Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

 

Пояснительная записка.

   Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, обязательного минимума содержания общего образования (образовательная область «Филология»), а также на основе программы школьного курса русского языка для образовательных учреждений для 5-11 классов (автор-составитель С. И. Львова, -М. «Мнемозина», 2009), рассчитанной на 6 часов в неделю и на преподавание по учебнику «Русский язык. 5 класс» (авторы: С. И. Львова, В. В. Львов.-М. «Мнемозина», 2014 ), на основе учебного плана школы 2013-1014 учебного года.

   Главная задача,  которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм  современного русского литературного языка;  умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами  и интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных и творческих способностей; а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности.

   Программа реализует деятельно-системный  подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей детей. Системно- деятельностный подход в обучении, направленность на многосторонний анализ языкового факта пронизывает весь курс обучения родному языку, что отражается в предъявлении материала в программе. Отличительная особенность курса – внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родного языка.

   Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Кроме того, программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в большом использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских учёных-лингвистах. Программа составлена с учётом принципа преемственности между основными ступенями обучения. Содержание курса в средней школе максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры человека.

   Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функциии. Таким образом, в процессе изучения русского языка совершенствуются основные общеучебные компетенции: коммуникативная, информационная, организационная. Следовательно, создаются необходимые условия для реализации межпредметных связей  в процессе обучения.

   Основные идеи программы и её содержание реализуются не только в учебнике, но и в других компонентах учебно-методического комплекса: в справочниках, учебных словарях, разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

     Количество часов соответствует программным требованиям: 204 часа, т.е. 6 часов в неделю.

   В планировании предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые работы, диктанты, изложения, сочинения различных видов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_zyku_5_klass.docx70.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Чернятинская основная общеобразовательная школа Октябрьского района»

2013-2014 учебный год

«Рассмотрено»                                «Согласовано»                              Утверждаю

на заседании проблемной             зам. директора по УР                     директор школы

группы      протокол №                 _______ Е.А. Гончарук                _______ Н.А. Рыбальченко

от «__» _________ 2013 г.            «__» __________ 2013 г.              «__»  __________ 2013 г.

руководитель

__________М.С. Шукайло

Рабочая программа по русскому языку

5 класс

Косынкина Татьяна Николаевна

II категория

с. Чернятино

2013 год

Пояснительная записка.

   Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, обязательного минимума содержания общего образования (образовательная область «Филология»), а также на основе программы школьного курса русского языка для образовательных учреждений для 5-11 классов (автор-составитель С. И. Львова, -М. «Мнемозина», 2009), рассчитанной на 6 часов в неделю и на преподавание по учебнику «Русский язык. 5 класс» (авторы: С. И. Львова, В. В. Львов.-М. «Мнемозина», 2014 ), на основе учебного плана школы 2013-1014 учебного года.

   Главная задача,  которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм  современного русского литературного языка;  умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами  и интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных и творческих способностей; а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности.

   Программа реализует деятельно-системный  подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей детей. Системно- деятельностный подход в обучении, направленность на многосторонний анализ языкового факта пронизывает весь курс обучения родному языку, что отражается в предъявлении материала в программе. Отличительная особенность курса – внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родного языка.

   Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Кроме того, программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в большом использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских учёных-лингвистах. Программа составлена с учётом принципа преемственности между основными ступенями обучения. Содержание курса в средней школе максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры человека.

   Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функциии. Таким образом, в процессе изучения русского языка совершенствуются основные общеучебные компетенции: коммуникативная, информационная, организационная. Следовательно, создаются необходимые условия для реализации межпредметных связей  в процессе обучения.

   Основные идеи программы и её содержание реализуются не только в учебнике, но и в других компонентах учебно-методического комплекса: в справочниках, учебных словарях, разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

     Количество часов соответствует программным требованиям: 204 часа, т.е. 6 часов в неделю.

   В планировании предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые работы, диктанты, изложения, сочинения различных видов.

   Количество контрольных работ (диктантов, изложений, сочинений) представлено  в планировании в соответствии с программными требованиями для 5 класса:

Контрольные диктанты (контрольные работы)

Изложения

Сочинения

10

3

7

      Отдельные часы выделены на анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и контрольных работ (систематизация и обобщение материала на основе диктантов, сочинений, изложений, контрольных работ), а также на повторение изученного материала.

Основные умения и навыки.

   По фонетике и графике: определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями.

   По орфоэпии: правильно произносить гласные и согласные звуки и их сочетание в составе слов, названия букв алфавита, употребительные слова изучаемых частей речи,  в том числе термины русского языка.

   По лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться различными словарями.

   По словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать различия между однокоренными словами,  вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарём морфемного строения слов.

   По морфологии: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имён существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи; уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т.д.

   По орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных; о-ё после шипящих в корне, чередующихся а/о, е/и в корнях типа -раст-/-рос-, -мер-/-мир-; знать неизменяемые приставки, приставки на –з/-с (рас-/раз-) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные  окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ и ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами.

   По синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, количеству грамматических основ, наличию второстепенных членов; составлять простые и сложные предложения, изученных видов.

   По пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами а, и, на, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие и тире в предложениях с обобщающим словом; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении их именами существительными в именительном падеже.

   Пользоваться разными видами лингвистических словарей.

УМК по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК

1.Программа по русскому языку для 5-11 классов/ Автор-составитель: С. И. Львова. Москва. «Мнемозина», 2009 г.

2.Русский язык. Учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений./ Составители С. И. Львова, В. В. Львов. М. «Мнемозина» 2014  г.

3.Справочные материалы и учебные словари.

                    Планирование уроков русского языка в 5 классе по учебнику  С. И. Львовой, В. В. Львова.

Тема урока

Цели урока.

Знания и умения

Домашнее задание

Дата (план)

Дата (факт)

1

Знакомство с учебником.

Познакомить с учебником, его содержанием, структурой; способами предъявления теоретического материала и основными типами упражнений; дать представление о содержании курса русского языка в 5 классе.

Знать содержание курса русского языка в 5 классе.

Подготовить рассказ об учебнике по плану.

1 неделя

2

Понятие о лингвистике.

Сформировать представление о лингвистике как науке о языке; определить цели изучения лингвистики в школе.

Знать определение и разделы лингвистики.

Подготовить сообщение на тему «Чему я должен научиться в 5 классе», записать названия разделов лингвистики.

3

Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи.

Восстановить в памяти учащихся основные сведения о фонетике и системе единиц, изучаемых в рамках этого раздела; дать представление о фонетической транскрипции как форме записи устной речи.

Знать основные сведения о фонетике, иметь представление о транскрипции.

С 7-8, пересказ, упр. 5 или 9.

4

Фонетическая транскрипция.

Формировать умение отражать на письме звуковой облик слов с помощью транскрипции; обратить внимание учащихся на смыслоразличительную роль звука; дать понятие о речевом аппарате человека.

Уметь траскрибировать слова и фразы, иметь представление о речевом аппарате человека.

Упр. 20, 21.

5

Р./р. Сочинение по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Формировать умение излагать свои мысли, описывать пейзаж и фигуры, изображённые на картине.

Уметь излагать свои мысли, описывать картины пейзажной живописи.

Дописать сочинение.

6

Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте.

Формировать умение проводить фонетический анализ слова; дать представление о звукописи как художественном приёме и организовать наблюдение за использованием звукописи в литературных произведениях.

Уметь проводить фонетический анализ слова, знать, что такое звукопись.

Упр. 31, по желанию 22, 23, 25, 28 (1).

7

Слог как единица фонетики. Особенности и роль русского ударения.

Формировать представление о слоге как единице фонетики; дать понятие об особенностях и роли ударения в русском языке.

Знать, что такое слог, уметь правильно ставить ударение в словах.

С. 16-17, упр. 35, 41, по желанию 39,42, 43.

2 неделя.

8

Орфоэпия как раздел лингвистики. Гласные звуки.

Формировать представление об орфоэпии как разделе лингвистики; познакомить с правилами произношения гласных звуков.

Уметь правильно произносить гласные звуки.

Пар. 4, упр. 47.

9

Орфоэпический разбор. Основные правила произношения согласных звуков.

Познакомить с планом орфоэпического разбора и формировать навык использования орфоэпического словаря для определения правильного произношения слов; познакомить с орфоэпическими правилами произношения согласных звуков.

Уметь проводить орфоэпический разбор, использовать орфоэпический словарь.

С. 21, упр. 24.

10

Основные правила произношения согласных звуков.

Отрабатывать навыки правильного произношения слов, включающих сочетания согласных; формировать навыки правильного произношения иноязычных слов; вырабатывать умение составлять транскрипцию.

Уметь правильно произносить согласные звуки и их сочетания, транскрибировать слова.

Упр. 56,57.

11

Обобщение по теме «Произношение согласных звуков».

Повторить сведения по теме «Произношение согласных звуков; тренировать в умении отражать звуковой облик слова в транскрипции; обучать работе с орфографическим минимумом.

Уметь транскрибировать слова, работать с орфографическим минимумом.

Упр. 63, повторить упр. 44.

12

Повторение о обобщение материала разделов «Фонетика» и «Орфоэпия». Самостоятельная работа.

Повторить основные сведения по разделам «Фонетика» и «Орфоэпия» и потренировать  в умении отражать звуковой облик слова в транскрипции, проводить орфоэпический и фонетический разборы; проверить умения , сформированные в рамках изучения разделов «Фонетика» и «Орфоэпия».

Уметь транскрибировать слова, проводить орфоэпический и фонетический разборы.

13

Графика как раздел лингвистики. Алфавит.

Формировать представление о графике как разделе лингвистики, изучающем соотношение между звуками и буквами; закреплять знание русского алфавита и умение им пользоваться в работе со словарями.

Знать русский алфавит; уметь использовать его при работе со словарями.

Упр. 65

   3 неделя.

14

Использование алфавита.

Отрабатывать умение правильно называть буквы русского алфавита в соответствующем порядке; совершенствовать умение  использовать знание алфавита в практической деятельности.

Уметь правильно называть буквы русского алфавита, уметь применять алфавит при работе со словарями.

Упр.68.

15

Обозначение звуков буквами.

Добиваться осознания различия между звуками и буквами; развивать умение проводить сопоставительный анализ звуко-буквенного состава слов; формировать представление о значении письменности в жизни общества.

Уметь различать понятия звук и буква, проводить сопоставительный звуко-буквенный анализ слова.

Упр.88, сочинение-миниатюра.

16

Использование ь для обозначения мягкости.

Совершенствовать умение использовать ь для обозначения мягкости согласных.

Уметь использовать ь для обозначения мягкости согласных.

Упр. 89.

17

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Повторить сведения о роли  букв е, ё, ю, я и отрабатывать умение определять эту роль в словах.

Знать роль букв е, ё, ю, я и уметь определять её в словах.

Упр. 82.

18

Подведение итогов изучения раздела «Графика».

Добиваться понимания причин несовпадения в русском языке количества гласных букв и звуков; отрабатывать умение проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

Уметь проводить сопоставительный анализ звуко-буквенного состава слова.

Упр. 86.

19

Контрольная работа № 1

Проверить уровень подготовки учащихся по орфографии и пунктуации в пределах материала, изученного в начальной школе; проверить умения, сформированные по итогам изучения разделов «Фонетика» и «Графика».

Знать орфограммы и пунктограммы в рамках начальной школы и разделов «Фонетика». «Графика».

4 неделя.

20

Работа над ошибками. Морфемика как раздел лингвистики. Окончание – грамматическая морфема.

Дать понятие о морфемике как разделе лингвистики, изучающем строение слова; добиваться от учащихся осознания того, что морфемы являются значимыми частями слова; вырабатывать умение определять грамматические признаки слова по окончанию.

Знать понятие морфемика, значимая часть слова; уметь определять грамматические признаки по окончанию.

С. 33-34, упр. 91.

21

Словообразующие морфемы. Выразительные возможности словообразующих морфем.

Закреплять представление о приставке и суффиксе как словообразующих морфемах; формировать умение определять языковые значения словообразующих морфем; организовать наблюдение за использованием выразительных возможностей словообразующих морфем в художественных произведениях.

Уметь определять языковое значение словообразующих морфем.

Упр. 99, по желанию 97

22

Морфемная модель слова.

Формировать представление о морфемной модели слова и вырабатывать способность определять на основе этой модели лексические и грамматические особенности слова; вырабатывать умение записывать слова приёмом поморфемного письма.

Знать, что такое морфемная модель и уметь определять по ней лексические и грамматические особенности слова, записывать слова поморфемно.

Упр. 112

23

Корень слова.

Организовать наблюдение за использованием выразительных возможностей однокоренных слов; тренировать в умении различать корни-омонимы; дать представление об этимологии как разделе лингвистики и познакомить учащихся с этимологическим словарём.

Уметь различать корни-омонимы, пользоваться этимологическим словарём.

Упр.111, по желанию 120 (2).

24

Чередование гласных в корне.

Повторить и расширить сведения о чередовании гласных в корнях слов.

Знать чередующиеся гласные в корнях и уметь правильно их писать.

Упр. 121(у), 122 (п).

25

Чередование гласных и согласных в корне слова.

Повторить и расширить сведения о чередованиях согласных в корнях слов; дать представление о чередовании о и е с нулём звука в разных морфемах.

Знать чередующиеся согласные в корнях слов и правильно их писать.

Упр. 129, на выбор 124, 127, 132.

5 неделя

26

Лексикология как раздел лингвистики. Объяснение лексического значения слова путём толкования.

Дать представление о лексикологии как разделе лингвистики, изучающем словарный состав языка, и познакомить  с основными способами объяснения лексического значения слова; формировать умение использовать информацию, содержащуюся в толковом словаре; вырабатывать умение использовать синтаксическую конструкцию «сущ. – сущ.» для толкования лексического значения существительных.

Знать основные способы объяснения лексического значения слова; уметь использовать информацию толкового словаря, использовать конструкцию «сущ. – сущ.» для толкования лексического значения слова.

С. 51-52, по выбору упр. 138, или 139, или 142, или143

27

Объяснение лексического значения слова путём подбора синонимов и антонимов.

Формировать умение использовать синонимы и антонимы для объяснения лексического значения слова; познакомить учащихся со словариком синонимов и словариком антонимов.

Уметь использовать синонимы и антонимы для объяснения лексического значения слова, пользоваться данными словариками.

С. 55-56, упр. 151.

28

Объяснение лексического значения слова путём подбора однокоренных слов.

Формировать умение использовать метод подбора однокоренных слов для объяснения лексического значения слова; дать представление о сфере использования рисунков для объяснения лексического значения слова.

Уметь использовать метод подбора однокоренных слов и рисунков  для объяснения ЛЗС.

Упр 163 (у), 159 (п), по желанию 158(2).

29

Родовые и видовые понятия.

Совершенствовать умение пользоваться различными способами объяснения лексического значения слова с помощью необходимых словарей; дать представление о родовых и видовых понятиях и формировать умение использовать родовые понятия для толкования значения слов.

Уметь объяснять ЛЗС с помощью различных словарей; знать видовое и родовое понятие; уметь использовать родовое понятие для объяснения ЛЗС.

упр. 171 (у), 167 (п).

30

родовые и видовые понятия.

Учить различать видовые и родовые понятия; отрабатывать умение использовать родовые понятия для толкования понятий видовых.

Уметь различать видовые и родовые понятия, использовать родовые понятия для толкования видовых.

Упр. 169, по желанию 172 (2) или 174.

31

Р./р. Подготовка к сочинению по картине  А. А. Рылова «Полевая рябинка».

Формирование умения описывать изображённый на картине пейзаж.

Уметь описывать изображённый на картине пейзаж.

Написать сочинение, (упр. 177)

6 неделя

32

Орфография как раздел лингвистики

Дать представление об орфографии как системе правописания, включающей несколько разделов; добиваться понимания орфограммы как написания, требующего осмысленного выбора; формировать представление об основном законе русской орфографии – требовании единообразного написания морфем.

Знать, что орфограмма – это написание, требующее осмысленного выбора, основной закон русской орфографии.

С 68-69, упр. 178,182.

33

правописание морфем.

Обобщить и систематизировать сведения об основном законе русской орфографии – требовании единообразного написания морфем; формировать навык использования правила единообразного написания морфем.

Уметь использовать правило единообразного написания морфем.

С. 68-69, упр. 187.

34

Правописание и, у, а после шипящих. Правописание сочетаний чн, чк, нч, нщ, рщ, щн.

Повторить и закрепить правила написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; сочетаний чн, чк,нч, нщ, рщ, щн.

Уметь писать сочетания жи/ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, рщ, нщ, щн.

Упр. 189.

35

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

Расширить и систематизировать сведения о правописании гласных и согласных в корнях слов; совершенствовать умение определять правильное написание корня с опорой на знание однокоренных слов и их этимологии; формировать способность различать орфограммы корня.

Уметь правильно писать корни, опираясь на знание однокоренных слов и их этимологии, различать орфограммы корня.

Упр.193.

36

Р./р. Изложение-миниатюра «Праздник берёзки».

Отрабатывать умение определять правильное написание корня; тренировать в умении письменно пересказывать текст.

Уметь правильно писать корни, письменно пересказывать текст.

Упр. 202,203.

37

Р./о. правила написания согласных в корнях слов.

Совершенствовать умение определять соответствующее правило написания согласных в корне; отрабатывать написание слов с удвоенными согласными.

Уметь определять соответствующее правило написания согласных в корне.

Упр.213 (у), 210 (п).

7 неделя

38

Правила написания согласных в корнях слов.

Отрабатывать применение правил написания согласных в корнях слов; тренировать в умении выбирать написание безударной гласной в корне.

Уметь правильно писать согласные в корне, выбирать написание безударной гласной в корне.

Упр. 201, или 216, или 218.

39

Правописание окончаний. Правописание падежных окончаний существительных.

Восстановить в памяти учащихся сведения о написании гласных в падежных окончаниях существительных, отрабатывать навыки их правильного выбора.

Уметь правильно писать безударные окончания существительных.

Упр. 223.

40

Правописание личных окончаний глаголов.

Восстановить в памяти учащихся сведения о написании гласных в окончаниях глаголов и отрабатывать навыки их правильного выбора.

Уметь правильно писать гласные в окончаниях глаголов.

С. 83-84, упр. 232.

41

Правописание личных окончаний глаголов.

Отрабатывать умение выбирать гласную в безударном личном окончании глаголов.

Уметь выбирать безударное личное окончание глагола.

Упр.228,215.

42

Правописание слов с ъ и ь знаками. Употребление ь для обозначения мягкости согласных. Написание ь после шипящих.

Повторить, расширить и обобщить сведения о написании для обозначения мягкости согласных и после шипящих.

Уметь выбирать написание ь после шипящих и для мягкости согласных.

С. 88, упр.237.

8 неделя

43

Правописание –тся и –ться в глаголах.

Отрабатывать написание –тся и –ться в глаголах.

Уметь написание тся- и -ться- в глаголах.

Упр.246 (1,2).

44

Употребление разделительных ь и ъ.

Повторить правило об употреблении разделительных ь и ъ и отработать его практическое применение.

Уметь выбирать написание ь и ъ.

Упр 257 (у), 252 (10.

45

Слитные, раздельные и дефисные написания. Слитные и раздельные написания слов.

Повторить правила раздельного написания предлогов; повторить написание не с глаголами и отработать их практическое применение.

Уметь раздельно писать предлоги, не с глаголами.

Упр.264 (у), 260, карточки с буквами и и е.

46

Повторение и обобщение сведений по разделу «Орфография».

Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе.

Знать и применять сведения, изученные в разделе «Орфография».

Подготовиться к контрольной работе.

47

Контрольная работа № 2 «Итоги 1 четверти».

Проверить навыки правописания слов с орфограммами, изученными в 1 четверти; выявить уровень сформированности  умений обнаруживать, объяснять и дифференцировать орфограммы, а также правильно подбирать однокоренные слова.

Уметь обнаруживать, объяснять и  дифференцировать орфограммы

48

Р./о. Морфология как раздел лингвистики. Самостоятельные и служебные части речи.

Дать представление о морфологии как разделе лингвистики и добиваться осмысления признаков, на основе которых все слова делятся на части речи (вопрос, грамматические признаки, типичные суффиксы и окончания); учить различать самостоятельные и служебные части речи; углубить сведения о местоимении как части речи.

Уметь различать самостоятельные и служебные части речи.

С. 100-102, упр.268

49

Морфологические признаки существительных, прилагательных и глаголов.

Познакомить с планом морфологического разбора существительного, прилагательного и глагола и формировать умение проводить частичный морфологический разбор слов этих частей речи.

Уметь проводить частичный морфологический разбор существительного, прилагательного и глагола.

Упр. 277, 270

9 неделя

50

Наречие. Служебные части речи.

Организовать наблюдение за выразительными возможностями существительных, прилагательных и глаголов;  дать понятие о наречии и формировать умение опознавать слова этой части речи; закреплять сведения о роли служебных слов и тренировать в умении их классифицировать.

Уметь опознавать наречие; знать роль служебных частей речи и уметь их классифицировать.

Упр. 271 или 287

51

Образование форм слова в русском языке.

Формировать представление о механизме образования форм слова в русском языке; отрабатывать умение  соотносить окончание с той грамматической формой слова, которую образует эта морфема; добиваться осмысления основных значений нулевого окончания.

Знать механизм образования форм слов в русском языке; уметь соотносить окончание с той грамматической формой слова, которую образует окончание.

Упр. 293,280.

52

Культура речи. Культура речи как раздел лингвистики.

Дат понятие о культуре речи как особом разделе лингвистики и формировать представление о языковых нормах как правилах использования в речи языковых средств; формировать представление  об основных требованиях к речи: правильность, точность, ясность, чистота, выразительность.

Знать основные требования к речи: правильность, точность, ясность, выразительность, чистота.

С. 113-114, упр.300.

53

Нормы современного русского  литературного языка.

Закреплять представления о нормах, действующих в современном русском языке, и отрабатывать умение предупреждать и исправлять их нарушения.

Знать нормы, действующие в современном русском языке, и уметь предупреждать и исправлять их нарушения.

С. 113-114, упр.245.

54

Качества хорошей речи.

Повторить сведения о нормах, действующих в современном русском языке; тренировать в редактировании текста с нарушением норм построения; формировать представление  о качествах хорошей речи.

Уметь редактировать текст с нарушением норм построения.

Упр. 307.

55

Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова.

Тренировать использование этикетных слов в различных ситуациях общения; формировать представление о речевой ситуации.

Уметь использовать этикетные слова в различных ситуациях общения, знать, что такое речевая ситуация.

С. 117, упр. 313 или 316.

1 неделя 2 четверти

56

Понятие о речевой ситуации.

Тренировать учащихся в уместном использовании этикетных слов в различных речевых ситуациях.

Уметь использовать этикетные слова в различных речевых ситуациях.

с. 117.

57

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис как раздел лингвистики. Понятие о словосочетании.

Дать понятие о синтаксисе как разделе лингвистики; формировать представление о словосочетании как единице синтаксиса.

Знать понятие о словосочетании; уметь находить их в предложении.

С. 125 (задание 2), упр. 321.

58

Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания.

Дать представление о видах словосочетаний по характеру главного слова; формировать умение проводить синтаксический разбор словосочетания.

Уметь проводить синтаксический разбор словосочетания.

Упр. 337 (у), 326 или 334 (п).

59

Р./ р. Подготовка к сочинению по картине И. И. Фирсова «Юный живописец».

Развивать умение описывать произведение живописи; тренировать  умение использовать в письменной речи различные конструкции словосочетаний, разных по своему значению; добиваться осознания роли словосочетаний в художественной речи.

Уметь описывать произведение живописи4 использовать в письменной речи различные конструкции словосочетаний, разных по своему значению.

Написать сочинение.

60

Предложение и его интонационное оформление.

Дат понятие о предложении как единице синтаксиса; формировать представление об интонации и её основных элементах.

Уметь видеть предложение как единицу синтаксиса; знать, что такое интонация и её основные элементы.

С. 127-128, упр. 342 (1), 340.

61

Основные элементы интонации.

Совершенствовать навыки выразительного чтения текстов; формировать умение графически отображать интонационный рисунок высказывания; закрепить представление об основных интонационных конструкциях.

Уметь выразительно читать текст, графически отображать интонационный рисунок высказывания.

Упр.351 (у), 335.

2 неделя

62

Главные члены предложения.

Повторить и углубить сведения о подлежащем и сказуемым как главных членов предложения; учить находить подлежащее в предложениях с прямым дополнением.

Знать подлежащее  и сказуемое, уметь находить их в предложениях.

С. 133-134, упр. 355.

63

Способы выражения сказуемого.

Отрабатывать умение находить в двусоставном предложении грамматическую основу, имеющую разное морфологическое выражение; отрабатывать пунктуационное умение постановки тире между подлежащим и сказуемым – существительными в им. падеже.

Уметь находить грамматическую основу, ставить тире между подлежащим и сказуемым.

Упр. 357 (у), 364, или 365, или 367.

64

Второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Повторить и углубить сведения о второстепенных членах предложения и способах их выражения.

Знать второстепенные члены предложения и способы их выражения.

С. 138-139, упр. 372 или 373.

65

Роль определения в речи. Дополнение.

Углубить представление о роли определений в тексте; закрепить сведения о дополнении и отработать умение распространять предложения этим второстепенным членом.

Знать роль определений и дополнений в тексте, уметь распространять предложения ими.

Упр. 376.

66

Обстоятельство как член предложения. Разбор предложения по членам.

Закрепить сведения об обстоятельстве и отработать умение распространять предложения обстоятельствами разных видов; отрабатывать умение проводить разбор предложения по членам.

Знать обстоятельство, их виды; уметь распространять ими предложения; проводить разбор предложения по членам.

Упр. 380 (у), 385 или 383.

67

Р./р. Сжатое изложение по главе 5 рассказа Л. Андреева «Кусака».

Формировать умение сжато излагать текст.

Уметь сжато излагать текст.

Упр.384

3 неделя

68

Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повторить сведения о классификации предложений по цели высказывания.

Знать виды предложений по цели высказывания.

С. 144, упр.388 или 389.

69

Основные интонационные конструкции.

Соотнести виды предложений по цели высказывания с соответствующими интонационными конструкциями.

Уметь соотносить виды предложений по цели высказывания с соответствующими интонационными конструкциями.

Упр. 392 или 395.

70

Предложения восклицательные и невосклицательные.

Повторить и закрепить сведения о восклицательных и невосклицательных предложениях; отрабатывать умение произносить восклицательные и невосклицательные предложения и правильно оформлять и х на письме.

Уметь произносить восклицательные и невосклицательные предложения и правильно оформлять их на письме.

Упр. 400.

71

Предложения распространённые и нераспространённые.

Закреплять представление о функциях восклицательных по эмоциональной окраске предложений в художественной речи; повторить и закрепить сведения о распространённых и нераспространённых предложениях.

Знать функции восклицательных и невосклицательных предложений в художественной речи; различать распространённые и нераспространённые предложения.

Упр. 406 или 411 (сочинение).

72

Предложения простые и сложные

Формировать представление о структурных и интонационных различиях простых и сложных предложений; добиваться запоминания наиболее часто употребляемых союзов и союзных слов и формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений.

Уметь различать простые и сложные предложения; знать наиболее употребляемые союзы и союзные слова; уметь устанавливать смысловые отношения между частями сложного предложения.

С. 152-153, упр.414.

73

Виды сложных предложений по средствам связи их частей.

Дать представление о видах сложных союзных  предложений; совершенствовать пунктуационное умение постановки знаков препинания  в сложных предложениях.

Знать виды сложных предложений, уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении.

Упр. 416 или 420.

74

Понятие о простом осложнённом предложении. Однородные члены предложения.

Формировать представление о синтаксических конструкциях, осложняющих простое предложение; повторить и углубить сведения о предложениях с однородными членами: об их значении, пунктуационном и интонационном оформлении.

Знать синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение.

С. 157-158, упр.425.

4 неделя

75

Обобщающие слова при однородных членах.

Обобщить и закрепить сведения об однородных членах предложения, способах их связи; формировать умение опознавать обобщающие слова и правильно оформлять на письме предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Уметь видеть однородные члены предложения, опознавать обобщающие слова и правильно оформлять на письме.

Упр. 438 (у), 426.

76

Понятие об обращении.

Формировать понятие об обращении; вырабатывать навыки правильного пунктуационного оформления предложений с обращением; отрабатывать умение использовать этикетные формы обращения к собеседнику в собственной речи.

Знать, что такое обращение; уметь правильно оформлять их на письме; использовать этикетные формы обращения к собеседнику в собственной речи.

С. 163, вопросы, упр. 440 и 442.

77

Обращение.

Закрепить умение проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями; тренировать в использовании обращений в собственной речи в соответствии с ситуацией общения.

Уметь проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями; использовать их  в собственной речи.

Упр. 446, 408.

78

Предложения с вводными словами.

Дать представление о вводных словах, формировать умение правильно произносить и оформлять на письме предложения с вводными словами.

Знать понятие о вводных словах, уметь правильно произносить их и правильно оформлять их на письме.

С. 166, упр.452 или 453.

79

Предложения со сравнительными оборотами.

Дать представление о сравнении (его речевой роли, особенностях строения и пунктуационного оформления); отработать умение опознавать и выделять сравнительные обороты на письме.

Знать понятие сравнения; уметь опознавать ивыделять на письме сравнительный оборот.

С. 167, упр. 457.

80

Понятие о предложениях с прямой речью.

Закрепить сведения о сравнительном обороте; формировать представление о предложениях с прямой речью, их строении и пунктуационном оформлении; вырабатывать навыки правильного пунктуационного оформления предложений с прямой речью.

Знать, что такое прямая речь; уметь правильно пунктуационно оформлять предложения с прямой речью.

С. 170, упр. 462 (у), 463 или 460.

81

Диалог.

Вырабатывать умение оформлять на письме диалог.

Уметь оформлять на письме диалог.

Упр. 474, 470 или 472.

5 неделя

82

Повторение и обобщение по разделу «Синтаксис».

Повторить и обобщить знания по разделу «Синтаксис».

Знать сведения по разделу «Синтаксис» и применять их на практике.

Упр. 473.

83

Понятие о пунктуации. Знаки препинания.

Формировать понятие о пунктуации как разделе лингвистики; добиться от учащихся осмысления роли пунктуационных знаков в письменной речи.

Знать роль пунктуационных знаков на письме.

С. 176, упр. 481 (у), 476 (п).

84

Знаки препинания в конце предложения.

Обобщить и систематизировать сведения о пунктуационных знаках;  повторить сведения  о знаках препинания в конце предложения и тренировать умение определять границы предложений.

Уметь определять границы предложений и правильно расставлять знаки препинания в конце предложений.

С. 179, упр. 482 или 485.

85

Знаки препинания внутри простого предложения.

Обобщить сведения о знаках препинания внутри простого предложения; отрабатывать умение правильно оформлять на письме  простые осложнённые предложения.

Уметь правильно оформлять на письме простые осложнённые предложения.

Упр. 429, или 489, или 491.

86

Знаки препинания между частями сложного предложения.

Повторить сведения о постановке запятой перед союзом и в простом осложнённом предложении; отрабатывать умение правильно оформлять сложные предложения на письме.

Уметь правильно расставлять запятые перед союзом и.

Упр.498

87

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Закрепить умение правильно оформлять предложения с прямой речью на письме; тренировать умение сохранять изученные конструкции и правильно оформлять их на письме в процессе письменного изложения речи.

Уметь правильно оформлять предложения с прямой речью и диалоги.

С. 179-180, упр. 501 или 502.

6 неделя

88

Контрольная работа № 3 по теме «Итоги  полугодия».

Повторить умения учащихся в области синтаксиса и пунктуации в пределах изученного в 1 полугодии.

89

Работа над ошибками. Основные признаки текста. Тема и идея.

Дать понятие о текстоведении как разделе лингвистики; добиваться понимания основных  признаков текста и формировать умение аргументированно доказывать  их наличие при анализе текста; совершенствовать умение определять тему и идею текста.

Знать понятие текстоведение, основные признаки текста и уметь доказывать их наличие в тексте.

С. 187-188, упр. 509.

90

Основные признаки текста. Последовательность и грамматическая связь предложений в тексте.

Закреплять умение аргументированно доказывать наличие основных признаков текста при его анализе;  совершенствовать умение восстанавливать последовательность предложений в тексте.

Уметь восстанавливать последовательность предложений в тексте.

С. 187-188, упр. 512, или 516, или 518.

91

Типы речи. Повествование.

Повторить и углубить сведения о типах речи; формировать умение опознавать и создавать текст-повествование.

Знать типы речи, уметь опознавать и создавать тексты-повествования.

С. 193-194, упр. 519, или 524, или 525.

92

Описание.

Восстановить в памяти учащихся о типе речи описание; формировать умение дифференцировать  тексты-описания (описание природы, интерьер, характера человека, его внешности и т. д.).

Уметь дифференцировать тексты-описания.

Упр. 327, 333.

93

Р./р. Подготовка к сочинению по картине В. Д. Поленова «Московский дворик».

Формировать умение описывать произведение живописи, имеющее предметом изображения местность.

Уметь описывать произведения живописи, изображающие местность.

Написать сочинение.

94

Рассуждение.

Учить распознавать тексты-рассуждения и анализировать их структуру; формировать умение создавать тексты-рассуждения, уместно употребляя языковые средства выражения последовательности развития мысли, логики предъявления доказательств (аргументов).

Уметь создавать тексты-рассуждения, уместно употреблять средства выражения последовательности развития мысли.

Упр. 532 или 534.

95

Р./о. обобщение по теме «Типы речи»

Повторить и обобщить сведения о типах речи; отрабатывать умение опознавать тексты разных типов.

Знать типы речи; уметь опознавать тексты разных видов.

Упр.542 или 543.

96

План текста. Отражение содержания и настроения текста в плане.

Формировать представление о назначении плана текста; совершенствовать умение составлять план готового текста.

Знать, что такое план текста; уметь составлять план готового текста.

Упр. 549.

97

Требования к содержанию и построению текста.

Повторить основные признаки текста; добиваться от учащихся знания основных требований к содержанию текста; учить руководствоваться требованиями к содержанию текста при составлении  устных и письменных высказываний и редактировании готовых текстов.

Знать основные признаки текста; уметь редактировать готовый текст.

Упр. 564, с. 207.

98-99

Р./р. Изложение.

Проверить умение пересказывать текст с использованием тезисного плана; проверить умение правильно оформлять на письме простые осложнённые и сложные предложения.

Уметь пересказывать текст с использованием тезисного плана.

100

Р./о. Основные способы образования слов в русском языке. Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.

Формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования; познакомить с механизмом образования слов с помощью морфем и добиваться осмысления процессов образования новых слов.

Знать различия морфемики и словообразования.

Упр.580 (у), 579.

101

Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка.

Формировать представление о словообразовательной паре и словообразовательной цепочке, дать понятие о словообразовательном гнезде; познакомить со словообразовательным словарём; отрабатывать умение определять производящее слово и словообразующую морфему в производном слове.

Знать, что такое словообразовательная пара, цепочка, гнездо; уметь определять производящее слово и словообразовательную основу в производном слове.

Упр. 583,585.

102

Правописание корней-лаг-//-лож-, -раст-//-рос-, --кас-//-кос-.

Повторить сведения о чередованиях; отработать умение выбирать правильное написание наиболее употребительных слов с корнями –лаг-// -лож-, -раст-// -рос, -кас-// -кос-.

Уметь выбирать правильное написание слов с чередованиями.

Упр. 592.

103

Правописание букв о – ё после шипящих в корнях слов.

Добиваться усвоения правила написания о-ё после шипящих в корнях слов и отрабатывать умение правильно писать наиболее употребительные слова с о-ё после шипящих в корне слова.

Уметь выбирать правильное написание о0ё после шипящих.

Упр. 595 (2).

104-105

Р./р. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

Совершенствовать умение учащихся описывать произведения пейзажной живописи.

Уметь описывать произведения пейзажной живописи.

106

Основные способы образования имён существительных.

Повторить сведения об основных способах образования существительных; отрабатывать умение проводить  словообразовательный, морфемный и этимологический анализ имён существительных с использованием справочной литературы.

Знать способы образования существительных; уметь проводить словообразовательный, морфемный и этимологический анализ существительных.

Упр.599.

107

Основные способы образования имён прилагательных.

Закрепить сведения об основных способах образования имён прилагательных; отрабатывать  умение проводить словообразовательный анализ имён прилагательных.

Знать основные способы образования существительных; уметь проводить словообразовательный разбор имён прилагательных.

Упр. 610 (1,2)

108

Основные способы образования глаголов.

Повторить сведения о способах образования глаголов; тренировать учащихся в умении проводить смысловой и частично стилистический анализ художественно-публицистического текста (термин не вводится); проверить умение подробно пересказывать текст в письменной форме.

Знать способы образования глаголов; уметь проводить смысловой и частично стилистический анализ художественно-публицистического текста, письменно подробно пересказывать текст.

упр. 617.

109

группы приставок в зависимости от написания.

Дать представление о трёх группах приставок в зависимости от написания; добиваться знания перечня приставок и отрабатывать  умение применять правила, регулирующие их написание.

Знать группы приставок; уметь применять правила, регулирующие написание.

С 21, упр. 619.

110

Группы приставок в зависимости от написания.

Отрабатывать умение отличать орфограмму в приставке от орфограммы в корне слова; учить различать приставки на з/с и приставку с-; совершенствовать умение применять правила написания приставок каждой группы.

Уметь отличать орфограмму в приставке от орфограммы в корне, различать приставки на з / с и приставку с; уметь применять правила написания приставок каждой группы.

Упр. 630 (у), 622, 625.

111

Морфемный разбор слова.

Добиться осознанного подхода к морфемному разбору слова – понимания того, что морфемный разбор является разновидностью смыслового анализа и результатом анализа словообразовательного.

Уметь выполнять морфемный разбор.

Упр.636,637.

112

Морфемный разбор слова.

Отработать и закрепить навык использования семантико-словообразовательного подхода в процессе определения морфемной структуры слова; повторить изученные в разделе «Словообразование» сведения.

Уметь использовать семантико-словообразовательный подход в процессе определения морфемной структуры слова.

Упр. 628.

113

Контрольная работа № 3 по теме «Словообразование».

Проверить умения, сформированные в ходе изучения раздела «Словообразование».

114

Р./о. Лексикология как раздел лингвистики. Деление лексики  русского языка на группы.

Повторить и углубить сведения о лексикологии как разделе лингвистики; дать понятие

Знать понятие лексикологии как раздела лингвистики.

С. 30, упр. 645.

115

Переносное значение слова.

Формировать умение употреблять многозначные слова в разных значениях; повторить и углубить сведения о переносном значении слова.

Уметь употреблять многозначные слова в разных значениях.

с.33, упр. 653.

116

Роль тропов в художественном тексте. Лексический разбор.

Отрабатывать умение распознавать и различать тропы, определять их роль в художественном тексте; познакомить с планом лексического разбора и формировать умение проводить лексический анализ слова.

Уметь распознавать различные тропы и определять их роль в художественном тексте; проводить лексический анализ слова.

Упр. 633, или 659 (3), или 651.

117

Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей между словами.

Повторить сведения о синонимах, антонимах и омонимах и развивать умение распознавать в тексте эти группы слов; формировать умение подбирать синонимы и антонимы к словам, пользуясь соответствующими словарями.

Знать понятия синонимы, антонимы, омонимы и уметь распознавать их в тексте; подбирать эти группы к  словам.

С. 37, упр. 663,664.

118

Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей между словами.

Тренировать умение учащихся опознавать и различать синонимы и антонимы; формировать умение опознавать в словаре  омонимы и определять значение омонимов, используемое в тексте.

Уметь опознавать синонимы, антонимы и омонимы; определять значение омонимов, используемое в тексте.

Упр. 668.

119

Подготовка к сочинению по картине А. И. Куинджи «Берёзовая роща».

Подготовить учащихся к сочинению по картине.

Уметь описывать произведения живописи.

Написать сочинение.

120

Деление лексики на группы в зависимости от происхождения.

Формировать представление о делении лексики на группы в зависимости от происхождения; дать представление о некоторых признаках иноязычных слов; совершенствовать умение работать с этимологическим словарём.

Знать группы лексики, некоторые признаки иноязычных слов; уметь работать с этимологическими словарями.

С. 43, упр. 678 или 679.

121

Деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов.

Тренировать умение различать исконно русские и заимствованные слова и выяснять необходимые сведения о словах этих групп по этимологическому и толковому словарикам;  учить пользоваться орфоэпическим словариком для определения правильного произношения иноязычных слов; познакомить с иноязычными морфемами.

Уметь различать исконно-русские и заимствованные слова.

Упр. 683

122

Правописание буквосочетаний ци и цы.

Сформировать правильный способ выбора написания сочетаний ци и цы с учётом структуры слова и значения морфем.

Уметь выбирать правильный способ написания сочетаний ци и цы с учётом структуры слова и значения морфем.

С. 46 (схема), упр. 689.

123

Профессионализмы как слова ограниченного употребления. Термины.

Формировать представление о диалектизмах профессионализмах как словах ограниченного употребления; дать представление  о терминологической лексике как наиболее существенном признаке языка науки.

Знать понятия диалектизмов и профессионализмов.

Упр. 695.

124

Диалектизмы как слова ограниченного употребления.

Закрепить представление о диалектизмах и профессионализмах как словах ограниченного употребления; совершенствовать умение работать с этимологическим и толковым словариками при объяснении лексического значения устаревших слов.

Уметь работать с этимологическими словарями при объяснении лексического значения устаревших слов.

Упр. 703.

125

Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи.

Дать представление об устаревших словах и познакомить со значением некоторых из них.  Совершенствовать умение работать с этимологическим и толковым словарями при объяснении значения устаревших слов.

Уметь работать с этимологическими словарями при объяснении значения устаревших слов.

С.51, упр. 705 или 708 (1,2).

126

Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи.

Повторить и закрепить сведения об устаревших словах; тренировать в умении работать с этимологическими и толковыми  словарями при объяснении лексического значения устаревших слов.

Уметь работать с этимологическими словарями при объяснении лексического значения устаревших слов.

Упр. 712.

127

Фразеология как раздел лингвистики.

Дать представление о фразеологии как разделе лингвистики; формировать умение опознавать в речи фразеологизмы и объяснять их значение путём подбора синонимов и с помощью толкования.

Знать понятие фразеологии, уметь опознавать в речи фразеологизмы и объяснять их значение путём подбора синонимов и с помощью толкования.

Упр.721 (у), 723.

128

Повторение о обобщение по разделу «Фразеология и лексикология».

Повторить о обобщить изученное в разделе «Фразеология и лексикология».

Знать понятия, изученные в разделе «Фразеология и лексикология»

С. 30, упр. 722.

129

Контрольная работа №5по теме №Лексикология и фразеология».

Проверить сформированность умений в области лексикологии и фразеологии.

130

Р./о. Морфология как раздел лингвистики. Части речи.

Формировать представление о морфологии как разделе лингвистики, изучающем слово;  повторить и систематизировать сведения о классификации частей речи в русском языке: принципы классификации; различия между самостоятельными и служебными частями речи; различия между склоняемыми и спрягаемыми частями речи; закладывать основы навыка последовательного поэтапного анализа самостоятельной части речи (определение общего грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли).

Знать понятие морфологии.

С 60-62, упр. 729.

131

Языковые значения слов.

Повторить сведения о классифицирующих признаках частей речи; повторить и обобщить сведения о языковых значениях слов и  совершенствовать умение определять грамматические значения слов по окончаниям.

Уметь определять грамматическое значение слов по окончаниям.

С. 60-62, упр. 734.

132

Имя существительное как часть речи.

Добиваться от учащихся знания основных  грамматических признаков имени существительного; формировать навык соотнесения грамматических признаков имени существительного с планом морфологического разбора слов этой части речи.

Знать грамматические признаки имени существительного; уметь соотносить грамматические признаки существительного с планом морфологического разбора.

С. 63, упр. 736.

133

Суффиксы существительных –чик-, -щик-.

Добиться  от учащихся усвоения способа определения правописания суффиксов –чик- / -щик-; вырабатывать умение опознавать орфограмму и умение правильно определять производящую (исходную) основу и её конечный согласный.

Уметь определять правописания суффиксов чик / щик; уметь опознавать орфограмму и правильно определять производящую основу и её конечный согласный.

С. 67, упр. 743 (2,3строчки), 746.

134

Суффиксы существительных –ек-, -ик- (чик).

Добиваться от учащихся усвоения способа определения верного написания суффиксов –ек-, -ик- (-чик).

Уметь определять верное написание суффиксов ик/ек(чик).

С. 68-69, упр. 749.

135

Собственные и нарицательные имена существительные.

Добиваться от учащихся знания постоянных морфологических признаков имён существительных; повторить сведения о смысловых различиях собственных и нарицательных имён существительных; познакомить с группами собственных имён существительных.

С. 70-71, упр. 757, 761.

136

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Повторить сведения о делении существительных на одушевлённые и неодушевлённые и соотнести эти группы существительных с характерными словообразовательными моделями; формировать представление о грамматических различиях одушевлённых и неодушевлённых существительных.

Уметь различать одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Упр. 770

137

Род имён существительных.

Повторить сведения о грамматическом значении рода и способе определения рода имени существительного; формировать представление о существительных общего рода и особенностях их употребления в речи.

Уметь определять значение рода имён существительных.

Упр.773, 774.

138

Склонение имён существительных.

Повторить сведения о типах склонения и способе определения типа склонения; формировать представление об особенностях склонения и строения разносклоняемых имён существительных.

Уметь определять тип склонения имён существительных.

С 78-79, упр.777.

139

Правописание не с существительными.

Формировать умение использовать правильный способ при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными.

Уметь выбирать правильный способ написания не с существительными.

Упр. 783 (у), 779

140

Формообразование имён существительных.

Повторить сведения о механизме формообразования в русском языке и добиваться осмысления особенностей формообразования существительных (изменение по падежам и числам).  Тренировать умение учащихся употреблять в речи несклоняемые имена существительные с учётом их принадлежности к определённому роду; дать представление об именах существительных, имеющих форму только единственного числа, и о существительных, имеющих форму только множественного числа.

Уметь употреблять в речи несклоняемые имена существительные с учётом их принадлежности к определённому роду.

Упр. 789.

141

Правописание безударных окончаний имён существительных.

Развивать умение видеть формы имён существительных с безударными окончаниями –е, -и; добиваться усвоения правильного способа действия при выборе окончания –е, -и в именах существительных.

Уметь правильно выбирать безударные окончания имён существительных.

Упр. 793.

142

Синтаксическая роль имён существительных.

Совершенствовать умение определять синтаксическую роль имён существительных.

Уметь определять синтаксическую роль имён существительных.

Упр. 782.

143

Синтаксическая роль имён существительных.

Закреплять умение проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений типа «сущ. В им. п. – сущ. В им. п.»; повторить сведения об использовании имён существительных в роли обращения; совершенствовать умение создавать тексты-описания по картине.

Уметь проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; создавать тексты-описания по картине.

Упр. 801 или 802.

144

Правильное произношение имён существительных.

Повторить сведения о культуре речи как разделе языкознания и о языковых нормах как правилах произношения, изменения, соединения и употребления языковых единиц в речи; тренировать умение использовать орфоэпический словарь для определения правильного произношения иноязычных имён существительных.

Уметь использовать орфоэпический словарь для определения правильного произношения иноязычных существительных.

Упр. 810 (2, 3 столбик), 814.

145

Повторение и обобщение по теме «Имя существительное».

Повторить и систематизировать сведения по теме.

Знать понятия изученные по теме «Имя существительное».

Повторить теоретические сведения по теме «Имя существительное».

146

Контрольная работа № 5 по теме «Имя существительное».

Повторить усвоение темы «Имя существительное».

147

Р./о. Имя прилагательное.

Формировать умение проводить морфологический разбор прилагательного по плану (в рамках изученных категорий); добиться от учащихся осмысления сути грамматического понятия «признак» применительно к имени прилагательному.

Уметь проводить морфологический разбор имени прилагательного; знать понятие признак применительно к имени прилагательному.

С. 93 – 94, упр. 820.

148

Роль имён прилагательных в речи.

Организовать наблюдение за ролью имён прилагательных в речи и развивать умение опознавать эпитеты; формировать умение использовать эпитеты для создания выразительности речи.

Уметь опознавать эпитеты и использовать их для выразительности речи.

Упр. 826 (у), 827 или 828(п).

149

Р./р. Сочинение по картине В. М. Васнецова «Алёнушка».

Подготовить учащихся к сочинению по картине.

Уметь описывать произведение живописи.

Дописать сочинение.

150

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.

Формировать представление о семантических и грамматических особенностях качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных; учить опознавать прилагательные разных разрядов  на основе их семантико-грамматического анализа; познакомить со стилистическими функциями качественных прилагательных.

Уметь распознавать прилагательные разных видов на основе их семантико-грамматического анализа.

С. 101-102,упр. 834 или 838.

151

Притяжательные имена прилагательные. Употребление притяжательных и относительных имён прилагательных в значении качественных.

Организовать наблюдение за фонетическими, орфографическими и морфемными особенностями притяжательных имён прилагательных; формировать представление об употреблении относительных и притяжательных имён прилагательных в значении качественных и соотнести это представление с понятием «употребление слова в переносном значении»; совершенствовать умение различать имена прилагательные разных разрядов.

Знать фонетические, орфографические и морфемные особенности притяжательных прилагательных; уметь употреблять относительные и притяжательные прилагательные в значении  качественных; уметь различать имена прилагательные разных видов.

Упр. 839.

152

Степени сравнения имён прилагательных.

Формировать представление о семантических и грамматических особенностях имён прилагательных в сравнительной и превосходной степени; формировать навыки правильного образования и употребления сравнительной и превосходной степени имён прилагательных.

Знать семантические и грамматические особенности имён прилагательных в сравнительной и превосходной степени; уметь правильно образовывать и употреблять сравнительную и превосходную степень имён прилагательных.

С. 107-109, упр. 851.

153

Полные и краткие имена прилагательные.

Формировать представление о краткой форме имени прилагательного: грамматических особенностях, написании и употреблении в речи; формировать умение опознавать и образовывать краткие формы прилагательных.

Знать краткую форму имён прилагательных; уметь опознавать и образовывать краткую форму прилагательных.

С. 112, упр. 586, 587

154

Контрольная работа № 6 «Итоги 3 четверти».

Проверить уровень усвоения материала за 3 четверть.

155

Р./о. Полные и краткие имена прилагательные.

Повторить сведения о грамматических особенностях имён прилагательных в краткой форме; тренировать в написании кратких прилагательных с основой на шипящий и обобщить известные пятиклассникам правила, связанные с написанием ь в словах с основой на шипящий; обобщить сведения о полных и кратких именах прилагательных на основе морфологического разбора.

Знать об особенностях прилагательных в краткой форме; уметь правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий.

С 112-113, упр. 863.

156

Склонение имён прилагательных.

Повторить сведения об особенностях изменения самостоятельных частей речи, о механизме формообразования; совершенствовать умение согласовывать имена прилагательные с  существительными в составе словосочетаний прил.+ сущ.

Уметь согласовывать имена прилагательные с существительными.

Упр.866(у), 867 (п).

157

Написание гласных в безударных падежных окончаниях имён прилагательных.

Добиваться усвоения правильного способа действия при выборе безударного окончания прилагательного: опознать прилагательное с безударным окончанием; найти главное по отношению к нему слово и поставить вопрос; соотнести ударное окончание в вопросе с окончанием прилагательного.

Уметь правильно выбирать безударное окончание имени прилагательного.

Упр. 870,871(2).

158

Синтаксическая роль имён прилагательных.

Закрепить сведения о типичной синтаксической роли имени прилагательного в предложении (определение); тренировать учащихся в определении синтаксической роли прилагательных в предложениях, где слова этой части речи выступают в качестве главного члена.

Знать синтаксическую роль имён прилагательных.

Упр.888.

159

Правильное произношение имён прилагательных. Лексические нормы.

Совершенствовать умение пользоваться различными лингвистическими словарями при определении орфоэпических, лексических, грамматических норм; формировать навыки использования прилагательных в собственной речи с учётом их точного лексического значения и требований лексической сочетаемости.

Уметь пользоваться различными лингвистическими словарями; использовать прилагательные в собственной речи с учётом их точного лексического значения и требований лексической сочетаемости.

Упр.889.

160

Правильное употребление имён прилагательных в речи.

Совершенствовать умение использовать прилагательные-паронимы с учётом особенностей их значения и употребления в речи; обобщить изученные по теме «Имя прилагательное» сведения на основе языкового анализа художественного текста.

Уметь использовать прилагательные-паронимы с учётом  особенностей их значения и употребления в речи.

Упр. 890, 875(2).

161

Контрольная работа № 7 «Имя прилагательное».

Проверить усвоение темы «Имя прилагательное».

162

Р./о. Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению.

Добиваться от учащихся знания основных грамматических признаков глаголов и формировать умение соотносить эти признаки с планом морфологического разбора; разъяснять суть грамматического понятия «действие» применительно к глаголу и дать понятие о некоторых тематических группах глаголов.

Знать основные грамматические признаки глаголов, уметь соотносить их с планом морфологического разбора. Знать понятие действие применительно к глаголу.

С. 123-125, упр. 895 или 899.

163

Роль глагола в речи.

Учить проводить морфологический разбор глагола по плану (в рамках изученных категорий); организовать наблюдение за использованием в речи глаголов-синонимов, глагольных фразеологизмов и подвести учащихся к осознанию роли глагола в текстах разного типа речи.

Уметь проводить морфологический разбор глагола; знать роль глаголов в текстах разных типов.

Упр. 900.

164

Инфинитив – начальная форма глагола.

Повторить и обобщить знания учащихся о начальной форме глагола и формировать умение определять начальную форму глагола с учётом его вида; отрабатывать навыки написания ь в неопределённой форме глагола; тренировать учащихся в использовании инфинитива в собственной речи.

Уметь определять начальную форму глагола с учётом его вида; уметь использовать инфинитив в собственной речи.

С. 127-128, упр.904 или 905.

165

Инфинитив – начальная форма глагола.

Тренировать умение учащихся правильно оформлять на письме неопределённую форму глагола; совершенствовать умение составлять тексты-рассуждения.

Уметь правильно оформлять на письме неопределённую форму глагола; составлять тексты-рассуждения.

Упр.910.

166

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Формировать умение различать глаголы совершенного и несовершенного вида по вопросам; добиваться осознания смысловых оттенков в значении глаголов разного вида; формировать представление о видовой паре и о способах образования таких пар.

Уметь различать глаголы совершенного и несовершенного вида; образовывать видовые пары глаголов.

С. 132 (схема), упр. 911.

167

Использование суффиксов –ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-) для образования глаголов несовершенного вида.

Формировать умение образовывать глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов –ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-) и использовать правильный способ выбора написания этих суффиксов.

Уметь образовывать глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов ова/ева, ыва/ива; выбирать правильное написание этих суффиксов.

С. 134- 135, упр. 915, 916.

168

Переходные и непереходные глаголы.

Дать представление о семантико-синтаксических различиях переходных и непереходных глаголов и учить различать глаголы этих групп.

Уметь различать глаголы переходные и непереходные.

С. 136, упр. 921.

169

Возвратные и невозвратные глаголы.

Дать представление о структурных различиях возвратных и невозвратных глаголов и на этой основе формировать умение различать эти группы глаголов; формировать представление о семантических и синтаксических различиях возвратных и невозвратных глаголов.

Уметь различать возвратные и невозвратные глаголы; знать семантические и синтаксические различия глаголов этих групп.

Упр. 926 (у), 925.

170

Корни с чередованием гласных е – и.

Формировать умение опознавать слова, в которых есть корень с чередованием е – и ; вырабатывать правильный способ действия при выборе гласной е – и в корне с чередованием.

Уметь распознавать слова, в которых есть корень с чередованием е/и и выбирать правильный вариант написания.

С. 140, упр.929, 926 (у).

171

Условное, повелительное и изъявительное наклонение глаголов.

Дать общее представление о наклонении глагола: их смысловых отличиях и особенностях изменения глаголов в разных наклонениях.

Знать наклонения глаголов и их отличия.

С. 140-141, упр. 932.

172

Значение, образование, изменение форм условного наклонения глаголов.

Формировать представление о значении, образовании, изменении форм условного наклонения глаголов; обрабатывать умение опознавать, правильно оформлять на письме и использовать в собственной речи формы условного наклонения глаголов.

Знать значение, образование, изменение глаголов условного наклонения. Уметь опознавать, правильно оформлять на письме и использовать в собственной речи глаголы в условном наклонении.

С. 142, упр. 935.

173

Значение, образование, изменение форм повелительного наклонения глаголов.

Дать представление о значении, образовании, изменении глаголов в повелительном наклонении; формировать умение образовывать формы повелительного наклонения глаголов; совершенствовать умение использовать глаголы в повелительном наклонении в собственной речи.

Знать значение, образование, изменение глаголов в повелительном наклонении. Уметь образовывать глаголы этого наклонения и использовать их в собственной речи.

С. 144, упр. 939.

174

Правописание форм повелительного наклонения глаголов.

Отрабатывать умение образовывать формы повелительного наклонения глаголов; формировать навык написания ь после шипящих в формах повелительного наклонения глаголов; вырабатывать правильный способ действия при выборе гласной в суффиксе формы повелительного наклонения мн. Числа и в форме изъявительного наклонения 2 лица мн. ч. глагола.

Уметь образовывать глаголы в форме повелительного наклонения, писать ь после шипящих в глаголах повелительного наклонения; правильно выбирать гласный в суффиксе глаголов повелит. наклонения мн. числа и окончаний глаголов изъявительного наклонения 2 лица мн. числа.

Упр. 945 (у), 946.

175

Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам.

Повторить и углубить сведения о значении и изменении по временам глаголов изъявительного наклонения; соотнести категории вида и времени глагола.

Уметь изменять глаголы изъявительного наклонения по временам; соотносить категории вида и времени.

С. 149-150, упр. 955 (у), 953.

176

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Повторить и углубить сведения об образовании форм прошедшего времени глагола; вырабатывать правильный способ действия при выборе гласной перед суффиксом –л- в форме прошедшего времени глагола.

Уметь образовывать формы глаголов прошедшего времени; выбирать правильный способ действия  при выборе гласной перед суффиксом л в форме прошедшего времени.

Упр.965 (у), 963.

177

изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Повторить сведения о закономерности спряжения глаголов и добиваться осмысления категории лица.

Знать спряжение глаголов и категорию лица.

С. 83- 84(1 часть учебника), упр. 969.

178

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.                                 

Развивать умение опознавать морфемы с чередованиями в личных формах глаголов; дать представление о разноспрягаемых глаголах и учить правильно употреблять эти глаголы в речи.

Уметь опознавать морфемы с чередованием в личных формах глаголов; правильно употреблять в речи разноспрягаемые глаголы.

Упр. 973.

179

Повторение и обобщение по теме «Непостоянные признаки глаголов».

Повторить и систематизировать  сведения  о непостоянных признаках глагола и отработать соответствующие умения.

Знать непостоянные признаки глаголов и определять их.

Составить словарную диктовку из 20 глагольных форм с изученными орфограммами глаголов

180

Контрольная работа № 8 по теме «Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола».

Проверить умения в рамках темы «Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола».

181

Р./ о. Значение и грамматические особенности безличных глаголов.

Формировать представление о безличных глаголах: значении, семантических группах, грамматических особенностях, роли в предложении; дать понятие об употреблении личных глаголов в безличном значении.

Знать значение, семантические группы, грамматические особенности, роль в предложении безличных глаголов. Уметь употреблять личные глаголы в безличном значении.

С. 157-158, упр. 979.

182

Р./р. Изложение текста-повествования.

Формировать умение правильно использовать видо-временные формы глагола при изложении текста-повествования.

Уметь правильно использовать видо-временные формы глаголов при изложении текста-повествования.

Упр. 980.

183

Р./о. Синтаксическая роль глагола.

Обобщить сведения о роли в предложении: инфинитива; форм изъявительного, условного и повелительного наклонения глагола; безличных глаголов; совершенствовать умение определять роль глагольных форм в предложении.

Знать роль глаголов разных форм в предложении.

Упр.984.

184

Правильное употребление глаголов в речи.

Совершенствовать умение пользоваться различными лингвистическими словарями  при определении орфоэпических, грамматических, лексических норм глаголов.

Уметь пользоваться различными лингвистическими словарями при определении орфоэпических, грамматических и лексических норм глаголов.

Упр.988.

185

Правильное употребление глаголов в речи.

Совершенствовать умение определять и исправлять нарушения лексических норм использования глаголов в речи.

Уметь определять и исправлять нарушения лексических норм глагола в речи.

Упр. 1001.

186

Повторение по теме «Глагол».

Повторить и обобщить изученные по теме «Глагол» сведения; отрабатывать умение определять грамматические признаки глагола.

Уметь определять грамматические признаки глаголов.

Повторить теоретические сведения по теме «Глагол».

187

Повторение по теме «Глагол».

Тренировать умение учащихся орфографически правильно оформлять на письме глагольные формы; совершенствовать умение проводить морфологический разбор глагола.

Уметь орфографически правильно оформлять на письме глагольные формы; проводить морфологический разбор глагола.

Провести морфологический разбор глаголов из предложений (см. в тетради).

188

Контрольная работа № 9 по теме «Глагол».

Проверить умения, сформированные в ходе изучения темы «Глагол».

189

Р./о. Повторение изученного в 5 классе. Предмет изучения лингвистики.

Повторить сведения о лингвистики как науки о языке; закреплять представление о русском языке как родном.

Знать понятия лингвистики.

Упр.1006 (у), 1007.

190

Разделы лингвистики.

Повторить и обобщить сведения о разделах лингвистики; потренировать умения учащихся, сформированные в ходе изучения разделов лингвистики в 5 классе.  

Знать разделы лингвистики.

Выучить наизусть одно из высказываний о русском языке.

191

Правописание морфем.

Закреплять в сознании учащихся представление о морфемном (морфологическом) принципе русской орфографии как ведущем и отрабатывать умение использовать этот принцип при выборе написания; совершенствовать умение проводить морфемный и морфологический анализ существительных, прилагательных и глаголов.

Знать принцип единообразного написания морфем и уметь использовать его при выборе написания; проводить морфемный и морфологический анализ существительных, прилагательных и глаголов.

Упр. 1010.

192

Орфограммы глагола.

Совершенствовать умение выбирать правильное написание глагола.

Уметь выбирать правильное написание глаголов.

Повторить п. 28, 29; записать 2-3 предложения с данными орфограммами.

193

Орфограммы существительных и прилагательных.

Совершенствовать правильное написание существительных и прилагательных.

Уметь выбирать правильное написание существительных и прилагательных

Разбор предложений (см. в тетради).

194

Простое осложнённое предложение.

Отрабатывать навыки правильного пунктуационного оформления простых осложнённых предложений.

Уметь правильно оформлять простые осложнённые предложения.

Выписать 5 простых осложнённых предложений.

195

Сложное предложение.

Отработать навыки правильного пунктуационного оформления сложных предложений.

Уметь правильно оформлять сложные предложения.

Записать 3сложных предложения, выполнить разбор.

196

Предложения с прямой речью.

Отработать навыки правильного пунктуационного оформления предложений с прямой речью.

Уметь правильно оформлять предложения с прямой речью.

С.162 составить и записать диалог по картинке.

197

Пунктуационный анализ текста.

Совершенствовать умение проводить пунктуационный анализ текста.

Уметь проводить пунктуационный анализ текста.

Упр. 1013 (1).

198

Языковой анализ текста.

Тренировать учащихся в проведении языкового анализа текста.

Уметь проводить языковой анализ текста.

Выписать и разобрать словосочетания из предложения (см. в тетради).

199

Языковой анализ текста.

Проверить умения учащихся проводить языковой анализ текста; повторить и обобщить сведения об окончании как грамматической морфеме.

Уметь проводить языковой анализ текста. Знать, что окончание – грамматическая морфема

Упр. 1014.

200

Основные признаки текста.

Повторить и обобщить сведения об основных признаках текста; потренировать в умении определять эти признаки.

Знать основные признаки текста и уметь определять их.

Тренировочное задание.

201-202

Контрольная работа № 10 «Итоги года»

Проверить умения учащихся в рамках, изученных в курсе 5 класса разделов лингвистики.

203

Анализ контрольных работ по итогам года.

Проанализировать ошибки, допущенные в контрольной работе по итогам года.

204

Подведение итогов учебного года.

Подвести итоги изучения курса русского языка 5 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....