Урок русского языка в 7 классе по теме "Звукоподражательные слова"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе
по теме «Звукоподражательные слова и их отличие от междометий».
Цель:
- знать определение звукоподражательных слов, их отличие от междометий;
- уметь писать звукоподражательные слова, образованные повторением основ, отличать звукоподражательные слова от междометий, определять синтаксическую роль звукоподражательных слов;
- уметь создавать тексты небольшого объёма.
Воспитательная цель:
- воспитание гуманистического мировоззрения.
Развивающая цель:
- развитие процессов мышления (сравнение, выделение главного и др.).
Оборудование:
- таблица «Междометия» из комплекта таблиц для 7 класса;
- электронная презентация по теме урока,
- учебник «Русский язык, 7 класс» (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др., Москва, «Просвещение», 2010 г.),
- Л. Успенский. Слово о словах. Ленинград, «Детская литература», 1982 г., стр. 44-45.
Ход урока.
Организационное начало. Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы и цели урока. Установка на знания и умения. Мотивация учащихся.
- Вы уже бывали в весеннем лесу? Какие изменения вы заметили в природе? А что вы услышали в лесу? (Чтение стихотворения М. Исаковского «Весна», упр.№ 451).
Объяснение нового. Наблюдение.
(В) весе(н,нн)ем лесу разд(а,о)ёт (…)ся звонкий голос кукушки: «Ку-ку!»
(Орфографический и пунктуационный разбор).
- Определите части речи в предложении? Какое слово вызвало ваше затруднение? Почему? Почему слово «ку-ку» не является междометием?
- Вспомните определение междометия. (Это часть речи, которая выражает чувства, настроения, побуждения, не называя их.)
Вывод: слово «ку-ку» не выражает чувств, настроений, побуждений, значит, не является междометием. А что же это за часть речи?
Объяснение нового: такие слова называются звукоподражательными словами. Они передают различные звуки, издаваемые человеком или животными, а также звуки и шумы природы.
- Чем звукоподражательные слова отличаются от междометий?
- А чем похожи?
Закрепление.
Творческий диктант:
- назовите ход часов, гудок автомобиля, звук разбитого стекла, журчание воды, завывание ветра, шум дождя (тик-так, у-у-у, дзинь, буль-буль, кап-кап);
- назовите храп человека (хр-р), кашель (кха-кха);
- назовите лай собаки, мяуканье кошки, чириканье воробья, мычание коровы, гогот гусей, кудахтанье курицы, крик петуха, кваканье лягушки, кряканье утки (гав-гав, мяу-мяу, чирик-чирик, муу-муу, га-га-га, ко-ко-ко, кукареку, ква-ква, кря-кря).
Составьте несколько предложений с этими словами, например:
Из сарая доносилось громкое мычание голодной Зорьки: «Муу-муу!»
Объяснение нового.
- Вы обратили внимание на написание звукоподражательных слов?
Вспомните правописание междометий (параграф 71 учебника М.Т.Баранова и др. «Русский язык, 7 класс»).
Звукоподражательные слова, образованные повторением основ, как и междометия, пишутся через дефис.
Закрепление.
- Обозначьте эту орфограмму (дефис) в записанных словах.
Объяснение нового. Наблюдение.
В весеннем лесу слышится звонкое ку-ку.
- Разберите предложение по членам предложения. Каким членом предложения является звукоподражательное слово? (Подлежащим).
Вывод: как и междометия, звукоподражательные слова могут выступать в роли других частей речи (существительных).
Закрепление.
- Составьте небольшой текст на темы «На скотном дворе» (1 вариант), «В весеннем лесу» (2 вариант), используя звукоподражательные слова в различной синтаксической роли.
Сочинение ученицы Гурьяновой Алины «В весеннем лесу».
В весеннем лесу можно услышать разнообразные звуки. Вот с ветки берёзы спадает прозрачная капля, и раздаётся тонкий хрустальный звук: «Кап!» Дятел пускает весёлую барабанную дробь: «Тук-тук-тук!» Гудит тяжёлый чёрный жук: «Ж-ж-ж-ж-ж!» Неожиданно доносится звонкое ку-ку. Эти звуки и есть настоящая музыка весеннего леса!
Прослушивание нескольких ученических работ, устное рецензирование и выбор лучшего сочинения.
Наблюдение («Это интересно!») (используются слайды презентации):
Корова мычит: муу-муу (русский язык),
моо-моо (английский язык),
уаах-уаах (французский язык),
моэ-моэ (японский язык).
- Почему в разных языках звукоподражательные слова одних и тех же животных звучат похоже? Звучат по-разному? (Потому что животные в разных странах «говорят» одинаково. Потому что у разных народов разные особенности голосового аппарата).
Рефлексия.
- Почему в языке возникли звукоподражательные слова? (Они передают важную информацию).
- Почему отдельные учёные считают, что первыми в языке появились звукоподражательные слова? (Потому что с их помощью первые люди пытались объясниться друг с другом, подражая звукам природы и животных. Так, от слова «ку-ку» образовались слова «кукушка, кукушонок, куковать». Прочтите об этом подробнее в книге Л.Успенского «Слово о словах», глава «Теория «Вау-вау»).
- Назовите черты сходства и различия междометий и звукоподражательных слов.
- Назовите орфографическое правило написания звукоподражательных слов.
Задание на дом.
- Знать теоретический материал о звукоподражательных словах.
- Упр.№ 433. Какие «живые звуки» услышал И.С. Тургенев? Придумайте несколько предложений или составьте текст со звукоподражательными словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"
Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...
Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)
Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Внеурочная деятельность учащихся на уроках русского языка. 5 класс, Программа"Тайны слова".
Программа внеурочной деятельности учащихся по русскому языку"Тайны слова"....
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"
Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...