Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе Тема: "Словесное рисование по картине Т.Н. Яблонской"Утро ".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок по русскому языку по ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ Северная СОШ
Методическая разработка по русскому языку
в 6а классе
Тема: "Словесное рисование по картине Т.Н. Яблонской"Утро ".
Автор: учитель русского
языка и литературы
Тимошенко Е.А.
2013
С.Северное
Класс: 6
Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2011г., автор: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
Название раздела, темы: Словобразование.
Тема урока: «Словесное рисование по картине Яблонской Т.Н. «Утро».
Цели урока:
1.Образовательные: Проанализировать содержание картины, систематизировать полученный на уроке материала в виде плана, подготовиться к дальнейшему написанию сочинения..
2.Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, приобщить к классической музыке, совершенствовать эстетический вкус, вызвать интерес к произведениям отечественных живописцев.
3.Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с
текстом, алгоритм;
словари русского языка (орфографический, толковый, фразеологический);
музыкальные фрагмент С. Прокофьев «Утро»;
репродукции картин отечественных живописцев.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля, синквейн, продуктивного чтения.
Литература:
- «Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010
- «Уроки русского языка в 6 классе», 2 части, автор-составитель: Н. О. Крамаренко, Волгоград, 2005
- Учебник «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2011, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010.
Межпредметные связи: музыка, литература, изобразительное искусство
Ход урока
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организация начала занятия Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания) Первичное закрепление Физкультминутка Самостоятельная работа по группам. Включение в систему знаний и повторение Рефлексия деятельности Задание на дом | личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; проявление интереса к изучению темы. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция коммуникативные УУД: определение функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи; личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом. регулятивные: целеполагание. познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; познавательные: применение методов информационного поиска, создание связного текста на основе собранной информации коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия) познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, логические: анализ объектов с целью выделения признаков, регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном) цель: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд. познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, логические: анализ объектов с целью выделения признаков, регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном) регулятивные: оценка результатов работы составление плана действий; познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма «что-где какое», пошаговое выполнение задачи. коммуникативные: управление поведением партнера коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации; логические: анализ истинности утверждений, регулятивные: оценка результатов работы познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов, логические: выведение следствий, коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли личностные: самоопределение, регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; коммуникативные: умение слушать. | Включение детей в деятельность. Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! У нас сегодня необычный урок. - А начнем мы его с одной коротенькой притчи, а вы в этот момент подумайте (вопрос на доске: - Вы согласны, что мудрец имел в виду именно птицу? В старину в далекой-далекой стране жил мудрец. Однажды к нему пришел человек и решил доказать, что мудреца можно перемудрить. Он взял в руки живую птицу, спрятал ее за спину и спросил: «Скажи, у меня в руке живая или мертвая птица?» А сам думает: «Скажет живая – я сожму кулак, скажет мертвая – разожму и отпущу ее ввысь». Мудрец посмотрел на него и промолвил «Все в твоих руках, человек». - А что еще в наших руках? - Но сегодня в руках у каждого из вас еще и цветные квадратики, которые помогли нам разделиться на 4 группы, а чтобы понять, чем вы будете заниматься, давайте определим тему нашего урока. - Кто объяснит, что за учебная задача стояла перед вами дома и сможет показать нам результат своей работы? - Я просила вас устно ответить на вопрос, какие картины становились для нас на уроках предметом описания? (А.М.Герасимов «После дождя», А.Пластов «Первый снег», К.Юон «Конец зимы» и др.) - Скажите, легко ли писать подобные сочинения? К какому типу речи относятся эти тексты? - Итак, нас с вами сегодня на уроке интересует живопись, но для того, чтобы сформулировать тему урока я предлагаю вам прочитать 2 высказывания. 1. «Литература, театр, кино сами себя объясняют, музыку — мурлыкают, не задумываясь, а живопись молчит и существует. И ждёт, что кто-нибудь захочет её смотреть». Михаил Леонидович Анчаров. Записки странствующего энтузиаста 2. « Великая радость говорить с человеком, который в твоей картине видит именно то, что ты хотел выразить красками». Виктория Холт. Долгий путь к счастью. - В чем противоречие этих цитат, почему они расположены на доске на разном уровне? - Тема нашего урока « Словесное рисование по картине Яблонской Т.Н.«Утро». Но, чтобы научится понимать язык живописи, нам нужно будет подняться по символической лестнице, каждая ступень которой - это цель. - Подумайте, с чего мы обычно начинаем работу над картиной?(1) - Что будет сигналом сочинения-описания именно по картине?(2) - Какие средства помогают нам сделать текст ярким и выразительным?(3) - Какой материал позволяет узнать больше об этом произведении искусства?(4) «Мозговой штурм» -А теперь я предлагаю всем участникам групп познакомиться с картиной Т.Н.Яблонской «Утро». Постарайтесь в группе определить одним словом ваше впечатление от картины. А передать атмосферу произведения нам поможет композиция Сергея Прокофьева «Утро». - Таким образом, двигаясь по нашей лестнице, мы будем решать задачи и разбираться, правильным оказалось наше первое впечатление или нет. - Давайте перед выполнением заданий немного разомнемся и позанимаемся. Работа по группам 1 группа «биографы»: Учебная задача: опираясь на биографическую справку, ответьте на вопросы: - место и время рождения Т.Н.Яблонской, - занятия живописью, учеба, - самые популярные полотна, - основная идея, объединяющая все произведения автора, - история создания картины «Утро» (приложение № 1) 2 группа «аналитики»: Учебная задача: Согласны ли вы точкой зрения художественных критиков, что сама комната раскрывает характер героини? Докажите свое мнение с помощью плана описания и опорных слов (приложение №2) 3 группа «словесники»: Учебная задача: Какое лексическое явление раскрывают следующие группы слов? Продолжите каждый ряд своими примерами. К какому виду вы отнесете описание с вашими примерами: научному или художественному? Почему? (приложение №3) 4 группа «критики» Учебная задача: Выделите из предложенных образцов сочинений микротемы, раскрывающие идейный смысл картины. Объясните, согласны ли вы с предложенными точками зрения. Попробуйте написать свой вывод о картине. - Итак, мы с вами постарались сегодня взглянуть на картину с разных точек зрения: биографической, содержательной, словесно-описательной, аналитической. - А теперь давайте вспомним, с чего начиналось наше занятие? - Какие ассоциации мы теперь можем добавить в нашу схему? - какие этапы мы преодолели на нашей необычной лестнице с помощью других групп? - какой из этапов оказался самым сложным? - Выразите ваши впечатления от урока. Я предлагаю вам создать свою необычную картину в центре которой будет букет цветов: Красный – мне понравился урок, синий - все было сложно и у меня не было желания работать, отсутствие лепестка – урок был обычным. - Дома мне хотелось бы предложить вам 2 задания на выбор: 1. Определить пять предметов на картине, описать их, используя различные эпитеты, сравнения, метафоры. 2. Раскрыть в связном тексте один из пунктов плана. - А также всем обязательно нужно попробовать составить синквейн на одну из предложенных тем «Утро», «Хозяйка комнаты», «Мастер кисти», пользуясь памяткой (приложение № 5) Всем большое спасибо за урок! | Включение в работу, самоопределение. В ходе прослушивания текста формулируют ответ о личностных качествах человека, его роли в самообразовании: от каждого зависит, каким он станет в будущем: ленивым или трудолюбивым, образованным или невеждей, воспитанным или грубияном… Ребята рассаживаются по группам, согласно цвету квадратика, готовятся к уроку. Один из желающих обучающихся объясняет порядок выполнения упражнения, другой оценивает его алгоритму решения учебной задачи (приложение № 5) По очереди рассказывают о запомнившихся картинах. В ходе беседы ребята делают вывод, что сочинения-описания создавать непросто, потому что не каждый умеет читать язык живописи, понимать произведение. После обсуждения, становится ясно, что любую картину как произведение живописного искусства необходимо изучать, стараясь понять, что хотел донести до нас художник. Отмечают в тетради число и тему урока. После наводящих вопросов выделяются 4 задачи: 1. Познакомиться с личностью художника (группа биографы). 2. Проанализировать содержание картины с точки зрения раскрытия идеи произведения. ( исследователи). 3. Составить словарь ключевых фраз и выражений (словесники). 4. Изучить дополнительные источники по теме «Утро» (критики). Расширение кругозора с помощью обращения к музыке и изобразительному творчеству. После рассмотрения полотна каждая из групп определяет одно ключевое слово (девочка, радость, солнце и т.д.) которое раскрывает смысл картины (схема на доске). Упражнения вместе с учителем. Порядок действий: Совместное обсуждение, выполнение учебной задачи, защита ответа перед классом, сравнение с правильным вариантом, самооценка по алгоритму. Обучающиеся работают в группах, после чего рассказывают свой материал, сверяют его с эталоном на доске. Все обучающиеся по ходу урока составляют план сочинения с опорными словами. Анализ предложенных текстов сочинений, собственная формулировка заключительного абзаца сочинения. Возвращение к цели урока, ее формулировка. Повторение всех этапов целеполагания: интерес к родному языку, умение читать язык живописи, самовоспитание. Радостное, светлое впечатление от картины, подкрепленное музыкой и раскрытое в основной идее произведения. По одному от группы рассказывают о работе других. Слушают утреннюю мелодию, отмечают положительные моменты урока и те, что вызвали затруднение. Восстановление учебной мотивации. |
Приложение № 1
Учебная задача: Ответьте на вопросы, опираясь на биографическую справку:
1)Каковы место и время рождения Т.Н.Яблонской?
2) В чем заключались ее основные занятия (живопись, учеба)?
3) Перечислите самые популярные полотна,
4) В чем заключается основная идея, объединяющая все произведения автора?
5) Чем примечательна история создания картины «Утро» ?
Биографическая справка.
Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер живописи, лауреат Государственной премии.
Татьяна Ниловна Яблонская родилась в 1917 году в Смоленске в семье учителя истории и рисования Нила Александровича Яблонского. Первые уроки рисования получила от отца. Потом рисование стало не просто детским увлечением. В 1935 году вместе с сестрой Татьяна Яблонская поступила в Киевский художественный институт, закончила по специальности «художник-живописец» (мастерская профессора Фёдора Кричевского). С 1941 по 1973 преподаёт в родном институте. Для творчества художника характерны жизнеутверждающие мотивы, поэтические образы современников и родной природы. Она изображает на своих полотнах простых людей, их труд. Очень любит писать детей. Картины «В парке», «Свадьба», «Хлеб» и др.
На протяжении всей своей творческой жизни участвовала в многочисленных выставках, среди которых самые значительные:
1956 — XXVIII Международная художественная выставка в Венеции;
1958 — Всемирная выставка в Брюсселе, где Т. Яблонская была награждена бронзовой медалью за картину «Хлеб» (1949).
Начиная со студенческих лет, она имела более 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, в Киеве, других городах.
Интервью с героиней картины.
На картине изображена именно она, дочь художницы Татьяны Ниловны Яблонской - Елена, в возрасте 13лет. Она пишет:
-В мамином "Утре" был такой жизнеутверждающий сюжет, что репродукцию сразу же напечатали все журналы, в том числе "Огонек, - говорит Елена Бейсембинова. - Мирный, послевоенный шум наполнял душу радостью. Звонки вагоновожатых, клаксоны машин и музыка из репродукторов, доносившиеся в открытые окна квартиры, вызывали восторг всех жильцов!
- 13-летняя девочка, изображена во время зарядки у открытого окна. Говорят, что какой-то мальчик, увлеченный живописью, повесил репродукцию "Утра" у себя дома в Алма-Ате, а спустя десятилетие вы с ним поженились? Что это, красивая семейная легенда?- Это правда, - говорит Елена Бейсембинова.
Приложение № 2
Учебная задача: Согласны ли вы точкой зрения художественных критиков, что сама комната раскрывает характер героини? Докажите свое мнение с помощью плана описания и опорных слов.
1.Опираясь на содержание картины, сформулируйте пункты сложного плана сочинения.
2.После каждого пункта в скобках укажите предметы для описания.
3. Используйте в плане понятия: интерьер, передний план картины, центр изображения и др.
План:
- Вступление.
- Комната девочки…..
-
-
-
Приложение № 3
Учебная задача:
1.Какое лексическое явление раскрывают следующие группы слов? В чем его значение?
2.Продолжите каждый ряд своими примерами.
- запечатлела, изобразила, передала, представила……
- мастер кисти, живописец, Татьяна Ниловна……
- утро чудесное, сияющее, радостное….
- девочка организованная, прилежная, подтянутая…
3.К какому виду вы отнесете описание с вашими примерами: научному или художественному? Почему?
Приложение № 4
Учебная задача:
1.Выделите из предложенных образцов сочинений микротему, раскрывающую идейный смысл картины.
2.Объясните, согласны ли вы с предложенными точками зрения.
3.Попробуйте написать свой вывод о картине.
Первый вариант
Картина Яблонской «Утро» поражает простотой и открытостью. На этом полотне изображена обычная девочка, которая встала утром – и делает зарядку. Ее движения просты, но, в то же время, отличаются изысканностью. Сразу проникаешься симпатией к главной героине этого полотна.
На столе лежит нехитрый завтрак, а на стуле еще отдыхает одежда. Кровать девочка не заправила, так как спешила порадоваться наступающему дню. Вместе с ней радуются новому дню все живые существа. От первых лучей солнца комната озарена удивительным светом, который проникает в сердца людей и дарит им радость.
Комната девочки обставлена самыми необходимыми предметами. Здесь мы видим кровать, красивый стол, стул и тарелка, которая тихонько притаились на стене. Украшений в комнате нет – и только растения показывают зрителям, что девочка любит природу.
Картина Яблонской «Утро» - это настоящий гимн новому дню, к которому так хочется присоединиться. Хочется встать рано утром – и просто улыбнуться восходящему солнцу, а оно ответит всем сразу нежной и теплой улыбкой. После такого утра день непременно будет замечательным, а, возможно, и удивительным.
Второй вариант
Перед нами картина Т.Н. Яблонской «Утро». На ней изображена комната девочки со столом и кроватью.
На переднем плане картины изображен стол с только что принесенным завтраком: хлебом, молоком в кувшине и маслом.
На центральном плане изображена девочка, делающая зарядку. Ей лет десять. Она собирается в школу. У нее напряженное лицо. Она худощавая и высокая. Рядом с девочкой изображен стул. На нем лежит школьная форма. На спинке стула висит пионерский галстук. Там же стоит кровать. По ее виду заметно, что девочка только что проснулась.
На заднем плане – стена. На ней декоративная глиняная тарелка с птицами. Там же находится балкон нараспашку. Окно старинного типа. Наконец, на заднем плане находится город. Окна выходят на восток.
В общем, картина мне понравилась, потому что она светлая и радостная.
Третий вариант сочинения:
За свою долгую творческую жизнь (а прожила она восемьдесят восемь лет) Татьяна Ниловна Яблонскаяя получила множество наград, участвовала в большом количестве выставок. Но самой большой наградой ей служило признание ее таланта ценителями живописи, простыми людьми, которые с удовольствием посещали выставки, чтобы полюбоваться творениями художницы.
Одним из ее шедевров является картина «Утро». На картине запечатлена девочка, делающая зарядку. Она только что поднялась с постели, которую еще не успела убрать, и сразу же стала заниматься. На девочке надета белая майка и темные шорты. Она стоит в позе «ласточка». Вся ее фигура – олицетворение бодрости, здоровья. Смотришь на картину и представляешь, как девочка вскочила с постели, посмотрела в окно, весело улыбнулась, распахнула дверь на балкон и принялась делать зарядку.
А радоваться, действительно, есть чему. Наступило солнечное утро. Еще рано. Солнечный свет неярок. Город еще покрыт туманом. Но комната полна света, льющегося через открытую дверь балкона и через окно. Солнечный свет ярким пятном ложится на паркетный пол, на кровать, на стол, покрытый полосатой скатертью.
Комната не имеет пышного убранства. В ней все просто. Стена напротив зрителя украшена декоративной тарелкой и красивым цветочным горшком с разросшимся вьющимся растением. Но в простоте убранства видна вся девочка как на ладони. Она любит порядок и чистоту. Ее школьная форма аккуратно сложена на стуле. Галстук она повесила на спинку стула, чтобы не измять его. На столе стоит легкий завтрак. Девочка заботиться о своем здоровье и потому утро начинает с зарядки на свежем воздухе и легкой пищи. Потом она оденется, уберет постель и легкой поступью весело побежит в школу.
Картина Т.Н. Яблонской дает зрителю огромный заряд бодрости. При взгляде на нее хочется так же распахнуть окно, вдохнуть свежего утреннего воздуха и сделать зарядку, чтобы потом весь день чувствовать прилив сил и стремление к большим свершениям.
Четвертый вариант
Передо мной картина Т.Н. Яблонской «Утро». На ней изображено утро девочки.
На переднем плане стол с завтраком из хлеба, масла и молока. Комната просторная, светлая и очень ухоженная.
В центре картины девочка десяти лет. Она делает зарядку. А потом пойдет
в школу, потому что на заднем плане перед открытым окном стоит стул, на
котором висит пионерский галстук, уже поглаженный, и школьная форма.
Еще перед балконом стоит кровать. Она не заправлена и помята.
По-видимому, девочка только что встала и уже собирается в школу. Вид у
нее приличный, аккуратный. Сама она чем-то озадачена, у нее напряженное
лицо. Девочка готовится идти в школу.
В целом картина хорошая, потому что в ней много загадочности и смысла, так что ее можно описывать очень долго.
Приложение № 5
Физкультминутка:
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели.
Порядок оценивания выполнения учебной задачи.
- Что нужно сделать в этом задании, какой результат должен получиться?
- Найдено решение задачи, получен ответ?
- Работа выполнена полностью верно или с незначительной ошибкой?
- С заданием справился самостоятельно или с чьей-либо помощью (учитель, класс, одноклассник)?
- Какое умение отрабатывали при выполнении задания?
- Каков был уровень задачи (необходимый, повышенный, максимальный)?
Образец оценивания: После выполнения задания у меня получился связный текст из 3 предложений. Работа выполнена самостоятельно, с 2 незначительными ошибками. Это задание помогло мне запомнить написание слов с чередованиями в корне, видеть их в тексте. Уровень необходимый. – «4»
Памятка «Написание синквейна»
Автор должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определенным правилам:
1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка - два прилагательных.
3 строка - три глагола.
4 строка - фраза, несущая определенный смысл.
5 строка - резюме, вывод, одно (два) слова, существительное(обычно).
Пример: ДРУЖБА
КРЕПКАЯ ВЕРНАЯ
ОБЪЕДИНЯЕТ ПОДДЕРЖИВАЕТ ЛЕЧИТ
ДРУЖБА – ВЕЛИКАЯ СИЛА
СОГЛАСИЕ
Пояснительная записка к уроку русского языка в 6а классе.
Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения.
(И. Кант)
Автор: Тимошенко Евгения Алексеевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Северной СОШ.
Направление: гуманитарное
Тема, класс: «Словесное рисование по картине Т.Н.Яблонской «Утро», 6акласс
Тип: урок изучения новых знаний и способов действий.
Характеристика класса: общеобразовательный класс со средним показателем качества обученности, количество обучающихся – 16 человек, 1 – обучение программе 7 вида.
Программа: Русский язык 5 - 9 классов под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского – М.: Просвещение, 2009.
Учебник: Учебник «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2011, авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
Раздел: Словобразование.
Количество часов: 204 учебных часа в год, 6 учебных часов в неделю
Цели урока:
1.Образовательные: Проанализировать содержание картины, систематизировать полученный на уроке материала в виде плана, подготовиться к дальнейшему написанию сочинения..
2.Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, приобщить к классической музыке, совершенствовать эстетический вкус, вызвать интерес к произведениям отечественных живописцев.
3.Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля, синквейн, продуктивного чтения.
В условиях реформирования российского образования современным урок может стать лишь при условии соответствия новому ФГОС. На данном этапе переход с традиционной системы обучения на новый, качественно другой уровень требует от учителя и обучающихся постепенного, систематизированного подхода. На сегодняшний день мы с ребятами стараемся включать в занятия по русскому языку и литературе инновационные элементы как можно чаще: постановка проблемы, самостоятельное формулирование учебных задач, самопроверка, оценивание друг друга по алгоритму. Самым важным результатом для меня стало более объективное оценивание обучающихся (самих себя), повышение внимания при работе над задачами базового или повышенного уровня. Все наши навыки и умения мы постарались применить в ходе урока.
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
- мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность - знакомство с притчей, ее обсуждение);
- целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться» в контексте беседы о произведениях живописи);
- осознание недостаточности имеющихся знаний (актуализация уже полученных знаний (проверка домашнего задания, оценка), создание проблемной ситуации путем сопоставления противоположных точек зрения, формулирование 4 учебных задач, за решение которых отвечает конкретная группа);
- коммуникация (поиск новых знаний в группе);
- взаимопроверка (озвучивание получившегося ответа при решении поставленной задачи, пошаговое составление плана сочинения)
- рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке, «цветок настроения» от каждой группы). 2 формы домашнего задания:
обязательная - составление синквейна на одну из тем: «Утро» «Хозяйка комнаты», «Мастер кисти».
на выбор - 1. Определить пять предметов на картине, описать их, используя различные эпитеты, сравнения, метафоры. 2. Раскрыть в связном тексте один из пунктов плана.
Данный урок, проведенный в 6а классе (средний показатель качества
обученности), дал результат (по итогам самостоятельной работы – написание сочинения по картине) - 78% качества и 100% успеваемости. На протяжении всего занятия царила «живая», насыщенная, работающая обстановка, что говорит о рациональности используемых методов обучения и форм организации работы учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.
Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока: Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)
Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...
Методическая разработка урока по русскому языку 7 класс по теме "Повторение и обобщение изученного о предлоге".
Методическая разработка урока с приложением и презентация....
Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...
Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка
Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...
Методическая разработка урока по русскому языку 6 класс «Публичное выступление. Подготовка к созданию монолога-рассуждения»
Предлагаемая методическая разработка урока позволяет сформировать у шестиклассников представление об особенностях монолога-рассуждения, дать начальное представление о публичном выступлении. Тема...