Лингвистическая сказка о корнях с чередованием "а" и "о" "Сказка про пятиклассника Петю, который попал в страну Орфографию".
занимательные факты по русскому языку (5 класс) по теме
Небольшое стихотворение о правописании корней с чередованием "а" и "о".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
правописание корней с чередованием "а" и "о" | 14.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка про пятиклассника Петю, который попал в страну Орфографию.
Давным-давно на белом свете
Жил пятиклассник, мальчик Петя,
Хоть был талантлив и умён,
Но с русским был не дружен он.
И дома, в школе, на уроке
Все сыпали ему упрёки:
«Правописанья правил он
Не знает, глупых мыслей полн!»
Пришёл конец терпенью Пети,
И он решил, вы все заметьте,
Пойти в страну Правописанья
И осмотреть всё со стараньем…
Шёл долго, коротко ли шёл,
Но всё ж страну он ту нашёл…
Войти никак нельзя туда,
Коль не приложишь ты труда.
Там корни у ворот стоят,
Сомкнулись тесно-тесно в ряд.
И говорят все вместе Пете:
«Зачем пришёл к воротам этим?»
Им Петя вежливо сказал,
Что познакомиться желал:
Чередованья А и О
В корнях замучили его.
Навстречу вышел корень –КАС-,
И суффикс –А- за ним тотчас,
Всё потому, что корень –КАС-
Без –А- ни шагу напоказ.
Коль суффикс –А- пропал куда-то,
То корень будет –КОС-, ребята!
-ЛАГ- и –ЛОЖ- сказали ясно:
«С этим правилом согласны,
Если суффикс –А- за корнем,
Пишем букву А спокойно».
Вышли корни –ГАР- и –ГОР-,
А за ними –ТВАР и –ТВОР-,
А за ними –КЛАН- и –КЛОН-
Выходили на поклон.
Выходили, говорили,
И трещали, и твердили:
Если мы без ударенья,
О пиши без промедленья!»
Корни –РАСТ- и –РОС-
Встали во весь рост
И сказали: «Букву А
Пишем, Петя, не всегда.
Если вслед за корнем
СТ или Щ,
То писать, запомни,
Нужно букву А.
Но, к большому сожаленью,
Существуют исключенья:
РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил,
РОСТИСЛАВОМ звали,
Он РОСТОК себе купил
Где-то на вокзале».
Корни –СКАК- и –СКОЧ-
Поболтать не прочь:
«Перед буквой К
Пишем только А.
Перед Ч пиши
Букву О, спеши!»
Корни –МОК – и –МАК-
Говорили так:
«Ты в глаголах со значеньем
«пропускать воды теченье»
Напиши лишь корень –МОК-,
Чтоб придраться кто не смог.
Ну, а «в жидкость погружать» -
Нужно корень –МАК- писать.
Миг – и корни расступились,
Все куда-то разом скрылись
И оставили его
Там, у входа, одного…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистическая сказка "Алиса в стране Фразеологии"
Лингвистическая сказка поможет в занимательной и доступной форме изучить тему "Фразеологизмы"...
Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса
Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса...
Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса
Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса...
Симфоническая сказка С.Прокофьева "Петя и волк"
Конспект урока для 2 класса, по программе Г.П. Сергеева Е.Д. Критская, составлен с учетом требованиями ФГОС. Тема урока : Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «...
Симфоническая сказка С.Прокофьева "Петя и волк"
презентация для 2 класса...
Конспект урока музыки во 2 классе по теме Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк».
Конспект урока музыки 2 класс. Симфоническая сказка С. Прокофьева "Петя и волк". Учителям музыки....
Изучение духовых инструментов на примере сказки С. Прокофьева «Петя и Волк»
Технологическая карта урока в 9 классе "особый ребенок"....