Урок "Описание предмета"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок развития речи, который позволяет продолжить работу по развитию творческих способностей и образного мышления школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_predmeta.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Урок русского языка по развитию речи
тема «Описание предмета».
Цель:
- Закрепить понятие типов речи «повествование», «описание»;
- Подготовка учащихся к описанию снежинок;
- Научить передавать музыкальное впечатление в высказывании;
- Продолжить работу по развитию творческих способностей и образного мышления учащихся.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Вводное слово учителя. (2 слайд)
Наблюдая за вами во время прогулки по зимнему сосновому бору, я убедилась, что вы умеете видеть красоту нашей короткой зимы. И вот сегодня мы будем заниматься необычной работой: мы будем описывать поэтический предмет.
Что это? Попробуйте отгадать.(3 слайд)
Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке румяный, под луною голубой.
Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой.
(Снег) (4 слайд)
- Беседа.
- Как вы определили, что речь идет о снеге?
- Какие части речи помогли отгадать загадку?
(дети называют глаголы и прилагательные)
- Вы правильно определили роль глаголов и прилагательных в тексте загадки: они называют действия и признаки действия о котором идет речь.
- Давайте вспомним, где мы знакомились с художественным описанием снега (в учебнике русского языка упр. 356 учебник Т.А. Ладыженская «М. Просвещение» 2006г.; картина И.Э.Грабаря «Февральская глазурь» - упр 358, упр. 367 – текст К. Паустовского)
Снег часто становится героем сказки. Мы совсем недавно читали такую сказку. (5 слайд)
Правильно, это сказка Андерсена «Снежная королева». В этой сказке Андерсена рассказывается о целом снежном царстве, где верные слуги королевы – снежинки – сопровождают ее и становятся соучастниками злых волшебных дел. А сама Снежная королева – вероятно, тоже волшебных дел – недобрая снежинка. Вот так описывает ее Андерсен:
На экране воспроизводится текст: (6 слайд)
За окнами порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя…
Задание:
Опишите Снежную королеву – самую главную из снежинок. Посмотрите, как описывает Андерсен снежинок – слуг, а потом выполните задание.
На экране воспроизводится текст: (7 слайд)
Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Это было так красиво.
Навстречу Герде несся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба – небо было совсем ясное, и в нем полыхало северное сияние, - нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились все крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие, красивые хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее и все живые. Это были передовые дозорные войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие – стоглавых змей, третьи – толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были снежными хлопьями…
- Подготовка к сочинению.
Задание 1.
Вместе отыщем в тексте и вспомним «снежные слова». Составим таблицу: (8 слайд)
Цвет снежинок | Снежный покров на взгляд и на ощупь | Звуки |
Нетронутая белизна снега, сиреневатый, золотисто-розовый, голубой, густо-синий в тени, опаловый в лунную ночь, переливающийся звездами, ослепительно блестящий на солнце… | Воздушно легкие снега, воздушная пышность, глубокий, хрупкий, ноздреватый, рыхлый, пушистый, зернистый… | Сыпался как стеклянный дождь, падающий с елки, звенел, хрустел… |
Молодцы, вы вспомнили много снежных слов.
Задание 2.
А как еще можно изобразить снег?
Правильно, красками на бумаге. (9 слайд)
Учитель на экране показывает «снежные» картины М.Грабаря «Февральская глазурь», К. Юона «Конец зимы. Полдень», И.Левитана «Март».
Посмотрите, как художник с помощью красок предает свое отношение к снегу. Мы вместе с ним любуемся и восхищаемся зимним пейзажем.
Задание 3.
А как еще можно изобразить снег?
Затрудняетесь? Послушайте и посмотрите. (10 слайд)
На экране мультфильм «Щелкунчик» по сказке Гофмана.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев». Закройте глаза и представьте, что вы попали в снежный лес…
Задание 4. (11 слайд)
Беседа о музыкальных впечатлениях:
- Какое настроение создала у вас музыка?
- Каким вы увидели лес? Снег? Небо?
- Что происходит вокруг нас?
- Опишите снежинки. Какие они?
- Опишите движения снежинок.
- Речевая ситуация.
Задание 1.
Представьте себе, что ваш друг никогда не слышал музыки Чайковского. Передайте свои впечатления от музыки Чайковского. Сделайте это так, чтобы ему захотелось услышать этот вальс и увидеть танец снежинок.
Задание 2.
Попробуйте устно передать свои музыкальные впечатления. Знаю, что почти всегда трудно начать текст. На экране высвечиваются клише. (12 слайд)
- Когда я слушаю «Вальс снежных хлопьев» П.Чайковского, я будто попадаю…
- Представляю себе…
- Чувствую…
- Вальс создает у меня…
- Музыка вальса словно…
Чтобы у вас получился красивый текст, я включу музыку. Она поможет вам.
Задание 3.
Дети работают над составлением текста на черновиках.
Задание 4.
Чтение работ учащихся, редактирование. Проверка орфографической грамотности с исправлением ошибок.
- Подведение итогов урока.
- Задание на дом «Ситуативные задания» (см. стр. 206)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Натюрморт из двух предметов на светлом фоне и маленькой яркой драпировкой. Методическая разработка по предмету живопись, 1 класс (10-12 лет) Корчагина Елена Владимировна преподаватель художественного отделения
натюрморт является одним из основных заданий в курсе предмета «Живопись». Начиная с простейших постановок «микронатюрмортов», постепенно добавляя и усложняя их в ходе обучения, решаются многие ц...
Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов для 1 - 10 классов
Комплексы ОРУ могут широко использоваться при подготовке к уроку по физкультуре....
Подготовка учащихся ОУ к осознанному выбору предмета «Технология» в качестве предмета для государственной итоговой аттестации».Проекты в образовательной области "Технология".
Выбор проекта в качестве ГИА в 9 классах. Творческое проектирование. Критерии оценки проектов. Методы контроля. Защита проектов....
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
Конспект урока письма "Слова, обозначающие предметы. Предмет и его название."
Материал содержит конспект занятия, прилагаются раздаточные материалы, презентация к уроку. А также схема-конспекта урока....
Разработка игрового занятия по информатике для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Предметы. Группы предметов".
Данная разработка представляет собою рабочую презентацию-тренажер по теме "Группы предметов", конспект занятия с детьми младшего школьного возраста или дошкольного возраста, свидетельство "Путешествен...
Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета"
Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета" .Целью урока является формирование у учащихся умения определять слова, обозначающие предм...