Тактики и стратегии при формировании навыков чтения на уроках литературы
статья по русскому языку (5 класс) по теме
В связи с переходом к новому формату экзаменов по русскому языку и литературе перед современным учителем стоит сложная задача: исходя из «жестких часовых рамок» и объема программы, целесообразно и грамотно использовать текстовый материал на занятиях литературы. В силу чего большое значение придается работе с таким видом рецептивной деятельности как чтение. Учителю необходимо планомерно и последовательно формировать навыки чтения на протяжение всего периода обучения, как в младшем, так и в старшем звеньях школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferentsiyu.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Двуреченская Наталья Викторовна,
заместитель директора УВР,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ 35 г.Нижнего Новгорода,
8-903-609-58-16
Тактики и стратегии при формировании
навыков чтения на уроках литературы
В связи с переходом к новому формату экзаменов по русскому языку и литературе перед современным учителем стоит сложная задача: исходя из «жестких часовых рамок» и объема программы, целесообразно и грамотно использовать текстовый материал на занятиях литературы. В силу чего большое значение придается работе с таким видом рецептивной деятельности как чтение. Учителю необходимо планомерно и последовательно формировать навыки чтения на протяжение всего периода обучения, как в младшем, так и в старшем звеньях школы.
Поскольку чтение включает в себя два плана освоения – технический и собственно смысловой, то и процесс обучения чтению должен сопровождаться развитием навыков технического плана и собственно смыслового. Технический план освоения обеспечивает восприятие графических знаков, соотношение их с определенным значением. Собственно-смысловой помогает установить смысловые связи в тексте, понять его содержание. Еще одним значимым условием обучения чтению является наличие коммуникативной задачи, которая позволяет контролировать внимание и регулирует ход мыслей читающего. Если коммуникативная задача понимается читателем, то это позволяет ему сэкономить время на чтение и, одновременно, повысить его эффективность.
Исходя из психолого-педагогических целей, преподаватель может ставить перед обучаемым целый ряд задач: поиск необходимой информации, анализ и критическое осмысление данных текста, осмысление информации в целом и т.д. В зависимости от поставленной задачи и процесс чтения будет иметь разный характер: просмотровой, ознакомительный и изучающий.
При просмотровом чтении учащийся знакомится с общим пониманием содержания. Как правило, этот тип чтения эффективен при обращении к газетным жанрам, при чтении которых не требуется глубокого прочтения, достаточно поверхностного, «беглого» обзора информации. При создании упражнений на такой тип чтения необходимо обращаться к структуре произведения. Например, «Выделите ключевые слова текста, прочтите только их и на основе этого, определите тему произведения», «Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для понимания текста».
При ознакомительном чтении усваивается все содержание в целом. Здесь требуется более детальное постижение смысла и осознание идейно-тематического плана. Поэтому вопросы, развивающие навыки ознакомительного чтения, должны содержать следующие формулировки: «найдите в тексте ответы на вопросы, слова со значением, фразу, которая передает такое содержание…»
Изучающее чтение сопровождается детальным анализом всех компонентов содержания текста. Упражнения, сопровождающие подобный тип текста, могут содержать в себе такие компоненты, как: «Подтвердите или опровергните такие утверждения», «Разбейте текст на части». Несомненно, что последний тип чтения наиболее сложен для учеников школы, но навыки этого вида необходимы наиболее часто в текстовых экзаменационных материалах. Поэтому при обращении к такому виду чтению очень важно правильно сформулировать коммуникативные задачи.
Необходимо отметить, что решение таких задач может сопровождаться выходом в устную и письменную речь. Так, наличие послетекстовых коммуникативных заданий типа: «объясните товарищу по группе, какую информацию в тексте вы нашли» или «напишите аннотацию к тексту» – позволяет задействовать такие виды речевой деятельности как письмо и говорение. Однако, формируя перечень заданий, сопровождающих художественный текст, нужно понимать, что они должны носить комплексный характер и выполнение их необходимо осуществлять систематически, а не от случая к случаю, как это часто бывает на практике.
Для успешного овладения техникой чтения необходимо уметь проводить трансформацию и компрессию текста. «Свертывание» текста в несколько фраз, выделение опорных предложений и ключевых слов помогает понять логику повествования, сохраняя объект речи в пределах одного суждения. К примеру, компрессия текста в несколько предложений помогает учащемуся выделить главный и дополнительный смысл высказывания. Преобразуя текст из монолога в диалог, пересказывая текст от 3-его лица или от лица автора, обучаемый овладевает навыками трансформации, что способствует развитию вариативности речи.
Кроме того, процесс обучения чтению может сопровождаться и рядом «социально-бытовых» трудностей. Прежде всего, это связано с лексиконом художественного произведения. Многие лексемы, используемые в текстах великих классиков зачастую не известны и, следовательно, не понятны современному школьнику. Этот фактор важно учитывать и по возможности заострять на нем внимание. Например, в сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» есть строки про чернавку: И царица налетела/ На Чернавку: «Как ты смела/Обмануть меня?/ и в чём!..»/Та призналася во всём/:Так и так/. Царица злая/,Ей рогаткой угрожая,/
Положила иль не жить/,Иль царевну погубить/. О какой чернавке идет речь и «кто» или «что» такое «рогатка»? Обращение к такого рода деталям позволит заинтересовать школьника и включить в поисковую работу.
При работе с художественным текстом большую помощь учителю могут оказать предтекстовые, притекстовые задания, а также послетекстовые структурные упражнения. Первый тип заданий, как правило, направлен на языковую догадку. Он построен по типу: «Исходя из заголовка произведения, предположите, о чем пойдет речь в тексте?», «Какую роль играет эпиграф?» и т.д. В притекстовых заданиях могут быть использованы вопросы по типу «правда или неправда» с нахождением верной и ложной информации. Например: «Встреча Родиона Раскольникова с Сонечкой Мармеладовой произошла в трактире» (да или нет ) или «Евгений Базаров полюбил Анну Одинцову» (да или нет). При формулировке вопросов такого плана необходимо включать в перечень один или два вопроса, «провоцирующих на ошибку», то есть вопрос, который требует зрительного внимания и памяти: «В поэме Н.В.Гоголя Чичиков посетил 5 помещиков (так это или не так). Восстановите, в каком порядке появляются эти герои в тексте произведения». Послетекстовые задания могут быть обращены к языковому плану произведения. Например, «попытайтесь восстановить фразы из произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита»:
1. Проснувшись, Маргарита не заплакала, как это…часто, потому что…с предчувствием, что сегодня наконец-то … произойдет.
2. Более всего…прокуратор ненавидел…розового масла и все теперь предвещало нехороший…, так как запах этот…преследовать прокуратора с рассвета.
3. Пока секретарь…совещание, прокуратор в…от солнца темными шторами комнате имел…. с каким-то человеком,…которого было наполовину прикрыто капюшоном.
Послетекстовые задания могут носить не только языковой, но и коммуникативный характер. Например, при изучении текстов с «открытым» финалом («Преступление и наказание» Ф.Достоевского). Задача − спрогнозировать возможную развязку ситуации, исходя из содержания текста и его жанровой природы.
В процессе формирования навыков чтения на уроках литературы учителю необходимо использовать целый спектр упражнений: языковые, технические, задания по формированию словаря учащегося и т.п. Будучи ограничены форматным жанром статьи, перечислим наиболее репрезентативные типы таких заданий. Так, достаточно эффективным видом упражнений на развитие умений читать являются задания на понимание логических связей в тексте или в отдельных фразах. Они могут быть построены по типу: «Соберите фразу из отдельных слов», «Восстановите в логической последовательности текст (или отрывок) из фраз». Отдельное внимание должно уделяться заданиям, формирующим умение работать со словарем: «Найдите в словаре значение данных слов», «Укажите иноязычную лексику в тексте произведения». Упражнения на снятие лексико-грамматических трудностей позволяют активизировать знания русского языка и способствуют интерактивности предмета. Например, задание по замене предложений простого структурного типа на сложный, или подбор синонимичных конструкций. Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживают упражнения, предусматривающие выход в устную и письменную речь, а также упражнения, развивающие технику чтения, вызывающие повышенный интерес у школьников, так как они имеют творческий характер. Такие упражнения могут быть построены по типу: «Передайте информацию, полученную из текста, двумя-тремя предложениями», «Преобразуйте монолог и в диалог», «Охарактеризуйте действующее лицо», «Разыграйте сюжет прочитанного рассказа …» и т.п. Упражнения по технике чтения могут быть направлены на расширение «поля зрения», на подавление артикуляции при чтении «про себя», на тренировку внимания и памяти.
Итак, эффективность формирования навыков чтения достигается путем использования широкого спектра упражнений, заданий интерактивного типа, наличием коммуникативной задачи, комплексным подходом при освоении данного вида рецептивной деятельности. Безусловно, описанный нами круг стратегий и тактик, используемых в ходе обучения процессу чтения, не является исчерпывающим, однако учет даже некоторого количества тактик и стратегий при планировании урока способствует повышению мотивации учащихся при усвоении навыков и умений чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
Презентация "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы"
Презентация содержит теорию и практические наработки по проблеме: представлен небольшой опыт работы по формированию навыка смыслового чтения как метапредметного УУД. Программа развития и формиро...
Работа с текстом в старших классах. Формирование компетентности чтения на уроках литературы
Работа с текстом в старших классах. Формирование компетентности чтения на уроках литературы...
Формирование смыслового чтения на уроках литературы
Формирование смыслового чтения на уроках литературы способствует более высокому уровню культуры чтения, а именно формированию творческого восприятия произведения: созданию новых образов через собствен...
Методическая разработка "Формирование навыков чтения на уроках иностранного языка"
Один из важнейших аспектов в изучении иностранного языка-формирование навыков чтения. Благодаря которому студенты учаться понимать язык через текст, видеть в нем грамматические и лексические структуры...
Формирование стратегий смыслового чтения на уроках литературы
Теоретический материал по теме "Формироввание стратегий смыслового чтения"...