Формирование смыслового чтения на уроках литературы
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Формирование смыслового чтения на уроках литературы способствует более высокому уровню культуры чтения, а именно формированию творческого восприятия произведения: созданию новых образов через собственные эмоциональные и эстетические оценки прочитанного. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon formirovanie_tvorcheskogo_vospriyatiya_proizvedeniya.zip10.9 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование творческого восприятия произведения

на уроках внеклассного чтения.

Включение в уроки литературы таких приемов, как выразительное чтение, художественное рассказывание, инсценирование, создание иллюстраций заставляет учащихся неоднократно обращаться к авторскому слову, делает чтение осмысленным, внимательным, вдумчивым. Так, инсценирование произведения превращает процесс чтения в интересное, увлекательное занятие, предоставляет возможность для самовыражения учащихся, благодаря чему у школьников  развивается положительное эмоциональное отношение к художественному тексту, к чтению.

Формирование смыслового чтения способствует более высокому уровню культуры чтения, а именно формированию творческого восприятия произведения: созданию новых образов через собственные эмоциональные и эстетические оценки прочитанного.

Конспект урока в 5 классе на тему

«Какая красота может изменить мир к лучшему?»

(По сказке О.Уайльда «Звездный мальчик».)

Цели урока: формировать навыки содержательного и смыслового анализа художественного текста; подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и его внутреннего мира; побудить ребят задуматься над тем, что красота может нести миру; воспитывать чувство сопереживания, доброго отношения к людям в окружающем мире.

Оформление: рисунки учащихся к сказке, портрет О.Уайльда, музыкальное произведение Алекса Сильванни «Большая любовь».

Запись на доске:

  1. Всегда ли внешняя красота настоящая, подлинная, истинная?
  2. Что делает людей некрасивыми, непривлекательными?
  3. Какая красота может изменить мир к лучшему?

Ход урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

- Сегодня нам предстоит встреча с удивительной сказкой английского писателя 19 века Оскара Уайльда. Он прожил яркую, непростую жизнь. «Что бы я ни говорил, что бы я ни делал – все повергало людей в изумление, - писал о себе писатель. – Все, к чему бы я ни прикасался, - будь то  драма, роман, стихи, - все озарялось красотой…»

А начинал свой путь в литературе Оскар Уайльд со стихов и сказок. Об одной из них и пойдет сегодня речь. Это сказка «Звездный мальчик».

Мы будем учиться читать ее не только глазами, но и сердцем, душой, чтобы в ходе нашего разговора вы смогли проникнуть в суть сказки и найти ответы на очень важные вопросы. (Озвучивается запись на доске.)

- Ребята, а какой бы из этих вопросов вы вынесли в тему урока? (После обсуждения останавливаемся на 3-ем.)

- Итак. Сказка начинается…

(Звучит музыка)

II этап. Чтение первой страницы сказки учителем (в сокращении).

- Ребята, и что же было дальше?

Художественный пересказ сцены «Находка в зимнем лесу». (Проверка домашнего задания 1 группы учащихся.)

- Почему один из Лесорубов все-таки взял ребенка?

- И вот Лесоруб подошел к своему дому и постучал в дверь

Инсценирование эпизода «Встреча Лесоруба с женой». (Проверка домашнего задания 2 группы учащихся)

-Как долго жена Лесоруба колебалась, прежде чем принять в свою семью чужого ребенка! В её сердце не было доброты?

-Итак, Мальчик-звезда  стал расти вместе с детьми Лесоруба. Каким он вырос? Как вы его себе представляете?

Словесное описание рисунков учащихся. (Проверка домашнего задания 3 группы учащихся.)

- Оскар Уайльд пишет, что мальчик «вырос себялюбивым, гордым и жестоким». Согласны ли вы с такой оценкой автора?

- Докажите на примерах из текста справедливость этих слов.

- Ребята, был ли мальчик по-настоящему красив, как вы думаете?

Вывод. Так всегда ли внешняя красота настоящая, истинная?

III этап урока.

- Продолжим чтение сказки. Мальчик рос, удивляя всех своей жестокостью, гордостью, и однажды произошла встреча…

Инсценирование эпизода «Встреча Мальчика-звезды с матерью». (Проверка домашнего задания 4 группы учащихся.)

- Ребята, действительно ли мать мальчика была некрасива? Подумайте, почему сын назвал её уродливой?

- Каким он вам видится в этой сцене?

- Назовите ещё эпизоды, в которых мальчик казался вам некрасивым?

- И вот наказание. Как был наказан Мальчик-звезда? Обратимся к тексту.

Вывод. Так что же делает людей некрасивыми?

IV этап урока.

- Проследим дальше за главным героем сказки. Многое пришлось испытать и пережить ему. «Три полных года бродил он по свету и нигде никогда не встречал ни любви, ни  сострадания, ни  милосердия; весь мир обошелся с ним так, как поступал он сам в дни своей гордыни». Какие ещё испытания ждали героя впереди?

- И что же случилось дальше? 

Выразительное чтение учащимися отрывка из последней части сказки. (Проверка домашнего задания 5 группы учащихся.)

- Ребята, как вы думаете, что вернуло мальчику красоту?

- Но став прекрасным, он не достиг покоя и счастья, пока… пока не произошла новая встреча с матерью.

(Звучит музыка)

Чтение учителем сцены встречи с матерью.

Вывод. Вот и подошли мы с вами к главному вопросу нашего урока. Так что же может изменить мир и человека к лучшему?

(Звучит музыка)

Чтение учащимися  финальной сцены.

V. Заключительное слово учителя.

(Вручение подарков)

- Наш урок заканчивается, и в память о нашем сегодняшнем разговоре я хочу подарить вам небольшие книжечки, которые вы не сможете нигде приобрести, потому что их с добротой и любовью специально для вас собирали, составляли ваши родители, учителя, старшие ученики. А сейчас мне хочется прочесть вам стихотворение В.Тушновой, которое открывает эту книжечку.

Людские души - души разные,

Не перечислить их, не счесть.

Есть злые, добрые и праздные,

И грозовые души есть.

Иная в силе не нуждается,

Ее дыханием коснись -

И в ней чистейший звук рождается,

Распространяясь вдаль и ввысь.

Другая хмуро-неотзывчива,

Другая каменно-глуха

Для света звезд,

Для пенья птичьего,

Для музыки и для стиха.

Она почти недосягаема,

Пока не вторгнутся в нее

Любви тревога и отчаянье,

Сердечной боли острие.

Смятенная и беззащитная,

она очнется,

И тогда

Сама по-птичьи закричит она

и засияет как звезда.

Ребята, в этой книжечке вы найдете не только стихотворения, но и пословицы, афоризмы о красоте и доброте людей. Может быть, мысли, заключенные в ней, помогут вам когда-нибудь принять правильные решения: быть добрыми, а значит – красивыми.

Список использованной литературы

  1. Вероника Тушнова. Не отрекаются любя...  — Сборник стихотворений. Поэтическая Россия. – М.: Русская книга, 1997.
  2. «Вокруг тебя мир» — Книга для ученика, 5 класс. - М., 1996.
  3. «Вокруг тебя – мир…»  » —  Методические рекомендации для учителя. – М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики

Буклет "Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики" предназначен для помощи педагогическим работникам при подготовке к учебным занятиям.Работу по формированию умений и навыков самостоя...

Методическая разработка "ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной р...

Презентация "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы"

Презентация содержит теорию и  практические наработки по проблеме: представлен небольшой опыт работы по формированию навыка смыслового чтения как метапредметного УУД. Программа развития и формиро...

Роль библиотеки в формировании смыслового чтения на уроках истории и обществознания.

Будут рассмотрены педагогические методы и формы работы с детьми в библиотеке, раскрыта роль влияния библиотеки на формирование смыслового чтения на уроках  истории и обществознания....

Методический семинар «Приемы формирования смыслового чтения на уроках английского языка»

Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения. умения находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными. научно-популярными, официальны...

Формирование стратегий смыслового чтения на уроках литературы

Теоретический материал по теме "Формироввание стратегий смыслового чтения"...