Конспект урока "Морфологический портрет имени прилагательного", 5-6 кл.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный конспект может быть использован при изучении нового материала или повторении темы "Имя прилагательное как часть речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologicheskiy_portret_imeni_prilagatelnogo.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение морфологии в интерактивном режиме. «Морфологический портрет имени прилагательного». 5-6 класс
- Мотивация
Проблемная ситуация – прочитать и понять текст, содержащий пробелы на месте изучаемой части речи.
Текст:
«Первому, (..) изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был (…) мальчик, с (…) и (…), немного (…) чертами лица, (…) (…) волосами, (…) глазами и (…) (…), (…) улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к (…) семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была (…) (…) рубаха с (…) каемкой; (…) (…) армячок, надетый внакидку, чуть держался на его (…) плечиках; на (…) поясе висел гребешок… У второго мальчика, Павлуши, волосы были (…), (…), глаза (…), скулы (…), лицо (…), (…), рот (…), но (…), вся голова (…), как говорится, с (…) котел, тело (…), (…).» (И.С. Тургенев «Бежин луг»)
Вопрос: «На какие вопросы отвечают слова, пропущенные в данном тексте?»
Гипотеза - эти слова отвечают на вопросы «какой?»/ «чей?»
Вопрос: «Какой части речи не хватает в данном тексте? Легко ли вам было представить мальчиков, о которых идёт речь в этом тексте?»
Гипотеза – без имён прилагательных невозможно описать предмет.
Вопрос: «Какова языковая роль/функция данной части речи?»
Гипотеза – обозначение признаков предмета.
Данное задание выводится на слайд, так как требует привлечения внимания всего класса с целью определения роли и значимости данной части речи.
Вывод – грамматическое значение и предназначение имён прилагательных.
- Исследовательская работа
Работа в парах, малых группах.
Задание:
- Подобрать подходящие по грамматической форме слова, чтобы заполнить в тексте существующие пробелы (на 2 группы –1фрагмент).
1 группа (3-4 человека):
«Первому, (1) изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был (2) мальчик, с (3) и (4), немного (5) чертами лица, (6) (7) волосами, (8) глазами и (9) (10), (11) улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к (12) семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы.»
Языковой материал:
1 – старший/старшие/старшему
2 – стройный/стройная/стройные
3- красивый/красивые/красивыми
4 – тонкая/тонкое/тонкими
5 – мелким/мелкими/мелкий
6 – кудрявой/кудрявыми/кудрявом
2 группа (4-5 человек):
«Первому, (1) изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был (2) мальчик, с (3) и (4), немного (5) чертами лица, (6) (7) волосами, (8) глазами и (9) (10), (11) улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к (12) семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы.»
Языковой материал:
7 – белокурый/белокурому/белокурыми
8 – светлым/светлыми/светлых
9 – постоянный/постоянная/постоянной
10 – полувесёлая/полувесёлой/полувесёлыми
11 – полурассеянной/полурассеянная/полурассеянному
12 – богатое/богатыми/богатой
3 группа (4 -5 человек):
«На нем была (13) (14) рубаха с (15) каемкой; (16) (17) армячок, надетый внакидку, чуть держался на его (18) плечиках; на (19) поясе висел гребешок.»
Языковой материал:
13 – пёстрый/пёстрое/пёстрая
14 – ситцевый/ситцевая/ситцевые
15 – жёлтыми/жёлтых/жёлтой
16 – небольшой/небольшая/небольшие
17 – новый/новая/новому
18 – узенькая/узенькие/узеньких
19 - голубенькое/голубенького/голубеньком
4 группа (4 человека):
«У второго мальчика, Павлуши, волосы были (1), (2), глаза (3), скулы (4), лицо (5), (6), рот (7), но (8), вся голова (9), как говорится, с (10) котел, тело (11), (12).»
Языковой материал:
1 – всклокоченный/всклокоченная/всклокоченные
2 – чёрные/чёрный/чёрные
3 – серыми/серые/серых
4 – широким/широкой/широкие
5 – бледный/бледных/бледное
6 – рябое/рябой/рябые
5 группа (4 человека):
«У второго мальчика, Павлуши, волосы были (1), (2), глаза (3), скулы (4), лицо (5), (6), рот (7), но (8), вся голова (9), как говорится, с (10) котел, тело (11), (12).»
Языковой материал:
7 – большая/большое/большой
8 – правильные/правильный/правильным
9 – огромный/огромные/огромная
10 – пивная/пивными/пивной
11 – приземистый/приземистое/приземистым
12 – неуклюжее/неуклюжая/неуклюжей
- Аргументировать свой выбор, основываясь на синтаксических и грамматических взаимосвязях слов.
- Создать список морфологических признаков данной части речи.
- Презентовать/озвучить результат исследования перед одноклассниками.
Оригинал текста для сравнения и корректировки:
«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее.
Обсуждение и организация информации.
Создание «морфологического портрета» части речи – результата урока. «Портрет» создается общими усилиями по общей для всех частей речи схеме, соответствующей плану морфологического разбора:
- Грамматический вопрос, грамматическое значение/функция – имя прилагательное - самостоятельная часть речи, отвечающая на вопрос «какой?»/ «чей?», обозначающая признак предмета.
- Начальная форма – форма ед. числа именительного падежа, мужского рода Морфологические признаки:
- постоянные морфологические признаки – качественное/относительное/притяжательное
- непостоянные морфологические признаки – род, число, падеж
- Синтаксическая роль в предложении – определение(чаще всего)
- Оценивание/взаимооценивание.
- Творческое применение (задание домашней работы) – упражнение учебника/ морфологический портрет 2-3 прилагательных из текста.
Данный алгоритм позволяет реализовать основные составляющие интерактивного обучения русскому языку, технологичен, не требует больших затрат времени и усилий при подготовке, интересен для учащихся и эффективен, так как позволяет охватить большой по объему материал во временных рамках 40 - 45-минутного урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте»
Для учащихся 3 класса...
Конспект урока Тема: «Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного»
Для учащихся 3 класса...
Конспект занятия «Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе».
Конспект разработан для 1-2 класса коррекционной школы для детей с ЗПР, по лексической теме "Защитники отечества"...
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....
урок «Портрет имени прилагательного»
Данный урок по учебнику «Русский язык. 5 класс Ведущими формами, методами и приемами работы явдяются вопросно-ответная форма, работа в группах, в парах, ...
Конспект урока «Склонение имен прилагательных (единственное число)»
Имена прилагательные изменяются по падежам, т.е. склоняются. Падеж прилагательного можно определить по падежу существительного. Прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и существительное, к ко...