Конспект урока "Согласование имени прилагательного в роде 3 класс ЗПР 7.2
план-конспект урока

Халтурина Анна Анатольевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilagatelnoe_3_klass_zpr_7.2.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в 3 классе

Тема: Имя прилагательное. Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде, в падеже и числе.

Цель:  Закрепить знания детей об имени прилагательном.

Задачи:

  1. Коррекционно – дидактические:
  • Обучение составлению грамматически правильных словосочетаний и предложений;

2.Коррекционно – развивающие:

  • -закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
  • -развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля;
  • -развивать словарный запас детей;
  1. Коррекционно – воспитательные:
  • - формировать навыки общения и правильного поведения.

Методы и приемы:

  • Словесные и наглядные методы, метод самоконтроля..

Оборудование: печатные дидактические игра, раздаточные листы с заданиями на каждого ребенка, мяч, фигурки предметов.

Ход урока.

Приветствие.

Дышим! Встань, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднимай
расслабленные руки вверх, постепенно «растягивая» все тело (не отрывать пятки от пола)задержать дыхание. На выдохе постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться  в пояснице, задержать дыхание. Вернуться в и. п.
Самомассаж! «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли, разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно–поступательным движением растираются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз

Артикулируем! Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряжение в уздечке языка. При включении голоса получается звук, подобный детскому «поддразниванию»

Сообщение темы и целей занятия.

Задание Образуйте пары слов

Красивый снежинка

Легкая птицы

Глубокое узор

Зимующие озеро

На какой вопрос отвечают слова из первого столбика? (Какой? Какая? Какое? Какие?

К какой части речи относятся? (Имя прилагательное).

На какой вопрос отвечают слова из второго столбика? (кто, что)

Часть речи - имя существительное. Сегодня мы продолжим работу с именами существительными и именами прилагательными и будем учиться правильно употреблять их в речи.

Игра «Домики»

У меня развалились домики, помогите их собрать.

Поиграем в игру «Отгадай, кто это?», (фигурки)

Дети выбирают фигурку, описывают прилагательными

Ребята, а как вы догадались о ком речь идёт?

А можно, я тоже с вами поиграю? я буду называть вам признаки предметов, а вы отгадайте, о ком я говорю.

Игра «Угадай сказочных героев»
Крошечная, заботливая, добрая
Глупый, непоседливый, любопытный
Длинноносый, деревянный, озорной
Красивая, нарядная, воспитанная
Серый, голодный, злой
Рыжая, хитрая, коварная
Толстый, подвижный, смешной
Зелёный, большой, добрый
Лопоухий, неуклюжий, коричневый

По каким признакам вы отгадали героев? (по цвету, по размеру, по характеру)

Подумайте, что ещё обозначают прилагательные: красный, синий (цвет), большой, маленький (размер), добрый, злой, хитрый (характер), соленый, сладкий (вкус), молодой, старый (возраст), треугольный (форма) На доске вывешиваются карточки с правилами.

И многие другие признаки, с которыми мы будем знакомиться.

Игра «Скажи наоборот» с мячом

Изменим слова так, что бы из им. существительных они превратились в им. прилагательные.какой? какая? какое ? какие?

Солнечный солнечная солнечное солнечные

Ледяной ледяная ледяное ледяные

Снежный снежная снежное снежные

Зимний зимняя зимнее зимние

К какому роду относятся прилагательные отвечающие на вопрос какой?

ФИЗМИНУТКА.

Если вдруг вопрос: «Какой?»,

Говорим мы: «-ий, -ый, -ой»:...

Синий, зеленый, больной,

Маленький, теплый, смешной.

Если же вопрос «Какая ?»,

Говорим мы: «-ая, -яя»:

Светлая, весенняя,

Темная, осенняя.

Если слышим -ее, - ое

Ставим мы вопрос: «Какое?»

Яркое, большое

Синее, крутое.

Вывод: у имен прилагательных, которые отвечают на вопрос какой? пишется окончание –ый,-ой, ий; какая: -ая, -яя, какое: -ое, -ее; Какие: -ые, -ие

5.Образуйте словосочетание, измените имя существительное так, чтобы оно отвечало на вопрос: Какой? Какая? Какое?

Холод+погода

Зима+утро

Лед +ветер

Треск+мороз

Поиграем в игру один - много:

Морозный день

Прозрачный лед

Холодная зима

Замерзшая река

Работа с текстом

Предлагает ученикам прослушать (или прочитать самостоятельно) два текста про берёзу:
Берёза

Из древесины берёзы получается фанера, мебель, лыжи, посуда и другие вещи. На стволе берёзы растёт гриб. Из этого гриба делают лекарство.
Берёза
Красивое и полезное дерево берёза. Из её древесины получается хорошая фанера, красивая мебель, прочные лыжи, лёгкая деревянная посуда и другие нужные вещи. На белом стволе берёзы растёт берёзовый гриб. Из этого гриба делают ценное лекарство.
Какой из текстов вам больше понравился и почему?
– Благодаря чему второй рассказ стал более понятный и интересный?

Работа по карточкам

Задание №1

Вставь в имена прилагательные пропущенные окончания.
Отец привёз тигрёнка с охоты. У него была больш _____ голова, кругл ____
зеленоват ___ глаза, широк ____ лоб, коротк _____ уши. Передн _____ лапы были
тяжёл_____ и сильн_____. Он был неуклюж _____ и маленьк_____. Тигрёнка поймали
в камышах около громадн ____ озера.
Задание № 2. Вставь в имена прилагательные пропущенные окончания.
Наступит весёл_____ май. Расцветёт бел___ ландыш, жёлт____ лютик, син___
колокольчик. В саду распустятся красн _____ пион и бел_____ лилия. Летом зацветут
ярк____ шиповник и розов____ клевер.

Задание № 3. Вставь в имена прилагательные пропущенные окончания.
Синица – небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и
бел____ щечки. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___
птичка.
Задание № 4. Вставь пропущенные окончания прилагательных, укажи их падеж.
Тих___ шагом; без верн___ друга; любим___ маму; по тонк___ льду; в далёк___
деревне; за соседн___ домом; пушист___ кота; по тонк___ веточке; из бел___
кувшина; к высок___ дереву.
Задание № 4. Запиши словосочетания, ставя слова из скобок в нужном падеже.
С (высокая) горы, о (весёлая) прогулке, в (любимая) книжке, (уютная) комнатой,
(вьюжная) ночью, (добрая) подруге, (легкая) паутины, (шёлковая) косынки.

Итог:

- Что понравилось на уроке?

- Что не понравилось ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Склонение имен прилагательных женского рода единственного числа

Урок дан в 6 классе коррекционной школы VIII  вида....

Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе.Учебник Э.М. Береговская "Синяя птица"

В данной работе содержатся задания на отработку грамматического материала по теме "Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе"....

План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...

Зависимость рода имен прилагательных от рода имен существительных

Зависимость рода имен прилагательных от рода имен существительных...