Духовно- нравственные аспекты православия в произведениях русских писателей
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Духовно- нравственные аспекты православия в произведениях русских писателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-_nravstvennye_aspekty_pravoslaviya_v_proizvedeniyah_russkih_pisateley.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственные аспекты православия в произведениях русских писателей.
Тема: Замысел Леонида Андреева в пасхальном рассказе «Баргамот и Гараська», рождественском- «Ангелочек» и Фёдора Михайловича Достоевского в рождественском рассказе «Мальчик у Христа на ёлке»
Цель:
-познакомить с пасхальными и рождественскими рассказами;
-роль веры в истории жизни героев изученных произведений;
-осознать, какими должны быть взаимоотношения между людьми, отношение к детям.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
Вся наша литература ищет спасение, избавление от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира.
Традиция пасхальных рассказов.
Пасхальный рассказ должен нести в себе идею примирения. Пасхальные рассказы писали Антон Павлович Чехов «Казак», Иван Бунин «На чужой стороне», «Весенний вечер», Александр Иванович Куприн, Алексей Максимович Горький.
2.Рассказ «Баргамот и Гараська» был написан Леонидом Андреевым для пасхального номера газеты «Курьер». Пасхальная направленность рассказа отражена в лексике произведения. (Учащиеся объясняют значение слов: разговляться, говеть, обедня, Великопостные колокола, благостная весть, похристосоваться.)
-Кто такой Иван Акиндиныч Бергамотов?
-Как он выглядел?
-Основная его деятельность на Пушкарской улице?
-Где находился Баргамот весенним вечером перед Христовым воскресеньем? Настроение, состояние.
-Когда повеселел Баргамот? О чём мечтал?
-Как было нарушено благодушие Баргамота?
(Рассказать о Гараське и его поведении)
-Каково было отношение к Гараське Баргамота? Как изменилась ситуация, почему?
(В рассказах Андреева всегда добро одерживает победу над злом и несправедливостью)
-Чему учит этот рассказ? (Добру и Христовой любви. Призван напомнить Евангельские истины)
Слово учителя: Душа есть и в Гараське и в Баргамоте, о котором сам автор говорит с иронией, и в Марье, жене Баргамота. Пасхальная ночь была действительно волшебная для героев. Баргамот сделал для себя открытие, когда Гараська хотел подарить ему яичко. Гараську потрясло отношение Баргамота.
3.Слово учителя: в рассказах Андреева носителями нравственного начала предстают существа страдающие, бедные, но честные и праведные. Андреев считает жестоким этот мир, где приходится существовать его хрупким, с нежными сердцами героям рассказов «Ангелочек», «Петька на даче», «Гостинец».
Рассказ «Ангелочек» учит добру и Христовой Любви. Демонстрируется отрывок из мультфильма «Ангелочек». (Учащиеся называют признаки рождественских рассказов. Они приурочены к рождественским праздникам, должны быть фантастичными и реалистичными, должно быть чудо, должны заканчиваться весело.
Перед обсуждением рассказа по словарю Ожегова даётся толкование слов «ангелы» и «демоны».
Учащиеся составляют кластер по теме «ангелы» и «демоны». Несколько учащихся комментируют кластеры.)
(Читается финальная часть рассказа)
-Что это? Исчезла ещё одна игрушка- восковой ангелочек? Или произошла трагедия?
-Каково предназначение ангелочка на этой грешной и страдающей земле?
Обратимся к началу рассказа: «Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью».
-Какой смысл заключается в этой фразе? Сколько Сашке лет? Как можно помочь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации? (прочитать памятку, составленную дома, на тему: помощь в трудной жизненной ситуации.)
-Видел ли Сашка выход из своих сложных ситуаций?
(Цветограмма. На столе лежат сердечки, вырезанные из белой бумаги)
-Какие цвета вы бы подобрали к состоянию души и сердца Сашки?
-Как вы думаете, чего же не хватает Сашке для того, чтобы жизнь его стала настоящей, человеческой?
(Рассказ о том, как Сашка попадает в дом к богачам Свечниковым)
-Меняется ли Сашка в этом светлом, чистом доме, не похожем на его дом? Почему нет?
-Как он воспринимает елку?
-Что происходит, когда Сашка увидел ангелочка?
(Чтение четверостишия Ивана Бунина:
И в созерцании впервые
Дитя признало красоту,
Лелея грёзы золотые
И чистой радости мечту)
-Что происходит с Сашкой, как он меняется? (Ангелочек поднимает его над миром, в котором Сашка живёт. Он пробуждает в мальчике душу.)
-Одинок ли Сашка в своём чувстве?
(Возвращение к цветограмме)
-Как меняется цветограмма души и сердца мальчика после встречи с ангелочком? (Подобрать цвета для второй половины сердца Сашки)
-Что произойдет, когда Сашка проснётся? Кто победил в борьбе за душу Сашки: ангел или демон?
-Есть ли сходство Сашки и ангелочка?
(Чтение стихотворения:
Ночь… Тишина… У киота
Тихо лампада сияет…
Светлый и радостный кто-то
Детский покой охраняет.
Очи, как звезды, мерцая,
Дивною блещут красою.
Кудри, до плеч ниспадая,
Темною вьются волною.
Он из надзвездного мира,
В мир поднебесный явился,
Рея в пространстве эфира,
К детской постельке спустился.
Вея крылом белоснежным
В милые сонные глазки,
Голосом тихим и нежным
Шепчет он дивные сказки…
Но… хрупкое счастье.
-Соблюдены ли признаки рождественского рассказа в «Ангелочке» Андреевым?
4.Какого героя рождественского рассказа напоминает Сашка?
Что общего у них? (Мальчика из рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа не ёлке»)
Эпиграфом к этому рассказу можно взять слова Достоевского: «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.»
-Как мальчик оказался на улицах большого города? Какие чувства он испытывает? Отношение окружающих к мальчику?
-Принес ли этот праздник радость нашему герою?
-Чем отличается рождественский праздник у Христа?
-Кто встречает мальчика у Христа на ёлке?
-Происходит ли чудо в рассказе?
-В заключительном абзаце рассказа писатель задаёт вопрос. Найдите его. (Достоевский ощущал душевную боль за судьбы детей и ненависть к равнодушным взрослым. Это рассказ-упрёк.)
5.Чтобы каждому из нас жилось лучше, каждый должен заглянуть в свою душу, посмотреть, из каких «кирпичиков»- качеств она состоит, какими же качествами должна обладать душа человека- христианина?(дар сочувствовать, сострадать, умение любить людей).
Писатель мечтал о пробуждении в людях милосердия и сострадания.
6.Рефлексия.
О чём заставляют задуматься рассказы Леонида Андреева и Фёдора Достоевского?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
из опыта работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"
В данной статье представлен обобщенный опыт работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"...
Информационная безопасность образовательного процесса. Духовно-нравственный аспект.
Осоновные аспекты осуществления защиты от вредоносной информации....
Лекция "Духовно-нравственный аспект звучащей речи"
Без возвращения риторики – искусства слова - вряд ли возможно возрождение отечественной культуры вообще. Если новое поколение, как и три-четыре предыдущие, будет воспитано в духе словесного нигилизма,...
Духовно – нравственный потенциал православия
Подрастающее поколение хочет и готово приобщиться к православной вере, но их действия необходимо правильно скоординировать и направить. И задача взрослой общественности заключается в том, чтобы совмес...
Роман «Преступление и наказание» в духовно-нравственном аспекте на уроках литературы.
Статья в помощь учителю литературы....
Елизарова А.В. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся духовно-нравственного аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 "В поисках себя"
Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся духовно-нравственного аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVIII НАЧАЛА XX ВЕКА
Правительство РФ ориентируется на достижение результатов, соответствующих мировым стандартам, но при этом в образовательном процессе оказалось упущенным из виду воспитательное начало. Результатом этой...