Формирование смыслового чтения на уроках литературы
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Формирование смыслового чтения на уроках литературы способствует более высокому уровню культуры чтения, а именно формированию творческого восприятия произведения: созданию новых образов через собственные эмоциональные и эстетические оценки прочитанного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tvorcheskogo_vospriyatiya_proizvedeniya.zip | 10.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование творческого восприятия произведения
на уроках внеклассного чтения.
Включение в уроки литературы таких приемов, как выразительное чтение, художественное рассказывание, инсценирование, создание иллюстраций заставляет учащихся неоднократно обращаться к авторскому слову, делает чтение осмысленным, внимательным, вдумчивым. Так, инсценирование произведения превращает процесс чтения в интересное, увлекательное занятие, предоставляет возможность для самовыражения учащихся, благодаря чему у школьников развивается положительное эмоциональное отношение к художественному тексту, к чтению.
Формирование смыслового чтения способствует более высокому уровню культуры чтения, а именно формированию творческого восприятия произведения: созданию новых образов через собственные эмоциональные и эстетические оценки прочитанного.
Конспект урока в 5 классе на тему
«Какая красота может изменить мир к лучшему?»
(По сказке О.Уайльда «Звездный мальчик».)
Цели урока: формировать навыки содержательного и смыслового анализа художественного текста; подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и его внутреннего мира; побудить ребят задуматься над тем, что красота может нести миру; воспитывать чувство сопереживания, доброго отношения к людям в окружающем мире.
Оформление: рисунки учащихся к сказке, портрет О.Уайльда, музыкальное произведение Алекса Сильванни «Большая любовь».
Запись на доске:
- Всегда ли внешняя красота настоящая, подлинная, истинная?
- Что делает людей некрасивыми, непривлекательными?
- Какая красота может изменить мир к лучшему?
Ход урока
- Организационный момент. Вступительное слово учителя.
- Сегодня нам предстоит встреча с удивительной сказкой английского писателя 19 века Оскара Уайльда. Он прожил яркую, непростую жизнь. «Что бы я ни говорил, что бы я ни делал – все повергало людей в изумление, - писал о себе писатель. – Все, к чему бы я ни прикасался, - будь то драма, роман, стихи, - все озарялось красотой…»
А начинал свой путь в литературе Оскар Уайльд со стихов и сказок. Об одной из них и пойдет сегодня речь. Это сказка «Звездный мальчик».
Мы будем учиться читать ее не только глазами, но и сердцем, душой, чтобы в ходе нашего разговора вы смогли проникнуть в суть сказки и найти ответы на очень важные вопросы. (Озвучивается запись на доске.)
- Ребята, а какой бы из этих вопросов вы вынесли в тему урока? (После обсуждения останавливаемся на 3-ем.)
- Итак. Сказка начинается…
(Звучит музыка)
II этап. Чтение первой страницы сказки учителем (в сокращении).
- Ребята, и что же было дальше?
Художественный пересказ сцены «Находка в зимнем лесу». (Проверка домашнего задания 1 группы учащихся.)
- Почему один из Лесорубов все-таки взял ребенка?
- И вот Лесоруб подошел к своему дому и постучал в дверь
Инсценирование эпизода «Встреча Лесоруба с женой». (Проверка домашнего задания 2 группы учащихся)
-Как долго жена Лесоруба колебалась, прежде чем принять в свою семью чужого ребенка! В её сердце не было доброты?
-Итак, Мальчик-звезда стал расти вместе с детьми Лесоруба. Каким он вырос? Как вы его себе представляете?
Словесное описание рисунков учащихся. (Проверка домашнего задания 3 группы учащихся.)
- Оскар Уайльд пишет, что мальчик «вырос себялюбивым, гордым и жестоким». Согласны ли вы с такой оценкой автора?
- Докажите на примерах из текста справедливость этих слов.
- Ребята, был ли мальчик по-настоящему красив, как вы думаете?
Вывод. Так всегда ли внешняя красота настоящая, истинная?
III этап урока.
- Продолжим чтение сказки. Мальчик рос, удивляя всех своей жестокостью, гордостью, и однажды произошла встреча…
Инсценирование эпизода «Встреча Мальчика-звезды с матерью». (Проверка домашнего задания 4 группы учащихся.)
- Ребята, действительно ли мать мальчика была некрасива? Подумайте, почему сын назвал её уродливой?
- Каким он вам видится в этой сцене?
- Назовите ещё эпизоды, в которых мальчик казался вам некрасивым?
- И вот наказание. Как был наказан Мальчик-звезда? Обратимся к тексту.
Вывод. Так что же делает людей некрасивыми?
IV этап урока.
- Проследим дальше за главным героем сказки. Многое пришлось испытать и пережить ему. «Три полных года бродил он по свету и нигде никогда не встречал ни любви, ни сострадания, ни милосердия; весь мир обошелся с ним так, как поступал он сам в дни своей гордыни». Какие ещё испытания ждали героя впереди?
- И что же случилось дальше?
Выразительное чтение учащимися отрывка из последней части сказки. (Проверка домашнего задания 5 группы учащихся.)
- Ребята, как вы думаете, что вернуло мальчику красоту?
- Но став прекрасным, он не достиг покоя и счастья, пока… пока не произошла новая встреча с матерью.
(Звучит музыка)
Чтение учителем сцены встречи с матерью.
Вывод. Вот и подошли мы с вами к главному вопросу нашего урока. Так что же может изменить мир и человека к лучшему?
(Звучит музыка)
Чтение учащимися финальной сцены.
V. Заключительное слово учителя.
(Вручение подарков)
- Наш урок заканчивается, и в память о нашем сегодняшнем разговоре я хочу подарить вам небольшие книжечки, которые вы не сможете нигде приобрести, потому что их с добротой и любовью специально для вас собирали, составляли ваши родители, учителя, старшие ученики. А сейчас мне хочется прочесть вам стихотворение В.Тушновой, которое открывает эту книжечку.
Людские души - души разные,
Не перечислить их, не счесть.
Есть злые, добрые и праздные,
И грозовые души есть.
Иная в силе не нуждается,
Ее дыханием коснись -
И в ней чистейший звук рождается,
Распространяясь вдаль и ввысь.
Другая хмуро-неотзывчива,
Другая каменно-глуха
Для света звезд,
Для пенья птичьего,
Для музыки и для стиха.
Она почти недосягаема,
Пока не вторгнутся в нее
Любви тревога и отчаянье,
Сердечной боли острие.
Смятенная и беззащитная,
она очнется,
И тогда
Сама по-птичьи закричит она
и засияет как звезда.
Ребята, в этой книжечке вы найдете не только стихотворения, но и пословицы, афоризмы о красоте и доброте людей. Может быть, мысли, заключенные в ней, помогут вам когда-нибудь принять правильные решения: быть добрыми, а значит – красивыми.
Список использованной литературы
- Вероника Тушнова. Не отрекаются любя... — Сборник стихотворений. Поэтическая Россия. – М.: Русская книга, 1997.
- «Вокруг тебя мир» — Книга для ученика, 5 класс. - М., 1996.
- «Вокруг тебя – мир…» » — Методические рекомендации для учителя. – М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики
Буклет "Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики" предназначен для помощи педагогическим работникам при подготовке к учебным занятиям.Работу по формированию умений и навыков самостоя...
Методическая разработка "ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной р...
Презентация "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы"
Презентация содержит теорию и практические наработки по проблеме: представлен небольшой опыт работы по формированию навыка смыслового чтения как метапредметного УУД. Программа развития и формиро...
Особенности формирования смыслового чтения на уроках предметов естественнонаучного цикла в основной школе
Выступление на заседании ПМК...
Роль библиотеки в формировании смыслового чтения на уроках истории и обществознания.
Будут рассмотрены педагогические методы и формы работы с детьми в библиотеке, раскрыта роль влияния библиотеки на формирование смыслового чтения на уроках истории и обществознания....
Методический семинар«Приемы формирования смыслового чтения на уроках английского языка»
Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения. умения находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными. научно-популярными, официальны...
Формирование стратегий смыслового чтения на уроках литературы
Теоретический материал по теме "Формироввание стратегий смыслового чтения"...