Конспект урока развития речи "Напиши мне письмо...",6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Данный урок может быть проведен в 6 классе, по своей структуре относится к урокам изучения нового материала по теме: уроки развития речи.
Тип урока: комбинированный урок. На уроке используется методика кейс-технологии, направленная на самостоятельную деятельность обучающихся в искусственно созданной ситуации. Метод способствует развитию у учеников самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода ребята также имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. На каждом этапе работы над текстом реализуются следующие виды учебной деятельности: поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы ), рецептивная (чтение и полноценное восприятие текста), репродуктивная (работа со словарем, осмысление характеров изображенных в произведении), исследовательская (анализ образов), продуктивная творческая (написание сочинений-рассуждений письменный ответ на вопрос проблемного характера).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
«Напиши мне письмо, хоть две строчки всего…»
Выполнила: Кожевникова Е.А.,
учитель русского языка и литературы
План-конспект
Класс: 6
Предмет, тема урока: русский язык, «Напиши мне письмо, хоть две строчки всего…»
Цель урока: развитие коммуникативной и информационной компетенций учащихся в ходе обучения написанию письма.
Задачи:
Образовательная: научить обучающихся писать письмо по определённым правилам;
Развивающая: формировать познавательный и практический интерес к предмету «Русский язык»; развивать устную и письменную монологическую речь обучающихся;
Воспитательная: показать значимость письма как одного из средств общения; воспитывать культуру выражения чувств через написание письма.
Тип урока: комбинированный
Используемые приёмы, методы, технологии: кейс-технология, словесный, наглядный и практический.
Используемые формы познавательной деятельности детей: индивидуальная, групповая, микрогруппы.
Оборудование: демонстрационные материалы: компьютерная презентация к уроку, фрагменты мультфильма; раздаточные материалы – листы бумаги для письма, конверты, интеллект карта , шаблоны, смайлики, материал для работы в группах.
Предполагаемый результат: письмо, написанное в соответствии с требованиями; развитие информационной, коммуникативной компетенций.
Ход урока
Учитель: Ребята, здравствуйте!
Внимательно посмотрите видеоролик и подумайте над вопросом: о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Просмотр видеоролика. Слайд 1
Учитель: Так о чём же мы сегодня будем говорить на уроке?
Ученики: Мы будем говорить о письмах. Слайд 2
Учитель: Какая проблема возникла у зайчонка?
Ученики: Он не умел писать письмо.
Учитель: А вы умеете писать письма?
Ученики: Да или нет
Учитель: Прочитайте, что такое письмо. Слайд 3. Какое слово является ключевым в данном понятии?
Ученики: Слово «текст».
Учитель: Вы знаете, что любой текст выстраивается по определённым правилам. Если письмо – это текст, то, как оно должно быть построено?
Ученики: по определённым правилам.
Учитель: Ребята, вспомните про проблему, возникшую у зайчонка, и попробуйте определить цель нашего урока.
Ученики: Научиться писать письмо правильно. Слайд 4
Учитель: Сегодня на уроке вы не только научитесь писать письма по определённому плану, но и узнаете много нового о них.
Учитель: Я предлагаю вам сейчас поработать в группах. Слайд 5. Первый ряд – историки – вы будете составлять рассказ об истории письма. Второй ряд – корректоры – вы будете исправлять текст. Третий ряд – исследователи – вам предстоит исследовать текст письма. У каждой группы лежат на столах инструкции. Для начала внимательно их прочитайте, а потом приступайте к работе.
Работа учеников в группах (6 мин.). Учитель консультирует учащихся и оказывает необходимую помощь.
1 группа. Историки.
Работа с презентацией, составление рассказа о письме на основании предложенных слайдов.
2 группа. Корректоры.
Работа с конвертом, оформление правильной надписи на конверте.
3 группа. Исследователи.
Работа с письмом, расположение частей в правильном порядке и определение композиции письма.
Учитель: Сейчас представители от каждой группы выступят с информацией, полученной в результате работы. Слушайте, пожалуйста, внимательно. Сообщения, услышанные сейчас, вы будете использовать в дальнейшем.
Представление работы.
Учитель: Первая группа – историки. Они работали с информацией по истории письма и составляли рассказ. Вам слово (пять человек от группы рассказывают). Слайд 6-10
Какой вывод можно сделать о письме на основании сказанного?
Ученики: можно сделать вывод, что среди существующих средств общения письмо – самое древнее.
Учитель: Вторая группа – корректоры. Слайд 11. Они работали с текстом из повести пермского писателя Льва Давыдычева об Иване Семёнове, второкласснике и второгоднике, правильно оформляя надпись на конверте. Пожалуйста, расскажите, что получилось у вас (выступление представителя группы).
Третью группу мы заслушаем чуть позже.
А сейчас мы заполним интеллект карту. Не пугайтесь, это совсем не сложный вид работы, я уверена, что вы с ним прекрасно справитесь. Данные карты помогают представить всю изучаемую информацию в виде удобной схеме.
Слайд 12. Достаньте из ваших файлов карты и шаблоны к ней. Выберите те шаблоны, которые вам понадобятся для оформления надписи на конверте, и разложите их в правильной последовательности.
Учитель: Слайд 13. Сверьте выполненную вами работу с образцом и, если необходимо, переставьте шаблоны в правильном порядке. Вставьте их в прорези на карте, как это делаю я.
Послушаем третью группу - исследователей. Ребятам была предложена достаточно трудная работа. Слайд 14. Они работали с письмом писателя Николая Островского к своей маме. Им нужно было не только восстановить ход письма, но и назвать каждую из его частей. Слово ребятам (выступление представителя от группы).
Ученик:
1 часть – приветствие (Милая мама!)
2 часть – основная часть (мальчик просит маму не выполнять тяжёлую работу)
3 часть – заключительные слова вежливости ( Крепко обнимаю тебя моя славная труженица)
4 часть – подпись (любящий тебя сын)
Учитель: Давайте занесём композицию письма в карту. Слайд 15.
Посмотрите, какие вы молодцы, ребята! Вы выполнили трудную работу: заполнили карту на основании полученной информации. Её вы можете взять с собой.
Что вы узнали нового сегодня на уроке?
Ученики: Узнали историю письма, как правильно заполнять конверт, из каких частей состоит письмо.
Учитель: Сможете ли вы применить на практике ваши знания?
Ученики: Да, сможем.
Учитель: Когда?
Ученики: Когда будем писать письма.
Учитель: Обратите внимание на экран.
Просмотр видеоролика. Слайд 16
Учитель: Ребята, Непослуха побежал писать письмо бабушке. А давайте, и мы напишем письма своим близким: родителям, бабушке, сестре, брату. Написанные письма вы запечатаете в конверты, и сами опустите в свой почтовый ящик, чтобы ваши родные получили их уже сегодня.
Учитель: Как вы думаете, что они почувствуют, получив ваше письмо?
Ученики: удивятся, обрадуются…
Учитель: Достаньте лист бумаги из вашего файла и конверт. Сейчас вы будете писать письмо, а как подписывать конверт, вы уже знаете и подпишете его самостоятельно после написания письма. Начинаем писать, слова-помощники даны на слайде. Слайд 17.
Музыка. Ученики пишут письмо. Учитель наблюдает и оказывает необходимую помощь.
Учитель: Ребята, вспомните цель сегодняшнего урока?
Ученики: Научиться писать письмо правильно. Слайд 18
Учитель: Достигли ли мы поставленной цели и чему научились?
Ученики: Да, достигли, мы научились составлять письмо по определённым правилам.
Учитель: А теперь домашнее задание. Сегодня на уроке мы с вами работали с письмами коллективно. Дома вы будете сочинять свое письмо самостоятельно.
1) золотой рыбке – с просьбой исполнить очень важные желания;
2) собаке от кошки;
3) жителям планеты Сатурн - приглашаем их в гости в нашу школу;
4) льву от зебр с протестом – почему он на них нападает;
5) маме (папе).
И напоследок я знаю, что все вы активно пользуетесь Интернетом и часто пишете электронные письма своим друзьям. Чувства и настроение в этих письмах вы выражаете при помощи смайликов. Я очень хочу, чтобы вы и мне оставили частичку своего настроения от урока в виде смайлика. Выберите из предложенных смайликов один и покажите нам. Я благодарю вас за урок: Слайд 19
«Только всё же вам напомнить разрешите:
При общении «Скайп», телефон не в счёт.
Вы письмо друзьям и близким напишите,
Кто-то очень ваших писем ждёт!»
А это моё настроение от сегодняшнего урока. (Повернуть конверт с изображением смайлика)
До свидания. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. Благодарственное письмо. 6 класс.
Данный урок представлял собой занятие по развитию речи учащихся из раздела «Словообразование». Этот урок - изучение нового материала Для организации учебной деятельности выбрано проблемное обуче...
Конспект урока развития речи для 5 глухого класса на тему "Рассказ по закрытой картинке"
Конспект урока может быть полезен учителям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1и 2 видов. Технология составления рассказа по закрытой картинке очень эффективна при обучении глухих шк...
Урок развития речи "Личное письмо" (конспект, анализ, приложения, презентация)
"Личное письмо" - урок развития речи в 6 классе.На уроке формируется деятельная позиция учащихся; используются методы формирования ключевых компетенций.К конспекту прилагается анализ урока, раздаточны...
Конспект урока развития устной речи для 2 класса по теме "Насекомые"
Задачи:1.Образовательные:Расширить и уточнить представления о предметах окружающего мира через изучения насекомых.Повторить ;2.Коррекционно-развивающие:Корригировать познавательные процессы на о...
конспект урока развития речи .Учимся писать письмо.5 класс
В данном конспекте урока представлена методическая разработка урока, целями которой является познакомить обучающихся с алгоритмом написания письма, развивать устную и письменную речь и создать...
План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".
Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме Письмо.
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме Письмо....