Лингвистическая сказка о корнях с чередованием "а" и "о" "Сказка про пятиклассника Петю, который попал в страну Орфографию".
занимательные факты по русскому языку (5 класс) по теме

Шикуля Елена Николаевна

Небольшое стихотворение о правописании корней с чередованием "а" и "о".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка про пятиклассника Петю, который попал в страну Орфографию.

Давным-давно на белом свете

Жил пятиклассник, мальчик Петя,

Хоть был талантлив и умён,

Но с русским был не дружен он.

И дома, в школе, на уроке

Все сыпали ему упрёки:

«Правописанья правил он

Не знает, глупых мыслей полн!»

Пришёл конец терпенью Пети,

И он решил, вы все заметьте,

Пойти в страну Правописанья

И осмотреть всё со стараньем…

Шёл долго, коротко ли шёл,

Но всё ж страну он ту нашёл…

Войти никак нельзя туда,

Коль не приложишь ты труда.

Там корни у ворот стоят,

Сомкнулись тесно-тесно в ряд.

И говорят все вместе Пете:

«Зачем пришёл к воротам этим?»

Им Петя вежливо сказал,

Что познакомиться желал:

Чередованья А и О

В корнях замучили его.

Навстречу вышел корень –КАС-,

И суффикс –А- за ним тотчас,

Всё потому, что корень –КАС-

Без –А- ни шагу напоказ.

Коль суффикс –А- пропал куда-то,

То корень будет –КОС-, ребята!

-ЛАГ- и –ЛОЖ- сказали ясно:

«С этим правилом согласны,

Если суффикс –А- за корнем,

Пишем букву А спокойно».

Вышли корни –ГАР- и –ГОР-,

А за ними –ТВАР и –ТВОР-,

А за ними –КЛАН- и –КЛОН-

Выходили на поклон.

Выходили, говорили,

И трещали, и твердили:

Если мы без ударенья,

О пиши без промедленья!»

Корни –РАСТ- и –РОС-

Встали во весь рост

И сказали: «Букву А

Пишем, Петя, не всегда.

Если вслед за корнем

СТ или Щ,

То писать, запомни,

Нужно букву А.

Но, к большому сожаленью,

Существуют исключенья:

РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил,

РОСТИСЛАВОМ звали,

Он РОСТОК себе купил

Где-то на вокзале».

Корни –СКАК- и –СКОЧ-

Поболтать не прочь:

«Перед буквой К

Пишем только А.

Перед Ч пиши

Букву О, спеши!»

Корни –МОК – и –МАК-

Говорили так:

«Ты в глаголах со значеньем

«пропускать воды теченье»

Напиши лишь корень –МОК-,

Чтоб придраться кто не смог.

Ну, а «в жидкость погружать» -

Нужно корень –МАК- писать.

Миг – и корни расступились,

Все куда-то разом скрылись

И оставили его

Там, у входа, одного…

                      Л. Дурницына


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистическая сказка "Алиса в стране Фразеологии"

Лингвистическая сказка поможет в занимательной и доступной форме изучить тему "Фразеологизмы"...

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса...

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса...

Симфоническая сказка С.Прокофьева "Петя и волк"

Конспект урока для 2 класса, по программе   Г.П. Сергеева Е.Д. Критская, составлен с учетом требованиями  ФГОС. Тема урока :  Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «...

Конспект урока музыки во 2 классе по теме Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк».

Конспект урока музыки 2 класс. Симфоническая сказка С. Прокофьева "Петя и волк".  Учителям музыки....

Изучение духовых инструментов на примере сказки С. Прокофьева «Петя и Волк»

Технологическая карта урока в 9 классе "особый ребенок"....