, среда, досадить, ключевой, правый, уход и т.д. Во-вторых, омофоны: примерять - примирять; старожил - сторожил; изморозь - изморось. В-третьих, мука - мука; впасть - в пасть; к рынку - крынку; нет сноса - с носа. В-четвертых, слова, в определении значения которых ошибаются учащиеся: здравица - здравница; дипломат - дипломант; абонент - абонемент; завещание, наследство. В-пятых, слова, которые помогут понять нам замысел писателя, позволят подойти к анализу образа или произведения в целом:
Обломов, Раскольников, Разумихин
Родина
прозаседавшиеся
В-шестых, слова, помогающие понять развитие образа. Например: при изучении романа Достоевского «Преступление и наказание» ученики путем нахождения в тексте однокоренных слов легко выстраивают следующую логическую цепочку: разрешение (крови по совести) – решиться - решено.
Работа с многозначными словами.
Многозначные слова - характерная особенность русского языка. Неверное употребление их способно придать тексту двусмысленность, нарушить логику изложения. Следовательно, необходимо обратить на них внимание.
Возможны следующие упражнения:
Определить значение многозначного слова «идет» в стихотворении Шибаева, заменить его подходящими по смыслу синонимами:
Он мне сказал: «В кино? Идет!»
Он не спросил: «А что идет?» -
Мол, это к делу не идет.
(Ах, как костюм ему идет!)
Вдаль наша улица идет.
Трамвай по улице идет.
И дождь на улице идет -
А он пешком себе идет!
Упорно к цели он идет.
Идет! -о том и речь идет...
При изучении романа Тургенева «Отцы и дети» сравниваем значения слова «жизнь»: - способ существования белковых тел;
- мир, наполненный звуками, красками, ощущениями. Два значения слова - две позиции, два мировоззрения. Поняв это, можно подойти к пониманию центрального конфликта романа. То есть возможно постижение сути через слово.
Разговор о романе Толстого «Война и мир» начинаем с выяснения значения слова «мир» («мiръ»), и яснее становится смысл названия, в какой-то мере облегчается понимание романа.
То же самое мы делаем при изучении комедии Грибоедова «Горе от ума»: выясняем значение слова «ум». А подойдя к изучению «Героя нашего времени» Лермонтова, разбираем, в каком смысле использовано слово «герой».
Работа с фразеологизмами.
Фразеологических оборотов наши ученики знают мало. В речи практически не употребляют. Поэтому просто необходимо обращать на них внимание при анализе художественных произведений, как можно чаще использовать на уроках фразеологический словарь.
Возможны следующие упражнения:
Заменить фразеологический оборот синонимом:
брать быка за рога, своротить гору,
чесать язык, перемывать косточки и т.д.
Заменить данные слова и словосочетания синонимичным фразеологическим оборотом: весь день, вдоволь, без ограничений, умер, отчаиваться, в один прием, очень быстро, кое-как и т.д.
Объяснить различие лексического значения подобранных группами фразеологизмов: вне себя, выйти из себя, довести до белого каления; глазом не моргнул, как с гуся вода, и в ус не дует; сыграл в ящик, отбросил копыта, приказал долго жить. Составить предложения, в которых каждое из данных выражений явилось бы сначала свободным словосочетанием, а затем фразеологическим оборотом:
не вытянешь клешами, каши не сваришь,
мышиная возня, висеть на хвосте
Закончить фразеологизм:
два сапога... танцевать от ... еле-еле душа в ...
буря в ... кусать ... плакать в ...
топтаться на ... не мудрствуя ... голод не...
Подобрать и записать как можно больше фразеологизмов со словами «голова», «рука», «глаза», «один», «семь».
Написать сочинение - миниатюру о хорошо знакомой ситуации, в котором можно было бы использовать подборку фразеологических оборотов: комар носа не подточит; ищи ветра в поле; кто во что горазд; лезть на рожон; с распростертыми объятиями; на всю катушку;...
Разумеется, все мы обращаем внимание на фразеологические обороты при анализе художественных произведений. Но их можно и нужно использовать и на уроках русского языка при отработке орфограмм и пунктограмм (например, при изучении постановки запятой перед союзом «как»).
Работа с пословицами и поговорками.
Как один из возможных видов работы предлагаю дать задание написать сочинение- миниатюру, названием которого служит пословица или поговорка.
Естественно, необходимо обращать на них внимание, работая над текстами художественных произведений, обращая внимание учеников на правомерность использования в тексте.
Возможно более активное обращение к пословицам и поговоркам и на уроках русского языка. Так, изучая тему « Прилагательное», можно взять пословицу «Свет не без добрых людей». Поработав над смыслом, можно провести следующую работу:
- Подобрать синонимы к прилагательному.
- Определить его разряд и прочие грамматические категории.
- Составить текст с этим выражением или объясняющий его.
Подбор ассоциаций.
Эти упражнения, занимая минимум времени, полезны необычайно, так как освобождают речь школьников от штампов, раскрепощают сознание, помогают услышать и почувствовать СЛОВО.
Ассоциации можно подбирать устно. Можно записывать все ассоциации, пришедшие в голову, и потом обмениваться ими, стараясь понять ход мысли одноклассника, - это один из путей к пониманию художественного текста и, что еще более важно, к пониманию подтекста. Вот возможные задания:
- Подобрать ассоциации к слову ОДИНОЧЕСТВО: скука, тоска, безлюдье, счастье, философия, обида, ожидание и т.п. Далее возможен вывод: одиночество Базарова и одиночество Обломова - различны по своей сути.
- Какие ассоциации вызывают имена героев произведения. ИЛЬЯ ИЛЬИЧ ОБЛОМОВ (мягкость, округлость) и ШТОЛЬЦ (резкость, подобная удару хлыста)?
- Та же работа - с фамилиями ЖИЛИН и КОСТЫЛИН.
Возможно и такое упражнение. А. Галич написал песню, в которой рассказывается о том, как изгоняли из Союза писателей Б. Пастернака. Песня начинается с цитаты из стихотворения Пастернака «Зимняя ночь». Задание: определить, где здесь отрывок из подлинника, а где - намеренно искаженный текст? Доказать, что текст, который ученик считает авторским, точнее и выразительнее. В каком варианте пастернаковские строки более уместны?
1. «Мело, мело по всей земле 2. «Мело, мело по всей земле
Во все пределы, Во все пределы,
Свеча горела на столе, . Свеча горела на столе,
Свеча горела...» Свеча горела...»
Из зала слышались смешки, Нет, никакая не свеча -
Горела люстра, Горела люстра.
С трибуны грозные очки Очки на морде палача
Блестели тускло. Сверкали шустро.
И кто-то скучно вопрошал: И кто - то спьяну вопрошал:
-Кого? За что там?.. -Кого? За что там?
И кто-то ел и хохотал И кто- то жрал, и кто* то ржал
Над анекдотом... Над анекдотом...
ВАЖНО! Если ученик интуитивно почувствовал разницу, но не может доказать свою правоту словами, то у него уже есть ЯЗЫКОВОЕ ЧУТЬЕ, что крайне важно. Следовательно, работать с ним надо над развитием речи.
Можно дать задание: записать поток ассоциаций, связанных со словами СВЕЧА и ЛЮСТРА.
Еще один прием подсказал нам Джанни Родари. Обучая сочинению, он составлял «бином фантазии» из двух слов, между которыми, на первый взгляд, нет ничего общего, и просил написать рассказ, непременно используя эти слова. Например, бином « зеркало и экскаватор». Вот что может получиться в результате такой работы:
«Утром рано экскаватор на работу поехал. Вдруг у него на дороге зеркало выросло. -Пусти! - сказал экскаватор. -Не пущу, -ответило зеркало, - посмотри, какой ты грязный.
Посмотрел экскаватор на себя в зеркало, и сразу ему захотелось почиститься...».
Используя опыт Дж.Родари, учитель может дать следующие задания: составить «бином фантазии» из двух слов (можно использовать слова с определенными орфограммами); написать рассказик по своему биному.
А вот еще один пример использования ассоциативного мышления при анализе текста произведения. Работая над эпизодом «Раскольников на Николаевском мосту», прошу записать ассоциации к слову «купол» (имеется ввиду купол храма, виднеющийся вдалеке). Возникают такие ассоциации: храм, бог, покаяние, раскаяние, чистота... И ребята рассуждают о чистоте души, жизни героя романа ДО преступления; о том, что он изгнал Бога из души своей; о том, что путь к покаянию будет долог - ведь купол так далек...
Подбор синонимов.
Данные упражнения помогут ученикам избежать таких речевых ошибок, как тавтология и плеоназм.
Найти в предложенном тексте синонимы, определить, отличаются ли они по значению:
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть - тоска меня съедает –
Диво б дивное хотел
Перенесть я в свой удел.»
Определить, какое слово в паре синонимов является более «просторным», «радостным» ( по определению поэта Болеславского):
влюбленность - любовь приятель - друг
люди - народ работа - труд
Подобрать экспрессивно окрашенные синонимы: например, подобрать глаголы, характеризующие двоечника, идущего В школу и ИЗ школы.
Подобрать синонимы к слову «смеется», соответствующие следующим существительным: мальчик, старушка, бандит, толстый повар, начальник, девчонка.
Подобрать синонимы к словам, без которых невозможно написать сочинение: писатель, известный, великий, произведение.
Подбор антонимов.
Возможные упражнения:
К данным парам слов подобрать однокоренные, сохраняя антонимические отношения между словами: говорить - молчать светлый - темный трудиться - бездельничать
Подобрать антонимы к словам: быстро, разумник, уважение, румяный, бледный, нельзя, временный, второпях,...
От данных слов с помощью различных словообразовательных элементов образовать слова - антонимы. Образец: лить - прилив - отлив
Тащить, шум, воздух, ледник, сердце, воля, ехать, срок, вкус, раствор, доброта, доход, грамота, снег, мера,...
Записать контекстуальные антонимы:
басня «Волк и …
Обломов - (Штольц)
Обломовка - ( Петербург )
Они сошлись: волна и ..... ,стихи и … , лед и ...
Работа по осмыслению семантики слова:
дворецкий - дворянин - дворовый - дворник
крепостной - крепостник
сожители - соседи - обитатели
труженик – трудяга
рабочий - работник - работяга
Работа над стилями речи.
Одна из типичнейших ошибок в сочинениях наших учеников - неоправданное смешение стилей речи. Эту ошибку можно и нужно предупредить, чему способствуют следующие задания и упражнения:
Сделать сообщение о стилях речи, их особенностях (лексических, грамматических, синтаксических).
Найти признаки разговорного стиля речи в произведении (например, в диалоге героев пьесы «На дне» ).
Определить, к какому стилю речи относятся данные словосочетания: пробуждающаяся природа, по данным социалистического опроса, шорох ресниц, парламентские дебаты, растянулся на лавке, хлопать ушами, лебедь белая, валютный коридор.
Проанализировать данный текст (вырезка из газеты, карточка и т.д.) с точки зрения стиля.
Сделать разностилевые описания предмета.
Сравнить описание Бородинской битвы, сделанное историком и писателем. Написать репортаж с места событий.
Указать стилистическую окрашенность прилагательных, образованных:
с помощью приставки РАЗ-
с помощью суффиксов -ОНЬК (-ЕНЬК), -УЩ, -ЕШЕНЬК (-ОШЕНЬК), -ОХОНЬК, (-ЕХОНЬК).
Выписать из журналов, газет 10-15 новых терминов, объяснить их значение, составить с ними словосочетания.
Объяснить слова: рейтинг, импичмент, дайджест, тинейджер, инвестор, менеджер, слайд, мэрия, спикер, брокер, секвестр.
Определить, чем вызван комический эффект текста (К. Чуковский «Живой, как жизнь»).
Жена говорит мужу: «Я ускоренными темпами обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров».
С этой же целью можно использовать текст записки, врученной секретарем райкома Семену Давыдову (роман Шолохова «Поднятая целина»).
Работая над стилями речи, просто необходимо научить школьников правильному оформлению деловых бумаг: автобиографии, заявления, расписки, доверенности, письма в вуз.
Отрабатывая навыки, связанные с особенностями стилей речи, я давала своим ученикам и такие задания:
- написать сочинение - миниатюру в форме эссе «Береги честь смолоду»
- пересказать фрагмент пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», заменив художественный стиль на официально - деловой
- взять интервью у учителей - ветеранов к уроку «Литература тоталитарного государства»
- написать очерк об экскурсии в Малые Карелы
- написать репортаж о соревнованиях по баскетболу.
ВАЖНО проводить эти и подобные упражнения постоянно, в системе, повторяя и усложняя их, превращая умения в навыки.
НЕ ЗАБЫВАТЬ попутно отрабатывать навыки правописания, проговаривая наиболее трудные и часто встречающиеся слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРименение технологии "Лекционно-семинарская система обучения" в процессе обучения математике
В данной статье приведен опыт работы учителя математики старших классов. Рассматриваются особенности лекционно-семинарской системы обучения в школе, показываются некоторые приемы ее применения для опт...
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
Календарное планирование и разработки уроков по технологии "Трёхмерная методическая система обучения" (для учащихся 7 класса с казахским обучения)
В сборнике представлена система работы по педагогической технологии трёхмерной методической системы обучения по русскому язык...
Обучение аудированию на коммуникативной основе в начальной школе с развивающей системой обучения
Методические основы обучения аудированию. Игры. Рекомендации....
Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"
В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...
Система обучения сочинениям
система обучения сочинениям...
Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания сочинений
Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания сочинений...