План урока по теме «Имя числительное»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
План урока по теме «Имя числительное»
6 Б класс, 24 человека
УМК: Русский язык, 6 класс, А.Г.Разумовская
Оснащение: доска, мультимедийный проектор, презентация PowerPоint, раздаточный материал, компьютер, учебник.
Тип учебного занятия: урок - обобщение
Цель урока: обобщить сведения об имени числительном.
Задачи:
- Практические: уметь определять разряд числительных и их тип по строению, тренировка ранее введенного грамматического материала; практика учащихся в применении навыков
- Развивающие: развитие памяти, мышления, воображения; развитие умения работать самостоятельно, развитие творческих способностей.
- Воспитательные: воспитать уважение и любовь к родному языку и Родине, формирование навыков интеллектуального труда; дальнейшее формирование интереса к предмету; воспитание трудолюбия и активности, самостоятельности.
- общеобразовательные: - расширение словарного запаса; - систематизация, обобщение и закрепление пройденного материала; - расширение общего кругозора.
Ход урока:
Организационный момент: 2 минуты.
Орфографическая работа (закрепление темы «Правописание приставок «пре» и «при»»): 3 минуты. Вставить пропущенные буквы в слова: превосходный, причудливый, преобразовать, прилежный, приближаться, приукрасить, признание, претворить в жизнь, придать вид, преклоняться (уважать), преискусный, преобладать. (3-4 слайд презентации)
Повторение теории об имени числительном (слайд 5). (2 минуты)
Ответы на вопросы:
Учитель:- что такое имя числительное?
- Как отличить имя числительное от других частей речи?
- Какие группы числительных по составу вы знаете (простые, составные, сложные)?
- Назовите разряды числительных (количественные, порядковые собирательные)?
Основная часть урока: 29 минут.
Коллективная работа с текстом (раздаточный материал). Учащиеся читают текст, находят имена числительные, определяют разряд, записывают числительные словами в тетрадь, делая устный морфологический разбор. (Текст №1 о Байкале)
Учитель: Прочитайте текст, из первого абзаца выпишите числительные.
Дается время на быстрый просмотр текста.
Учитель: Какие числительные вы нашли?
Учащиеся: около 730 метров, 1637, в 1996 году, 8000, 150000, около 19%, на глубине 40 метров, 2/3 которых.
Учитель: Давайте вспомним морфологический разбор данных числительных.
Учащиеся:730 - количественное, составное, употреблено в форме Родительного падежа, 1637 – количественное, составное, форма Именительного падежа, в 1996 году – порядковое, составное, и т.д.
Учитель: Расскажите о правописании Ь в этом числительном (1637).
Учащиеся отвечают на вопрос.
Учитель: Каким членом предложения является числительное «1996»?
Учащиеся: Определение.
Учитель: Давайте вспомним историю происхождения слова «миллион»?
Учащиеся: Слово придумал Марко Поло – тысяча тысяч.
Учитель: Почему Ь не пишется в числительных 8000 и 150000 после шипящих (после «ч»)?
Учащиеся: Тысяча склоняется как существительное первого склонения, Ь после шипящих не пишется.
Учитель: Расскажите о падежных формах числительного 40.
Учащиеся: Существует только 2 формы: сорок – сорока.
Учитель: Какие еще числительные отличаются от других количеством падежных форм?
Учащиеся: Полтора, полтораста, девяносто.
Учитель: К какому разряду они относятся?
Учащиеся: Количественные.
Учитель: Как склоняются дробные числительные 2/3( две третьих)?
Учащиеся: Первая часть - как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе.
Учитель: Просклоняйте числительное 2/3 устно.
Учащиеся: Р.п – двух третьих, Д.п – двум третьим, Т.п – двумя третьими, П.п – о двух третьих.
Учитель: Определите каким изобразительно-выразительным средством является выражение: могучий Байкал, седая гора, одинокий Байкал. (Эпитеты)
Учитель: Какие еще средства позволяют автору точно и выразительно передать свои мысли и чувства? Найдите их в легенде.
Ответы: зарыдали горы, почернело от горя небо, ветер выл, бесновалось море, Байкал ударил по горе – олицетворения, водой-слезой – метафора, богатые жертвы – эпитет, синеглазая Ангара – эпитет.
Учитель: Какие новые слова вы нашали в тексте? Значения каких слов вам не понятны?
Ответы: ЮНЕСКО- Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Эндемик- в биологии растение или животное, проживающее лишь в одном определенном районе мира.
Ительмены - один из древнейших, но, к сожалению, малочисленных народов Севера.
Гейзер- источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара.
Вандал- тот, кто намеренно или вследствие невежества разрушает собственность, принадлежащую другому лицу или обществу
Термофильный- данный термин применяется для описания организмов, главным образом бактерий, которые лучше растут при температуре 48-85° С.
Учитель: Мы завершаем знакомство с прекрасным озером Байкал. Давайте запишем в тетрадь-копилку красивые словосочетания: одно из самых известных мест, удивительное по красоте, полный тайн и загадок, поражающий воображение, фантастическое место.
Записывают в тетрадь.
Физкульт минутка – 2 минуты.
Учитель: А теперь познакомимся с еще одним чудом России – Долиной Гейзеров.
Прочитайте текст, выпишите словами словосочетания «сущ + количественное числительное».
Учащиеся: 200 км, более 20 гейзеров, из 42 гейзеров, 13 гейзеров.
Учитель: Что такое гейзер?
Ответы учащихся.
Учитель: Выписать из текста словосочетания «порядковое числит.+сущ).
Ответы учащихся: в 1934 году, на 30 июля 2007 года.
Учитель: Вспомните особенности склонения числительного две тысячи седьмой год. Устно просклоняйте.
Ответы учащихся.
Учитель: Объясните расстановку знаков препинания в выделенных предложениях.
Ответы учащихся.
Учитель: найдите в тексте части речи с числовым значением.
Ответы учащихся: пара дней, десяток.
Учитель: Какие это части речи? В чем их отличие от числительных? (числительные можно записать цифрами)
Учитель: Назовите разряд числительных, о которых не шла речь на уроке? (оба, обе) Объясните правописание окончаний. Устно просклоняйте эти числительные.
Ответы учащихся.
Учитель: Придумайте предложения, в которых можно сделать вывод о двух текстах, используя числительные «обе, оба» и копилку для речи. Например, «Оба текста рассказывают об уникальных местах нашей необъятной страны» или «В обоих текстах звучит мысль: надо беречь окружающую среду, не разрушать уникальный мир природы». И зачитайте.
Подведение итогов: 5 минут.
Учитель: О чем заставляют задуматься оба текста?
Ответы учащихся
Учитель: В современном русском языке числительных – великое множество, частое обращение к числам требует их упорядоченного использования. Соблюдение грамматических и речевых норм в употреблении имен числительных способствует сохранению «живого великорусского языка». Бережное отношение к русскому языку – это и есть экология языка. Бережено относиться надо не только к языку, но к окружающей среде. Мы узнали об уникальных по красоте, фантастических, знаменитых местах России: озере Байкал и долине гейзеров. Но к сожалению человек сам, вторгаясь в мир природы, губит эту красоту. Мне хотелось бы, что бы вы берегли и ценили все, что создала природа и с восхищением могли бы сказать: «Как прекрасен этот мир! Как замечательна наша страны?»
Домашнее задание (2 минуты): Написать мини-сочинение об одном из 7 чудес России, используя слова из копилки.
Индивидуальное задание: составить презентацию об одном из чудес России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_imya_chislitelnoe.ppt | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - экскурсия. Обощающий урок по теме "Имя числительное"
Данный материал предназначен для закрепления....
Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»)
Представляется методическая разработка урока русского языка по теме:«Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»). Эт...
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"
Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...
План урока по теме: "Хүв медүлгч тоолгч нерн" (дробное числительное)
Это один из заключительных уроков по теме:"Числительное". На этом уроке закрепляются знания по всем разрядам числительного, а также дается новый материал о дробных числительных. Тема интересна тем, чт...
Обобщающий урок по теме «Имя числительное» (6 класс) Урок общеметодологической направленности
Обобщающий урок по теме «Имя числительное» (6 класс) Урок общеметодологической направленностиЦели урока:Деятельностная: формирование способности к систематизации и обобщению изученных знаний как...
План-конспект открытого урока по теме «Животные. Числительные» Класс: 3 «А»
Практическая цель: Совершенствование полученных лексико-грамматических навыков по темам «Животные. Числительные» («Furry friends», «Numbers»)....
Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"
Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...