Рабочая программа по русскому языку для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме
Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по учебнику «Русский язык. 8 класс» под редакцией С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2010 г.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIII классе – 102 час (3 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_8_klass.doc | 260.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по учебнику «Русский язык. 8 класс» под редакцией С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2010г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VIII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIII классе – 102 час (3 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки обучающихся, заканчивающих 8 класс.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- слова с непроверяемыми орфограммами;
- виды словосочетаний, типы связи слов в словосочетаниях;
- группы односоставных предложений;
- структуру простого осложнённого предложения;
уметь
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать словарные слова и слова с изученными орфограммами;
-находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами;
-ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных членах, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении; выделять вводные слова и вводные предложения;
-ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым;
-производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
-составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами (предложениями), обращениями;
-пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
-определять тип и стиль текста;
-подробно, кратко и выборочно излагать тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников;
-писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомых лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально – этическую и дискуссионную темы;
-совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью, стилем; находить и исправлять речевые ошибки;
-создавать тексты публицистического стиля;
-уметь просто и доступно выступать перед слушателями по общественно важным темам;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
-осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
-развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально – культурных ситуациях общения;
-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс)
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Ключевые компетенции | Контроль | Подготовка К ГИА | ИКТ | |
По плану | Факт. | |||||||
1 | 1-09 | 1 | Функции русского языка в современном мире. | Понимание значения русского языка как государственного и одного из мировых языков | ||||
Повторение пройденного в 5 – 7 классах (6+2) | ||||||||
2 | 1-09 | 1 | Повторение изученного в 5-7 классах. Комплексное повторение. | Восстановление и закрепление умения выполнять различные виды лингвистического разбора | ||||
3 | 1-09 | 1 | Фонетика и графика. Орфография | Восстановить и закрепить умение правильно выполнять фонетический разбор | Фонетический разбор слова | |||
4 | 2-09 | 1 | Морфемика и словообразование. | Восстановить и закрепить умение выполнять морфемный и словообразовательный разбор. | Морфемный и словообразовательный разбор. | |||
5 | 2-09 | 1 | Лексика и фразеология. | Обобщение и систематизация знаний по лексике и фразеологии, восстановление и закрепление основных понятий лексикологии. | Фразеологизмы | |||
6 | 2-09 | 1 | Морфология. | Обобщение и систематизация знаний по морфологии, закрепление навыков лингвистического разбора. | Части речи | |||
7 РР | 3-09 | 1 | Повторение изученного. Строение текста. Стили речи. | Обобщение и систематизация знаний о признаках и строении текста, о типах речи, о видах и способах связи в тексте, о стилях речи. | РР | Стили речи | ||
8 | 3-09 | 1 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7классах» | КД№1 | ||||
9 РР | 3-09 | 1 | Сочинение-описание картины. В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии». | Развитие речи учеников, расширение их словарного запаса, обучение описанию картины | РР С№1 | Описание | ||
Синтаксис и пунктуация. Культура Словосочетание.(2ч.) | ||||||||
10 | 4-09 | 1 | Строение и грамматическое значение словосочетаний. | Определение грамматического строения словосочетаний. | Грамматическое значение словосочетаний | |||
11 | 4-09 | 1 | Связь слов в словосочетании. | Закрепление понятий о строении и значении словосочетаний, определение способов связи в словосочетаниях. | ||||
Простое предложение (3ч.+1) | ||||||||
12 | 4-09 | 1 | Строение и грамматическое значение предложений. | Расширение знаний о строении и грамматическом значении предложения. | Предложение | |||
13 | 1-10 | 1 | Интонация предложения. | Закрепление изученного о предложении, совершенствование навыков устной речи, составление характеристики человека. | ||||
14 | 1-10 | 1 | Порядок слов в предложении. Логическое ударение. | Закрепление изученного о предложении, совершенствование навыков устной речи. | ||||
15 РР | 1-10 | 1 | РР Описание архитектурных памятников как вид текста.(Устное сочинение-рассказ о храме Василия Блаженного) (Работа по заданиям упр. 110, 111, 112, 113, 114) | Совершенствование навыков устной речи, расширении словарного запаса учеников, обучение описанию памятника архитектуры. | РР | |||
Простые двусоставные предложения Главные члены предложения (6ч.+2ч.) | ||||||||
16 | 2-10 | 1 | Подлежащее. | Расширение представления учеников о подлежащем, его признаках и способах выражения, углубление знаний о синонимических связях языковых единиц. | Подлежащее. | |||
17 | 2-10 | 1 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | Расширение представления о сказуемом, его признаках, ознакомление с понятием простого глагольного сказуемого. | Сказуемое. | |||
18 | 2-10 | 1 | Составное глагольное сказуемое. | Сформирование понятия о составном глагольном сказуемом и способах его выражения. | Сказуемое. | |||
19 | 3-10 | 1 | Составное именное сказуемое. Выражение именной части составного сказуемого. | Сформировать понятие о составном именном сказуемом, закрепление умения различать простое глагольное сказуемое «быть» с глаголом связкой «быть» в составном именном сказуемом. Углубление знаний о способах выражения именной части сказуемого. | ||||
20 | 3-10 | 1 | Тире между подлежащими и сказуемыми. | Углубление знаний о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между | Тире. | |||
21 | 3-10 | 1 | Диктант с грамматическими заданием по теме «Сказуемое». | Проверка знаний, закрепление навыков лингвистического разбора | Д№1 | |||
22 23 | 4-10 | 2 | РР Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности | РР С№2 | ||||
II четверть | ||||||||
Второстепенные члены предложения (6ч.+2ч.) | ||||||||
24 | 1-11 | 1 | Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение. Трудные случаи выражения дополнений. | Закрепление знаний о второстепенных членах предложения, расширение представлении о дополнение, способах его выражения. Разъяснение трудных случаев выражения дополнений. | Второстепенные члены предложения | |||
25 | 2-11 | 1 | Несогласованное определение. | Расширение представлений об определении. | ||||
26 27 РР | 2-11 | 2 | РР Изложение «Прощание с Пушкиным» | Развитие умений учеников письменно излагать прочитанный и услышанный текст, развитие творческих способностей. | РР КИ№1 | |||
28 | 3-11 | 1 | Приложение. | Расширение представлений об определении, формирование понятия об приложении. | ||||
29 | 3-11 | 1 | Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. | Расширение представлений об обстоятельстве, ознакомление с основными видами обстоятельств. | ||||
30 | 3-11 | 1 | Сравнительный оборот. Знаки препинания при нем. | Расширить представлении об обстоятельстве, формирование понятие об обстоятельствах выраженных сравнительными оборотами. | ||||
31 | 4-11 | 1 | Риторика | Ознакомление с понятием «Риторика», с основными приемами ораторского мастерства.. | РР | |||
32 | 4-11 | 1 | Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения». | Проверка знаний учеников, закрепление навыков синтаксического разбора. | КР№1 | |||
Простые односоставные предложения (9ч.+2ч.) | ||||||||
33 34 | 4-11 5-11 | 2 | Основные группы односоставных предложений. Предложения определённо – личные. | Расширение представлений об о предложении, формирование понятий об односоставных предложениях с главным членом – сказуемым, об определенно личных предложениях. | Основные группы односо-ставных предложений. | |||
35 36 | 5-11 | 2 | Предложения неопределённо – личные. | Сформировать понятие о неопределенно личных предложениях, нахождению их и выделению в тексте. | ||||
37 38 | 1-12 | 2 | Безличные предложения. | Сформировать представлении о безличных предложениях и способах выражения сказуемого в этих предложениях. | ||||
39 40 РР | 1-12 2-12 | 2 | РР Составление рассказа с использованием обобщённо – личных предложений.. | РР | ||||
41 | 2-12 | 1 | Назывные предложения. | Сформировать понятие о назывных предложения, их значении, сферы употребления. | Основные груп-пы односо-ставных пред-ложений. | |||
42 | 2-12 | 1 | Обобщение по теме «Односоставные предложения». | Обобщение изученного об односоставных предложениях, развитие навыков самостоятельной работы. | ||||
43 | 3-12 | 1 | Тестирование по теме «Односоставные предложения» | Т№1 | ||||
Неполные предложения (2ч.) | ||||||||
44 | 3-12 | 1 | Понятие о неполных предложениях. | Сформировать понятие о неполных предложениях, сферы их употребления. | Неполное предложение. | |||
45 | 3-12 | 1 | Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. | |||||
Однородные члены предложения (12ч.+2ч.) | ||||||||
46 | 4-12 | 1 | Повторение изученного об однородных членах предложения. | Закрепление изученного об односоставных и неполных предложениях, углубление представлений об однородных членах. | Однородные члены предложения. | |||
47 48 | 4-12 | 2 | Однородные и неоднородные определения | Углубление представлений об однородных членах, закрепление навыков узнавания их в тексте графического их изображения. | Однородные члены предложения. | |||
III четверть | ||||||||
49 51 | 2-01 3-01 | 3 | Однородные члены, свя-занные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Углубление знаний об однородных членах, связанных сочинительными союзами. Отработать навыки постановки знаков препинания, совершенствовать навыки выполнения заданий ГИА по данной теме | Однородные члены предложения. | |||
52 54 | 3-01 4-01 | 3 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | Восстановление знаний учеников об обобщающих словах при однородных членах, углубление и расширение знаний по теме. | Однородные члены предложения. | |||
55 | 4-01 | 1 | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» | Проверка знаний об обобщающих словах при однородных членах, закрепление навыков постановки знаков препинания. | ||||
56 | 4-01 | 1 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | Д№2 | ||||
57 | 5-01 | 1 | Анализ контрольного диктанта. | |||||
58 59 РР | 5-01 1-02 | 2 | РР Сочинение по картине К.Ф. Юнона « Мартовское солнце» | Развитие речевой культуры учеников, навыков описание картины. | КС№1 | |||
Обращения, вводные слова и обращения (9ч.+2ч.) | ||||||||
60 61 | 2-02 | 2 | Повторение изученного об обращении. | Сформировать понятие об обращении и его роли в предложении, развитие пунктуационных навыков. | ||||
62 63 | 2-02 3-01 | 2 | Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. | Сформировать понятие о вводных словах и предложениях, их значении в роли текста. | Выделительная функция знаков препинания. | |||
64 | 3-01 | 1 | Предложения с междометиями. | Закрепление умений находить вводные слова и предложения в тексте, ознакомление с ролью междометий в предложении. | Выделительная функция знаков препинания. | |||
65 66 | 3-01 4-01 | 2 | Вставные конструкции. | Формирование понятия о вставных конструкциях, показать их роль в предложении. | Выделительная функция знаков препинания. | |||
67 | 4-01 | 1 | Закрепление темы «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями». | Закрепление знаний об обращениях, вводных словах и вставных конструкциях. | Выделительная функция знаков препинания. | |||
68 | 4-01 | 1 | Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями, вводными конструкциями». | Проверка знаний об обращениях вводных словах и вставных конструкциях. | Выделительная функция знаков препинания. | |||
69 | 5-02 | 1 | Работа над ошибками диктанта. | Закрепление изученного, закрепление навыков синтаксического разбора предложения. | Выделительная функция знаков препинания. | |||
Обособленные члены предложения (18ч.+2ч.) | ||||||||
70 | 5-02 | 1 | Понятие об обособленных членах предложения | Сформировать понятие об обособленных членах предложения. | Выделительная функция знаков препинания. | |||
71 | 1-03 | 1 | Обособленные определения и приложения | Ознакомление с обособленными определениями и приложениями, развитие навыков выразительного чтения. | Закрепить умение находить в предложении обособленные определения, развивать навыки выразительной речи. Подготовка к ЕГЭ | |||
72 | 2-03 | 1 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений | Развитие навыков постановки знаков препинания при согласованных и несогласованных определениях. | Закрепление пунктуационных навыков, подготовка к ЕГЭ | |||
73 | 2-03 | 1 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений | |||||
74 | 2-03 | 1 | Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению | |||||
75 | 3-03 | 1 | Обособление согласованных приложений | |||||
76 | 3-03 | 1 | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК | Углубление знаний по данной теме | ||||
77 | 3-03 | 1 | Тестирование по теме «Обособленные определения и приложения» | Закрепление и проверка знаний по теме, закрепление навыков грамматического разбора. | ПР | |||
IV четверть | ||||||||
78 | 1-04 | 1 | Обособленные обстоятельства | Углубление представлений об обособление обстоятельств, объяснить различие между деепричастиями и наречиями, от них образованными. | Формировать умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, развивать пунктуационные навыки | |||
79 | 1-04 | 1 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями | Углубление представлений об обособление обстоя-тельств, объяснить разли-чие между деепричастия-ми и наречиями, от них образованными. | ||||
80 | 2-04 | 1 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | Закрепление и проверка знаний по теме, закрепление навыков грамматического разбора. | ||||
81 82 | 2-04 | 2 | Обособление уточняющих членов предложения | Формирование понятия об обособление уточняющих членов предложения, объяснение их роли и значения в предложении. | Дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения, показать их роль и значение в предложении | |||
83 | 3-04 | 1 | Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. | Выделительная функция знаков препинания. | ||||
84 | 3-04 | 1 | Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. | Закрепление пунктуационных навыков, навыков синтаксического разбора. | ||||
85 | 3-04 | 1 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Обособленные члены предложения» | Закрепление и проверка знаний по теме, закрепление навыков грамматического разбора. | ||||
86 | 4-04 | 1 | Диктант по темам «Обособленные члены предложения», «Уточняющие члены предложения» | Проверка знаний по темам «Обособленные члены предложения», «Уточняющие члены предложения» | Д№3 | |||
87 | 4-04 | 1 | Анализ диктанта. | |||||
88 89 | 4-04 1-05 | 2 | РР Написание контрольного изложения с элементами сочинения. | РР, КИ№2 | ||||
Прямая и косвенная речь (6ч.+1ч) | ||||||||
90 | 1-05 | 1 | Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Знаки препинания при них. | Углубление понятия «прямая речь», выработка навыков постановки знаков препинания. | Знаки препинания при прямой речи и диалоге. | |||
91 | 1-05 | 1 | Диалог. Прямая речь | Закрепление навыков постановки знаков препинания в предложения с прямой речью и постановкой знаков препинания. | Формировать умение определять место слов автора и прямой речи в предложении, составлять схемы предложения | |||
92 | 2-05 | 1 | Предложения с косвенной речью. | Ознакомление с понятием косвенной речи, со структурой предложений с косвенной речью, объяснение отличий предложений с косвенной речью от предложений с прямой речью. | Развивать навыки перевода прямой речи в косвенную | |||
93 | 2-05 | 1 | Цитаты и знаки препинания при них. | Углубление знаний о сферах применения прямой и косвенной речи, обучение правил правильно цитирования. | Обучить навыкам правильного цитирования | |||
94 | 2-05 | 1 | Способы передачи чужой речи в художественном произведении. | Закрепление знаний о способах передачи чужой речи, закрепление пунктуационных умений и навыков. | ||||
95 РР | 3-05 | 1 | РР Сравнительная характеристика героев. | Совершенствование навыков лингвистического анализа текста, развитие творческих способностей. | РР | |||
96 | 3-05 | 1 | Закрепление темы «Способы передачи чужого речи». | Закрепление знаний о способах передачи чужой речи, закрепление пунктуационных умений и навыков. | Тестирование. | |||
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (5ч +1ч.) | ||||||||
97 | 3-05 | 1 | Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставные предложения», «Односоставные предложения» | |||||
98 | 4-05 | 1 | Повторение тем «Однородные члены предложения», «Предложения с обособленными членами», | |||||
99 | 4-05 | 1 | Повторение темы «Предложения с обособленными членами», | |||||
100 | 4-05 | 1 | «Предложения с уточняющими членами», «Обращение» | |||||
101 | 5-05 | 1 | РР Сочинение-описание с элементами рассуждения | РР КС№2 | ||||
102 | 5-05 | 1 | Повторение тем «Вводные слова и предложения», «Способы передачи чужой речи» | |||||
103-105 | 5-05 | 3 |
Содержание программы.
(105 часов: 87+18)
Функции русского языка в современном мире.
(1час)
Повторение пройденного материала в 5 – 7 классах.
(6+2)
Фонетика и графика. Орфография. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Пунктуация в простом предложении.
Обучающиеся должны знать:
- основные орфографические правила, изученные в 5 – 7 классах;
- основные способы словообразования;
- грамматические признаки и правописание частей речи, изученных в5-7 классах.
Обучающиеся должны уметь:
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор,
правильно писать слова с изученными орфограммами;
- делать словообразовательный разбор слов;
- делать морфологический разбор слов;
- определять стиль текста.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития речевой культуры, удовлетворения коммуникативных потребностей в различных ситуациях общения.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.
(2 часа)
Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Обучающиеся должны знать:
- виды словосочетаний ( именные, глагольные, наречные);
- определение словосочетания, строение словосочетаний;
- способы связи слов в словосочетании.
Обучающиеся должны уметь:
- находить главное и зависимое слово в словосочетании;
- правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении;
- находить в предложении словосочетание определённого вида.
Использовать в речи синонимичные по значению словосочетания.
Простое предложение.
Двусоставные предложения.
(9+3)
Повторение пройденного о предложении. Строение и грамматическое значение предложений. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Интонация предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Обучающиеся должны знать:
- опознавательные признаки предложения;
- особенности строения предложения;
- способы связи подлежащего и сказуемого;
- роль логического ударения;
- правила правописания окончаний различных частей речи;
- способы выражения подлежащего;
- строение различных видов сказуемого;
- правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Обучающиеся должны уметь:
- находить грамматическую основу предложения;
- определять вид предложения по интонации;
- выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении;
- различать виды сказуемого;
- ставить и объяснять тире между подлежащим и сказуемым;
- уметь интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
- уметь согласовывать глагол – сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием;
- уметь пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Использовать в речи синонимичные варианты выражения подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения.
(6+2)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Основные виды обстоятельств. Сравнительный оборот; знаки препинания при нём.
Обучающиеся должны знать:
- теоретические сведения о дополнении, определении, обстоятельстве;
- теоретические сведения о приложении;
- особенности публицистического стиля речи.
Обучающиеся должны уметь:
- находить в предложении второстепенные члены;
- определять виды дополнения, определения, обстоятельства;
- находить в предложении приложение и правильно ставить знаки препинания при нём;
- находить сравнительный оборот и выделять его знаками препинания.
Использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Односоставные предложения.
(11+2)
Основные группы односоставных предложений, их значение. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определённо – личные, неопределённо – личные, безличные) и подлежащим (назывные). Односоставное предложение как часть сложного. Неполное предложение.
Контрольное изложение.
Обучающиеся должны знать:
- определение односоставного предложения;
- группы односоставных предложений;
- способы выражения сказуемого в односоставных предложениях;
- правила постановки знаков препинания в неполном предложении.
Обучающиеся должны уметь:
- различать двусоставные и односоставные предложения, пользоваться ими как синтаксическими синонимами;
- ставить тире в неполном предложении при пропуске глагола – сказуемого;
- ставить и объяснять запятые в сложносочинённом предложении (с односоставными и двусоставными частями);
-писать изложение, включающее описание памятника истории, культуры, архитектуры.
Использовать односоставные и неполные предложения в диалоге, выступать с сообщениями об истории родного края.
Предложения с однородными членами.
(12+2)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, разделительными, противительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных и неоднородных членов предложения. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Обучающиеся должны знать:
- определение однородных членов предложения;
- определение обобщающего слова при однородных членах;
- правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;
- разряды сочинительных союзов.
Обучающиеся должны уметь:
- интонационно правильно произносить предложения с однородными членами;
- ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;
- ставить двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами при однородных членах;
- различать однородные и неоднородные определения;
- писать сочинение – рассуждение публицистического характера.
Использовать в речи предложения с однородными членами как синтаксические синонимы
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.
(9+2)
Повторение изученного об обращении. Распространённое и нераспространённое обращение. Знаки препинания при обращении. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях.
Обучающиеся должны знать:
- определения обращения, вводных слов, вводных предложений, вставных конструкций;
- роль междометия в предложении;
- роль вводных слов в предложении;
- группы вводных слов по значению;
- правила постановки знаков препинания при обращении;
- правила постановки знаков препинания при вводных словах, вводных предложениях, вставных конструкциях;
- правила постановки знаков препинания при междометиях.
Обучающиеся должны уметь:
- интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами, вводными предложениями и междометиями;
- различать вводные слова и вводные предложения;
- различать вводные предложения и вставные конструкции;
- ставить знаки препинания при обращениях, вводных словах, вводных предложениях и вставных конструкциях.
Использовать в речи вводные слова – синонимы и вводные предложения, употреблять вводные слова как средство субъективной оценки и связи предложений и частей текста.
Предложения с обособленными членами.
(18+2)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточняющие обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Обучающиеся должны знать:
- теоретические сведения об обособлении;
- правила обособления определений, приложений, обстоятельств;
- определение уточняющих членов предложения.
Обучающиеся должны уметь:
- интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами;
- ставить знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения;
- писать сочинения на морально – этическую тему.
Использовать в речи предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.
(6+1)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы выражения прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Основные способы цитирования. Знаки препинания при цитировании.
Развитие речи. Контрольное изложение.
Обучающиеся должны знать:
- теоретические сведения о построении предложения с прямой речью;
-правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
- основные способы цитирования.
Обучающиеся должны уметь:
- выразительно читать предложения с прямой речью;
- заменять прямую речь косвенной;
-правильно ставить знаки препинания при цитировании и в предложениях с прямой и косвенной речью.
Использовать различные способы цитирования в устной и письменной речи.
Повторение пройденного в 8 классе.
(5+1)
Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Орфограммы в корнях слов, суффиксах, приставках и окончаниях. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Контрольный диктант.
Обучающиеся должны знать:
- определения изученных языковых явлений, речеведческих понятий;
- изученные орфографические и пунктуационные правила.
Обучающиеся должны уметь:
- производить синтаксический разбор простого осложнённого предложения;
- создавать тексты публицистического стиля.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития речевой культуры и удовлетворения коммуникативных потребностей в различных ситуациях общения.
Материально-техническое обеспечение
Таблицы
- Главные члены предложения
- Второстепенные члены предложения
- Синтаксический разбор словосочетаний
- Односоставные предложения
- Синтаксический разбор предложений
- Запятая при однородных членах предложения
- Точка с запятой при однородных членах предложения
- Союзы при однородных членах предложения
- Обобщающие слова при однородных членах предложения
- Обобщающие слова при однородных членах предложения
- Обобщающие слова при однородных членах предложения
- Тире между подлежащим и сказуемым
- Тире между подлежащим и сказуемым
- Тире не ставится между подлежащим и сказуемым
- Тире в неполном предложении
- Вводные слова и словосочетания
- Вводные предложения и вставные конструкции
- Обособление дополнений
- Обособление приложения
- Обособления обстоятельства
- Обособления обстоятельства
- Обособление определения
- Обособление определения
- Обособление определения
- Предложения со сравнительными оборотами
- Предложения с прямой речью
- Диалог
- Слова-предложения ДА, НЕТ
Электронные пособия
Русский язык
- 1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)
- 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.
- Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме
- Фраза. Лингвистический тренажёр.
1.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку. – Официальные документы в образовании, 2004, №5.
2.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
3.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М., 2006.
4.Русский язык. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – 33 – изд. – М. : Просвещение, 2009. – 239с.
5. Диски:
- 1С: Репетитор. Русский язык
- Практикум по русскому языку
- Русский язык. Орфография.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...