Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания сочинений
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10 класс)
Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания сочинений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_oshibok_16-17.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Классификация ошибок,
исправляемых и учитываемых в системе оценивания сочинений
Фактические ошибки –
разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по обсуждаемой теме, приводит факты, противоречащие действительности:
1. | Ошибки в датах жизни и деятельности писателей | Пьеса «На дне» написана в 1912 году. Гёте – французский писатель. | ||||
2. | Смешение эпох, авторов, названий произведений | Фонвизин в комедии «Недоросль» описал забитость и тупость капиталистов. | ||||
3. | Искажение фактов, описанных в произведениях | В основе взглядов Базарова были передовые идеи Чернышевского. Ленский вернулся в своё имение из Англии. | ||||
4. | Преувеличение (или преуменьшение) фактов | Грибоедов раскрыл все черты самодержавия 19 века. Маяковский – вдохновитель народа в борьбе с интервенцией. | ||||
5. | Искажения в цитировании | Онегин слегка мажурку танцевал. Ярем он с барщиной старинной оброком легким заменил. | ||||
Фактические ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания). Логические ошибки К наиболее частотным логическим ошибкам относятся следующие:
Логические ошибки связаны, во-первых, с объемом самих понятий, обозначаемых словами, и с соотношением понятий между собой; во-вторых, с характером сообщаемого об этих понятиях, то есть суждений, оформляемых как предложение; в-третьих, с отношениями между суждениями, оформляемыми как сложное предложение или последовательность предложений (абзац). Первый и второй типы логических ошибок находят свое выражение в простом предложении и частях сложного, третий – в простом с обособленными членами предложения, в сложном предложении и цепочке предложений. Рассмотрим последовательно логические ошибки внутри перечисленных синтаксических конструкций. I. Логические ошибки внутри простого предложения или в части сложного: 1. Логические ошибки, связанные с объемом понятий.
К логическим ошибкам, порожденным нарушением перечисленных правил деления, относится: неразличение смежных понятий, части и целого, рода и вида, причины и следствия. Например, смешение причины и следствия можно видеть в часто встречающемся сегодня высказывании: Опять подорожали цены. (Подорожали товары, а цены – следствие этого процесса, они выросли.) 2. Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения: последовательность расположения, однородность понятий, родовидовые отношения, соотнесенность с обобщающим словом, семантика союзов (перечисление, соединение, разделение, противо- и сопоставление, присоединение).
а) Гуманист включает значение «хороший человек», поэтому союз не только... но и, имеющий значение восполнения, добавления, неуместен. Он используется в предложениях типа: Он был не только хорошим человеком, но и большим ученым. б) Гуманист не может быть большим или маленьким. Вариант исправления: Он был не просто хорошим человеком. Он был гуманистом. (Смысловые отношения между предложениями – градация). 3. Ошибки, связанные с искажением субъектно-объектных, обстоятельственных, определительных, сопоставительных и прочих смысловых отношений.
(Изрытая чем? Камнями можно усыпать, а дорога может быть каменистой или в рытвинах, углублениях, ямах. И то, и другое имеет переносное значение – «трудная».) 4. Ошибки, связанные с употреблением сравнений, сопоставлений, уточнений и различных «образов». – Мюллер дал А.Соколову маленькую буханку хлеба и еще более маленький кусок сала. (Размер буханки хлеба и размер куска сала несопоставимы: одно (сало) добавляется к другому (хлебу), их нелогично сравнивать по размеру. Из логической ошибки вытекает и грамматическая – неправильное образование сравнительной степени прилагательного маленький. Правильно – меньший, меньше, но здесь эти формы не подходят. Варианты исправления: крохотный, небольшой, малюсенький. II. Ошибки в сложном предложении Не всякая мысль может быть оформлена как простое предложение, потому что она требует своего развития (исключения – афоризмы, пословицы и т.п.).
Вариант исправления: Русский язык настолько богат и прекрасен, что требует к себе бережного отношения.
Вариант исправления: Хотя у Старцева в городе уже огромная практика, интерес к своей работе он потерял. III. Нарушение логических связей между предложениями Логические ошибки, наблюдающиеся между предложениями, обычно соотносимы с ошибками, возникающими между частями сложного предложения. – Проблема молодежного языка существовала во все времена и у всех народов, и вряд ли она когда-нибудь станет неактуальной. Создание своего языка обычно связывают с вечной проблемой «отцов и детей». Но в наши дни этот язык стал как две капли воды похож на язык уголовников. (Предложение, начинающееся с но, предполагает его противопоставленность предыдущему. Здесь же должны быть противопоставлены вечность проблемы (предложение 1) и особенности современности (предложение 3). Второе предложение – отнесение проблемы к более общей, но такой же вечной проблеме – проблеме «отцов и детей». Мысль может развиваться так: общее – частное – противопоставление.) Вариант исправления: Вечная проблема «отцов и детей» находит свое выражение и в специфическом языке «детей». Особый, молодежный язык при всех его обновлениях и изменениях вечен. Но в наши дни он стал... – Говорят, что царь Соломон любил тысячу раз. А ведь он был известен как один из мудрейших мужей своего времени. (Предложения между собой логически не связаны. Здесь нет противоречия, так как одно не исключает другого, поэтому а ведь здесь неуместно. Вариант исправления: Говорят, что царь Соломон, один из мудрейших мужей своего времени, имел тысячу жен.) IV. Ошибки, связанные с пропуском логического звена Этот тип ошибки наблюдается и в простом, и в сложном предложениях, и в цепочке предложений. – Андрей был ранен и увидел лучшие минуты жизни. (Пропущено: очнувшись.) Вариант исправления: Очнувшись, он увидел небо над головой и вспомнил лучшие минуты жизни. – Родился наш герой в Воронежской губернии. Вскоре женился. (Из предложения следует, что между рождением и женитьбой никаких событий не происходило.) | ||||||
Речевые ошибки –
это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устранённая контекстом многозначность. К наиболее частотным ошибкам относятся следующие: | ||||||
1. | Употребление слова в несвойственном ему значении | Эта мысль развивается на продолжении всего текста. | ||||
2. | Ошибки в употреблении паронимов (слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу) | Онегин ведёт праздничный образ жизни (вместо праздный). | ||||
3. | Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов | Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. | ||||
4. | Неоправданное использование просторечных, жаргонных и диалектных слов | Образ жизни Онегина не волновал предков. Таким людям всегда удаётся объегорить других. | ||||
5. | Ошибочное употребление иноязычных слов | 12 апреля весь мир потрясла величайшая ассоциация (вместо сенсация). | ||||
6. | Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Опустив голову вниз. Слышались ругательства и брань. Молодой юноша. | ||||
7. | Употребление рядом и близко однокоренных слов, стилистически не оправданное | Характерная черта характера. В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. | ||||
8. | Неоправданное повторение слов в рамках одного микротекста. | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. | ||||
9. | Неудачное употребление местоимений | Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю. | ||||
10. | Лексические анахронизмы (смешение лексики разных эпох) | Чацкий поехал в командировку за границу. | ||||
11. | Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом | Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. | ||||
12. | Пропуск, недостаток нужного слова | Серёжа смирно сидит в кресле, закутанный белой простынёй, и терпеливо ждёт конца (о стрижке). | ||||
13. | Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор применяет градацию. | ||||
14. | Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). | ||||
15. | Нарушение стилевого единства текста. | Но как могла понять Печорина эта светская дамочка, искренне преданная идеалам общества? | ||||
Неудачный порядок слов | Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. | |||||
Речевые недочёты | ||||||
1. | Неразличение оттенков синонимов или близких по значению слов | В конечном предложении автор применяет градацию. | ||||
2. | Нарушение лексической сочетаемости слов | Автор использует художественные особенности (вместо средства). | ||||
3. | Употребление лишнего (ничего не добавляющего) слова | Наступил август месяц. | ||||
4. | Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. | ||||
5. | Неточность в употреблении устойчивых выражений. | Дай пример (приведи). | ||||
6. | Непонимание особенностей слов и сочетаний с переносным значением | Очень строго одетый мужчина. |
Грамматические ошибки –
это ошибки в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или
предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы (словообразовательной, морфологической, синтаксической).
1. | Словообразовательные
| |
Неоправданное словосочинительство или видоизменение слов нормативного языка. (Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.) | Надсмехаться, подчерк, нагинаться, одежа, спинжак, беспощадство, очаровательство, публицизм, трудолюбимый, подлизник, насущий вопрос, скучание. и т.п. | |
Ошибочные образования отвлечённых существительных с суффиксами -ениj-, -ниj-, -ость | Помещики бьют крестьян за провиновение. Своей упрямостью она добивалась, чего хотела. | |
2. | Морфологические – связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (иногда это заполнение «ниши»): | |
Ошибки в роде существительных | Купила билет с плацкартом. Эту комментарию уже слышали. | |
Ошибки в употреблении числа существительных | В городе побежали ручьи по асфальтам. Стихотворение это написано не чернилом, а кровью. | |
Ошибки в употреблении падежных форм | У нас нет время. Согласно плана. Она детями своими довольна. | |
Ошибки в образовании форм прилагательных | Эта книга ещё более интереснее. Поэзия учит нас более полнее воспринимать мир. | |
Одновременное употребление полной и краткой формы прилагательного в составном сказуемом | Жизненный путь героя тяжел и трагичный. Наша группа была сплоченная, дружна. | |
Ошибки в употреблении местоимений | Пошли к ему в дом. Ихнего пафоса. | |
Ошибки в употреблении форм имён числительных | С двести рублями; в тысячу девятьсот двадцать первом году; с пятистами рублями; по обоим сторонам … | |
Ошибки в употреблении форм глагола | Им двигает чувство сострадания (норма: движет). Они ездиют; хочут; пиша о жизни… | |
3. | Синтаксические – заключающиеся в неверном построении словосочетаний, простых, осложнённых и сложных предложений: | |
Неверное управление слов | Нужно сделать свою природу более красивую. | |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство возражали против такой оценки его творчества. Но не вечно ни юность, ни лето. Молодёжь всегда были впереди. | |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. | |
Нарушение согласования между членами предложения | Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. | |
Нарушение границы предложения | Когда герой опомнился. Было уже поздно. | |
Ошибки в построении предложения с однородными членами | В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. | |
Ошибки в предложениях с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. | |
Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом | Читая статью, всегда делаются пометки. | |
Местоимённое дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего | Лермонтова, его ссылают а Кавказ. Кусты, они покрывали берег реки | |
Смешение прямой и косвенной речи | Юрий сказал, что буду лётчиком. | |
Разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки | Терпеть не могу сидеть сложив руки. Хохотала как резаная. | |
Необоснованный пропуск членов предложения | Стоят зелёные деревья, на них (кто?) весело поют песни. | |
Неправильное употребление предлогов | Из-за земли пробивалась свежая травка. Фашисты отняли от него младшего брата. | |
Ошибки в построении сложносочинённых предложений | Базаров – лекарь, но он сильная и волевая натура. | |
Ошибки в построении сложноподчинённых предложений | Если бы Катерина ушла с Борисом, мы только приветствовали. | |
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. | |
Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. | |
Ошибки в структуре сложного предложения (смешение сочинительной и подчинительной связи; отрыв придаточного от определяемого слова в главном) | Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами. Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе. |
Орфографические ошибки –
это неправильное написание слов. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя:
на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.
Грамотность речи оценивается по количеству ошибок и недочётов, допущенных экзаменуемым в тексте письменной работы.
На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках.
Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности.
При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,
выступающими в роли сказуемого;
4) в написании и и ы после приставок;
5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
Графические ошибки –
это разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приёмы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчёркивания и шрифтовые выделения.
Графическими ошибками становятся различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.
Исправляются, но не учитываются описки – неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля).
К числу наиболее распространённых графических ошибок обычно относят:
- пропуски букв: ... весь роман стоится (следует: строится) на этом конфликте;
- перестановки букв, например: ...новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
- замены одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище
(следует: легендарное Ледовое побоище);
- добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных,
условиях <...> (следует: даже).
Графические ошибки не учитываются при проверке.
Когда ошибка не должна влиять на оценку
При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки в следующих случаях:
ОРФОГРАФИЯ
- в переносе слов;
- буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных
в собственных именах (Мариетта);
- прописная / строчная буквы;
- в названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог;
- при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы);
- в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми
частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот).
Слитное / дефисное / раздельное написание
- сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город, метрдотель, прейскурант);
- на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).
ПУНКТУАЦИЯ
- тире в неполном предложении;
- обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам
существительным;
- запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
- различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или
выделение их запятыми;
- в передаче авторской пунктуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии оценивания сочинения рассуждения 2011-2012
Критерии оценивания сочинения рассуждения 2011-2012...
Комментарии к критериям оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку
Комментарии к критериям оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку...
Анализ системы оценивания знаний, умений и навыков в системе образовательного процесса
В данной работе проведён анализ различных систем оценивания знаний учащихся....
критерии оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому языку
Презентация использовалась на занятиях элективного курса "Основы редактирования" после работы с критериями оценивания. Материал по теме обобщён, приведены фрагменты ученических сочинений с ошибками ра...
Система оценивания в системе ФГОС
Статья о современных методах оценивания....
Накопительная система оценивания – новая система оценки достижений результатов обучающихся
ФГОС содержит чёткие требования к системе оценки достижений результатов обучающихся. Материал будет полезен учителям русского языка и литературы....
Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания
Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...