Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Представляется методическая разработка урока русского языка по теме:«Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»). Эта тема изучается в разделе «Морфология».
Данный урок проходил в 6 классе «А» (гимназическом), где обучение русскому языку проходит по программе В.В. Бабайцевой.
Цели и задачи урока:
- систематизировать и обобщить знания по теме;
- развитие орфографической зоркости, умения обосновывать правильность выбора орфограммы при написании числительных;
- развивать умение грамотно выражать свои мысли;
- закрепить умение употреблять числительные в речи;
- воспитывать любовь к родному городу.
Урок является обобщающим, поэтому требовал более высокий уровень знаний, умений и навыков, развития творческих способностей учащихся. Создание творческой атмосферы и доверительной обстановки на уроке обеспечивало усвоение материала учащимися на более высоком уровне. Наличие проблемных вопросов, способствовало созданию поисковых ситуаций, требующих сопоставления, сравнения, обобщения.
Этапы данного урока соответствуют структуре обобщающего урока:
- организационный момент;
- вступительное слово учителя, в котором было подчеркнуто значение материала изученной темы и сообщена цель урока;
- выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера;
- проверка выполнения работ, необходимая корректировка;
- формулирование выводов по изученному материалу;
- оценка результатов урока;
- подведение итогов;
- задание на дом.
На уроке были использованы активные методы обучения, обеспечивавшие разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе обобщения изученного материала: использование знаний и опыта учащихся, диалоги, групповая форма организации работы, вовлечение в процесс обучения всех органов чувств, игровая форма обучения.
На уроке было использовано мультимедийное оборудование.
Учащиеся активно работали на уроке, видно было, что им нравится такой тип урока. Были выставлены хорошие оценки. Урок достиг цели.
Урок проводился во время предметной недели в школе. Учителя, присутствовавшие на уроке, отметили, что содержание урока позволило в полной мере реализовать как образовательный, так и воспитательный потенциал материала урока. Реализация поставленных целей и задач происходила на уроке в процессе постоянно сменяющихся учебных ситуаций и в использовании учителем различных методических приёмов.
Данная работа заняла I место на XII-ом Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» по гуманитарному направлению, который проходил в г. Москве в ноябре 2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий к уроку "Заочная экскурсия по Москве" | 60 КБ |
Презентация к уроку "Заочная экскурсия по Москве" | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 6 «А» классе
«Заочная экскурсия по Москве»
(Обобщающий урок по теме «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»)
Тип урока: систематизация и обобщение знаний по теме.
Цели урока: - систематизировать и обобщить знания по теме;
- развитие орфографической зоркости, умения обосновывать правильность выбора орфограммы при написании числительных;
- развивать умение грамотно выражать свои мысли;
- закрепить умение употреблять числительные в речи;
- воспитывать любовь к родному городу.
Вид урока: заочная экскурсия;
Оборудование: карта-схема Москвы, рисунки, тексты, раздаточный материал, проектор.
Перед началом урока звучит музыка О. Газманова о Москве.
УЧИТЕЛЬ:
Ребята, мы с вами закончили изучать тему «Имя числительное». Сегодня у нас есть возможность ещё раз убедиться в том, как необходима эта часть речи. Для этого я приглашаю вас совершить увлекательную экскурсию по Москве. Она будет длиться 1 урок, т.е. 45 минут. В поездке вы должны быть очень внимательными, так как по окончании экскурсии вам нужно будет рассказать о своих впечатлениях. Для начала давайте разберёмся в том, что такое «экскурсия».
Ученики дают разное толкование. Ответ подготовленного ученика.
«Экскурсия» - это
1. Посещение (обычно коллективное) достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем – либо;
2. Организованный, сопровождаемый объяснением, показ чего-либо, проводимый по определённому плану с образовательной или ознакомительной целью.
УЧИТЕЛЬ:
Сегодня мы совершим образовательную экскурсию. Для этого у нас есть всё необходимое. У вас на столах лежат буклеты, по которым можно будет узнать о наших остановках, о также «Путевые листки», где вы будете делать необходимые записи.
Мы поговорим о географическом положении города, о его прошлом, проедем по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имена числительные очень важны в нашей речи, без них трудно обойтись, общаясь друг с другом.
Нашу заочную общеобразовательную экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе.
2 ученика выходят с изображением автобуса. Рассказывают в 2-3 предложениях о нём с использованием числительных
(описание, технические характеристики).
УЧИТЕЛЬ:
Вот на таком автобусе мы и отправляемся в путь. У нас сегодня роль экскурсовода будут выполнять разные ученики.
НА ЭКРАНЕ появляются картинки: Москва, центр, герб.
ЭКСКУРСОВОД-1 (читает текст, потом садится на место)
Москва – столица Российской Федерации, административный, исторический и культурный центр страны. Девятое столетие стоит она на русской земле на 7 холмах. Первое упоминание о городе относится к 1147 году. Москва расположена в европейской части России на Москве-реке. Площадь столицы свыше 1 тысячи км2.
Символом столицы стал Кремль, территория которого защищена 20 башнями.
УЧИТЕЛЬ:
Пожалуй, всё, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем всё об имени числительном как части речи.
- Какие бывают числительные по значению?
- Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
- А чем отличаются порядковые числительные от прилагательных?
Ответы учеников.
УЧИТЕЛЬ:
Наш автобус сделал первую остановку Встречающиеся в тексте СС «сущ.+числ.» занесите в нужные графы таблицы. Запишите каждое числительное прописью. Запись ведите а аккуратно.
Ученики работают 3 мин.
УЧИТЕЛЬ:
Назовите порядковые числительные в тексте. (Первое, девятое). Как склоняются порядковые числительные?
Устно склоняют.
НА ЭКРАНЕ: набережная Москвы-реки.
УЧИТЕЛЬ:
Наш автобус продолжает путь. Мы едем по набережной Москвы-реки. Где
берёт начало Москва-река? С этим вопросом обратимся к нашему экскурсоводу.
ЭКСКУРСОВОД-2:
Москва-река берёт своё начало на Смоленско-Московской возвышенности. Устье реки лежит на 58м ниже уровня океана. Москва - река принимает около 92 притоков. Общая протяжённость реки более 473 квадратных километров. К бассейну Москвы-реки примыкают 362 реки и около 550 ручьёв.
УЧИТЕЛЬ:
Сделаем небольшую остановку. Продолжим нашу запись в путевом листке.
Запишем СС с числительными из текста. Вспомним орфограмму. В каких числительных пишется Ь знак в середине? Приведите примеры из текста. (Семьдесят).
УЧИТЕЛЬ:
Трогаемся в путь. Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 км в час, чтобы всё успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км\час. На трассе наш автобус идёт со скоростью до 70-ти и даже 80-ти км\час.
Скажите, какой вопрос спрятан в тексте, который я только что прочла? О каких числительных идёт речь и в чём их особенность?
Ответ: О склонении числительных от 50 до 80.
УЧИТЕЛЬ:
Пока наш автобус двигается медленно, запишите числительное 50 в Т.п. и П.п. (Дети выполняют). У меня к вам вопрос. Слова, обозначающие 20, 30, 50, 60. 70, 80, похожи между собой: два+дцать; три+дцать и т.д. Почему слово СОРОК не похоже ни на одно из них? Как появилось числительное 40?
ОТВЕТЫ.
УЧИТЕЛЬ:
Ребята, мы вот сейчас едем на комфортабельном автобусе, а знаете ли вы, когда появился в Москве первый автобус? Давайте спросим у экскурсовода.
НА ЭКРАНЕ: изображение первого автобуса.
ЭКСКУРСОВОД-3:
Первые электрические автобусы в России были построены в 1901 году на московском заводе «Дукс». Новые автобусы Москвы имели всего 10 мест и могли развивать скорость до 20 км/час и имели запас хода 60 км. В Москве автобусное движение впервые было открыто 13 августа 1908 года.
УЧИТЕЛЬ:
В каком падеже употребляются названия месяцев в СС с порядковым числительными?
Ответ учеников с приведением примеров.
НА ЭКРАНЕ: карта-схема города.
УЧИТЕЛЬ:
Давайте посмотрим на карту – схему города. Большие площади, широкие набережные, чёткая композиция улиц и проспектов придают великолепный вид столице. Слово нашему экскурсоводу.
ЭКСКУРСОВОД-4:
Москва делится на 10 округов. В городе насчитывается более З500 улиц, проспектов и переулков. На территории города 800 бульваров, 700 скверов, 84 парка.
Самый короткий московский бульвар – Стретенский (около 314) метров), самый широкий – Страстной (около 123 метров), самый длинный – Тверской (около 875 метров).
УЧИТЕЛЬ:
А вы знаете, ребята, ведь есть в Москве улицы, названия которых содержат имена числительные. Давайте, пока наш автобус едет, вспомним и назовём эти улицы.
ОТВЕТЫ учеников:
Первый Басманский переулок; Улица 8 Марта; 2-я Басманская улица;
Первый Крутитский переулок; Улица 1905 года;
проспект 40 лет Октября и т.д.
УЧИТЕЛЬ:
Продолжим нашу экскурсию.
НА ЭКРАНЕ: картинки с изображением жителей Москвы.
ЭКСКУРСОВОД-5:
Москва – крупный населённый город России. В 1350 году в Москве проживало примерно 30000 тысяч человек. К началу ХV века население увеличилось примерно в 1,5 раза. На 1 января 2011 года население Москвы составило 11551930 человек.
Средний рост москвича около 170 см, москвички – 158. Рост молодых людей выше, пожилых – ниже. Москва – многонациональный город. Здесь проживает более 15 национальностей.
УЧИТЕЛЬ:
Определите стиль текста. (Публицистический). Докажите. (Точные сведения, данные, факты).
Куда в путевом листке мы можем записать числительное 1,5 раза? (Ответ).
Разберите предложение «Здесь проживает более 15 национальностей». Чем выражено подлежащее?
Ребята, а что вы знаете об истории числительного МИЛЛИОН? А как оно пишется?
ОТВЕТЫ дети подготавливали дома. Объясняют 2-3 ученика.
УЧИТЕЛЬ:
Продолжаем наше путешествие. Сейчас мы с вами направляемся в гости к братьям нашим меньшим. Мы подъехали к зоопарку.
НА ЭКРАНЕ: Зоопарк с единственной записью у входа.
УЧИТЕЛЬ:
Странно, а нас никто не встречает, нет экскурсовода. Придётся самим разбираться. Я думаю, вам это сделать будет нетрудно. Мы будем подходить к вольерам и знакомиться с их обитателями.
Читает любой ученик.
Ученик-1:
Московский зоопарк основан в 1864 году. На его территории проживает более 1000 видов животных, что составляет более 6000 особей. В зоопарке насчитывается 175 видов и 1386 экземпляров млекопитающих.
На экране появляется картинка.
Ученик-2: Полосатая гиена, продолжительность её жизни составляет 23-24 года.
На экране появляется картинка.
Ученик-3: В 2009 году сюда были Завезены сурикаты из ЮАР. У молодой мамаши родилось четверо больших и крепких малышей весом в 30 грамм.
На экране появляется картинка.
Ученик-4: На территории зоопарка в большом здании, построенном в восточном стиле, проживают три азиатских слона: один самец и две самки. Эти слоны приехали из Вьетнама в 1985 году.
На экране появляется картинка.
Ученик-5: Жираф Самсон родился в Ленинградском зоопарке в 1993 году. Самсон является одним из символов зоопарка.
УЧИТЕЛЬ:
Назовите собирательное числительное, которое встретилось в тексте. (ЧЕТВЕРО)
- С помощью чего образуются собирательные числительные?
- Приведите пример с собирательным числительным.
- Что вы можете рассказать о собирательных числительных ОБА, ОБЕ?
Заполните, пожалуйста, нужные графы в путевом листке.
Дети выполняют задание.
УЧИТЕЛЬ:
Образовалась на дороге небольшая пробка. Чтобы не было скучно в долгом, утомительном ожидании, давайте вспомним фильмы, в которых встречаются числительные.
Предполагаемые ответы учеников: «Три+Два»,
«Трое в лодке, не считая собаки» и т.д.
УЧИТЕЛЬ:
Едем дальше.
НА ЭКРАНЕ: коллаж с изображением вузов Москвы
ЭКСКУРСОВОД:
Москва – многонациональный город. Здесь проживает более 15 национальностей. В Москве свыше 250 вузов, в том числе МГУ, консерватория, более 100 музеев, свыше 140 профессиональных театров.
УЧИТЕЛЬ:
Мы подъехали к РУДН. Посмотрите, стоит группа студентов!. Давайте подойдём к ним и спросим, откуда они, и, если можно будет, сфотографируемся: они такие красивые!
СЦЕНКА на 2-3 минутки. Стоят студенты-иностранцы в национальных костюмах. К ним подходят ученики (2-3ч.), поздоровавшись, начинают спрашивать, откуда они, на каком факультете, курсе учатся, сколько им лет, когда приехали в Москву и т.д. Раздаётся сигнал автобуса.
Попрощавшись, дети расходятся.
УЧИТЕЛЬ:
Итак, что мы сегодня интересного узнали на уроке?
Дети отвечают.
(Можно задать вопросы по экскурсии: год основания Москвы,
о протяжённости реки Москва и т.д.)
УЧИТЕЛЬ:
Путевые листки нужно будет сдать на проверку диспетчеру экскурсионного бюро. Закончилась наша познавательная экскурсия по Москве, в ходе которой вы многое узнали не только о ней, но и систематизировали свои знания о сложной и интересной части речи – имени числительном. Благодарю вас за активное участие.
Выставление оценок. Запись домашнего задания: написать свои впечатления об экскурсии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Москва – столица Российской Федерации, административный, исторический и культурный центр страны. Девятое столетие стоит она на русской земле на 7 холмах. Первое упоминание о городе относится к 1147 году. Москва расположена в европейской части России на Москве-реке. Площадь столицы свыше 1 тысячи км 2 . Символом столицы стал Кремль, территория которого защищена 20 башнями.
Москва-река берет свое начало на Смоленско-Московской возвышенности . Устье реки лежит на 58 м ниже уровня моря. Москва-река принимает около 92 притоков. Общая протяженность реки более 473 км 2 . К бассейну Москвы-реки примыкают 362 реки и около 550 ручьёв.
Первые электрические автобусы в России были построены в 1901 году на московском заводе « Дукс ». Новые автобусы Москвы имели всего 10 мест и могли развивать скорость до 20 км/ч. Они имели запас хода 60 км. В Москве автобусное движение впервые было открыто 13 августа 1908 года.
Москва делится на 10 округов. В городе насчитывается более 3500 улиц, проспектов, переулков. На территории города 800 бульваров, 700 скверов, 84 парка. Самый короткий московский бульвар - Сретенский (около 314 м), самый широкий – Страстной (около 123 м), самый длинный – Тверской (около 875 м).
Москва – крупный населенный город России. В 1350 году в Москве проживало примерно 30 000 человек. К началу XV века население увеличилось примерно в 1,5 раза. На 1 января 2011 года население Москвы составило 11 551 930 человек. Средний рост москвича около 170 см, москвички – 158. Рост молодых людей выше, пожилых – ниже. Москва – многонациональный город. Здесь проживает свыше 100 национальностей.
Московский зоопарк был основан в 1864 году. На его территории проживает более 1 000 видов животных, что составляет более 6 000 особей. В зоопарке насчитывается 175 видов и 1386 экземпляров млекопитающих.
Сурикат из ЮАР. 2009 год. Четверо малышей.
Слоны из Вьетнама, 1985 год. До 80-ти лет.
Жираф Самсон, 1993 год. Символ зоопарка.
Москва – научный центр России. В Москве насчитывается свыше 250 ВУЗов, в том числе МГУ им. Ломоносова, Московская государственная консерватория им. Чайковского; более 100 музеев, свыше 140 профессиональных театров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Открытый урок по русскому языку 9 класс сложное предложение и его виды
открытый урок по русскому языку...
Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)
Занимательный материал поможет учащимся вспомнить сведения об имени существительном и не даст им скучать на уроке....
Открытый урок по русскому языку 6 класс по теме "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
Урок составлен к учебнику С.И.Львовой,В.В. Львова...
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему "Имя существительное" (урок-обобщение)
Конспект открытого урока...