Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Безличные глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_rus.yazyka.doc | 855.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 156
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»
МБОУ СОШ № 156
г. Новосибирск, ул. Гоголя, 35-а, тел. 224-75-29, E-mail: sсh_156_nsk@nios.ru
Окружной конкурс профессионального мастерства педагогов
«Современный урок»
Материалы
Натальи Алексеевны
Федоровой,
учителя русского языка и литературы
План-конспект урока по учебнику «Русский язык. 5 класс».
Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва, Н.А. Исаева
Технологическая карта изучения темы
Ф.И.О. учителя | Федорова Наталья Алексеевна | |
Класс | 5 | |
Тема | Безличные глаголы | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний | |
Цели как деятельность учеников |
| |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Научиться находить в предложениях безличные глаголы, определять их грамматические признаки, разграничивать личные формы глаголов и личные формы глагола в безличном значении; учиться использовать безличные глаголы в речи | Личностные результаты
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
| |
Основные понятия | Безличные глаголы, личные глаголы в безличном значении, сказуемое | |
Используемые технологии | Технология проблемно-диалогического обучения Информационно-коммуникационные технологии Технология оценивания успехов учащихся (ТОУУ) | |
Ссылка на размещение материала на личном сайте | ||
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Литература | Индивидуальная Фронтальная Работа в парах | Учебник Интерактивная доска «INTERWRITE» Разработка урока в программе Interwrite Workspace (для интерактивной доски). Предметный диск «Русский язык и литература» Программа виртуальная он-лайн доска (бесплатный ресурс по адресу https://realtimeboard.com) Сигнальные карточки |
RealtimeBoard - виртуальная он-лайн доска, позволяющая совместно работать нескольким пользователям на одной доске. Можно возвращаться к написанному ранее, редактировать. Подходит для создания интерактивных плакатов, презентаций, схем, удобно использовать для технологии мозгового штурма. Можно добавлять текст, иллюстрации, документы с Диска Google. Можно комментировать. Публичные доски доступны без регистрации. |
Использование ИКТ направлено на решение следующих задач:
Учитель | Ученик |
|
|
Характеристика класса
5 «Б» класс обучается по ФГОС ООО (пилотное введение).
Классный коллектив сформирован в 2013 году.
Этапы урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1-й этап. Организационно-мотивационный | ||||||
Приветствует присутствующих, мотивирует на работу | Готовятся к уроку, проверяют наличие учебных пособий | Осуществлять самоконтроль, настраиваться на работу | ||||
2-й этап. Актуализация знаний | ||||||
Предлагает проанализировать предложения на доске, поработать с глаголами, | Читают предложения, определяют, из какого они текста, проводят анализ | Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного); систематизировать и преобразовывать информацию; осуществлять актуализацию полученных ранее знаний | Выразительно читают, задают вопросы | Владеть навыками выразительного чтения, монологической и диалогической речи | Составляют план действий по отнесению слова к части речи на основе признаков | Составлять план |
3-й этап. Постановка проблемного вопроса урока | ||||||
Моделирует проблемную ситуацию с затруднением, организует работу учащихся | Пытаются выполнить задание учителя, но испытывают затруднение | Осознавать противоречие, фиксировать затруднение, определять | Задают вопросы | Вести диалог | Наблюдают над языковым материалом, формулируют проблему урока | Высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать проблему урока |
4-й этап. Открытие новых знаний | ||||||
Организует работу по составлению кластера, фиксирует его на странице урока; организует работу в парах над упражнением №638, 639; предлагает построить устный ответ по плану и оценить свой ответ | Выдвигают гипотезы, составляют кластер на странице урока, знакомятся с информацией в учебнике, преобразуют информацию из сплошного текста в схему с использованием ИКТ | Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим) и технологий продуктивного чтения. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. извлекать информацию из таблицы, преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст, план, схему) | Работают в парах, составляют ответ по плану | Свободно излагать свои мысли в устной форме; работать в парах, оказывать друг другу помощь, координировать действия; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения | Определяют цель, планируют работу | Искать пути решения проблемы; прогнозировать, корректировать свою деятельность; осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
5-й этап. Развитие учебно-языковых и речевых умений | ||||||
Организует игру «Превращения» | Моделируют предложения в соответствии с поставленной задачей | Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; владеть приёмами отбора и систематизации материала | Читают полученные варианты предложений | Уметь полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнением других | Осуществляют коррекцию, самоконтроль и взаимоконтроль | Понимать и осуществлять поставленную учебную задачу, итоговый и пошаговый контроль по результату |
6-й этап. Итоги урока | ||||||
Проводит диктант с сигнальными карточками; предлагает ученикам проанализировать свою работу на уроке, оценить, что получилось, какие вопросы ещё остались, как их можно решить | Анализируют предложения, выбирают нужный вариант сигнальной карточки, поднимают вверх. Анализируют работу на уроке, работают с планом, составленным в начале урока | Учиться делать выбор. Анализировать, делать выводы | Выслушивают мнения одноклассников | Уметь слушать, сравнивать собственное мнение с мнением окружающих | Подводят итоги своего участия в работе и определяют свой вклад в общее дело. Проводят самооценку | Соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы |
7-й этап. Домашнее задание | ||||||
Объясняет домашнее задание, публикует его в информационной системе «Дневник. ру». Предлагает разноуровневые задания для учащихся | Самостоятельно определяют уровень для выполнения домашнего задания | Осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения | Слушают и уточняют задание, задают вопросы | Формулировать вопросы на заданную тему, выражать своё отношение к проблеме | Планируют свои действия в соответствии с самооценкой | Продуктивно осуществлять саморегуляцию |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Доска, оборудование |
1-й этап. Организационно-мотивационный 1 мин | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Мотивация на работу | ||
2-й этап. Актуализация знаний | Прочитайте предложения
- Вспомните, из какого текста подобраны предложения? -Какую большую грамматическую тему мы изучаем? -Давайте найдем в этих предложениях глаголы и определим их синтаксическую роль. Как будем действовать? - Определите, в какой форме стоит глагол в 1 предложении? | Сказка-быль М.Пришвина «Кладовая солнца» - Глагол - Найдем в предложении слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопрос что делать? что сделать? 1 ученик работает у доски, остальные – по карточкам - В форме 3 лица единственного числа | Предложения на доске и на карточках у учеников На странице урока приведены предложения |
3-й этап. Постановка проблемного вопроса урока (ситуация с затруднением) | - Поставьте этот глагол в форму 1 лица единственного числа и в форму 2 лица множественного числа - Почему вы не смогли справиться с заданием? Что вызвало затруднение? - Действительно, эти глаголы особенные. Предположите, основываясь на своих наблюдениях, как они могут называться? -Молодцы, вы правильно сформулировали тему, давайте запишем её в тетрадь | Испытывают затруднение, так как не могут выполнить задание -Невозможно определить, кто совершает это действие, форму личных местоимений подставить нельзя Выдвигают версии Записывают в тетрадь тему «Безличные глаголы» | Тема записана на странице урока |
4-й этап. Открытие новых знаний | - Определите, что нам нужно будет сделать, чтобы познакомиться с этой группой глаголов? Какие ваши предложения? - Выполним упражнение 638. Работаем в парах. Прочитайте текст из «Справочника по русскому языку». Ваша цель – получить новую информацию о безличных глаголах. Представьте новую информацию в виде схемы. Кто попробует у доски? - Проверим работу. Ребята, задайте вопросы по схеме вашим одноклассникам? - Познакомьтесь с содержанием таблицы из упр. 639. Какую новую информацию вы получили? Почему отсутствуют безличные глаголы в столбике «совершенный вид»? - Поставьте данные в таблице глаголы в начальную форму. -Как изменяются безличные глаголы? Составьте два предложения с безличными глаголами из таблицы и запишите их в тетрадь. - Используя материал на диске, подготовьте ответ по теме «Безличные глаголы» -Вернёмся к нашему кластеру. На какие вопросы мы уже ответили? Что необходимо еще сделать? | Версии учеников записываются в форме кластера - Какие значения они имеют? - Как изменяются? - В каких предложениях используются? - Какова их роль в предложении и тексте? Два ученика составляют схему у доски Задают вопросы, например: - Почему получилось две схемы? (В тексте две части, в которых говорится о формах безличных глаголов и об их значении) и др. Работают с таблицей в учебнике Используя план, готовят ответ по теме. Работа в парах. Один ученик отвечает после подготовки у доски, сам оценивает свою работу по алгоритму -Научиться находить безличные глаголы в предложениях и правильно их употреблять | Кластер на странице интерактивной он-лайн доски Схема Таблица представлена на слайде План на странице урока |
5-й этап. Развитие учебно-языковых и речевых умений | - Поиграем в игру «Превращения». Превратите личные глаголы в безличные. Подчеркните безличные глаголы как члены предложения, определите время. Ветер дует в окно. – В окно дует. Гроза зажгла дерево. – Грозой зажгло дерево. Ветер сломал осину. – Ветром сломало осину. Липы сладко пахнут. – Сладко пахнет липами. | Записывают полученные предложения, выполняют языковой анализ | |
6-й этап. Итоги урока | -Обобщим наши знания, выполнив диктант с сигнальными карточками ( на одной карточке – смайлик, на другой – пустой овал) 1.Приближался рассвет. 2.Вечерело. 3.Весь день идёт дождь.4.Как быстро рассвело! 5.Мне долго не спалось. 6.Сегодня все хорошо работали! 7. В ушах зазвенело. - Возвращаемся к нашему плану. Чему вы на уроке научились? - Что оказалось трудным? - Какие ошибки вы можете допустить? | Если звучит предложение с безличным глаголом, поднимают карточку с овалом, если с личной формой глагола – карточку со смайликом. Осуществляют контроль деятельности. | Страница с кластером |
7-й этап. Домашнее задание | - Поработать с он-лайн доской, подготовить устный ответ по плану (упр.640) Задание на выбор Составить три предложения с безличными глаголами, определить их форму или подобрать предложения с безличными глаголами из изученных в 5 классе художественных произведений | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...
Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"
Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....