Тема урока . Диалог
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) на тему
Урок разработан для аудитории 8 класса. Включены задания на подготовку к ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialog.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Диалог. Знаки препинания при диалоге.
Цель. знать особенности диалога и знаки препинания при нём
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать навыки работы в парах;
- уметь различать постановку знаков препинания при прямой речи и диалоге, составлять схемы предложений;
- работать над культурой устной и письменной речи, выразительным чтением.
Ход урока.
Девизом сегодняшнего урока я предлагаю взять строчки Л.Н. Толстого Слово сближает людей, и потому надо стараться говорить так, чтобы все могли понимать тебя…
Мотивация. Диалог двух учеников.
Диалог на тему «Мой город"
- Добрый день, ……………..!
- Добрый, …………………….!
- Куда ты идешь один?
- Да вот хочу город посмотреть, да мне некому его показать! Мои дядя и тетя, к которым я приехал в гости, сейчас на работе.
- Давай я тебе покажу наш замечательный Иркутск и его достопримечательности. Если ты, конечно, мне доверяешь. Мы ведь еще не совсем хорошо знакомы.
- Я бы с радостью нашел провожатого, да боюсь тебя стеснить!
- Да брось, у меня много свободного времени! Перво-наперво, в Иркутске нужно посмотреть Ангару, я считаю.
- А в городе есть набережная?
- Конечно! А еще нам бы хорошо прокатиться по самой реке. На экскурсионном пароходике, например. Только так можно оценить всю прелесть.
- Что еще в Иркутске интересного?
- Тебя интересует архитектура?
- Я люблю смотреть на все красивое и необычное.
- В этом году Иркутску исполнится 353 года. Но у нас много не только старинных зданий, но и современной архитектуры.
- Еще я бы отдохнул в каком-нибудь парке.
- Я поведу тебя в сквер Кирова, откуда начал свою историю г. Иркутск, а потом отправимся в 130-ый квартал. Ну что, в путь?
- В путь!
Я предлагаю вам ребята всем вместе отправиться в путь и взять с собой своих друзей и не забыть про хорошее настроение. Еще я вам желаю хорошо потрудиться.
- Какая тема объединяет наши последние уроки? (Способы передачи чужой речи)
- Мы и сегодня продолжим добывать знания по блоку данной темы.
(запись в тетрадь даты).
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Сформулируем тему.
Сформулируем цель урока.
Диалог и прямая речь связаны. Поэтому без повторения нам не обойтись.
- Повторение-мать учения. Работа с кластером на листочках в парах. (то, что уже вам известно по этой теме.)
Какую тему вы не вписали? (диалог, к ней мы вернемся чуть позже).
Повторение на прямую речь. По вариантам.
1 вариант. Сформулируйте задание к карточке. 2 человека у доски.
«Я буду сейчас играть», - сказал Андрей. Он воскликнул:«Как прекрасен вид из окна!» |
2 вариант
«П, – а, – п». «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться» « П? – а. – П ». «Почему я раньше этого не заметил? – подумал он. – Ведь это так очевидно». «Спишь, лежебок! – накинулись на него. – Небось и ухом не ведёшь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают!» |
Дополнительные задания. Перестройте прямую речь в косвенную.
В чем отличие прямой речи от косвенной?
– Какие изменения происходят при замене прямой речи косвенной? В переделанных предложениях полностью или частично утратилась эмоциональная выразительность. Исчезли драматический элемент предложения, та интонация, мимика, жест, с помощью которых передавалась прямая, дословная речь персонажа. Косвенные предложения более книжные, в них не слышится живой голос, потерялась образность речи. Учащиеся отмечают неблагозвучие подчинительных союзов в косвенной речи, а также лаконизм и четкость речи косвенной.
Вариант 1. Найдите фразеологизм, объясните его лексическое значение.
♦ ухом не ведёшь – не обращаешь внимание.
Вариант 2.Подберите синонимы к слову ЛЕЖЕБОК (лентяй, лодырь, бездельник).
Взаимопроверка по слайду.
Оцените свою работу и запишите в оценочный лист. (5б –нет ошибок, 1-2 ош – 4б, 3-4 ош. -3б. )
Словарная работа. (слайд 4-5)
- Исследуем. Работа с учебником литературы по худ. текстам. (Работа в группах)
1).Изучите оформление диалогов в художественном тексте, приготовьтесь выразительно прочитать, и определить как оформляется диалог. Составить схемы.
- 1 ряд.- Л.Н.Толстой «После бала» стр. 29.(Я про себя скажу..) (4 реплики)
- 2ряд – с. 32 (так после ужина кадриль моя?...) (6 реплик)
- 3 ряд – с.40 (Ну это уж совсем глупости… )
2). Объясните, как оформляются диалоги? Что общего в оформлении диалога и прямой речи?
3).Чем отличается оформление диалога от оформления прямой речи?
Какой вывод можно сделать. ( при диалоге знаки препинания такие же как и при прямой речи, только без кавычек и каждая реплика оформляется новой строки)
Сделаем вывод. (слайд 6)
Оцените свою деятельность в листе самооценки.
Вернемся к кластеру и дополним его.
3. Самостоятельная работа
- Исправьте деформированный текст с диалогической речью, расставьте знаки препинания. (слайд)
Что это они делают? Спросил я у кузнеца остановившегося рядом со мною. Татарина гоняют за побег сердито сказал кузнец взглядывая в дальний конец рядов.
- Сверьтесь с текстом Л.Н.Толстого. Стр. 37.
Оцените себя.
4 . Составьте схему диалога. (Слайд)
Воропаев говорит:
- Иди, дорогой, иди. Счастья не упусти!
- Пока товарищей не освобожу, крепость не возьму, счастья себе не найду, - отвечает Болотников.
- Кто любит меня и кто верит в меня, седлайте коня, - говорит Воропаев.
Проверяем схему (слайд)
Составьте диалог (работа в парах)
Вспомним диалог Вани и Люды, о чем они говорили. Составьте диалог на тему «Знакомство с достопримечательностями Иркутска». Не забудьте о знаках препинания.
- Желающие могут взять интервью у присутствующих.
5. Готовимся к ГИА. Сочинение на лингвистическую тему: «Зачем нужны знаки препинания в диалоге и предложениях с прямой речью?»
Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания в диалоге и предложениях с прямой речью.
Помогите Антону доказать его точку зрения.
Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания в диалоге и предложениях с прямой речью?»
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Ю.Медведева.
Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания в предложениях с прямой речью и диалогом. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.
Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.
Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.
Сочинение
Я считаю, что для оформления диалога и предложений с прямой речью знаки препинания необходимы. В таких предложениях могут употребляться тире, запятая, кавычки, двоеточие. Каждый из перечисленных знаков препинания очень важен.
Какие же функции выполняют пунктуационные знаки? Рассмотрим примеры из текста Ю.Медведева. В предложении 22 запятая и тире разделяют прямую речь и слова автора. Двоеточие в предложении 42 также служит для разделения.
Кроме того, тире может выполнять выделительную функцию. В качестве аргумента можно привести предложения 18, 25, 38. В них тире, стоящее вначале, выделяет реплики диалога. Для выделения нужны и кавычки. Например, в предложении 42 они используются для обозначения прямой речи.
Таким образом, при оформлении конструкций с прямой речью и диалогом используют разные знаки препинания, каждый из которых играет важную роль. Это доказывает тот факт, что без кавычек, тире, двоеточия, запятой невозможно понять структуру и смысл предложений с чужой речью.
В этом задании оцените себя так: было легко – 5, возникли некоторые затруднения, но потом я понял – 4, было не совсем легко - 3
Наш урок подошел к концу. Скажите, смогли мы достичь цели нашего урока ?
Подведем итог. Подсчитаем баллы. 25-24 б – 5, 23-21 – 4, 20-16 -3 Кто получил дополнительное задание приплюсуйте еще 1 балл
Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня (слайд 11)
Работал(а) засучив рукава
- Работал(а) спустя рукава
- Бил(а) баклуши
Домашнее задание.
Или напишите сочинение-рассуждение по тексту.
Вернемся к началу нашего урока. Мы пожелали друг другу хорошего настроения и продуктивной работы. Скажите удалось ли сохранить хорошее настроение и хорошо поработать.
Составляем дерево настроений.
(1)Это было сразу после войны. (2)Лето выдалось на Кубани жаркое, но не сухое. (3)Сочные травы вымахали чуть ли не по пояс. (4)Станичники, кто с косами, кто с серпами, с утра уходили на сенокос. (5)Пока старшие занимались делами, я бродил по округе. (6)Нередко мне попадались затянутые временем воронки, россыпи гильз.
(7)Однажды, когда я продирался сквозь заросли черёмухи, боярышника, облепихи, еле заметная тропинка вывела меня на поляну, заросшую разнотравьем. (8)Но что это? (9)Над зелёным ковром покачивались на ветру махровые фиолетово-синие ирисы. (10)Ровными рядами возвышались они над скромными полевыми цветами.
(11)Откуда здесь, среди леса, возникло это садовое чудо, украшение хрустальных ваз? (12)Может быть, тут когда-то стояла усадьба, снесённая военным шквалом?
(13)Вдруг кто-то кашлянул. (14)В тени на бугорке сидел пожилой мужчина. (15)На нём была выгоревшая гимнастёрка, такие же солдатские брюки-галифе, через плечо ремень.
(16)Я подошёл, поздоровался. (17)Показывая на ирисы, спросил о цветах.
(18) - Сам сажал. (19)В сорок третьем. (20)После боёв здесь стояли. (21)На отдыхе. (22)Как раз на этом месте были разбиты наши палатки, - сказал мужчина.
(23) - А ты, хлопец, чей будешь?
(24)Я ответил.
(25) - Гостишь, значит... (26)А ирисы и впрямь хороши, по весне их около хаты высажу. (27)Видел на краю станицы высокую шелковицу? (28)Так это моя.
(29)- Заходи. (30)С сыном познакомлю.
(31)...Недавно я побывал в тех краях. (32)Ещё из автобуса заметил на околице высокую шелковицу. (33)Она! (34)Но рядом стояла не прежняя белая мазанка под соломой, а красного кирпича дом. (35)Да и вся станица сильно изменилась.
(36)3ашёл в дом. (37)Спросил хозяина.
(38) - Схоронили запрошлым летом, — ответила старушка. -(39)Жена я ему. (40)Сын на ферме. (41)Посидите чуток.
(42)Пообещав вернуться, пошёл в лес: «Интересно, живы ли ирисы?»
(43)Вот, кажется, и то место. (44)Да, точно оно. (45)Раздвигаю ветки густых кустов - и сердце учащённо забилось. (46)На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие ирисы необыкновенной красоты. (47)Живы!
(48)Вот оно как бывает: солдат умер, а цветы, посаженные им, живут.
(по Ю. Медведеву)
(1)Это было сразу после войны. (2)Лето выдалось на Кубани жаркое, но не сухое. (3)Сочные травы вымахали чуть ли не по пояс. (4)Станичники, кто с косами, кто с серпами, с утра уходили на сенокос. (5)Пока старшие занимались делами, я бродил по округе. (6)Нередко мне попадались затянутые временем воронки, россыпи гильз.
(7)Однажды, когда я продирался сквозь заросли черёмухи, боярышника, облепихи, еле заметная тропинка вывела меня на поляну, заросшую разнотравьем. (8)Но что это? (9)Над зелёным ковром покачивались на ветру махровые фиолетово-синие ирисы. (10)Ровными рядами возвышались они над скромными полевыми цветами.
(11)Откуда здесь, среди леса, возникло это садовое чудо, украшение хрустальных ваз? (12)Может быть, тут когда-то стояла усадьба, снесённая военным шквалом?
(13)Вдруг кто-то кашлянул. (14)В тени на бугорке сидел пожилой мужчина. (15)На нём была выгоревшая гимнастёрка, такие же солдатские брюки-галифе, через плечо ремень.
(16)Я подошёл, поздоровался. (17)Показывая на ирисы, спросил о цветах.
(18) - Сам сажал. (19)В сорок третьем. (20)После боёв здесь стояли. (21)На отдыхе. (22)Как раз на этом месте были разбиты наши палатки, - сказал мужчина.
(23) - А ты, хлопец, чей будешь?
(24)Я ответил.
(25) - Гостишь, значит... (26)А ирисы и впрямь хороши, по весне их около хаты высажу. (27)Видел на краю станицы высокую шелковицу? (28)Так это моя.
(29)- Заходи. (30)С сыном познакомлю.
(31)...Недавно я побывал в тех краях. (32)Ещё из автобуса заметил на околице высокую шелковицу. (33)Она! (34)Но рядом стояла не прежняя белая мазанка под соломой, а красного кирпича дом. (35)Да и вся станица сильно изменилась.
(36)3ашёл в дом. (37)Спросил хозяина.
(38) - Схоронили запрошлым летом, — ответила старушка. -(39)Жена я ему. (40)Сын на ферме. (41)Посидите чуток.
(42)Пообещав вернуться, пошёл в лес: «Интересно, живы ли ирисы?»
(43)Вот, кажется, и то место. (44)Да, точно оно. (45)Раздвигаю ветки густых кустов - и сердце учащённо забилось. (46)На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие ирисы необыкновенной красоты. (47)Живы!
(48)Вот оно как бывает: солдат умер, а цветы, посаженные им, живут.
(по Ю. Медведеву)
1.Я буду сейчас играть сказал Андрей 2. Полно врать Подавай сюда деньги или я тебя взашеи прогоню прервал я строго 3.Он воскликнул Как прекрасен вид из окна | 1.Я командовать приехал заявил Чапаев а не с бумажками возиться 2. Почему я раньше этого не заметил подумал он Ведь это так очевидно Спишь лежебок накинулись на него Небось и ухом не ведёшь что тут два генерала вторые сутки с голода умирают |
1.Я буду сейчас играть сказал Андрей. 2.Что ты делаешь спросил он. 3.Он воскликнул Как прекрасен вид из окна | 1.Я командовать приехал заявил Чапаев а не с бумажками возиться 2. Почему я раньше этого не заметил подумал он Ведь это так очевидно 3. Спишь лежебок накинулись на него Небось и ухом не ведёшь что тут два генерала вторые сутки с голода умирают |
1.Я буду сейчас играть сказал Андрей. 2. Полно врать Подавай сюда деньги или я тебя взашеи прогоню прервал я строго 3.Он воскликнул Как прекрасен вид из окна | 1.Я командовать приехал заявил Чапаев а не с бумажками возиться 2. Почему я раньше этого не заметил подумал он Ведь это так очевидно 3. Спишь лежебок накинулись на него Небось и ухом не ведёшь что тут два генерала вторые сутки с голода умирают |
1.Я буду сейчас играть сказал Андрей. 2. Полно врать Подавай сюда деньги или я тебя взашеи прогоню прервал я строго 3.Он воскликнул Как прекрасен вид из окна | 1.Я командовать приехал заявил Чапаев а не с бумажками возиться 2. Почему я раньше этого не заметил подумал он Ведь это так очевидно 3. Спишь лежебок накинулись на него Небось и ухом не ведёшь что тут два генерала вторые сутки с голода умирают |
1.Я буду сейчас играть сказал Андрей. 2. Полно врать Подавай сюда деньги или я тебя взашеи прогоню прервал я строго 3.Он воскликнул Как прекрасен вид из окна | 1.Я командовать приехал заявил Чапаев а не с бумажками возиться 2. Почему я раньше этого не заметил подумал он Ведь это так очевидно 3. Спишь лежебок накинулись на него Небось и ухом не ведёшь что тут два генерала вторые сутки с голода умирают |
1.Я буду сейчас играть сказал Андрей. 2. Полно врать Подавай сюда деньги или я тебя взашеи прогоню прервал я строго 3.Он воскликнул Как прекрасен вид из окна | 1.Я командовать приехал заявил Чапаев а не с бумажками возиться 2. Почему я раньше этого не заметил подумал он Ведь это так очевидно 3. Спишь лежебок накинулись на него Небось и ухом не ведёшь что тут два генерала вторые сутки с голода умирают |
ФИ | ФИ | ||
Повторение- мать учения | Повторение- мать учения | ||
Исследование | Исследование | ||
Умею работать самостоятельно | Умею работать самостоятельно | ||
Составить схему диалога | Составить схему диалога | ||
Готовимся к ГИА | Готовимся к ГИА | ||
Рефлексия Итого | Рефлексия | ||
ФИ | ФИ | ||
Повторение- мать учения | Повторение- мать учения | ||
Исследование | Исследование | ||
Умею работать самостоятельно | Умею работать самостоятельно | ||
Составить схему диалога | Составить схему диалога | ||
Готовимся к ГИА | Готовимся к ГИА | ||
Рефлексия | Рефлексия | ||
ФИ | ФИ | ||
Повторение- мать учения | Повторение- мать учения | ||
Исследование | Исследование | ||
Умею работать самостоятельно | Умею работать самостоятельно | ||
Составить схему диалога | Составить схему диалога | ||
Готовимся к ГИА | Готовимся к ГИА | ||
Рефлексия | Рефлексия |
ФИ | ФИ | ||
Повторение- мать учения | Повторение- мать учения | ||
Исследование | Исследование | ||
Умею работать самостоятельно | Умею работать самостоятельно | ||
Составить схему диалога | Составить схему диалога | ||
Готовимся к ГИА | Готовимся к ГИА | ||
Рефлексия | Рефлексия | ||
ФИ | ФИ | ||
Повторение- мать учения | Повторение- мать учения | ||
Исследование | Исследование | ||
Умею работать самостоятельно | Умею работать самостоятельно | ||
Составить схему диалога | Составить схему диалога | ||
Готовимся к ГИА | Готовимся к ГИА | ||
Рефлексия | Рефлексия | ||
ФИ | ФИ | ||
Повторение- мать учения | Повторение- мать учения | ||
Исследование | Исследование | ||
Умею работать самостоятельно | Умею работать самостоятельно | ||
Составить схему диалога | Составить схему диалога | ||
Готовимся к ГИА | Готовимся к ГИА | ||
Рефлексия | Рефлексия |
Прямая речь | Косвенная речь |
1. Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин) | |
2. «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин) | |
3. «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов) | |
4. «Посвети барину», – сказал Бирюк девочке. (Толстой) |
Прямая речь | Косвенная речь |
1. Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин) | |
2. «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин) | |
3. «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов) | |
4. «Посвети барину», – сказал Бирюк девочке. (Толстой) |
Прямая речь | Косвенная речь |
1. Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин) | |
2. «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин) | |
3. «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов) | |
4. «Посвети барину», – сказал Бирюк девочке. (Толстой) |
Прямая речь | Косвенная речь |
1. Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин) | |
2. «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин) | |
3. «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов) | |
4. «Посвети барину», – сказал Бирюк девочке. (Толстой) |
Прямая речь | Косвенная речь |
1. Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин) | |
2. «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин) | |
3. «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов) | |
4. «Посвети барину», – сказал Бирюк девочке. (Толстой) |
Прямая речь | Косвенная речь |
1. Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин) | |
2. «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин) | |
3. «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов) | |
4. «Посвети барину», – сказал Бирюк девочке. (Толстой) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование урока-диалога по теме "Движение тела по наклонной плоскости"
В презентации представлена разработка урока - диалога продуктивного действия по теме "Движение тела по наклонной плоскости" в рамках системы развивающего обучения....
Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.
Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....
Урок-диалог на тему: «Когда еще снится радуга…»
Урок-диалог на тему: «Когда еще снится радуга…»...
Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».
Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными во...
Тема урока: «Зорко одно лишь сердце». «Диалог с двадцатым веком» (на основе «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва и сказки-повести «Маленький принц» А. де С.-Экзюпери).
Министерство образования Российской ФедерацииМуниципальное казенное образовательное учреждение 1 – Абрамовская средняя общеобразоватеьная школа Таловского района Воронежской области....
Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе на тему: «Произведения великих русских писателей – лучший учебник родного языка»
Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе, организованный с привлечением литературного материала, заключает в себе большие возможности для активизации внимания учащихся в отношении темы диалога, ве...
Тема урока: «Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека. Подтема: «Возможен ли диалог ценностей?»
Цель: Сохранить через диалог нравственных ценностей историческую память о заступниках земли Русской, причисленных Русской Православной Церковью к лику Святых и пробуждать актуальное желание служить н...