Конспект урока развития речи "Дневник - это Я, письмо - это ТЫ"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Цели урока:
- формирование интереса к написанию писем, закрепление навыков культуры общения;
- развитие письменной речи – письмо-рассуждение;
- нравственно-этическое и патриотическое воспитание детей.
- подготовка к написанию сочинения-рассуждения в части С ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_10_klasse_a.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Дневник – это Я, Письмо – это ТЫ».
(Урок Письма – урок развития речи в 10 классе)
Письма, написанные от руки, теперь уже
выглядят как поздравления из прошлого века.
Т. Уайлдер
Это письмо получилось таким длинным потому,
что у меня не было времени написать его короче.
Б. Паскаль
Цели урока:
- формирование интереса к написанию писем, закрепление навыков культуры общения;
- развитие письменной речи – письмо-рассуждение;
- нравственно-этическое и патриотическое воспитание детей.
- подготовка к написанию сочинения-рассуждения в части С ЕГЭ по русскому языку;
Ход урока:
1. Оргмомент: тема урока.
2. Вступление:
Как часто вы пишете письма? Как часто это делают ваши родные и близкие? Почему в последнее время написание письма стало событием редким? Нужны ли они нам? Что вы вообще знаете о письмах, о том, когда и как они появились, как менялись с течением времени? Что-то знаете, о чем-то сегодня услышите впервые…
Куда сейчас люди чаще всего пишут письма? На телевидение в редакции различных передач, в газеты с самыми разными целями: кто-то хочет рассказать о чем-то интересном, кто-то пожаловаться, кто-то поучаствовать в каком-то конкурсе, кто-то просит помощи или совета…
После сегодняшнего урока каждый из вас тоже напишет письмо в газету на какую-либо ее страницу, для примера возьмем обычную газету, состоящую из 4 страниц. Газеты бывают разные, я принесла сегодня на урок несколько экземпляров, для того чтобы напомнить вам о них, чтобы заинтересовать в будущей работе. (Показываю детям последний номер многостраничной газеты, которая так и называется «Российская газета» от 17 марта 2009 года, затем последний номер нашей «Полезной», затем номер газеты «Красный флот», датированный 2 марта 1943 года, и номер газеты «Правда», датированный 7 марта 1943 года, Показываю, что за материал напечатан в этих газетах, дети вспоминают сами, что они посвящены Сталинградской битве.)
Вернемся к теме нашего урока. Начнем разговор с последней 4 страницы, где обычно можно найти какой-либо познавательный материал, полезную для себя информацию. Итак, начнем с разминки.
2
3.Разминка. Письмам более 5000 лет. Каким было письмо у разных народов в разное время их развития и как происходило его развитие?
- звуковое – Борисов Дима;
- пиктографическое – Калинина Катя;
- идеографическое – Евсеенко Вита;
- узелковое – Емельянова Ира;
- слоговое – Гилева Маша;
- буквенно-звуковое – Рыжов Паша.
Вот такими были письма, такие мы имеем и сейчас, в дополнение можно определить несколько видов: бытовые, литературные, деловые.
Вы можете написать в газету на 4 страницу письмо о том, что сейчас узнали.
4. Основная часть: А теперь с последней страницы газеты, которую мы сегодня оформляем, переходим на ее разворот – это 2-я и 3-я страницы. Здесь обычно идет серьезный разговор на различные темы, предложенные журналистами и авторами писем, приходящих в редакцию.
- Как вы думаете, в какую эпоху или эпохи писем (в том виде, в каком мы их знаем) писалось больше всего? В каком веке? (18, 19, 20).
- Обратимся к тому, который нам ближе всего. Когда писалось писем в 20 веке больше: - в начале,
- в середине,
- в конце века?
- В середине. Почему? Потому что шла Великая Отечественная война, потому что, как писал К. Симонов:
Штампом почты не предусмотрено
То, что целый народ в разлуке,
То, что как умирать не больно,
Но, идя в атаку, чтоб жить,
Людям хочется в треугольник
Перед этим душу вложить.
Писали с фронта, писали на фронт, писали любимым невестам и женам, мамам, отцам, братьям и сестрам, дочерям и сыновьям, писали тем, кого не знали никогда. Треугольники с фронта ждали, хранили как самое дорогое, читали и перечитывали, а потом, замерев, ждали следующее. Очень боялись привычных, но ставших страшными конвертов: в них приходили похоронки. Правда, не всегда… У меня в руках письмо с фронта, отправленное в самом начале войны. Его написал старшина Беляков жене своего раненого командира, отправленного в госпиталь. (Это письмо хранится в одной семье, оно датировано 30 сентября 1941 года).
- чтение письма
А вот еще письмо, датированное 3 ноября 1943 года – письмо учительницы Ревиной об успехах сына воюющего офицера.
- чтение письма
3
Эти желтые странички, датированные 1941 и 1943 годами, имеют много общего.
В этих письмах что самое главное?
Забота, понимание, желание помочь, успокоить, поддержать в трудную минуту. Это письма людей, не знающих друг друга, но они покоряют своей теплотой, искренностью и душевной щедростью. Эти письма – память, история семьи, хранятся они как самое дорогое.
Вы можете написать на наши 2-ю и 3-ю страницы письма-размышления об услышанном, о том, что для вас значит слово ПАМЯТЬ…
Слово «письмо» соединяет в себе так много.
- Почему в конце XX – начале XIX веков мы стали писать так мало писем?
- Что стало причиной фактически исчезновения эпистолярного жанра?
- Кому раньше люди писали письма?
Переходя к 1-ой странице нашей газеты, хочу показать вам маленькую книгу, состоящую из 47 писем, объединенных под общим заголовком «Письма о добром», написанных Д.С. Лихачевым.
Вы знакомились дома со вторым письмом, озаглавленным «Молодость – вся жизнь».
Академик Лихачев прожил длинную жизнь, большую часть вел дневник, используя красные и зеленые чернила, а в конце жизни написал свое обращение к тем, кому жить в 21 веке, то есть к вам.
Чтение письма «Молодость – вся жизнь». Беседа по тексту.
- Тема и идея рассказа;
- Что здесь личное, а что можно отнести к общественной тематике?
- Выделите фразы, которые можно назвать вечными истинами;
- Чему это письмо учит, что советует?
- Что это письмо всколыхнуло в душе?
- Какой ответ вы написали бы Д.С. Лихачеву? О чем?
Может быть написанию ответа поможет другой текст – рассказ Ю. Бондарева «Красавица», уж он-то точно никого не оставляет равнодушным…
Чтение рассказа «Красавица».
- Почему текст так называется?
- О какой красоте говорит автор?
- Найдите слова которыми автор называет героя: партнер, кавалер, красавец, красавчик; героиню: некрасивая девушка, красивая девушка, толстые губы, серые большие диковатые глаза, гордый взгляд, красавица.
- Стиль, тип речи, тема, идея. Прием построения текста – антитеза, докажите!
- Как связаны между собой два текста? Покажите! Какие слова объединяют их? «Береги честь смолоду».
- Можно ли второй текст назвать иллюстрацией первого?
- Что в этом тексте вас задело, не оставило равнодушным?
- Как часто подобная ситуация бывает в жизни?
- Что сделали бы вы на месте этой девушки?
- А на месте других, бывших на дискотеке?
4
Оба автора говорят о чести и достоинстве личности, о том, как сохранить в себе это, оставаться человеком, верящим в себя и друзей, не предающих, а умеющих подставить плечо, как остаться человеком, верящим в вечное – в добро, заботу, чуткость и справедливость не только по отношению к близким, а ко всем…
5. Обобщение: мы говорили сегодня о письмах, которые в последнее время люди пишут мало, все больше звонят. Только жизнь показывала всегда, что именно бумаге можно доверить самое сокровенное, над листком бумаги можно посидеть и подумать, тщательно подобрать слова, решить, что можно написать, а что нет. Согласитесь, что в телефонном разговоре этого не происходит, что разговор, как правило, краткий, сухой, мало эмоциональный.
6. Домашнее задание: напишите письмо в нашу придуманную газету, на какую ее страницу – решите сами, помните только тему этого урока «Дневник – это Я, письмо – это ТЫ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи "Напиши мне письмо...",6 класс
Данный урок может быть проведен в 6 классе, по своей структуре относится к урокам изучения нового материала по теме: уроки развития речи. Тип урока: комбинированный урок. На уроке используется ме...
конспект урока в 3 классе по письму и развития речи на тему: "Правописание ча-ща"
Цели:1. Развивать умения распознавать в словах шипящие звуки. Развивать орфографическую зоркость.2. Правильно обозначать на письме сочетания...
конспект урока в 3 классе по письму и развитию речи на тему: "Способ проверки написания путем изменения формы слова "
Цель : знакомство со способом проверки написания путем изменения формы слова.Задачи:образовательные: учить находить и различать парные звонкие и глухие согласные на конце слова; закреплять знани...
конспект урока в 3 классе по письму и развитию речи на тему: «Слова, обозначающие действия предметов».
Цели:1.Закрепить умения выделять слова, обозначающие действия предметов.2.Закрепить умение ставить вопросы к словам, обозначающим действия предметов.3.Закреплять правописание словарных слов.4.Во...
конспект урока развития речи .Учимся писать письмо.5 класс
В данном конспекте урока представлена методическая разработка урока, целями которой является познакомить обучающихся с алгоритмом написания письма, развивать устную и письменную речь и создать...
методическая разработка конспекта урока по предмету "Графика и письмо" - "Письмо букв по точкам, по образцу и самостоятельно"
для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме Письмо.
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме Письмо....