Презентация "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы"
презентация к уроку по литературе на тему

Бучма Ирина Олеговна

Презентация содержит теорию и  практические наработки по проблеме: представлен небольшой опыт работы по формированию навыка смыслового чтения как метапредметного УУД. Программа развития и формирования УУД для основного общего образования предполагает работу с текстом в три этапа. В презентации перечислены стратегии предтекстовой, текстовой, послетекстовой деятельности. 

Скачать:


Подписи к слайдам:

Стратегии
предтекстовой
деятельности

«Мозговой штурм
»;
«Глоссарий
»;
«Ориентиры предвосхищения
»;
«
Предваряющие вопросы
»;
«Рассечение вопроса
»;
«Алфавит за круглым столом
»;
«Соревнуемся с писателем».
Послетекстовая
деятельность


Постановка концептуального вопроса к тексту -
п
онимание авторского замысла
Рассказ о писателе (соотнесение информации с тем представлением о личности автора, которое сложилось у ребёнка в процессе чтения)
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации (какой фрагмент проиллюстрирован, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим?
Выполнение творческих заданий


Из программы развития и формирования УУД для основного общего образован
ия
 
Г
рамотность чтения
-
это
способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества
Стратегии смыслового чтения
Дж.
Брунер
:
«
Стратегия
– это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам
».

Учебные стратегии

– это набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее, быстрее, приятнее, нацелить и приблизить деятельность учения к своим собственным целям.
К
лассификацию
Б.
Блума
Простые

вопросы.
Уточняющие

вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.
Объясняющие
вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление
причинно
—следственных связей.
Творческие
вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
Оценочные
вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что—то хорошо, а что—то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
Практические
вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?»
Региональная научно-практическая конференция «Русский язык и литература в системе образования»
Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы
Бучма
Ирина Олеговна,
учитель русского языка
и литературы
МОУ «
Икейская
СОШ»
Работа с текстом
ФАЗЫ ЧТЕНИЯ
ТРИ ЭТАПА
Первая — это
восприятие текста
До чтения текста
Вторая — это
извлечение смысла
Во время чтения текста
Третья — это создание собственного нового смысла, то есть
“присвоение” добытых новых знаний
После чтения текста
Стратегии
послетекстовой
деятельности
Целью стратегий
постчтения
является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность.
«Отношение между вопросом и ответом
»;
«Вопросы после текста
»;
«
Проверочный лист».
Знакомство с писателем
«Знаю-Хочу узнать-Узнал»;
«Толстые и тонкие вопросы»;
«Интеллект-карта».
Стратегии текстовой деятельности
Цель
– понимание текста и создание его читательской интерпретации
.
«
Чтение в кружок» (попеременное чтение
»);
«Чтение про себя с вопросами
» («диалог с автором»);
«Чтение про себя с остановками
»
;
«Чтение с формулированием вопросов»
;
«
Чтение
про себя с пометками
».
Метапредметные
УУД

С
мысловое
чтение
– это восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Примеры
А. П. Чехов «О любви» (8
кл
.)
«Мозговой
ш
турм»:
счастье, полет, верность, нежность, двое, долгая жизнь вместе.
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» (6
кл
.)
«Рассечение вопроса»:
волшебный конь; конь, которому выкрасили гриву в розовый цвет.
М. Пришвин «
К
ладовая солнца» (6
кл
.)
«Соревнуемся с писателем»:
о мальчике, о приключениях, о какой-то беде.
Синквейн
Мальчик
Добрый, совестливый
Трудился, желал, переживал
Учится на своих ошибках
Герой
Мальчик
Трудолюбивый, совестливый
Обманул, попался, раскаялся
Понимает, что виноват
Стыд

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Данный материал познакомит с формированием навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы....

Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы"

Формирование навыков смыслового чтения на уроках - одна из главных задач. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребё...

Педагогический проект «Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».

Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся. Актуальность инновационного проекта обуслав...