Духовно- нравственные аспекты православия в произведениях русских писателей
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Аширова Лиля Рашитовна

Духовно- нравственные аспекты православия в произведениях русских писателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственные аспекты православия в произведениях русских писателей.

Тема: Замысел Леонида Андреева в пасхальном рассказе «Баргамот и Гараська», рождественском- «Ангелочек» и Фёдора Михайловича Достоевского в рождественском рассказе «Мальчик у Христа на ёлке»

Цель: 

-познакомить с пасхальными и рождественскими рассказами;

-роль веры в истории жизни героев изученных произведений;

-осознать, какими должны быть взаимоотношения между людьми, отношение к детям.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

Вся наша литература ищет спасение, избавление от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира.

Традиция пасхальных рассказов.

Пасхальный рассказ должен нести в себе идею примирения. Пасхальные рассказы писали Антон Павлович Чехов «Казак», Иван Бунин «На чужой стороне», «Весенний вечер», Александр Иванович Куприн, Алексей Максимович Горький.

2.Рассказ «Баргамот и Гараська» был написан Леонидом Андреевым для пасхального номера газеты «Курьер». Пасхальная направленность рассказа отражена в лексике произведения. (Учащиеся объясняют значение слов: разговляться, говеть, обедня, Великопостные колокола, благостная весть, похристосоваться.)

-Кто такой Иван Акиндиныч Бергамотов?

-Как он выглядел?

-Основная его деятельность на Пушкарской улице?

-Где находился Баргамот весенним вечером перед Христовым воскресеньем? Настроение, состояние.

-Когда повеселел Баргамот? О чём мечтал?

-Как было нарушено благодушие Баргамота?

(Рассказать о Гараське и его поведении)

-Каково было отношение к Гараське Баргамота? Как изменилась ситуация, почему?

(В рассказах Андреева всегда добро одерживает победу над злом и несправедливостью)

-Чему учит этот рассказ? (Добру и Христовой любви. Призван напомнить Евангельские истины)

Слово учителя: Душа есть и в Гараське и в Баргамоте, о котором сам автор говорит с иронией, и в Марье, жене Баргамота. Пасхальная ночь была действительно волшебная для героев. Баргамот сделал для себя открытие, когда Гараська хотел подарить ему яичко. Гараську потрясло отношение Баргамота.

3.Слово учителя: в рассказах Андреева носителями нравственного начала предстают существа страдающие, бедные, но честные и праведные. Андреев считает жестоким этот мир, где приходится существовать его хрупким, с нежными сердцами героям рассказов «Ангелочек»,  «Петька на даче», «Гостинец».

Рассказ «Ангелочек» учит добру и Христовой Любви. Демонстрируется отрывок из мультфильма «Ангелочек». (Учащиеся называют признаки рождественских рассказов. Они приурочены к рождественским праздникам, должны быть фантастичными и реалистичными, должно быть чудо, должны заканчиваться весело.

Перед обсуждением рассказа по словарю Ожегова даётся толкование слов «ангелы» и «демоны».

Учащиеся составляют кластер по теме «ангелы» и «демоны». Несколько учащихся комментируют кластеры.)

(Читается финальная часть рассказа)

-Что это? Исчезла ещё одна игрушка- восковой ангелочек? Или произошла трагедия?

-Каково предназначение ангелочка на этой грешной и страдающей земле?

Обратимся к началу рассказа: «Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью».

-Какой смысл заключается в этой фразе? Сколько Сашке лет? Как можно помочь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации? (прочитать памятку, составленную дома, на тему: помощь в трудной жизненной ситуации.)

-Видел ли Сашка выход из своих сложных ситуаций?

(Цветограмма. На столе лежат сердечки, вырезанные из белой бумаги)

-Какие цвета вы бы подобрали к состоянию души и сердца Сашки?

-Как вы думаете, чего же не хватает Сашке для того, чтобы жизнь его стала настоящей, человеческой?

(Рассказ о том, как Сашка попадает в дом к богачам Свечниковым)

-Меняется ли Сашка в этом светлом, чистом доме, не похожем на его дом? Почему нет?

-Как он воспринимает елку?

-Что происходит, когда Сашка увидел ангелочка?

(Чтение четверостишия Ивана Бунина:

И в созерцании впервые

Дитя признало красоту,

Лелея грёзы золотые

И чистой радости мечту)

-Что происходит с Сашкой, как он меняется? (Ангелочек поднимает его над миром, в котором Сашка живёт. Он пробуждает в мальчике душу.)

-Одинок ли Сашка в своём чувстве?

(Возвращение к цветограмме)

-Как меняется цветограмма души и сердца мальчика после встречи с ангелочком? (Подобрать цвета для второй половины сердца Сашки)

-Что произойдет, когда Сашка проснётся? Кто победил в борьбе за душу Сашки: ангел или демон?

-Есть ли сходство Сашки и ангелочка?

(Чтение стихотворения:

Ночь… Тишина… У киота

Тихо лампада сияет…

Светлый и радостный кто-то

Детский покой охраняет.

Очи, как звезды, мерцая,

Дивною блещут красою.

Кудри, до плеч ниспадая,

Темною вьются волною.

Он из надзвездного мира,

В мир поднебесный явился,

Рея в пространстве эфира,

К детской постельке спустился.

Вея крылом белоснежным

В милые сонные глазки,

Голосом тихим и нежным

Шепчет он дивные сказки…

Но… хрупкое счастье.

-Соблюдены ли признаки рождественского рассказа в «Ангелочке» Андреевым?

4.Какого героя рождественского рассказа напоминает Сашка?

Что общего у них? (Мальчика из рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа не ёлке»)

Эпиграфом к этому рассказу можно взять слова Достоевского: «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.»

-Как мальчик оказался на улицах большого города? Какие чувства он испытывает? Отношение окружающих к мальчику?

-Принес ли этот праздник радость нашему герою?

-Чем отличается рождественский праздник у Христа?

-Кто встречает мальчика у Христа на ёлке?

-Происходит ли чудо в рассказе?

-В заключительном абзаце рассказа писатель задаёт вопрос. Найдите его. (Достоевский ощущал душевную боль за судьбы детей и ненависть к равнодушным взрослым. Это рассказ-упрёк.)

5.Чтобы каждому из нас жилось лучше, каждый должен заглянуть в свою душу, посмотреть, из каких «кирпичиков»- качеств она состоит, какими же качествами должна обладать душа человека- христианина?(дар сочувствовать, сострадать, умение любить людей).

Писатель мечтал о пробуждении в людях милосердия и сострадания.

6.Рефлексия.

О чём заставляют задуматься рассказы Леонида Андреева и Фёдора Достоевского?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"

В данной статье представлен обобщенный опыт работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"...

Информационная безопасность образовательного процесса. Духовно-нравственный аспект.

Осоновные аспекты осуществления защиты от вредоносной информации....

Лекция "Духовно-нравственный аспект звучащей речи"

Без возвращения риторики – искусства слова - вряд ли возможно возрождение отечественной культуры вообще. Если новое поколение, как и три-четыре предыдущие, будет воспитано в духе словесного нигилизма,...

Духовно – нравственный потенциал православия

Подрастающее поколение хочет и готово приобщиться к православной вере, но их действия необходимо правильно скоординировать и направить. И задача взрослой общественности заключается в том, чтобы совмес...

Елизарова А.В. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся духовно-нравственного аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 "В поисках себя"

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся духовно-нравственного аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVIII НАЧАЛА XX ВЕКА

Правительство РФ ориентируется на достижение результатов, соответствующих мировым стандартам, но при этом в образовательном процессе оказалось упущенным из виду воспитательное начало. Результатом этой...