Методическая разработка "Урок письма" 2 часа
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Ребята, письмо играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, оно могущественный двигатель человеческой культуры и истории Благодаря письму люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством, развивать дальше наследие прошлого и сохранять опыт многих поколений для будущего.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конкурс «Лучший урок письма-2023»
НОМИНАЦИЯ:
«Лучшая методическая разработка проведения Урока письма»
Методическая разработка
урока письма в 6 классе
Подготовила: Акинина Елена Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №7» села Старомарьевка
Грачевского муниципального округа Ставропольского края,
проживающая по адресу: село Старомарьевка,
Грачевского района, Ставропольского края
ул. Красная, дом 32
Методическая разработка урока русского языка по теме:
«Письмо»
(Урок русского языка в 6 классе)
Цели: обучающие
-возрождать российские традиции эпистолярного жанра;
– усвоение понятий «письмо», «адресат», «адресант», «эпистолярный жанр»;
-знакомство с элементами истории письма;
-знание структурно-композиционных частей письма;
-освоение нормами написания писем;
- этикет письма;
-представление о закономерностях развития эпистолярного жанра;
-создание собственных произведений эпистолярного жанра.
Развивающие
– формирование письменной речи;
- развитие навыков правильного написания письма;
Воспитывающие
– средоточие внимания на непреходящих ценностях родного русского языка, на исторических событиях, на важных проблемах современного общества;
- воспитание речевого этикета;
-активизация интереса к произведениям эпистолярного жанра в логике их культурной и исторической значимости.
Оборудование: доска, экран, диапроектор, компьютер, съёмный носитель с презентацией и фрагмент видеоролика «Саманта Смит», Видеоролик
А. Хворостьяна «Я служу России», «Ах, мой сынок» Ольга Кормухина Видеоролик, раздаточный материал, выставка книг (переписки публичных людей) и бумажных писем.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Приветствие. Создание благополучной атмосферы.
- Мотивация учебной деятельности.
Введение в тему и зрительное восприятие материала для наблюдения. («Стадия вызова». Актуализация знаний учащихся)
Учитель:
Ребята, вам знакомо имя Саманта Смит?
А вы можете предположить, кто это?
(Учитель предлагает посмотреть видеоролик «Саманта Смит»)
Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа.
После просмотра ролика идёт его обсуждение
Ребята, что вы можете сказать об этой девочке?
(Учащиеся высказывают своё мнение – учитель, в соответствии с ответами учащихся, поддерживает беседу)
Ребята, мы на уроке русского языка мы посмотрели видеоролик об американской девочке, погрузились в исторические события прошлого, а как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Исходя из всего, попробуйте определить тему урока.
(Тема урока «Письмо»)
Теперь запишем в тетради число и тему урока: «Письмо»
Постановка целей и задач урока
Учитель:
Ребята, а какова цель сегодняшнего урока?
(Изучить, что такое «письмо»)
Актуализация опорных знаний.
Беседа с элементами самостоятельной работы
Словарно-лексическая работа.
-Ребята, что такое письмо? Обратимся к «Толковому словарю русского языка» под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой ) (Ответы учащихся) (Определение понятия записано на доске)
ПИСЬМО-
1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
2.Умение писать.
3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи.
4. Манера художественного изображения.
- Что вы заметили? Однозначным или многозначным является это слово?
- Какие виды писем вы знаете? ( Письма бывают разные: дружеские, личные, официальные, деловые, поздравительные, благодарственные, письма в газету)
- Зачем и кому пишут письма? (Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями).
- Ребята, письмо играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, оно могущественный двигатель человеческой культуры и истории Благодаря письму люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством, развивать дальше наследие прошлого и сохранять опыт многих поколений для будущего.
Письмо есть не просто текст, а текст, написанный кем-то и посылаемый кому-нибудь. Значит, в письме задействованы два человека: тот, кто его составляет и тот, кто его получает.
Лицо, адресующее кому-нибудь почтовое отправление, отправитель - это адресант.
Лицо, которому адресовано почтовое отправление, получатель - это адресат. Письмо – вид бытовой письменной речи, давший жизнь эпистолярному жанру (от греч. еpistolе - послание, письмо), жанру произведений слова, написанных в форме писем. (СЛАЙД)
Напишите самостоятельно определения понятий, о которых мы сейчас говорили:
Письмо – это…
Адресант – это…
Адресат – это …
Эпистолярный жанр – это…
Изучение нового материала
Сообщение в форме монтажа «Из истории письма» (сопровождается презентацией).
Ребята, у вас у каждого на парте лежит лист с информацией по теме
«Из истории письма». Пожалуйста, вместе со своим соседом по парте изучите эту информацию и поделитесь ею с одноклассниками. Вам на эту работу даётся время три минуты.
1.Происхождение письма было вызвано необходимостью обмениваться информацией. Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте. Самой организованной была история письма Древнего Рима. (СЛАЙД) Юлий Цезарь создал государственную почту, и перевозки писем стали упорядоченными. Изначально письмом называли рукописные текстовые сообщения на любом носителе. Это мог быть камень, глиняный черепок, лист пергамента, береста.
(СЛАЙД) 2.Глиняная табличка – это древнейший письменный инструмент, просуществовавший тысячелетия. Она появилась там, где возникла первая письменность - в Египте и Месопотамии.
(СЛАЙД) 3.Пергамент – это прочный и долговечный материал. Чернильную надпись на пергаменте можно было смыть и использовать полотнище повторно. Недостаток его заключался в трудоёмкости производства, что приводило к его дороговизне.
(СЛАЙД) 4.На Руси эпистолярный стиль был известен с древнейших времён. Письма писались на бересте, а точнее на внутренней стороне отдельного слоя берёзовой коры. Возможность использования бересты в качестве материала для письма была известна многим народам.
(СЛАЙД) 5.Как выглядели письма пушкинской эпохи? Это просто сложенные листы бумаги, без марки, без номера здания. Дом указывался по фамилии владельца. Нумерация домов ввелась только с 1834г.6. Почтовые марки были придуманы в Англии. Они появились в 1840г. В России первая почтовая марка с изображением герба страны появилась в 1857г. 7.Привычные для нас конверты тоже были не всегда. Широкое производство конвертов началось в 1820 г в Англии. Но долгое время обходились без них, складывали письма особым образом. Вспомним из повести (СЛАЙД) А.С.Пушкина «Дубровский»: «На другой день первый вопрос его был: здесь ли Андрей Гаврилович? Вместо ответа ему подали письмо, сложенное треугольником…»
(СЛАЙД) 8.Настоящую революцию в почтовом деле произвёл новый материал для печатей - сургуч («испанский воск»), вещество коричневого цвета. Например, Пушкин, не пользуясь конвертами, предпочитал запечатывать письма облаткой или сургучом.
9.Облатка - лепёшечка, которую делали из лучшей крупитчатой муки, замешанной на белке и употребляли для запечатывания писем вместо сургуча, дорогого в то время. Для официальных писем использовали сургуч, для личных - облатки. Сургуч разогревали на огне, капали на конверт или письмо и прикладывали печать:
(СЛАЙД) Татьяна то вздохнёт, то охнет;
Письмо дрожит в её руке;
Облатка розовая сохнет
На воспалённом языке.
Она зари не замечает,
Сидит с поникшею главой
И на письмо не напирает
Своей печати вырезной.
( А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
10.Пушкин пользовался печаткой с изображением фамильного герба. Некоторые свои письма он запечатывал перстнем-талисманом, подаренным ему Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой.
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви…
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
( А.С.Пушкин «Сожжённое письмо» )
У ч и т е л ь
Трудно переоценить значение эпистолярного наследия для истории человеческой культуры. Перечитываешь письма давно ушедших людей, и словно совершаешь «путешествие во времени» - перед глазами люди с их радостями и горестями, с их представлениями о ценностях жизни. Письма - своеобразные документы из прошлого.
Беседа
У ч и т е л ь
(СЛАЙД) Психолог Валерия Боде утверждала: «Написание письма - чрезвычайно полезная процедура. Она сродни самостоятельной психотерапии, осуществляя которую, мы имеем возможность разобраться во многих вопросах нашей жизни».
В современном обществе, к сожалению, история почтового письма отсчитывает последние дни. Многие перешли на электронные письма, появились мобильные телефоны, компьютеры. У современных людей слово «письмо» вызывает ассоциации с Интернетом, электронной почтой. Сейчас можно запросто позвонить в любую точку Земли, сиюминутно отправить СМС-сообщение или электронное письмо.
- Ребята, есть ли преимущества у электронного письма по отношению к традиционному (бумажному)? Какие это преимущества?
(Ответы учащихся: « Единственное преимущество - скорость передачи и получения такого письма»)
- А как вы думаете, какие слабые стороны имеет оперативная (быстрая) связь?
(Ответы учащихся: «В электронном виде передаётся только «голая» информация, в тени остаётся вся гамма оттенков событий и переживаний, которые сопутствуют человеческой жизни. В письмах на бумаге можно рассказать обо всём подробно, в них - теплота души, невероятное ощущение близости того человека, от которого ты получил письмо. Через почерк, по которому определяется настроение, запах бумаги чувствуешь своего собеседника, в рукописном письме - некая тайна, искренность. Строчки, написанные рукой, не только несут определённую информацию, но дарят любовь. Набор символов на клавиатуре и письмо от руки - это разные вещи. И энергетика у них другая. И важнейший недостаток электронного письма - отсутствие гарантии его конфиденциальности, электронные письма невозможно хранить десятилетиями, столетиями, потому что компьютеры постоянно меняются, обновляются.
Значит, эпистолярный жанр письма надо сохранить.
Мини-лекция учителя «Почему полезно писать письма?». Составление краткого конспекта.
У ч и т е л ь
Ребята, письма, написанные любимой рукой, ждали с нетерпением неделями, а то и месяцами. Письма не только приятно получать, но и приятно и полезно писать.
(СЛАЙДЫ) Каким навыкам учит нас писание писем?
- Говоря в письме о своих проблемах, мы их систематизируем.
Они распределяются по значимости: что-то забывается, что-то вырывается вперёд и занимает огромные абзацы. Таким образом, появляется возможность, перечитав собственное письмо, проанализировать, какие моменты наиболее важны, а на что и внимания обращать не стоит.
- Тренировка логического мышления.
Появляется логика повествования, письмо даёт возможность научиться делать рассказ плавным, без перескакивания с одной темы на другую - последовательность. Ведь письменная речь отличается от устной. Устное общение наполнено лишними деталями: «словами-паразитами», неуместными порой междометиями, эмоционально окрашенной лексикой, жаргонами и т.д. А письменная речь – в той или иной мере отточена, так как слова тщательно подбираются, есть время на уместное использование изобразительно-выразительных средств: подходящих эпитетов, метафор, нужной аллегории сравнений. Вследствие «эпистолярной тренировки» становится более красивой и устная речь.
- В письме мы можем сказать гораздо больше, нежели осмеливаемся с глазу на глаз.
В устном разговоре люди порой не слышат друг друга, не понимают, не оценивают весь масштаб переживаний или мыслей другого человека. Письмо - другое дело. Письмо на многое открывает глаза. Высказанные в письме эмоции зачастую меняют человека. Ведь такое письмо - «живое».
Композиционная структура письма «Письмо, где сердце говорит…»
(СЛАЙДЫ)
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую — слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник «украшал»,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры —
Все — сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся — оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры —
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
Учитель
(СЛАЙДЫ)
Ребята, вы знакомы с творчеством Эдуарда Асадова?
(Ответы учеников)
Учитель
Эдуард Аркадьевич Асадов – из плеяды поэтов военного времени. Его пронзительное «Письмо с фронта» вобрало в себя все невысказанные слова вчерашних мальчишек тех трудных лет.
Стихотворение написано в 1943 году. Его автору в эту пору 20 лет, и он добровольцем ушел на Великую Отечественную войну. Совсем немного оставалось до ранения, ослепившего его до конца жизни.
Ребята, это произведение следует особенностям письма? Назовите эти особенности.
Произведение следует особенностямписьма, начинается с приветствия, затем идут воспоминания о прошлом, о мирной жизни, потом – описание сегодняшнего дня, наконец, обещание сражаться «за жизнь, за тебя, за родные края». Вместо прощания: утром в бой ухожу.
Ребята, какова особенность писем, написанных, в чём их преимущество над электронными письмами?
В письмах на бумаге автор рассказывает обо всём подробно, в них - теплота души, невероятное ощущение близости того человека, от которого ты получил письмо. Через почерк, по которому определяется настроение, запах бумаги чувствуешь своего собеседника, в рукописном письме - некая тайна, искренность. Строчки, написанные рукой, не только несут определённую информацию, но дарят любовь.
Интонация письма данного стихотворения ностальгическая, чуть с улыбкой. Временами ее сменяет более сдержанная нота. «Ты меня благословила»: перед отправкой на фронт мать благословила сына и обещала молиться. Материнское слово – самое сильное, считает поэт. В первой строфе он не может подобрать слов, чтобы выразить свою нежность. Ты такая, такая! Хорошая, родная, самая лучшая мама на свете. Собственно, с обращения «мама» юноша и начинает это письмо. Кто знает, не будет ли оно последним… Герой вспоминает двойки в школе, обиды из-за пустяков, книжки, приятели – все кажется сказкой. Неужели можно было жить вот так? Но война не обесценила все эти маленькие человеческие радости, напротив: возвратимся – оценим вдвойне!
Учитель
Ребята, вы обратили внимание на структуру построения писем, с которые были рассмотрены нами на уроке?
Поскольку письмо - это текст, стало быть, оно должно отвечать определённой композиционной структуре. Из каких обязательных частей должно состоять любое письмо? (Ответы учащихся)
(Учитель предлагает записать в тетради «Структура письма».)
(СЛАЙД)
Структура письма:
- Обращение
- Текст письма
- Заключительные формулы вежливости
- Подпись адресанта (отправителя)
- Дата
У ч и т е л ь
Современные формы переписки сложились около 200 лет тому назад, их родина - Англия. Оттуда ведут своё начало основные правила письма - этикет составления корреспонденции.
(СЛАЙД)
Ребята, проанализировав письмо Э. Асадова матери, скажите, как нужно начинать письмо?
Начинать письмо необходимо с обращения, которое является общепринятой формой вежливости. (Записать в тетради информацию со СЛАЙДА)
Да. Ребята. Верно.Проблема выбора обращения деликатна. К родному, близкому человеку в личном письме можно обратиться по-разному: «Дорогой», «Любимый», «Родной» и т.п. Наиболее распространёнными формами обращения к чужому человеку являются обращения:
- Уважаемый (имя-отчество)…!
- Уважаемый господин (госпожа)…!
- Уважаемые коллеги!
- Милостивый государь…!
- Глубокоуважаемый…!
Например, к президенту государства следует обращаться так:
- Ваше Превосходительство Господин Президент!
- Глубокоуважаемый Господин Президент!
- Господин Президент!
К Патриарху – так:
- Ваше Святейшество!
(СЛАЙД)
Текст письма предполагает обязательное членение на абзацы, (записать информацию в тетради) так как абзац указывает на переход от одной мысли к другой. Не следует отправлять письмо, написанное через копировальную бумагу, это свидетельствует о неуважении к адресату. Письмо принято заканчивать пожеланиями здоровья, успехов или выражениями: (записать информацию в тетради) «До скорой встречи», «Всего доброго» и т.п. Дату в личном письме следует писать не цифрами (10.12.17.), а цифрами и словами (10 декабря 2017г.) Письмо должно быть написано грамотно, с соблюдением орфографических, пунктуационных, грамматических и стилистических норм. (записать информацию в тетради)
И не забывайте старинную пословицу: «Что написано пером, не вырубишь топором»!
Ребята, давайте с вами ознакомимся с Памятками «Правила оформления письма» и «Этикет письма», которые находятся на вашей парте.
Правилами оформления письма
1. Слева, справа, сверху и снизу должны быть оставлены поля (разумеется, не превышающие разумные пределы).
2. Письмо может быть написано от руки или напечатано. Необходимо помнить: не принято печатать письма-соболезнования, письма-благодарности за приглашение на семейный праздник, письма-поздравления, т.е. все письма, посвященные событиям в личной жизни корреспондента.
3. Писать следует разборчиво, без ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических).
4. Не пользуйтесь ластиком – это не принято в современном письменном этикете.
5. Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы. Соблюдать расстояние между строчками и абзацами.
Этикет письма:
- Начинай письмо с обращения к адресату, не забудь поздороваться, поблагодарить за внимание.
- Поинтересуйся, как идут дела у того, кому ты пишешь.
- Вспомни, о чем тебе писали в предыдущем письме, вырази свое отношение к этому. Ответь на вопросы.
- Сообщи новости, расскажи о своих радостях и печалях.
- Старайся писать искренне, так, чтобы твое письмо было интересно читать, помни: письмо отражает нравственный облик пишущего.
- Не забудь попрощаться и подписаться, укажи дату написания письма.
- Правильно подпиши конверт.
Организация работы с конвертом.
1.Знакомство с правилами заполнения конверта.
- Для того чтобы Ваше письмо было доставлено вовремя к месту назначения, необходимо адресные данные адресата и отправителя на всех видах конвертов указывать следующим образом: (раздаточный материал)
в верхнем левом углу указаны данные отправителя (от кого, откуда);
в правой нижней части– реквизиты получателя (кому, куда):
наименование адресата (для граждан это фамилия, имя, отчество);
название улицы, номер дома, номер квартиры;
название населённого пункта (города, посёлка и т.д.);
название района;
название края, республики;
название страны,
почтовый индекс.
- Ребята, адрес на конверте представляет собой простое предложение с однородными членами, поэтому слова должны разделяться друг от друга запятыми, а после сокращений ставится точка. И не забудьте наклеить на конверт почтовую марку.
-Ребята, теперь давайте воспользуемся теми навыками, которые вы приобрели на сегодняшнем уроке. Напишите небольшое письмо родному человеку (маме, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре, тёте, дяде…), вложите в заполненный конверт.
Теперь, когда вы знаете правила заполнения конверта, сможете отправить письмо, и оно вовремя дойдёт до адресата.
- Ребята, а можно читать чужие письма? (Нет) Почему?
Поэтому на столе у каждого лежит конверт, который вы заполняете самостоятельно, затем организуется взаимопроверка: сидящие за партой проверяют у друг друга правильность заполнения адреса на конверте.
Ребята, но есть такие письма, которые предназначены и для широкой публики. Деятели культуры и искусства подняли язык писем на уровень языка художественных произведений. Они даже публиковали некоторые свои письма в качестве художественных и публицистических произведений. Сохранились черновики некоторых писем известных деятелей культуры и искусства, которые свидетельствует о тщательной работе над содержанием и слогом писем.
Все это особенно важно, когда речь идет об эпистолярном наследии великих людей, писателей, так как их письма является историческими документами для характеристики самих авторов и современной им эпохи, их языка.
Обращение к эпистолярному наследию творческой интеллигенции является неслучайным, поскольку дружеские письма писателей, театральных деятелей, художников конца XIX - начала XX веков имеет большое значение для современной культуры как в собственно языковом отношении, так и в культурно-историческом.
Блиц опрос «Вопрос – ответ»
- Что такое письмо?
- Кто такой адресант/адресат?
- Каково определение эпистолярного жанра?
- Каковы структурные части традиционного личного письма?
Актуализация
Несмотря на то, что в современном мире сотовая связь и электронные письма имеют очень большое значение в жизни людей, простые письма друг другу надо писать, потому что их можно хранить долго.
Простые письма можно носить в кармане, как это делали солдаты на Великой Отечественной войне и как делают российские солдаты на Военной спецоперации. Если бы солдаты Вов звонили бы по телефону, присылали SMSсообщения или писали электронные письма, то они не сохранились бы до наших дней. Хотя таких видов общения в то время не было.
Даже почерк говорит о многом…
Сейчас наша страна вступила в неравную схватку со злом, но как бы то ни было, солдаты Российской армии достойно выполняют свой долг, они – достойные потомки Героев Великой Победы. Это значит, что Победа будет за нами! Видеоролик А. Хворостьяна «Я служу России»
Каждый солдат – это чей – то сын. Мы даже представить себе не сможем переживания и душевную боль матерей, чьи сыновья сейчас на полях сражений.
«Ах, мой сынок» Ольга Кормухина Видеоролик
Ребята, я предлагаю вам написать письмо Матери солдата, используя весь навык, полученный на сегодняшнем уроке в написании Письма.
(Учащиеся в черновиках пишут письма (5 минут), после чего желающие зачитывают свою работу. Далее следует комментарий зачитанных работ.)
Домашнее задание
Повторив изученный на уроке материал по своим конспектам в рабочих тетрадях, учитывая комментарии относительно прочитанных писем, откорректировать своё Письмо для Матери солдата и написать уже обработанный текст на листе формата А4. Как вам уже известно, письма на фронт запечатываются особым способом, навыки которого мы отработаем на следующем уроке.
Завершение урока
Ребята, мне хочется, чтобы вы следовали актуальному выражению мыслей Д.С.Лихачева: «Чтобы научиться хорошо говорить, надо постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать удачные выражения.., но, чтобы научиться писать, - надо писать, писать письма».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа "Ремесло и искусство"
Работа по профориентации школьников должна проводиться постоянно. Данная разоаботка позволит развить коммуникативные способности учащихся; привить учащимся понимание ценности труда и ремесла ...
Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»
Классный час – телепередача «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями. 2. Выявление профессиональных склон...
Методическая разработка классного часа ко Дню матери
Формирование нравственных ценностей, нравственных ориентиров учащихся...
Методическая разработка классного часа «Юрий Гагарин – современный Колумб»
Материал рассчитан для учащихся 6-8 классов и может быть использован в качестве классного часа к Дню Космонавтики, а так же в Дню рождения первого космонавта Ю.А.Гагарина. Рассказ учителя сопровождае...
Методическая разработкаурока по теме "История космических исследований"
Данный материал можно использовать на уроке в 7-8 классах по теме "Наши достижения" или как материал для проведения внеклассного мероприятия по теме "Космос"...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...