ПРименение технологии "Лекционно-семинарская система обучения" в процессе обучения математике
статья (11 класс) по теме
В данной статье приведен опыт работы учителя математики старших классов. Рассматриваются особенности лекционно-семинарской системы обучения в школе, показываются некоторые приемы ее применения для оптимизации учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_lekcionno-semin.sistema.docx | 45.23 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Технология «Лекционно-семинарская система обучения».
I. Краткое описание технологии.
Одним из путей решения задачи формирования творческой личности отличающейся самостоятельностью мышления, умением работать с источниками информации и рационально организовывать свой труд, следует считать введение в практику работы учителей старших классов лекционно-семинарской системы обучения. Общепринятой формой организации обучения в старшей школе является комбинированный урок. Различие между традиционной и лекционно-семинарской системой обучения состоит в различной организации изучения учащимися программного материала.
При лекционно-семинарской системе обучения каждый этап комбинированного урока выносится в отдельный урок:
- урок подачи нового материала (урок-лекция);
- закрепление (урок-диалог; урок-практикум, урок-консультация);
- контроль знаний (урок-зачет).
Заменяя урочную систему обучения на лекционно-семинарскую, я поставила перед собой следующие цели:
- приблизить условия учебного труда старшеклассников к ВУЗовским условиям обучения;
- формировать творческую личность, способную рационально организовывать свой труд;
-подготовить учащихся 10-11 классов не только к полноценному включению в трудовую жизнь, но и к продолжению образования в средних специальных или высших учебных заведениях.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
1) Реализовать через лекционно-семинарскую систему обучения принципы педагогики сотрудничества, т. к. именно этот принцип лежит в основе взаимоотношений учитель-ученик. Взаимоуважение, демократический стиль общения - основа успешного труда и учителя и ученика старшей школы.
2) Оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
3) Создать благоприятные условия не только для обучения, но и для формирования развития у старшеклассников надпредметных компетенций. Показателями развития учащихся являются сознательное и уверенное применение ими знаний; самостоятельное установление предметных и межпредметных связей; высокий уровень умений самостоятельной умственной деятельности и т. д.
4) Использовать дифференцированную и индивидуальную работу с учащимися, учитывая целенаправленность старшеклассников.
2
II. Практическое применение технологии
Мной разработаны «Курс лекций по алгебре и началам анализа 10-11» и «Курс лекций по геометрии 10-11» (См. Приложения 1-2).
При реализации описываемой образовательной технологии я придерживаюсь следующих принципов:
1) В начале учебного года (10 класс) я выдаю учащимся планы лекций всего курса.
2) Учащиеся записывают лекции в отдельной тетради. Также они ведут отдельную тетрадь для практических занятий.
3) Лекция непременно включает в себя элементы беседы. В ходе лекции я неоднократно
прерываю изложение вопросами, побуждая учащихся к активной работе. В завершении лекции закрепляется новый материал при помощи беседы с учащимися;
4) Выборочно просматриваю записи учащихся, разбираю типичные ошибки.
5) В ходе лекции выделяю наиболее важные моменты для записи, а иногда и подсказываю наиболее практичные формулировки, и.т.п.
6) Перед началом лекции, по возможности, ставлю проблемное задание, которое учащиеся должны выполнить в течение урока.
7) Обязательно в каждой лекции предусмотрен пункт (или подпункт) для самостоятельного изучения.
8) Несколько лекций предназначены полностью для самостоятельного изучения. Текст таких лекций учащиеся составляют самостоятельно по имеющимся у них планам.
9) Знание учащимися теоретического материала обязательно проверяется или с помощью устного опроса, или с помощью математического диктанта с последующей самопроверкой.
10) Обязательно обращаю внимание на выполнение учащимися правил орфографии и пунктуации.
11) Урок-практикум, как правило, строится по принципам традиционного урока и включает в себя следующие этапы (все или некоторые): орг.момент; проверку Д.З., опрос теории; выполнение практических упражнений; контроль; постановку Д.З
При проведении лекций, когда это целесообразно, я применяю ЭОР. Так в п. 1.3 настоящего портфолио приведен пример лекции с использованием демонстрационных моделей УМК «Живая математика».
При составлении конспектов лекций помимо материала учебника я обязательно использую дополнительный материал. (См.Приложение 3).
В рамках лекционно-семинарской системы обучения я также провожу уроки-семинары, уроки-консультации, уроки-зачеты, уроки- «наоборот» (урок проводит учащийся)
Приложение 1 1
ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА
Лекция № 1. Основные числовые множества
- Основные числовые множества.
- Модуль действительного числа.
- Изображение действительных чисел на числовой прямой. (самостоятельно)
Лекция № 2. Степень с действительным показателем
- Степень с натуральным, целым, рациональным показателями.
- Определение степени с действительным показателем.
- Действия со степенями.
- Свойства степеней.
Лекция № 3. Функция и ее свойства.
- Определение функции.
- Способы задания функции.
- Основные свойства функции и их графическая интерпретация.
Лекция № 4.. Степенная функция
- Определение степенной функции.
- Частные случаи степенной функции.
- Свойства степенной функции.
- Общий вид графиков.
- Лекция № 5.. Взаимно обратные функции (самостоятельно)
- Обратимые функции.
- Нахождение функции, обратной данной.
- Теорема об обратимости монотонной функции.
- Взаимно обратные функции и их графики.
Лекция № 6. Равносильные уравнения и неравенства.
- Определение равносильных уравнений и неравенств.
- Определение следствия данного уравнения.
- Равносильные преобразования.
- Равносильные неравенства. (самостоятельно)
Лекция № 7. Решение иррациональных уравнений и неравенств.
- Иррациональные уравнения.
- Иррациональные неравенства.
Лекция № 8. Показательная функция и ее график.
- Определение показательной функции.
- Некоторые замечания к определению.
- Свойства показательной функции.
2
Лекция № 9. Решение показательных уравнений и неравенств.
- Основные методы решения показательных уравнений (Методы 1 - 6)
- Решение показательных неравенств.
- Системы показательных уравнений.
Лекция № 10. Определение логарифма
- Определение логарифма.
- Десятичные и натуральные логарифмы.
- Основное логарифмическое тождество.
- Условие существования логарифма.
Лекция № 11. Свойства логарифмов
Свойства 1- 8
Лекция № 12. Логарифмическая функция
- Определение логарифмической функции.
- Свойства логарифмической функции.
Лекция № 13. Решение логарифмических уравнений и неравенств.
- Основные методы решения логарифмических уравнений (Методы 1 - 6)
- Решение логарифмических неравенств.
Лекция № 14. Начальные тригонометрические сведения.
- Радианная мера угла.
- Поворот точки вокруг начала координат.
- Определение синуса, косинуса, тангенса, котангенса угла.
- Свойства синуса, косинуса, тангенса, котангенса.
- Основные тригонометрические формулы.
Лекция № 15. Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс числа.
- Арксинус числа.
- Арккосинус числа.
- Арктангенс числа.
4. Арккотангенс числа. (самостоятельно)
5. Связь между обратными тригонометрическими функциями.
Лекция № 16. Простейшие тригонометрические уравнения.
- Решение уравнений с помощью единичной окружности.
- Решение уравнений с использованием формул.
3
Лекция № 17. Решение тригонометрических уравнений.
Методы 1- 8
Лекция № 18. Решение тригонометрических неравенств.
Лекция № 19. Тригонометрические функции
- Функция y = sinx и ее график
- Функция y = cosx и ее график
- Функция y = tgx и ее график
4. Функция y = ctgx и ее график (самостоятельно)
Лекция № 20. Обратные тригонометрические функции.
Лекция № 21. Функции. Обобщение.
- Элементарные функции.
- Рациональные функции.
- Сложные функции.
Лекция № 22. Понятие предела функции.
- Окрестность точки.
- Определение предела функции в точке.
- Теорема о единственности предела.
- Теоремы о пределах.
- Понятие предела функции на бесконечности и бесконечного предела.
- Примеры вычисления пределов.
Лекция № 23. Производная.
- Приращение аргумента и приращение функции.
- Определение производной.
- Таблица производных.
- Механический смысл производной.
- Геометрический смысл производной.
Лекция № 24. Правила дифференцирования.
- Производная суммы, произведения, частного функций.
- Производная сложной функции.
4
Лекция № 25. Применение производной к исследованию функций и построению графиков.
- Возрастание и убывание функции.
- Экстремумы функции:
- критические точки;
-точки экстремума и экстремумы;
-необходимое условие экстремума;
-достаточное условие экстремума.
3. Схема исследования функции.
Лекция № 26. Наибольшее и наименьшее значения функции.
- Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке, на интервале, на полуинтервале.
- Решение задач на наибольшее, наименьшее значения функции.
Лекция № 27. Первообразная
- Понятие первообразной.
- Неоднозначность определения первообразной.
- Таблица первообразных.
- Нахождение первообразной функции, график которой проходит через данную точку.
- Правила нахождения первообразных.
Лекция № 28. Понятие интеграла.
- Криволинейная трапеция.
- Интегральные суммы.
- Определение определенного интеграла.
- Геометрический смысл определенного интеграла.
- Переменная площадь криволинейной трапеции.
- Формула Ньютона-Лейбница.
- Свойства интегралов.
Лекция № 29. Вычисление площадей с помощью интегралов.
Правительство Санкт-петербургакомитет по образованиюГосударственное общеобразовательное учреждение Гимназия № 498 Невского административного района Санкт-Петербурга ул Новоселов,21 Санкт-Петербург, 193079 Телефон/факс: (812) 446-18-57 |
Утверждено МО
учителей математики,
физики, информатики
Курс лекций по геометрии
Учитель О.В.Плуталова
Правительство Санкт-петербургакомитет по образованиюГосударственное общеобразовательное учреждение Гимназия № 498 Невского административного района Санкт-Петербурга ул Новоселов,21 Санкт-Петербург, 193079 Телефон/факс: (812) 446-18-57 |
Утверждено МО
учителей математики,
физики, информатики
Курс лекций
по алгебре и началам анализа
Учитель О.В.Плуталова
1
ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ ПО ГЕОМЕТРИИ
Лекция № 1. Введение в стереометрию
- Предмет стереометрии
- Геометрические тела, поверхности.
- Приемы изображения геометрических тел
- Аксиомы стереометрии.
- Некоторые следствия аксиом.
Лекция № 2. Взаимное расположение прямых в пространстве.
- Определение параллельных прямых в пространстве.
- Скрещивающиеся прямые.
- Теорема о параллельных прямых.
- Транзитивность параллельности прямых в пространстве.
- Признак скрещивающихся прямых.
Лекция № 3. Параллельность прямой и плоскости.
- Взаимное расположение прямой и плоскости.
- Признак параллельности прямой и плоскости.
- Теорема о плоскости, проходящей через одну из двух скрещ.прямых
- Некоторые утверждения о параллельности прямой и плоскости.
- Определение сонаправленных лучей.
- Теорема об углах с сонаправленными сторонами.
- Угол между скрещ.прямыми.
Лекция № 4. Параллельность плоскостей.
- Определение параллельных плоскостей.
- Взаимное расположение двух плоскостей в пространстве.
- Признак параллельности двух плоскостей.
- Свойства параллельных плоскостей.
- Некоторые утверждения, связанные с параллельностью плоскостей.
Лекция № 5. Тетраэдр и параллелепипед
- Тетраэдр.
- Параллелепипед.
- Секущая плоскость.
- Построение сечений.
Лекция № 6. Перпендикулярность прямой и плоскости.
- Определение перпендикулярных прямых в пространстве.
- Лемма о перпендикулярности двух прямых к третьей.
- Определение прямой, перпендикулярной к плоскости.
- Теорема о связи параллельности прямых и их перпендикулярности к плоскости.
- Признак перпендикулярности прямой к плоскости.
- Некоторые утверждения.
Лекция № 7. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью.
- Понятие перпендикуляра. Наклонная.
- Расстояние от точки до плоскости.
- Теорема о трёх перпендикулярах.
- Угол между прямой и плоскостью.
2
Лекция № 8. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
- Понятие двугранного угла.
- Линейный угол двугранного угла.
- Угол между пересекающимися плоскостями.
- Признак перпендикулярности плоскостей.
- Прямоугольный параллелепипед.
Лекция № 9. Векторы.
- Понятие вектора.
- Равенство векторов.
- Действия над векторами.
- Компланарные векторы.
- Разложение вектора по трём некомпланарным векторам.
- Правило параллелепипеда.
Лекция № 10. Координаты точки и координаты вектора.
- Прямоугольная система координат в пространстве.
- Координаты вектора.
- Простейшие задачи в координатах.
Лекция № 11. Скалярное произведение векторов.
- Угол между векторами.
- Скалярное произведение векторов.
- Скалярное произведение в координатах.
- Свойства скалярного умножения.
- Применение скалярного произведения к решению задач.
Лекция № 13. Призма.
- Понятие многогранника.
- Понятие призмы.
3. Элементы призмы.
4. Виды призм.
5. Площадь поверхности призмы.
6. Объем призмы
Лекция № 14. Пирамида.
1. Понятие пирамиды.
2. Элементы пирамиды.
3. Частные случаи пирамид.
4. Усечённая пирамида.
5. Площадь поверхности пирамиды
3
6. Объем пирамиды.
Лекция № 15. Правильные многогранники.
Лекция № 16. Цилиндр
- Цилиндрическая поверхность.
- Понятие цилиндра
- Сечения цилиндра
- Цилиндр как тело вращения.
- Площадь поверхности цилиндра.
- Объем цилиндра
Лекция № 17. Конус
- Коническая поверхность.
- Конус
- Сечения конуса
- Конус как тело вращения.
- Площадь поверхности конуса.
- Объем конуса
- Усеченный конус.
Лекция № 18. Сфера.
- Сфера и шар.
- Уравнение сферы.
- Взаимное расположение сферы и плоскости.
- Касательная плоскость к сфере.
- Площадь сферы и объем шара.
Лекция № 19. Решение задач на комбинации многогранников, цилиндра, конуса и шара.
- Вписанная и описанная сферы.
- Сфера и призма.
- Сфера и пирамида.
Правительство Санкт-петербурга
комитет по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 498
Невского административного района Санкт-Петербурга
ул Новоселов,21 Санкт-Петербург, 193079 Телефон/факс: (812) 446-18-57
Применение технологии
«Лекционно-семинарская
система обучения»
в процессе обучения математике
Учитель О.В.Плуталова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к подготовке, организации и проведению учебных занятий с применением компьютерных обучающих программ. Индивидуализация процесса обучения.
Создание и развитие системы дистанционного обучения (ДО) представляет собой сложную задачу. Для её решения надо чётко представлять основные проблемы, принципы и особенности дистанционного обучения, ос...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства «Изучение и применение информационно-компьютерных технологий в процессе обучения изобразительному искусству»
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный ИКТ на уроках ИЗО....
Применение проектно-рейтинговой технологии в процессе обучения иностранному языку
Основной задачей современного образования на всех ступенях, в том числе и среднего профессионального образования, является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, само...
Применение образовательных технологий при организации процесса обучения
методические рекомендации...
Применение образовательных технологий при организации процесса обучения
методические рекомендации...
Научная публикация "Применение современных педагогических технологий в процессе обучения английскому языку в рамках ФГОС"
Статья кратко описывает современные педагогические технологии в рамках ФГОС на уроках английского языка в основнйо школе...
Применение мобильных средств связи в процессе обучения истории: педагогические возможности и проблемы
Тотальная телефонизация, или «мобилизация», населения делает актуальным исследование влияния МТ на подростков.Как влияет МТ на людей, чье мировоззрение еще формируется? Какое воздействие о...