Лингвистическая сказка в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
На данном уроке ученики учатся составлять лингвистическую сказку по пройденной теме "Частицы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskaya_skazka_konspekt.docx | 24.62 КБ |
10_-_2.pptx | 533.68 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс
Лингвистическая сказка
Цель: научить создавать лингвистическую сказку;
- Развивать речь, обогащать словарный запас; закрепить теоретические знания о частицах; Развивать навыки публичного выступления.
- Пробуждать интерес к русскому языку, повышая учебную мотивацию.
Ресурсы: образцы лингвистических сказок, маршрутные листы, стикеры, фломастеры, бумага для флипчартов, проектор, ноутбук, текст с теоретическим материалом о частицах, учебник.
Форма работы: в парах, групповая работа.
Ход урока:
- Орг. момент. Психологический настрой на урок. Деление на группы по названиям сказок - («Колобок», «Репка»). Звучит музыка «В гостях у сказки».
- Вступительное слово учителя. Узнали ли вы, ребята, эту мелодию? Как вы думаете, почему на уроке прозвучала именно эта музыка? Правильно, сегодня мы в гостях у сказки, но это сказки не простые, а особенные. В чем их особенность вы узнаете немного позже.
На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с разновидностью авторской сказки, которая называется лингвистической.
А знаете ли вы, кто такие лингвисты? (Лингвист - это учёный, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению)
Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличные признаки этого языкового явления.
Особенности лингвистической сказки:
- лингвистическая сказка объясняет нам законы языка;
- ей присуще сказочные элементы, волшебные превращения герои, определенные устойчивые выражения;
Лингвистическая сказка как и обычные сказки состоят из присказки, зачина, сказочного действия и концовки.
На сегодняшнем уроке вы, ребята, попробуете себя в роли создателя сказок, станете авторами своих собственных сказок.
Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной.
- Лингвистическая сказка поучительна.
- Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.
- Герои – буквы или слова.
- Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.
- В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).
Лингвистическая сказка вбирает в себя элементы сказок о животных, волшебных сказок.
3. Актуализация знаний. Чтение с пометками. Работа в парах.
Частица — это служебная часть речи (не имеет вопросов, не является членом предложения, не зависит от других слов), которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.
В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие.
Частицы не изменяются, не являются членами предложения.
В школьной грамматике, однако, принято подчеркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.
К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошел дождь.
Смысловые (модальные) частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:
1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;
2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);
3) указательные: вот, вон, это;
4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;
5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, -то;
6) восклицательные: что за, ну и, как;
7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну;
8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.
По структуре частицы бывают: простые и составные.
Простыми называются частицы, состоящие из одного слова (а, благо, будто, ведь, во (прост.), вовсе, вон, ладно, ли и др.). Составные частицы, образовавшиеся из двух (реже — более) слов: вот бы, чуть ли, все-таки, что за, нет ли.
Характерной чертой многих частиц является то, что по своему строению и функциям они сближаются с наречиями, союзами или междометиями и не всегда могут быть им строго противопоставлены; во многих случаях частицы сближаются также с вводными словами.
Значением частицы как отдельного слова является то отношение, которое выражается ею в предложении.
Под музыку ученики начинают работу над сочинением сказки. Работа в группах.
Алгоритм
Как написать лингвистическую сказку
- Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.
- Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.
- Подумай, какие герои будут действовать.
- Подумай композицию, продумай сюжет.
- Составь план.
- Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.
- Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.
- Отредактируй текст.
- Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.
- Прорепетируй выступление.
Заслушать сказки учащихся.
Итог урока. Рефлексия на стикерах.
Одноминутное эссе.
- Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок.
Д/З красочно оформить сочиненные сказки в виде слайдовой презентации или книжки-раскладушки.
Критерий оценивания групповой работы
Вид работы | Имя | Имя | Имя | Имя | Имя | |
Сочинял | 8 баллов | |||||
Рисовал | 4 балла | |||||
Писал | 3 балла | |||||
Выступал | 6 баллов | |||||
Итого |
Шкала перевода баллов в оценки
15-21 – «5»
9-14 – «4»
Менее 8 – «3»
Оценивание сказки
- Нет логических и фактических ошибок – 1 балл
- Использованы термины по теме – 1 балл
- Продуманы композиция и сюжет. (Есть присказка, зачин, сказочное действие и концовка) - 2 балл
- Интересное воспроизведение (выразительность, четкость, логичность) 1 балл
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
( Лингвист - это учёный, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению) Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличные признаки этого языкового явления.
Особенности лингвистической сказки : - лингвистическая сказка объясняет нам законы языка; - ей присуще сказочные элементы, волшебные превращения героев, определенные устойчивые выражения; Композицию лингвистической сказки: составляют : присказка, зачин, сказочное действие и концовка.
Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной. Лингвистическая сказка поучительна. Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки. Герои – буквы или слова. Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные. В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку). Лингвистическая сказка вбирает в себя элементы сказок о животных, волшебных сказок.
Алгоритм Как написать лингвистическую сказку Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана. Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии. Подумай, какие герои будут действовать. Продумай композицию, продумай сюжет. Составь план. Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию. Проверь, нет ли логических или фактических ошибок. Отредактируй текст. Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос. Прорепетируй выступление.
Шкала перевода баллов в оценки 12- 15 – «5» 8-11 – «4» Менее 7 – «3» Оценивание сказки Нет логических и фактических ошибок – 1 балл Использованы термины по теме – 1 балл Продуманы композиция и сюжет. (Есть присказка, зачин, сказочное действие и концовка) - 2 балл Интересное воспроизведение (выразительность, четкость, логичность) 1 балл Вид работы Имя Имя Имя Имя Имя Сочинял 8 баллов Рисовал 4 балла Писал 3 балла Выступал 6 баллов Итого Критерий оценивания групповой работы
Рефлексия Одно минутное эссе - Какое впечатление произвел на меня сегодняшний урок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование лингвистической сказки на уроках русского языка"
На выступлении была представлена работа учителя с обучающимися с ОВЗ по использованию лингвистической сказки на уроках русского языка...
Лингвистическая сказка
«Глагол и его дети»В некотором королевстве русского языкажил-был король по имени Глагол. Это был очень деятельный, энергичный мужчина....
Лингвистическая сказка "Алиса в стране Фразеологии"
Лингвистическая сказка поможет в занимательной и доступной форме изучить тему "Фразеологизмы"...
"Карусель" (лингвистическая сказка)
Разработка лингвистической сказки собственного сочинения для урока русского языка о несклоняемых существительных, опубликованная в журнале "Русский язык в школе"...
Лингвистические сказки
Лингвистические сказки мспользуются на уроке при изучении нового материала...
Лингвистическая сказка
Для чего нужны лингвистические сказки? Ответ дан в статье....
Лингвистическая сказка о корнях с чередованием "а" и "о" "Сказка про пятиклассника Петю, который попал в страну Орфографию".
Небольшое стихотворение о правописании корней с чередованием "а" и "о"....