Конспект и презентация к уроку русского языка "Категория состояния"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Данный урок проводится при изучении нового материала. Цели урока: познакомиться со словами категории состояния и их морфологическими признаками; рассмотреть основные отличия слов категории состояния от наречий. Задачи урока: повторить слитное, раздельное и дефисное написание наречий; научить различать в тексте слова категории состояния от наречий; спососбствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся; воспитывать умение работать в коллективе, взаимоуважение, интерес к предмету. На уроке используется групповая работа, работа в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_kategoriya_sostoyaniya.zip | 999.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Зауэр Мария Александровна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ №15» п.Светлый РС(Я)
Класс: 7
Урок по теме «Категория состояния»
Цели: 1. Познакомиться со словами категории состояния и их морфологическими признаками.
2. Рассмотреть основные отличия слов категории состояния от наречий.
Задачи:
Образовательная: повторить слитное, раздельное и дефисное написание наречий; научиться отличать в тексте слова категории состояния от наречий.
Развивающая: способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся.
Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, взаимоуважение, интерес к предмету.
УМК к уроку: учебник русского языка 7 класс М.Т. Барановой, Т.А. Ладыженской
Оборудование: проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята! Я надеюсь, что вы пришли на урок с прекрасным настроением. Поэтому сегодня будете работать в полную силу.
- Повторение (слитное, раздельное и дефисное написание наречий)
- Опрос
- Какую часть речи мы называем «наречием»?
- Изменяются ли наречия?
- Как образуются наречия?
- Какие случаи правописания наречий являются самыми трудными?
- Игра-соревнование
Первая команда выписывает наречия с дефисным написанием; вторая команда – наречия, которые пишутся слитно, третья команда – наречия, которые пишутся раздельно. (слайд 2)
(На)удачу, (на)лету, (в)присядку, (в)рукопашную, (до)нельзя, (по)французски, (в)пустую, (давным)давно, (кое)что, бок (о)бок, (в)трое.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!
- Создание мотивации.
Учитель: Запишите, пожалуйста, следующие предложения (слайд 3)
- Тихо ответили жители, тихо проехал обоз.
- Тонко пахло в чистом ночном воздухе, мирно было в степи, тихо в темной деревне.
- Выделите грамматические основы в данных предложениях.
- Односоставными или двусоставными являются данные предложения?
- Каким членом предложения является слово ТИХО в первом и втором предложениях?
- Определите значение слова ТИХО в данных предложениях.
- Можно ли слово ТИХО в первом и втором предложениях отнести к одной и той же части речи?
- Как вы думаете, какой частью речи является слово ТИХО во втором предложении?
- Попробуйте сформулировать тему и цели нашего сегодняшнего урока.
IV. Знакомство с новым материалом.
- Составление схемы. (слайд 4)
- Лингвистическая справка. (слайд 5)
Учитель: Интересно, что вопрос о выделении категории состояния в особую часть речи долгое время в языкознании носил дискуссионный характер. Не все лингвисты признали за категорией состояния права на выделение в самостоятельную часть речи. Выдающиеся русские ученые-лингвисты Лев Владимирович Щерба и Виктор Владимирович Виноградов высказали в своих трудах мнение о необходимости выделения слов категории состояния в особую часть речи.
- Закрепление.
- Работа в парах (слайд 6)
Запишите предложения.
- Лицо старика красиво и спокойно.
- На рассвете крепко и спокойно заснул ребенок.
- Сегодня в отделении было спокойно.
- Найдите омонимичные слова. Как определить их принадлежность к той или иной части речи?
(По ходу работы заполняется таблица) (слайд 7)
- Сделайте вывод об отличии слов категории состояния от прилагательных и наречий. Сравните свой вывод с учебником с.128 (слайд 8)
2. Работа в группах (слайд 9)
Составьте с данными словами предложения так, чтобы в каждом контексте данные слова являлись разными частями речи.
1 группа: тихо, сыро.
2 группа: красиво, печально.
3 группа: тревожно, холодно.
4 группа: весело, больно.
- Подведение итогов урока.
Составление кластера по теме. (слайд 10)
- Категория состояния.
- Самостоятельная, интересная
- Обозначает, имеет, является
- Обозначает состояние человека, природы
- Состояние
- Домашнее задание (слайд 11)
Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Весна».
Учитель: Спасибо, ребята, за интересный урок! Вы сегодня прекрасно поработали!
Литература.
- Акишина А.А., Акишина Т.Е. Эмоции и мнения.
Выражение чувств в русском языке – М.: Русский язык.
Курсы, 2009. – 168 с.
2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 7 класс – М.: Просвещение, 2013. – 223с.
3. Горашова Н.Г. Поурочные разработки по русскому языку
7 класс – М.: Экзамен, 2011. – 413с.
4. Изображение смайликов:
http://chitalnya.ru/magazir/2011/04/smile.jpg
5.Портрет В.В. Виноградова:
http://www.opojaz.ru/vinogradov/vinogradov_iz_istorii.html
6. Портрет Л.В. Щербы:
http://www.rasl.ru/science/10_Exhibitions/sherba_LT.php
7.Изображение зайца:
http://www.tv.net/news/cinema/1050661295/2011/j.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку русского языка в 8-ом классе " Предложения с вводными конструкциями"
Тип урока - закрепление изученного материала. Основная цель занятия состоит в формировании умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями. В процессе уче...
Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставки при-"
Методический комплект (конспект урока и презентация) к уроку русского языка в 6 классе. Тип урока - освоение новых знаний....
Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"
Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у...
План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"
Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....
Конспект и презентация к уроку русского языка "Повторение по теме"Двусоставное предложение"
Разработка представляет собой конспект интерактивного урока русского языка в 8 классе "Повторение по теме "Двусоставные предложения". Цель урока - повторить знания о двусоставном предложении. Задачи: ...
Конспект и презентация к уроку русского языка "Виды сказуемых. Составное именное сказуемое"
Разработка представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе "Виды сказуемых. Составное именное сказуемое". Цель урока повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить зн...
Конспект и презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень"
Конспект и презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень" Правда презентацию пришлось уменьшить, иначе не загружалась, но основное оставила....