Тема урока . Диалог
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) на тему

Нелепова Светлана Леонидовна

Урок разработан для аудитории 8 класса. Включены задания на подготовку к ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dialog.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Диалог. Знаки препинания при диалоге.

Цель. знать особенности диалога и знаки препинания при нём

  • обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать навыки работы в парах;
  • уметь различать постановку знаков препинания при прямой речи и диалоге, составлять схемы предложений;
  • работать над культурой устной и письменной речи, выразительным чтением.

Ход урока.

  Девизом сегодняшнего урока я предлагаю взять строчки Л.Н. Толстого             Слово сближает людей, и потому надо стараться  говорить так,  чтобы все могли понимать тебя

Мотивация. Диалог двух учеников.

Диалог на тему «Мой город"

- Добрый день, ……………..!

- Добрый, …………………….!

- Куда ты идешь один?

- Да вот хочу город посмотреть, да мне некому его показать! Мои дядя и тетя, к которым я приехал в гости, сейчас на работе.

- Давай я тебе покажу наш замечательный Иркутск и его достопримечательности. Если ты, конечно, мне доверяешь. Мы ведь еще не совсем хорошо знакомы.

- Я бы с радостью нашел провожатого, да боюсь тебя стеснить!

- Да брось, у меня много свободного времени! Перво-наперво, в Иркутске нужно посмотреть Ангару, я считаю.

- А в городе есть набережная?

- Конечно! А еще нам бы хорошо прокатиться по самой реке. На экскурсионном пароходике, например. Только так можно оценить всю прелесть.

- Что еще в Иркутске интересного?

- Тебя интересует архитектура?

- Я люблю смотреть на все красивое и необычное.

- В этом году Иркутску исполнится 353 года. Но у нас много не только старинных зданий, но и современной архитектуры.

- Еще я бы отдохнул в каком-нибудь парке.

- Я поведу тебя в сквер Кирова, откуда начал свою историю г. Иркутск, а потом отправимся в 130-ый квартал. Ну что, в путь?

- В путь!

Я предлагаю вам ребята всем вместе отправиться в путь и взять с собой своих друзей и не забыть про хорошее настроение. Еще я вам желаю хорошо потрудиться.

- Какая тема объединяет  наши последние уроки? (Способы передачи чужой речи)

- Мы и сегодня продолжим  добывать знания по блоку данной темы.

        (запись в тетрадь даты).

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Сформулируем тему.

Сформулируем цель урока.

Диалог и прямая речь связаны. Поэтому без повторения нам не обойтись.

  1. Повторение-мать учения. Работа с кластером на листочках в парах. (то, что уже вам известно по этой теме.)  

Какую тему вы не вписали? (диалог, к ней мы вернемся чуть позже).

Повторение на прямую речь. По вариантам.
1 вариант. Сформулируйте задание к карточке. 2 человека у доски.

«Я буду сейчас играть», - сказал Андрей.
«Полно врать. Подавай сюда деньги, или я тебя взашеи  прогоню», - прервал я строго

Он воскликнул:«Как прекрасен вид из окна!»


2 вариант

«П, – а, – п». «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться»

« П? – а. – П ». «Почему я раньше этого не заметил? – подумал он. – Ведь это так очевидно».

«Спишь, лежебок! – накинулись на него. – Небось и ухом не ведёшь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают!»

Дополнительные задания. Перестройте прямую речь в косвенную. 

В чем отличие прямой речи от косвенной? 

– Какие изменения происходят при замене прямой речи косвенной?  В переделанных предложениях  полностью или частично утратилась эмоциональная выразительность. Исчезли драматический элемент предложения, та интонация, мимика, жест, с помощью которых передавалась прямая, дословная речь персонажа. Косвенные предложения более книжные, в них не слышится живой голос, потерялась образность речи. Учащиеся отмечают неблагозвучие подчинительных союзов в косвенной речи, а также лаконизм и четкость речи косвенной. 

Вариант 1.  Найдите фразеологизм, объясните его лексическое значение.

♦ ухом не ведёшь – не обращаешь внимание.

 Вариант 2.Подберите синонимы к слову ЛЕЖЕБОК (лентяй, лодырь, бездельник).

Взаимопроверка по слайду.

Оцените свою работу и запишите в оценочный лист. (5б –нет ошибок, 1-2 ош – 4б, 3-4 ош. -3б. )

Словарная работа. (слайд 4-5)

  1. Исследуем. Работа с учебником  литературы по худ. текстам. (Работа в группах)

 

1).Изучите оформление диалогов в художественном  тексте, приготовьтесь выразительно прочитать, и определить как оформляется диалог. Составить схемы.

- 1 ряд.- Л.Н.Толстой «После бала» стр. 29.(Я про себя скажу..) (4 реплики)

- 2ряд – с. 32 (так после ужина кадриль моя?...)  (6 реплик)

-  3 ряд – с.40 (Ну это уж совсем глупости… )

2). Объясните, как оформляются диалоги?  Что общего в оформлении диалога и прямой речи?

3).Чем отличается оформление диалога от оформления прямой речи?

Какой вывод можно сделать. ( при диалоге знаки препинания такие же как и при прямой речи, только без кавычек и каждая реплика оформляется новой строки)

Сделаем вывод. (слайд 6)

Оцените свою деятельность в листе самооценки.

Вернемся к кластеру и дополним его.

3. Самостоятельная работа  

- Исправьте деформированный текст с диалогической речью, расставьте знаки препинания. (слайд)

Что это они делают? Спросил я у кузнеца  остановившегося рядом со мною. Татарина гоняют за побег сердито сказал кузнец  взглядывая в дальний конец рядов.

- Сверьтесь с текстом Л.Н.Толстого.  Стр. 37.

Оцените себя.

4 . Составьте схему диалога.  (Слайд)

   Воропаев говорит:

- Иди, дорогой, иди. Счастья не упусти!

- Пока товарищей не освобожу, крепость не возьму, счастья себе не найду, - отвечает Болотников.

- Кто любит меня и кто верит в меня, седлайте коня, - говорит Воропаев.

Проверяем схему (слайд)

Составьте диалог (работа в парах)

Вспомним диалог Вани и Люды, о чем они говорили. Составьте диалог на тему «Знакомство с достопримечательностями Иркутска». Не забудьте о знаках препинания.

- Желающие могут взять интервью у присутствующих.

5. Готовимся к ГИА. Сочинение на лингвистическую тему: «Зачем нужны знаки препинания в диалоге и предложениях с прямой речью?»

Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания в диалоге и предложениях с прямой речью.

Помогите Антону доказать его точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания в диалоге и предложениях с прямой речью?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Ю.Медведева.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания в предложениях с прямой речью и диалогом. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

Сочинение

Я считаю, что для оформления диалога и предложений с прямой речью знаки препинания необходимы. В таких предложениях могут употребляться тире, запятая, кавычки, двоеточие. Каждый из перечисленных знаков препинания очень важен.

Какие же функции выполняют пунктуационные знаки? Рассмотрим примеры из текста Ю.Медведева. В предложении 22 запятая и тире разделяют прямую речь и слова автора. Двоеточие в предложении 42 также служит для разделения.

Кроме того, тире может выполнять выделительную функцию. В качестве аргумента можно привести предложения 18, 25, 38. В них тире, стоящее вначале, выделяет реплики диалога. Для выделения нужны и кавычки. Например, в предложении 42 они используются для обозначения прямой речи.

Таким образом, при оформлении конструкций с прямой речью и диалогом используют разные знаки препинания, каждый из которых играет важную роль. Это доказывает тот факт, что без кавычек, тире, двоеточия, запятой невозможно понять структуру и смысл предложений с чужой речью.

В этом задании оцените себя так: было легко – 5, возникли некоторые затруднения, но потом я понял – 4, было не совсем легко - 3

Наш урок подошел к концу. Скажите, смогли мы достичь цели нашего урока ?

Подведем итог. Подсчитаем баллы. 25-24 б – 5, 23-21 – 4, 20-16 -3 Кто получил дополнительное задание приплюсуйте еще 1 балл

Выберите  фразеологизм, который характеризует вашу  работу сегодня (слайд 11)

Работал(а) засучив рукава

- Работал(а) спустя рукава 

- Бил(а) баклуши 

Домашнее задание.

Или напишите сочинение-рассуждение по тексту.

Вернемся к началу нашего урока. Мы пожелали друг другу хорошего настроения и продуктивной работы. Скажите удалось ли сохранить хорошее настроение и хорошо поработать.

Составляем дерево настроений.

 (1)Это было сразу после войны. (2)Лето выдалось на Кубани жаркое, но не сухое. (3)Сочные травы вымахали чуть ли не по пояс. (4)Станичники, кто с косами, кто с серпами, с утра уходили на сенокос. (5)Пока старшие занимались делами, я бродил по округе. (6)Нередко мне попадались затянутые временем воронки, россыпи гильз.

(7)Однажды, когда я продирался сквозь заросли черёмухи, боярышника, облепихи, еле заметная тропинка вывела меня на поляну, заросшую разнотравьем. (8)Но что это? (9)Над зелёным ковром покачивались на ветру махровые фиолетово-синие ирисы. (10)Ровными рядами возвышались они над скромными полевыми цветами.

(11)Откуда здесь, среди леса, возникло это садовое чудо, украшение хрустальных ваз? (12)Может быть, тут когда-то стояла усадьба, снесённая военным шквалом?

(13)Вдруг кто-то кашлянул. (14)В тени на бугорке сидел пожилой мужчина. (15)На нём была выгоревшая гимнастёрка, такие же солдатские брюки-галифе, через плечо ремень.

(16)Я подошёл, поздоровался. (17)Показывая на ирисы, спросил о цветах.

(18) - Сам сажал. (19)В сорок третьем. (20)После боёв здесь стояли. (21)На отдыхе. (22)Как раз на этом месте были разбиты наши палатки, - сказал мужчина.

(23) - А ты, хлопец, чей будешь?

(24)Я ответил.

(25) - Гостишь, значит... (26)А ирисы и впрямь хороши, по весне их около хаты высажу. (27)Видел на краю станицы высокую шелковицу? (28)Так это моя.

(29)- Заходи. (30)С сыном познакомлю.

(31)...Недавно я побывал в тех краях. (32)Ещё из автобуса заметил на околице высокую шелковицу. (33)Она! (34)Но рядом стояла не прежняя белая мазанка под соломой, а красного кирпича дом. (35)Да и вся станица сильно изменилась.

(36)3ашёл в дом. (37)Спросил хозяина.

(38) - Схоронили запрошлым летом, — ответила старушка. -(39)Жена я ему. (40)Сын на ферме. (41)Посидите чуток.

(42)Пообещав вернуться, пошёл в лес: «Интересно, живы ли ирисы?»

(43)Вот, кажется, и то место. (44)Да, точно оно. (45)Раздвигаю ветки густых кустов - и сердце учащённо забилось. (46)На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие ирисы необыкновенной красоты. (47)Живы!

(48)Вот оно как бывает: солдат умер, а цветы, посаженные им, живут.

(по Ю. Медведеву)

(1)Это было сразу после войны. (2)Лето выдалось на Кубани жаркое, но не сухое. (3)Сочные травы вымахали чуть ли не по пояс. (4)Станичники, кто с косами, кто с серпами, с утра уходили на сенокос. (5)Пока старшие занимались делами, я бродил по округе. (6)Нередко мне попадались затянутые временем воронки, россыпи гильз.

(7)Однажды, когда я продирался сквозь заросли черёмухи, боярышника, облепихи, еле заметная тропинка вывела меня на поляну, заросшую разнотравьем. (8)Но что это? (9)Над зелёным ковром покачивались на ветру махровые фиолетово-синие ирисы. (10)Ровными рядами возвышались они над скромными полевыми цветами.

(11)Откуда здесь, среди леса, возникло это садовое чудо, украшение хрустальных ваз? (12)Может быть, тут когда-то стояла усадьба, снесённая военным шквалом?

(13)Вдруг кто-то кашлянул. (14)В тени на бугорке сидел пожилой мужчина. (15)На нём была выгоревшая гимнастёрка, такие же солдатские брюки-галифе, через плечо ремень.

(16)Я подошёл, поздоровался. (17)Показывая на ирисы, спросил о цветах.

(18) - Сам сажал. (19)В сорок третьем. (20)После боёв здесь стояли. (21)На отдыхе. (22)Как раз на этом месте были разбиты наши палатки, - сказал мужчина.

(23) - А ты, хлопец, чей будешь?

(24)Я ответил.

(25) - Гостишь, значит... (26)А ирисы и впрямь хороши, по весне их около хаты высажу. (27)Видел на краю станицы высокую шелковицу? (28)Так это моя.

(29)- Заходи. (30)С сыном познакомлю.

(31)...Недавно я побывал в тех краях. (32)Ещё из автобуса заметил на околице высокую шелковицу. (33)Она! (34)Но рядом стояла не прежняя белая мазанка под соломой, а красного кирпича дом. (35)Да и вся станица сильно изменилась.

(36)3ашёл в дом. (37)Спросил хозяина.

(38) - Схоронили запрошлым летом, — ответила старушка. -(39)Жена я ему. (40)Сын на ферме. (41)Посидите чуток.

(42)Пообещав вернуться, пошёл в лес: «Интересно, живы ли ирисы?»

(43)Вот, кажется, и то место. (44)Да, точно оно. (45)Раздвигаю ветки густых кустов - и сердце учащённо забилось. (46)На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие ирисы необыкновенной красоты. (47)Живы!

(48)Вот оно как бывает: солдат умер, а цветы, посаженные им, живут.

(по Ю. Медведеву)

1.Я буду сейчас играть сказал Андрей

2. Полно врать Подавай сюда деньги или я тебя взашеи прогоню прервал я строго

3.Он воскликнул Как прекрасен вид из окна

1.Я командовать приехал заявил Чапаев а не с бумажками возиться

2. Почему я раньше этого не заметил подумал он Ведь это так очевидно

Спишь лежебок накинулись на него Небось и ухом не ведёшь что тут два генерала вторые сутки с голода умирают

1.Я буду сейчас играть сказал Андрей.

2.Что ты делаешь спросил он.

3.Он воскликнул Как прекрасен вид из окна

1.Я командовать приехал заявил Чапаев а не с бумажками возиться

2. Почему я раньше этого не заметил подумал он Ведь это так очевидно

3. Спишь лежебок накинулись на него Небось и ухом не ведёшь что тут два генерала вторые сутки с голода умирают

1.Я буду сейчас играть сказал Андрей.

2. Полно врать Подавай сюда деньги или я тебя взашеи прогоню прервал я строго

3.Он воскликнул Как прекрасен вид из окна

1.Я командовать приехал заявил Чапаев а не с бумажками возиться

2. Почему я раньше этого не заметил подумал он Ведь это так очевидно

3. Спишь лежебок накинулись на него Небось и ухом не ведёшь что тут два генерала вторые сутки с голода умирают

1.Я буду сейчас играть сказал Андрей.

2. Полно врать Подавай сюда деньги или я тебя взашеи прогоню прервал я строго

3.Он воскликнул Как прекрасен вид из окна

1.Я командовать приехал заявил Чапаев а не с бумажками возиться

2. Почему я раньше этого не заметил подумал он Ведь это так очевидно

3. Спишь лежебок накинулись на него Небось и ухом не ведёшь что тут два генерала вторые сутки с голода умирают

1.Я буду сейчас играть сказал Андрей.

2. Полно врать Подавай сюда деньги или я тебя взашеи прогоню прервал я строго

3.Он воскликнул Как прекрасен вид из окна

1.Я командовать приехал заявил Чапаев а не с бумажками возиться

2. Почему я раньше этого не заметил подумал он Ведь это так очевидно

3. Спишь лежебок накинулись на него Небось и ухом не ведёшь что тут два генерала вторые сутки с голода умирают

1.Я буду сейчас играть сказал Андрей.

2. Полно врать Подавай сюда деньги или я тебя взашеи прогоню прервал я строго

3.Он воскликнул Как прекрасен вид из окна

1.Я командовать приехал заявил Чапаев а не с бумажками возиться

2. Почему я раньше этого не заметил подумал он Ведь это так очевидно

3. Спишь лежебок накинулись на него Небось и ухом не ведёшь что тут два генерала вторые сутки с голода умирают

        

ФИ

ФИ

Повторение- мать учения

Повторение- мать учения

Исследование

Исследование

Умею работать самостоятельно

Умею работать самостоятельно

Составить схему диалога

Составить схему диалога

Готовимся к ГИА

Готовимся к ГИА

Рефлексия  Итого

Рефлексия

ФИ

ФИ

Повторение- мать учения

Повторение- мать учения

Исследование

Исследование

Умею работать самостоятельно

Умею работать самостоятельно

Составить схему диалога

Составить схему диалога

Готовимся к ГИА

Готовимся к ГИА

Рефлексия

Рефлексия

ФИ

ФИ

Повторение- мать учения

Повторение- мать учения

Исследование

Исследование

Умею работать самостоятельно

Умею работать самостоятельно

Составить схему диалога

Составить схему диалога

Готовимся к ГИА

Готовимся к ГИА

Рефлексия

Рефлексия

        

ФИ

ФИ

Повторение- мать учения

Повторение- мать учения

Исследование

Исследование

Умею работать самостоятельно

Умею работать самостоятельно

Составить схему диалога

Составить схему диалога

Готовимся к ГИА

Готовимся к ГИА

Рефлексия

Рефлексия

ФИ

ФИ

Повторение- мать учения

Повторение- мать учения

Исследование

Исследование

Умею работать самостоятельно

Умею работать самостоятельно

Составить схему диалога

Составить схему диалога

Готовимся к ГИА

Готовимся к ГИА

Рефлексия

Рефлексия

ФИ

ФИ

Повторение- мать учения

Повторение- мать учения

Исследование

Исследование

Умею работать самостоятельно

Умею работать самостоятельно

Составить схему диалога

Составить схему диалога

Готовимся к ГИА

Готовимся к ГИА

Рефлексия

Рефлексия

Прямая речь

Косвенная речь

1. Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин)

2. «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин)

3. «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов)

4. «Посвети барину», – сказал Бирюк девочке.  (Толстой)

Прямая речь

Косвенная речь

1. Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин)

2. «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин)

3. «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов)

4. «Посвети барину», – сказал Бирюк девочке.  (Толстой)

Прямая речь

Косвенная речь

1. Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин)

2. «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин)

3. «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов)

4. «Посвети барину», – сказал Бирюк девочке.  (Толстой)

Прямая речь

Косвенная речь

1. Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин)

2. «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин)

3. «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов)

4. «Посвети барину», – сказал Бирюк девочке.  (Толстой)

Прямая речь

Косвенная речь

1. Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин)

2. «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин)

3. «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов)

4. «Посвети барину», – сказал Бирюк девочке.  (Толстой)

Прямая речь

Косвенная речь

1. Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин)

2. «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин)

3. «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов)

4. «Посвети барину», – сказал Бирюк девочке.  (Толстой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока-диалога по теме "Движение тела по наклонной плоскости"

В презентации представлена разработка урока - диалога продуктивного действия по теме "Движение тела по наклонной плоскости" в рамках системы развивающего обучения....

Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.

Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....

Урок-диалог на тему: «Когда еще снится радуга…»

Урок-диалог на тему: «Когда еще снится радуга…»...

Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».

Статья для конференции  по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными во...

Тема урока: «Зорко одно лишь сердце». «Диалог с двадцатым веком» (на основе «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва и сказки-повести «Маленький принц» А. де С.-Экзюпери).

Министерство образования  Российской ФедерацииМуниципальное казенное  образовательное учреждение  1 – Абрамовская средняя общеобразоватеьная школа Таловского района Воронежской области....

Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе на тему: «Произведения великих русских писателей – лучший учебник родного языка»

Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе, организованный с привлечением литературного материала, заключает в себе большие возможности для активизации внимания учащихся в отношении темы диалога, ве...

Тема урока: «Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека. Подтема: «Возможен ли диалог ценностей?»

Цель: Сохранить через диалог нравственных ценностей историческую память о заступниках земли Русской, причисленных Русской Православной Церковью к лику Святых и пробуждать актуальное желание служить н...