"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ИСТОКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.И.ЗАВГОРОДНЕГО" УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

ПРИГОДА АЛЛА МИХАЙЛОВНА

Интегрированный урок : литература , история.

ЦЕЛЬ   УРОКА:

                 1.Формировать  ценностные качества  учащихся   на основе   поэзии и  прозы  А.И.Завгороднего .                               

                  2.Отрабатывать навыки  анализа  прочитанного прозаического  и поэтического  произведений

                   3. Воспитывать  патриотизм ,  уважение к старшим , к истории своей страны.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА  : « Духовно-нравственные истоки в произведениях А.И.Завгороднего.»  Устный журнал.

                   Интегрированный урок : литература , история.

ЦЕЛЬ   УРОКА:

                 1.Формировать  ценностные качества  учащихся   на основе   поэзии и  прозы  А.И.Завгороднего .                                

                  2.Отрабатывать навыки  анализа  прочитанного прозаического  и поэтического  произведений

                   3. Воспитывать  патриотизм ,  уважение к старшим , к истории своей страны.

ХОД    УРОКА

  1.  Уч. литературы .Объявление  темы и цели урока.
  2.    Объявляет учитель литературы  :

1 страница журнала .  «Вставай , страна огромная!».

Строчки этой песни стали настоящим призывом , воодушевляющим всех на борьбу , на защиту   огромной  Родины, своих детей.

- Учитель истории:

3.Уч. литературы. А.И.  помнит  дни тех страшных испытаний . Ему то всего было 7 лет .   И через годы он написал стихотворение  , посвящённое простому русскому  солдату ,   что шёл впереди  , что бился за победу. И вот каким был тот  солдат  на войне .

-Чтение наизусть стихотворения А. Завгороднего  «Солнце в ладонях»                                                     (ученик заранее подготовленный.)

-Анализ стихотворения:

-Определите тему произведения.

-  Что  навеяло воспоминания  старику  о страшных годах  испытаний ?

-А почему стихотворение названо  «Солнце в ладонях» ?

-Каким вы видите солдата в этом стихотворении? Докажите строчками              стихотворения.(  Смелый  , осторожный   , отважный , находчивый)

- Какие выразительные средства использует автор в стихотворении  ?

 Метафора:в горле стал комок,  кольцо сжимал, выйти на охотустеной стоит пшеница,закрылось солнце,  спит солдатик.

 Уменьшительно-ласкательный суффикс: солдатик ,колосок.

Олицетворение : солнце плачет .

 Сравнение: зерно ,что брызги солнца.

Учитель  литературы: Все выразительные средства определены. Какова их роль  в стихотворении?

 ( Трогательность  , тоска , сожаление ,  глубокий внутренний мир героя ).

 -  23  марта    1943  наш хутор был освобождён о  немецких захватчиков . В память о тех , кто  не увидел победы  Минута молчания.

 2 страница  устного журнала «Женщина и война».

Учитель литературы:

Война не стучала в дверь , она врывалась  в  дом  , осколками раня  и  даже убивая спящего ребёнка и  измученную  страданиями мать .   Чёрным крылом она накрыла  всю русскую землю , залила её слезами и  наполнила горем.  Следующая страница нашего журнала «Женщина и война».

 Учитель истории:

 Учитель литературы:  

Сколько выплакано слёз , сколько пережито горя    , сколько проведено    бессоных ночей женщиной! Кто может ответить ?

О своей  маме  написал  Алексей  Иванович  очерк  «Мать»

- Чтение очерка  наизусть.Сначала до слов « но  знать не суждено было  учиться…»

 Слово учителя литературы.

- Что восхищает  А. И. в матери ?

- Чтение отрывка  «.. а как любила мать…»

-Какие черты характера матери  он подметил в своем  очерке ?

- Вы почувствовали ,как  А.И. относился к своей матери ?

- А как вы думаете  почему   очерк  назван не  «Мама»  нежно и ласкова   ,  а     именно «Мать».  

- Чтение отрывка «вспоминаю случай…..»

- Какие моменты  вас  тронули ? Почему ?

-Чтение заключения

- Надо не опоздать сказать самые важные слова для своих мам.

-3 страница «Дети на войне»

Учитель литературы.

Не ожидали немцы  , что сила  русских    в безграничной  любови  к Родине   и взрослых , и детей.

-Учитель  истории.

Слово о детях войны.

- Учитель литературы .  

В нашем хуторе жили такие же  шаловливые   и беспокойные детишки  ,как и всюду . Но в годы войны они   взрослыми стали раньше  ,потому что видели как дорога любая помощь. Оккупанты  уже расположились  основательно  во всех  хуторах нашего поселения   . Многие уходили в партизаны   , и детишки   не остались в стороне.  Мы хорошо знаем историю  Лёни Объедко и его друзей. А.И. посвятил поэму маленькому герою той страшной войны.

-Чтение поэмы   , посвящённой  Лене  Объедко.

-Что толкало  мальчика так рисковать  своей жизнью ?

-Чего боялся  Лёня , когда его пытали?

-Вывод.

- 4 страница  нашего журнала  «Радость победы».

 -Презентация  «Победа»

-Уч. литературы.

 - Танец  « Майский вальс».

 Учитель истории.

-Учитель  литературы.

-  Слово ученице нашего класса стихотворение ,которой помещено в  сборнике «Салют  Победы». Савченко Виктории.

- Д.з.  выучить  стихотворение А.Завгороднего.

  -Заключительное слово педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по духовно-нравственному воспитанию "Истоки-2"

Актуальность данной программы обусловлено тем, что в связи с произошедшими серьезными изменениями в социально-политической и экономической сферах нашего общества в 90-е годы наблюдается не только доми...

Духовно- нравственные аспекты православия в произведениях русских писателей

Духовно- нравственные аспекты православия в произведениях русских писателей...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...

Тема занятия «Формирование духовно-нравственных понятий на примере произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Направление деятельности: духовно-нравственное.Вид деятельности: познавательная.Возраст обучающихся: 5 класс.Тип занятия: повторение пройденного материала, анализ и закрепление знаний.Технология занят...